Меню Рубрики

Влияние усталости и сонливости на свойства внимания водителя

Самое распространенное объяснение причины любого ДТП — не справился с управлением. За этой общей фразой часто прячется банальная усталость водителя. «За рулем» выяснил, как вовремя распознать усталость и можно ли с ней бороться.

«Даже если вы сутки напролет способны расписывать пулю под пиво, то это отнюдь не означает, что те же сутки вы можете проводить в пути».

  • умывание водой или растирание снегом лица и «прочего тела»,
  • попытки сменить позу, поерзать,
  • приседания, ужимки, прыжки на обочине,
  • жевание чего-нибудь,
  • раскачивание головой,
  • громкое пение,
  • нарочито громкий, истерический смех,
  • много двойного и тройного кофе без сахара, энергетические напитки и тому подобная ерунда.

А потом подытожил… Запомните, мол: все эти замечательные приемы объединяет… полная их бесполезность. Потому что в схватке со сном победитель известен заранее — и это точно будете не вы. А тот, кто кичится своей уникальностью, рано или поздно проснется либо в разбитой машине, либо в реанимации, либо вообще вдали от этого мира.

Врачи, понятное дело, настроены негативно. Мол, даже если и не уснете, то знайте: быстрее всего утомляются нервные клетки головного мозга, и только затем — мышцы. У водителя, который утомился за рулем, ухудшаются восприятие, память, мышление и внимательность, уменьшается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости. В общем — полный букет. Понятным языком это можно выразить так: если здоровый водитель видит знак, скажем, за 100 метров, то утомленный — только за 80. И чем дольше длится рабочий день водителя, тем выше шанс угодить в ДТП. Если верить проведенным исследованиям, то вероятность попасть в аварию после 12-часового пребывания за рулем примерно в 9 (!) раз выше, чем при 6-часовом. Так говорит статистика — с ней спорить бессмысленно.

«На мгновение мое внимание было отвлечено от дороги. А когда я снова взглянул вперед, то увидел, что нечто движется навстречу мне по дороге, на самом конце конуса света от фар. В первое мгновение я застыл, решив, что чувства обманывают меня. Потому что это был динозавр…»

Клиффорд Саймак, «Исчадия разума»

Динозавров на дороге я видел лично! На трассе М8, если кому-то интересно… Между Вельском и Вологдой.

Дело было лет 15 назад, когда я на редакционном Матизе ехал в сторону Москвы из Архангельска. Так получилось, что выспаться в гостинице не удалось (комары зажрали, извините…), да и спать в белую ночь особо, вроде бы, не хотелось. В общем, промучившись часа три, мы рванули в сторону дома, завернув по дороге в Каргополь. На улице — градусов 30 с хвостиком, кондея в матизике нет, а за бортом — мириады гудящих мерзостей. И тут я понял, что просто безумно хочу спать…

Спутница, в отличие от меня, могла засыпать при любых условиях — что успешно и сделала. А я еду, одновременно пытаясь жевать, говорить, петь, слушать музыку и что-то еще… И когда до Вологды осталось меньше сотни километров, я увидел динозавров. Они были черные и большие — их силуэты спокойно перемещались поперек шоссе. Честно говоря, я не удивился и не испугался. А добравшись до гостиницы, просто рухнул на кровать и отрубился часов на восемь.

Уже потом бывалые коллеги вдалбливали мне: надо было остановиться и поспать полчаса хоть на сковородке, иначе всё могло кончиться хуже. Но насчет динозавров поверили все без исключения. Видимо, я был не первый, кто доездился до такого утомления.

источник

Использование телефона.

Поведение пассажиров.

Курение, принятие пищи или напитков.

Громкая музыка.

Плохое настроение и раздражительность.

Безусловно, эти пять причин — только часть огромного множества факторов, по которым водитель может отвлечься и своевременно не среагировать на возникшую ситуацию. В число помех для идеальной езды неизменно входят:

неудобная одежда, доставляющая дискомфорт и многое другое.

— Если бы молодые водители когда-нибудь задумались об автомобильных скоростях, то возможно стали бы лучше понимать, что скорость, равная шестидесяти километрам в час, позволяет автомобилю преодолевать за одну секунду расстояние, равное пятидесяти одному метру. А это может означать только одно — нельзя ничем посторонним заниматься, что может отвлечь от наблюдения за дорогой, включая доставания предметов из «бардачка» или с пола. Идущий в тридцати метрах впереди вас автомобиль начинает производить резкое торможение, если вы в этот момент отвлеклись, столкновение будет неминуемым. Причиной станет ваше отвлечение. К сожалению, этим грешат восемьдесят процентов российских водителей.

— Женщины водители очень часто грешат тем, что отвлекаются на осмотр своего лица в зеркале, чтобы поправить косметику. Требуется срочно открыть косметичку. Все это является отвлекающими элементами от основного рода деятельности. Опасность попадания в аварию у таких водителей в четыре раза выше, чем у внимательных водителей.

— Повышенную опасность представляют собою водители, которые могут задремать, находясь за рулем. Как правило, это вызвано переутомлением. Молодые люди в возрасте восемнадцати – двадцати лет представляют не меньшую опасность при управлении автомобилем. Здесь в большей степени сказывается отсутствие практического опыта, неумение правильно оценить окружающую обстановку.

Применение любого лекарственного препарата в момент отъезда или во время нахождения в пути. Все это может не лучшим образом отразится на состоянии человека. Внезапно появляется сонливость, замедленная реакция, возможно проявление других побочных явлений, которые снизят водительское внимание, реакцию на появившуюся на дороге опасность.

— Отвлекать от основного рода деятельности водителей будут различные наклеенные на лобовое стекло или привязанные к салонному зеркалу сувениры или игрушки, которые раскачиваются при движении транспортного средства.

ü Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов.

Опытный водитель управляя автомобилем, изучает обстановку, воспринимает и анализирует обстановку в зоне слежения. Он будто предугадывает, как будет развиваться дорожная ситуация, которая после промежутка времени может быть зоной опасности. Чрезмерно активное поведение какого-то водителя вызывает неправильные действия со стороны других участников движения.

У водителя автомобиля концентрация внимания может быть в течение некоторых промежутков времени, к примеру, при въезде на эстакаду, тоннелях, мостах, при проезде пешеходных переходов, при встречном разъезде на узких дорогах и улицах, при проезде железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта и так далее. Опытный водитель не всегда одинаково концентрирует свое внимание, при обычном движении на перекрестке он ищет 8 конфликтных точек опасности, на хорошей и прямой дороге он ищет не более двух точек опасности.

ü Влияние усталости и сонливости на свойства внимания. Монотония.

Монотония – это состояние человека, возникающее при выполнении однообразной работы. В состав термина входят два греческих слова — монос — один и тонос — напряжение. Данное состояние характеризуется снижением психической активности и тонуса, ослаблением восприимчивости и сознательного контроля, ухудшением памяти и внимания, стериотипизацией действий и потери интереса к работе.

Причиной является перегрузка информацией, и (или), ее недостаток. переживаются так как какая-то своеобразная тяжело переносимая скука, усталость, как какое-то отупление что-то вроде дурмана. Подобное состояние у водителей иногда называют «дорожный гипноз». Но в отличие от обычной усталости, утомления, для устранения которых требуется относительно длительный отдых, монотония быстро проходит при изменении условий вождения.

«Дорожный гипноз» особенно сильно переживается водителями и потому, что он порождает тормозное, сонливое состояние. Человеку за рулем приходится волевыми усилиями преодолевать его и поддерживать необходимый уровень бодрствования. А когда требуется длительное время сохранять таким образом произвольное внимание, то работа водителя превращается в тяжелый и напряженный труд. Вот поэтому-то деятельность водителя при монотонии порой приравнивается к экстремальному режиму.

Монотония развивается при длительной езде по прямой дороге в условиях однообразной и ничем не примечательной местности. Набегающая на водителя дорога непроизвольно приковывает к себе его внимание, а ритмичные покачивания автомобиля, порой блики на его капоте еще более усиливают ее тормозное действие. Под воздействием монотонии существенно увеличивается время реакции водителя (при езде по монотонной дороге за 10—12 км пути оно возрастает на 30 %). Под влиянием монотонии происходит затормаживание процессов восприятия и мышления, открывается большой простор для непроизвольных срабатываний всяких автоматизированных действий. И это становится ужа опасным. Все эти факторы — заторможенное восприятие и мышление, замедленная реакция, склонность к непроизвольным ошибочным движениям способствуют возникновению дорожных происшествий. Поэтому не случайно 78 % таких происшествий приходится на последнюю и первую треть монотонных участков дороги, т.е. на участки, где уже накапливается воздействие монотонии при прямом и обратном движении.

Можно дать и некоторые психологические рекомендации водителям, как противодействовать «дорожному гипнозу».

Во-первых, не следует сосредоточивать свое внимание на однообразной дороге. Поскольку такое состояние развивается в спокойной дорожной ситуации, то можно совершенно безболезненно думать о посторонних вещах, но желательно не о безразличных, а о чем-то волнующем.

Во-вторых, ему следует специально обращать внимание на окружающую природу — на особенности ландшафта, облака, пролетающих птиц, в общем, на что угодно, что уводит его мысли от однообразной картины данной местности. Для уменьшения воздействия монотонии можно также включать магнитолу .Вместе с тем следует избегать монотонной музыки и очень отвлекающих передач. Японские ученые считают, что жевательная резинка является эффективным средством в борьбе с «дорожным гипнозом».

Также для предупреждения такого состояния на однообразных участках дороги рекомендуется использовать средства, активизирующие внимание водителей: беседа со спутником ,жевание сушеных фруктов или кислых конфет. Заторможенное состояние у водителя может возникнуть и при отсутствии утомления, но даже незначительное утомление способствует его появлению.

Читайте также:  Апатия сонливость усталость раздражительность что делать

ü Способы профилактики усталости.

Как бороться с усталостью за рулем?

Когда водитель находится в пути за рулем 12 часов, то сложно не поддаться навалившейся усталости и не потерять контроль над ситуацией. По всему миру происходит много ДТП по причине того, что водители заснули за рулем. И с каждым годом процент увеличивается. Но есть много способов борьбы с сонливостью и усталостью в дороге.

Признаки усталости за рулем:

Когда усталость внезапно наваливается на водителя, ее первыми признаками являются слабость, вялость и сонливость. В руках и ногах появляется ощущение тяжести. Тело становится тяжелым, мышцы затекают, глаза начинают чесаться, как будто туда попал песок. Такие ощущения знакомы всем водителям. Плюс сюда добавляется потеря концентрации и внимания.

В движениях появляется леность – не хочется переключать передачи, включать поворотники. Такие признаки усталости приводят к тому, что ослабевает реакция, что опасно в условиях, когда водитель длительное время находится за рулем, ведь тогда он может не заметить дорожных разметок или знаков, может вовремя не объехать ямы.

Проблема борьбы с усталостью актуальна для многих водителей, поскольку длительное пребывание за рулем, однообразный вид за окном, повышенное напряжение глаз, ночное время суток и другие факторы часто приводят к снижению внимания и скорости реакции на изменяющуюся дорожную обстановку. Немало бед приносит и такое крайне нежелательное явление, как микросон – кратковременный неосознанный сон, который возникает у человека после длительного лишения полноценного сна и длится от долей секунды до тридцати секунд. Это очень опасное состояние, поскольку если микросон произойдет во время управления автомобилем, то это может привести к автокатастрофе. По статистике, чаще всего аварии случаются между тремя и пятью часами ночи — именно в этот период времени повышена вероятность возникновения микросна у уставшего человека.

Ниже приведены рекомендации по борьбе с усталостью и ее профилактике. Помните, что потеря контроля над управлением автомобилем может привести к непоправимым последствиям!

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 205 | Нарушение авторских прав

источник

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:

— понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление);

— внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);

— причины отвлечении внимании во время управления транспортным средством;

— способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов;

— влияние усталости и сонливости на свойства внимания;

— способы профилактики усталости; виды информации;

— выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка;

— системы восприятия и их значение в деятельности водителя;

— опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система;

— поле зрения, острота зрения и зона видимости;

— периферическое и центральное зрение;

— факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя;

— другие системы восприятии (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;

— влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память;

— виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;

— мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления;

— оперативное мышление и прогнозирование;

— навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях;

— важность принятия правильного решения на дороге;

— формирование психомоторных навыков управления автомобилем;

— влияние возрастных и тендерных различий на формирование психомоторных навыков;

— прости и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне;

— факторы, влияющие на быстроту реакции.

Этические основы деятельности водителя:

— цели обучения управлению транспортным средством;

— мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач;

— склонность к рискованному поведению на дороге, формирование привычек; ценности человека, группы и водителя;

— свойства личности и темперамент;

— влияние темперамента на стиль вождения;

— негативное социальное научение;

— понятие социального давления;

— влияние рекламы, прессы и кино индустрии на поведение водителя;

— ложное чувство безопасности;

— влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения;

— способы нейтрализации давления в процессе управления транспортным средством;

— представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;

— ответственность водителя за безопасность на дороге;

— взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения;

— уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды);

— причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами;

— особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Основы эффективного общения:

— понятие общения, его функции, этапы общения;

— стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как восприятие и понимание других людей);

— характеристика вербальных и невербальных средств общения;

— основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное);

— качества человека, важные для общения;

— барьеры и межличностном общении, причины и условия их формирования;

— общение в условиях конфликта;

— особенности эффективного общения;

— правила, повышающие эффективность общения.

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов:

— эмоции и поведение водителя;

— эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);

— изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях;

— управление поведением на дороге;

— экстренные меры реагирования;

— способы саморегуляции эмоциональных состояний;

— конфликтные ситуации и конфликты на дороге;

— причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения;

— тип мышления, приводящий к агрессивному поведению;

— изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;

— влияние плохого самочувствия на поведение водителя;

— правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практические навыки. Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта . Психологический практикум.

Билеты к зачету по предмету

«Психофизиологические основы деятельности водителя транспортных средств»

  1. Память — это
  • психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности
  • отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств
  • психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей
  • познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.
  1. Перечислите виды мышления
  • наглядно-действенное
  • наглядно-словесное
  • наглядно-образное
  • словесно-логическое.
  1. К познавательным функциям не относится:
  1. Выберите основные методы (способы) поучения умозаключений при рассуждении:
  • Дедукция
  • Индукция
  • Хронология
  • Аналогия
  1. Объемом внимания называется

1) Качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

2) Количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

  1. Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

2) флегматик

  1. Характер человека — это совокупность индивидуально-психологических особенностей, проявляющаяся в:

1) задатках и способностях

2) сенсорной организации личности

3) способах типичного реагирования

4) стратегиях решения мыслительных задач

  1. Выберите правильную последовательность видов мышления в процессе онтогенеза:
  • наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
  • наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое.
  • словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное.
  1. Произвольное внимание

1) возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействия раздражителей.

2) направляется на объекты под влияниям принятых решений и поставленных человеком сознательных целей.

  1. К нарушениям подвижности мышления относятся:
  • Ускоренное мышление
  • Обстоятельное мышление
  • Вязкое мышление
  • Замедленное мышление

5) Детализированное мышление

  1. Водителю приходится выполнить большое количество действий по управлению автомобилем. Назовите причины ошибочности некоторых действий:
    • Дефицит времени приема информации
    • Дефицит общения с пассажирами
    • Дефицит времени переработки информации
  1. Преимущественная направленность личности описывается парой понятий:

1) интроверсия-экстраверсия

  1. Перечислите основные факторы влияющие на видимость дороги:
  • Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
  • Геометрические характеристики поперечного профиля, геометрические характеристики продольного профиля, индивидуальные свойства слуха, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
  • Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, масса ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
  1. Переживания отношений к предметам и явлениям — это:
  1. Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента
  • Фаза I Активация.
  • Фаза II Эскалация.
  • Фаза III Кризис.
  • Фаза IY Восстановление.
  • Фаза Y Стабилизация.
  1. Активность, связанная с достижением частных целей деятельности, называется:

5) действие

  1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы — обязательная черта таких познавательных процессов, как:
  • ощущение
  • восприятие
  • мышление
  • воображение
  • внимание
  1. Уровень агрессии индивида тем выше
  • Чем ниже уровень его социализированности
  • Чем выше уровень его социализированности
  1. Наиболее тесно мышление связано со следующими психическими процессами:
  • эмоции
  • воображение
  • воля
  • речь
  • внимание
  1. Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих факторов:
  • Злоупотребление психоактивными веществами,
  • Детские психические травмы и дефекты воспитания.
  • Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.
  • Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.
  • Все ответы правильные
  1. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:
  • абсолютным верхним порогом ощущений
  • абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
  • болевым порогом
  • дифференциальным порогом ощущений
  • оперативным порогом ощущений
  1. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?
  • адаптация;
  • сенсибилизация;
  • реминисценция;
  • иллюзия.
  1. Выберите черты характера положительно влияющие на надежность водителя
    • Объяснение неудач обстоятельствами
    • Спокойствие
    • Внимательность
    • Эгоцентризм
  1. Объем внимания взрослого человека составляет:
  • 5-7 простых фигур
  • 6-9 простых фигур
  • 9-11 простых фигур
  • 12-13 простых фигур
  1. Выберите черты характера отрицательно влияющие на надежность водителя:
    • Доброжелательность
    • объяснение неудач своими ошибками
Читайте также:  Анализы при постоянная усталость и сонливость

3) склонность к риску

4) беспечность, самоуверенность

  1. Выберите правильную очередность развития конфликта;

1) предметная ситуация, разрешение конфликта, конфликтное взаимодействие

2) предметная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта

3) конфликтное взаимодействие, предметная разрешение конфликта

  1. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:
  • новизна
  • привычность
  • подвижность
  • статичность
  1. Быстрый, эмоциональный, порывистый, довольно вспыльчивый и легко возбудимый человек по типу темперамента:
  1. Эмоции — сложный психический процесс, включающий в себя три компонента:
  • Физиологический
  • Созидательный
  • Поведенческий
  • Психологический
  1. Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира — это:
  • ощущение
  • внимание
  • восприятие
  • мышление
  1. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении, называют:
  • стрессами
  • фрустрациями
  • чувствами
  • аффектами
  • психическими травмами
  1. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется:
  • личность
  • сознание
  • «Я-концепция»
  • структура самосознания
  1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.
  • самосознание
  • сознание
  • бессознательное
  • предсознание
  1. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:
  • сангвиник
  • холерик
  • флегматик
  • меланхолик
  1. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
  • Отрицанием
  • Регрессией
  1. Воля – это…
  • способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия
  • совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе
  • совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов
  • индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности
  1. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
    • Целеустремленного
    • Решительного
    • Настойчивого
    • Самостоятельного
  1. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:
  • Воспитанность
  • Авторитет
  • Задатки
  • Равнодушие
  1. После употребления алкоголя

1) Время реакции увеличивается

2) Время реакции уменьшается

  1. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
  • холерику
  • сангвинику
  • флегматику
  • меланхолику
  1. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
  • интровертированного
  • экстравертированного
  • интропунитивного
  1. шизоидного
  1. Факторы риска при вождении автомобиля

1) Употребление алкоголя

3) Усталость

4) Использование телефона во время движения

5) Все ответы правильные

  1. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
  • Холерика
  • Сангвиника
  • Флегматика
  • Меланхолика
  1. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам…
    • волевого процесса
    • формирования характера
    • мыслительного процесса
    • формирования памяти
  1. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
  • Механической
  • Логической
  • Эмоциональной
  • аудиальной
  1. Аккуратность, бережливость, щедрость — это:
  • черты, характеризующие отношение личности к вещам
  • черты, проявляющиеся по отношению к другим
  • система отношений человека к самому себе
  • черты, проявляющие отношение к деятельности
  1. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
  • Интропунитивный
  • Интровертированный
  • Экстравертированный
  • Экстрапунитивный
  1. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:
    • индивид
    • личность
    • субъект деятельности
    • индивидуальность
  1. Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют):
  • Направленность
  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  1. Суть проекции заключается:
  • в приписывании другим людям собственных чувств
  • в ориентации поведения на доступную цель
  • в отрицании реальных фактов
  • в выборе поведения, противоположного подавленному
  1. После употребления алкоголя наблюдается повышенная самоуверенность и игнорирование запретов, невнимательность, безрассудность и недостаточный контроль из-за плохой координации и замедленного чувственного восприятия. Какова степень влияния алкогольной интоксикации?
  • 0, 3 — 1, 0 промиилле г/литр (в крови)
  • 2,0 – 3,0 промиилле г/литр (в крови)
  • 1,5 – 5,0 промиилле г/литр (в крови)
  1. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:
  • Темперамент
  • Способности
  • Характер
  • Задатки
  1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:

2) Потребность

  1. Человека как индивида характеризует:
  • индивидуальный стиль деятельности
  • креативность
  • мотивационная направленность
  • средний рост
  1. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
  • Холерику
  • Сангвинику
  • Флегматику
  • меланхолику
  1. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:
  • Инстинкты
  • механическая память
  • ценностные ориентации
  • музыкальный слух
  1. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:
  • Настойчивость
  • Сознательность
  • Оптимизм
  • трудолюбие
  1. Высший регулятор поведения – это:
    • 1) убеждения
    • 2)мировоззрение
    • 3) установка
    • 4) Интерес
  1. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
  • отношение личности к вещам
  • отношение другим
  • систему отношений человека к самому себе
  • особенности протекания деятельности
  1. Назовите мощные стрессоры для водителя:
  • фактор ответственности

2) фактор неожиданности

  • фактор жизнедеятельности
  • фактор неопределённости
  1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется

3) Воображением

  1. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как …

1) целостность

  1. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен…

3) Анализатором

  1. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…

1) ведущий анализатор

  • предмет восприятия
  • активность субъекта
  • вид деятельности
  1. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется…

1) абсолютной чувствительностью

2) дифференциальной чувствительностью

  1. Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….

2) идентификацией

3) социально-психологической рефлексией

  1. Высшим видом памяти считается … память.

4) словесно-логическая

  1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают
  • процессы
  • познавательные
  • мотивационные
  • эмоциональные
  • волевые
  1. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как

3) адаптация

  1. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является
  • предмет отражения
  • активность субъекта
  • вид деятельности
  1. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется…
  • 1) качество ощущений
  • 2)интенсивность ощущений
  • 3) пространственная локализация раздражителей
  • 4) длительность ощущений
  1. К основным свойствам ощущений не относится…
  • Качество
  • Интенсивность
  • Длительность
  • объем
  1. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется
  • долговременной
  • эмоциональной
  • произвольной
  • механической
  1. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются…
  • агнозией
  • галлюцинацией
  • иллюзией
  • бредом
  1. Укажите способы эмоциональной саморегуляции:
    • 1)расслабление мимической мускулатуры
    • 2)совершенствование дыхания
    • 3)визуализация
    • 4) детерминация

источник

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СПО ВО «ВТЭК»

_____________ А.И.Максимов

«____»________________2014г.

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету « Психофизиологические основы деятельности водителя »

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:

— понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление);

— внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);

— причины отвлечении внимании во время управления транспортным средством;

— способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов;

— влияние усталости и сонливости на свойства внимания;

— способы профилактики усталости; виды информации;

— выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка;

— системы восприятия и их значение в деятельности водителя;

— опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система;

— поле зрения, острота зрения и зона видимости;

— периферическое и центральное зрение;

— факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя;

— другие системы восприятии (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;

— влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память;

— виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;

— мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления;

— оперативное мышление и прогнозирование;

— навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях;

— важность принятия правильного решения на дороге;

— формирование психомоторных навыков управления автомобилем;

— влияние возрастных и тендерных различий на формирование психомоторных навыков;

— прости и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне;

— факторы, влияющие на быстроту реакции.

Этические основы деятельности водителя:

— цели обучения управлению транспортным средством;

— мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач;

— склонность к рискованному поведению на дороге, формирование привычек; ценности человека, группы и водителя;

— свойства личности и темперамент;

— влияние темперамента на стиль вождения;

— негативное социальное научение;

— понятие социального давления;

— влияние рекламы, прессы и кино индустрии на поведение водителя;

— ложное чувство безопасности;

— влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения;

— способы нейтрализации давления в процессе управления транспортным средством;

— представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;

— ответственность водителя за безопасность на дороге;

— взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения;

— уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды);

— причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами;

— особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Основы эффективного общения:

— понятие общения, его функции, этапы общения;

— стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как восприятие и понимание других людей);

— характеристика вербальных и невербальных средств общения;

Читайте также:  Болит голова усталость сонливость тошнота и хочется постоянно пить

— основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное);

— качества человека, важные для общения;

— барьеры и межличностном общении, причины и условия их формирования;

— общение в условиях конфликта;

— особенности эффективного общения;

— правила, повышающие эффективность общения.

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов:

— эмоции и поведение водителя;

— эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);

— изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях;

— управление поведением на дороге;

— экстренные меры реагирования;

— способы саморегуляции эмоциональных состояний;

— конфликтные ситуации и конфликты на дороге;

— причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения;

— тип мышления, приводящий к агрессивному поведению;

— изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;

— влияние плохого самочувствия на поведение водителя;

— правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практические навыки. Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта . Психологический практикум.

Билеты к зачету по предмету

«Психофизиологические основы деятельности водителя транспортных средств»

Память — это

психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности

отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей

познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

Перечислите виды мышления

наглядно-действенное

наглядно-образное

словесно-логическое .

К познавательным функциям не относится:

Выберите основные методы (способы) поучения умозаключений при рассуждении:

Объемом внимания называется

Качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

Характер человека — это совокупность индивидуально-психологических особенностей, проявляющаяся в:

сенсорной организации личности

способах типичного реагирования

стратегиях решения мыслительных задач

Выберите правильную последовательность видов мышления в процессе онтогенеза:

наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое.

словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное.

Произвольное внимание

1) возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействия раздражителей.

2 ) направляется на объекты под влияниям принятых решений и поставленных человеком сознательных целей.

К нарушениям подвижности мышления относятся:

5) Детализированное мышление

Водителю приходится выполнить большое количество действий по управлению автомобилем. Назовите причины ошибочности некоторых действий:

Дефицит времени приема информации

Дефицит общения с пассажирами

Дефицит времени переработки информации

Преимущественная направленность личности описывается парой понятий:

интроверсия-экстраверсия

Перечислите основные факторы влияющие на видимость дороги:

Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

Геометрические характеристики поперечного профиля, геометрические характеристики продольного профиля, индивидуальные свойства слуха, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, масса ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

Переживания отношений к предметам и явлениям — это:

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента

Фаза Y Стабилизация.

Активность, связанная с достижением частных целей деятельности, называется:

Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы — обязательная черта таких познавательных процессов, как:

Уровень агрессии индивида тем выше

Чем ниже уровень его социализированности

Чем выше уровень его социализированности

Наиболее тесно мышление связано со следующими психическими процессами:

воображение

Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих факторов:

Злоупотребление психоактивными веществами,

Детские психические травмы и дефекты воспитания.

Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.

Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.

Все ответы правильные

Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:

абсолютным верхним порогом ощущений

абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)

дифференциальным порогом ощущений

оперативным порогом ощущений

Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?

Выберите черты характера положительно влияющие на надежность водителя

Объяснение неудач обстоятельствами

Спокойствие

Внимательность

Объем внимания взрослого человека составляет:

6-9 простых фигур

Выберите черты характера отрицательно влияющие на надежность водителя:

объяснение неудач своими ошибками

склонность к риску

беспечность, самоуверенность

нерешительность

Выберите правильную очередность развития конфликта;

предметная ситуация, разрешение конфликта, конфликтное взаимодействие

предметная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта

конфликтное взаимодействие, предметная разрешение конфликта

Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

подвижность

Быстрый, эмоциональный, порывистый, довольно вспыльчивый и легко возбудимый человек по типу темперамента:

Эмоции — сложный психический процесс, включающий в себя три компонента:

Физиологический

Поведенческий

Психологический

Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира — это:

Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении, называют:

Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется:

Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета .

бессознательное

Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:

Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия

совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе

совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов

индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности

Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:

Целеустремленного

Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

После употребления алкоголя

Время реакции увеличивается

Время реакции уменьшается

Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

меланхолику

Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

экстравертированного

Факторы риска при вождении автомобиля

Употребление алкоголя

Использование телефона во время движения

Все ответы правильные

Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:

Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам…

формирования характера

Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.

Аккуратность, бережливость, щедрость — это:

черты, характеризующие отношение личности к вещам

черты, проявляющиеся по отношению к другим

система отношений человека к самому себе

черты, проявляющие отношение к деятельности

Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

Экстравертированный

Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

субъект деятельности

Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют):

Темперамент

Суть проекции заключается:

в приписывании другим людям собственных чувств

в ориентации поведения на доступную цель

в отрицании реальных фактов

в выборе поведения, противоположного подавленному

После употребления алкоголя наблюдается повышенная самоуверенность и игнорирование запретов, невнимательность, безрассудность и недостаточный контроль из-за плохой координации и замедленного чувственного восприятия. Какова степень влияния алкогольной интоксикации?

0, 3 — 1, 0 промиилле г/литр (в крови)

2,0 – 3,0 промиилле г/литр (в крови)

1,5 – 5,0 промиилле г/литр (в крови)

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:

Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:

Потребность

Человека как индивида характеризует:

индивидуальный стиль деятельности

средний рост

Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

меланхолику

Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

ценностные ориентации

Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

Настойчивость

Высший регулятор поведения – это:

мировоззрение

Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

отношение личности к вещам

систему отношений человека к самому себе

особенности протекания деятельности

Назовите мощные стрессоры для водителя:

фактор ответственности

2) фактор неожиданности

фактор неопределённости

Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется

Воображением

В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как …

целостность

Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен…

Анализатором

Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…

ведущий анализатор

предмет восприятия

Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется…

дифференциальной чувствительностью

Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….

идентификацией

Высшим видом памяти считается … память.

словесно-логическая

Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают

познавательные

Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как

Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является

активность субъекта

Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется…

интенсивность ощущений

пространственная локализация раздражителей

К основным свойствам ощущений не относится…

Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется

механической

Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются…

Укажите способы эмоциональной саморегуляции:

расслабление мимической мускулатуры

совершенствование дыхания

источник