Меню Рубрики

Биологическое значение утомления двояко

Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

Его биологическое значение двояко: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.

Проявляется утомление чувством усталости, дискоординацией (нарушение оптимальных соотношений физиологических и биохимических функций в структуре функциональных систем) и во многих случаях снижением эффективности работы. Это обратимый процесс: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функций организма.

Обычно утомлению сопутствует субъективное чувство усталости. Однако они не всегда совпадают во времени. Если работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.

В настоящее время наиболее часто развитие утомления связывают со сложным переплетением процессов, протекающих как в нервных центрах, так и в периферических органах. При этом в одних случаях ведущее значение принадлежит нервным центрам, в других же изменениям в периферических органах. Так, при предельных двигательных нагрузках утомление первично возникает в мышцах в результате выключения быстроутомляющихся двигательных единиц, а при деятельности с малыми мышечными нагрузками, осуществляемыми малоутомляемыми двигательными единицами, — в нервных центрах. При средних нагрузках наблюдается сложное сочетание явлений утомления.

Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа — по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

Возрастные особенности развития утомления при мышечной нагрузке, касающиеся детей и подростков, исследованы еще недостаточно, однако отмечено, что при возрастании интенсивности физических упражнений наблюдается не только появление резко выраженного усиления функции кардиореспираторной системы, но и развития более выраженного утомления. Более быстрое развитие утомления у детей при повышающейся интенсивности мышечной работы может быть объяснено следующими возрастными особенностями их организма:

1. КПД организма детей ниже, чем у взрослых (соответственно 10-12% и 18%). Это четко отражено в увеличении более чем в 2 раза «коэффициента нагрузки», т. е. возрастания ЧСС при увеличении мощности выполняемой работы на 1 кгм/с или в малой величине показателя ватт-пульс при физической нагрузке у детей по сравнению со взрослыми, или в меньшей эффективности легочной вентиляции, на что указывает увеличенный у детей «вентиляционный эквивалент», т. е. меньшая величина используемого кислорода из всей величины вентилируемого в легких воздуха.

2. Дети меньше, чем взрослые способны к мышечной работе в анаэробных условиях обмена, требующей особенно большого напряжения системы дыхания и кровообращения. Отсюда, как правило, величина кислородного долга после физической нагрузки у детей не может достигать величины, отмечаемой у юношей и взрослых.

3. У детей более ограничены возможности мобилизации кислородтранспортной системы организма во время физической нагрузки вследствие малой кислородной емкости крови, что отражается в пониженных величинах достижимого МПК, что сказывается и на малой, вдвое или втрое меньшей величине у детей кислородного пульса. Вместе с тем дети могут удерживать доступную для них величину МПК явно более короткое время, чем взрослые.

4. Меньшее совершенствование регуляции углеводного обмена у детей, меньшая способность к мобилизации углеводных ресурсов организма детей вызывают снижение содержания сахара в крови уже при средней интенсивности нагрузки, что не может не уменьшать работоспособность детского организма. Вместе с тем у подростков после интенсивной физической нагрузки отмечается снижение глюкокортикоидной функции надпочечников (вместо возрастания, наблюдаемого у взрослых спортсменов), что отражает малую способность ‘к мобилизации адаптивных механизмов, как эффективной реакции общего адаптационного синдрома.

источник

Физиология и гигиена сна детей и подростков.

Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имею­щий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.
Новорожденные дети спят 20—22 ч в сутки. С возрастом про­должительность сна у человека снижается.

Сокращение продолжительности сна у детей на 2—4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организ­ма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потреб­ность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физиче­ского развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжи­тельность сна, следует также учитывать и индивидуальные осо­бенности детей.
Для школьников с отклонениями в состоянии здо­ровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам.
Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и до­статочную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при доста­точной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха ор­ганизму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обе­спечить выполнением определенных правил.
Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуются условные рефлексы на об­становку сна (время отхода ко сну, вечерний туалет (умыва­ние, чистка зубов, мытье ног, раздевание)).
Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усилен­ную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нерв­ной системы. Лучше всего перед сном на 20—30 мин выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2—1,5 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь давать детям не ре­комендуется.
Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, спо­собствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15—16°С.

Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Понятие об утомлении. После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха, работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее ,не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление- оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 1739 | Нарушение авторских прав

источник

Утомление — сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточ­ный, органный, системный, целостного орга­низма) и проявляющийся в совокупности измене­ний, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирую­щих, вегетативных и исполнительных систем, развитием чувства усталости, временным снижени­ем работоспособности и ее эффективности.

Биологическое значение утомления состоит в том, что оно приводит к возникновению торможения в центральной нервной системе (первично или вторично) и обеспе­чивает защиту последней и всего организма от перенапряжения и истощения.

Физиологическое значение утомлениязаключается в том, что в связи с тренировкой появляется устойчивость к утомлению. Утомление является ведущим механизмом адаптации благодаря мобилизации резервных возможностей. Изменения, происходящие во время утомления являются своеобразными стимулами для формирования функциональных и конструктивных трансформаций в организме, составляющих суть развития тренированности (адаптированности).

В развитии утомления можно выделить две фазы:

— первая фаза—преодолеваемое, или скрытое утомление, когда работоспособность еще может поддерживаться на прежнем и даже высоком уровне, благодаря усилению коркового возбуждения, несмотря на выраженную уже дискоординацию вегетативных функций и снижение ко­эффициента полезного действия организма;

Читайте также:  Анализ кривой утомления эргограммы

— вторая фаза — непреодолимое, иначе «явное» утом­ление, когда внешний эффект работы заметно снижается или работа вынужденно прекращается, несмотря на все усилия работающего. В этой фазе внешний эффект работы (рабо­тоспособность) заметно снижается, непреодолимо разви­ваются явления охранительного торможения в централь­ной нервной системе, приводящие к вынужденному пре­кращению работы.

Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же работы, возникновении одышки, усиленном потоотделении и покраснении кожных покровов, в замедлении реакций и скорости переработки информации, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлениях.

В каждой из выше обозначенных 2 фаз утомления имеет свои признаки:

I фаза – компенсируемое (скрытое, преодолеваемое)характеризуется следующими проявлениями:сохранением эффективности движений, усилением доминантного возбуждения (волевое усилие), появление индукционного торможения, максимальным повышением функцией, но и снижением к.п.д. организма;

II фаза – непреодолеваемое (некомпенсируемое, явное) – характеризуется следующими проявлениями:затруднением или нарушением биомеханики движений, выраженным развитием охранительного торможения, дискоординацией функций и их ослаблением.

Первые признаки скры­того утомления, связанные со снижением экономич­ности работы, ухудшением внутримышечной и межмышечной координации, значительными изме­нениями в координационной структуре движений, появляются чаще всего в начале второй половины ра­боты.

Основным показателем, свидетельствующим о наступлении скрытого утомления и его усугублении при стабильной работоспособности спортсмена, мо­гут служить энергозатраты на единицу механической работы. Именно существенное повышение энергозатрат по отношению к показателям устойчивого состояния свидетельствует об использовании нерациональных компенсаторных механизмов поддержания работоспособности и развитии скрытого утомления.

Ориентировочные данные о выраженности общего утомления можно получить путем учета субъективных ощущений и внешних проявлений этого состояния, например, по схеме Зотова и Иванова («Физиологические методы исследования в спорте», С.Н.Кучкин, В.М.Ченегин, Волгоград, 1981) или по схеме Harre (1982), представленной в книге В.Н.Платонова «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте», Киев, 1997.

Здесь учитываются такие симптомы (проявления, признаки) как:окраска кожи, потоотделение, характер движений, общее самочувствие, сосредоточенность, настроение, отношение к тренировкам.

Кроме того, утомление может быть определено по ряду объективных показателей, с использованием инструментальных методик, например: по величине ЧСС и АД; по ЭКГ; по результатам дыхательных проб;по результатам рефлексометрии; по результатам определения КЧСМ; по результатам определения тремора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10336 — | 7636 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Утомление — физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности. К внешним признакам относятся: изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений.

К внутренним признакам относятся: появление болевых ощущений в мышцах, головокружение.

Биологическое значение утомления, развивающегося у школьников в процессе деятельности, двояко: оно выполняет охранительную функцию, защищая нервную систему от чрезмерного истощения, и в то же время играет стимулирующую роль, способствуя развитию и совершенствованию функциональных возможностей нервной системы. При организации учебной и трудовой деятельности детей и подростков необходимо стремиться не к тому, чтобы исключить появление утомления, а к тому, чтобы отдалить его наступление на более поздние сроки и сохранить организм от чрезмерного утомления.

1. фаза компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;

2. фаза декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы;

3. фаза полного утомления – когда наступает отказ от выполнения работы.

Утомление: меры профилактики.В процессе выполнения работы может наступить состояние пониженной работоспособности, которое субъективно воспринимается как усталость, а объективно оценивается как утомление. При утомлении ухудшается самочувствие, снижается внимание, нарушается координация движений. Утомление может быть причиной повышенного травматизма на производстве и в быту.

Профилактика утомления: Важным средством профилактики утомления, условием поддержания высокой работоспособности является установление рационального режима труда и отдыха. Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха. Это особенно необходимо для производственных процессов, требующих больших энергетических затрат или постоянного напряжения внимания. Введение в соответствующие периоды рабочей смены физиологически обоснованных регламентированных перерывов (кроме обеденного) и правильное их использование обеспечат установление основных физиологических функций. Время установления дополнительных перерывов и их продолжительность определяются характером работы. Отдых во время перерывов целесообразно использовать для проведения специально подобранных физических упражнений. Активный отдых более эффективен по сравнению с пассивным, что положительно отражается на восстановлении работоспособности и производительности труда. Исключительное значение в борьбе с утомлением имеют механизация и автоматизация производственных процессов, что в значительной степени облегчает труд и создает для него более благоприятные условия.

Особенно быстро приводит к утомлению статическая работа, при которой практически не происходит перемещения частей тела в пространстве. Динамическая же работа, связанная с перемещением частей тела в пространстве, характеризуется участием в ней поочередно разных групп мышц, приводящих к возбуждению соответствующих участков коры головного мозга. В связи с этим в профилактике утомления важную роль играют мероприятия, направленные на физиологическую рационализацию трудовых процессов. Прежде всего, это касается обеспечения рациональной рабочей позы и рабочего места. Рациональной называют свободную, ненапряженную позу, в поддержании которой участвует минимальное количество мышц.

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 1892 | Нарушение авторских прав

источник

Утомление – это состояние, зарождающееся вследствие чрезмерной нагрузки и проявляющееся понижением продуктивности деятельности. Возникнуть может при выполнении физических операций и решении интеллектуальных задач. Физическая усталость выражается упадком сил, снижением быстроты, точности, рассогласованностью действий. Умственная усталость характеризуется спадом плодотворности интеллектуальной деятельности, снижением концентрации, замедлением мыслительных процессов. Быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы – оно скорее «нападёт» при выполнении однообразной операции, длительном нахождении в однообразной позиции. Ритмичные движения и разносторонняя деятельность являются менее утомительными.

Современные реалии вынуждают людей всесторонне развиваться, тратить много времени на самообучение, делать стремительную карьеру, заниматься спортом. Активный стиль бытия, безусловно, лучше, нежели пассивное движение по жизненному руслу. Но в бесконечной погоне за благами цивилизации, постоянном стремлении добиться успеха большинство людей функционирует на пределе. Они забывают, что ресурс организма отнюдь неисчерпаемый.

Именно поэтому утомление сегодня стало неизменным спутником многих успешных личностей. Субъективно оно ощущается как усталость и проявляет себя временным снижением плодотворности труда. Продолжительное утомление нередко порождает переутомление, которое наносит урон здоровью. При этом прекрасная половина в большей мере склонна к переутомлению вследствие хрупкости нервной системы.

Утомлением называется преходящее функциональное состояние, являющееся результатом выполнения длительной либо интенсивной работы. Проявляется оно спадом работоспособности. Утомление является предохранительной реакцией организма от изнурения при продолжительном или напряженном труде. Физиологические сбои при утомлении имеют черты стрессовой симптоматики, которой сопутствует нарушение гомеостаза. При этом частое утомление, не переходящее в переутомление, является методом повышения функционального резерва организма. Поскольку при таком состоянии человеческий организм попадает под воздействие стрессора и сигнализирует о необходимости восстановления, после чего возвращается к обычному полноценному функционированию.

Люди часто ощущают усталость физического характера вследствие беспрерывной нагрузки, имеющей связь с телом, пребывающем либо длительный период в одной позе, либо в напряжении.

Возникать может утомление при физической и умственной работе. Бывает либо остро резвившимся, либо хронически протекает. Острая усталость наблюдается при относительно непродолжительном труде, когда уровень физической подготовки субъекта не соответствует интенсивности деятельности. Оно выражается резким спадом сердечной производительности, нарушением регуляторной функции эндокринной системы и ЦНС влияний со стороны ЦНС, избыточным потоотделением, водно-солевым дисбалансом.

Хроническая усталость являет собой следствие отсутствия восстановления после нагрузки. При данной разновидности описываемого состояния теряется способность усваивать новые моторные навыки, снижается работоспособность, уменьшается природная резистентность организма к различного рода недугам.

Утомление, вызванное физическим трудом, в котором участвуют группы мышц, именуется общим. Ему характерно расстройство регуляторной функции ЦНС, согласованности вегетативной и двигательной функций, спад результативности волевого контроля над качеством выполнения операций. Сопровождается данное состояние увеличением ЧСС, неадекватным нагрузке, снижением пульсового давления и легочной вентиляции. Субъективно рассматриваемая симптоматика ощущается в виде резкого упадка сил, сердцебиения, одышки, неспособности продолжать деятельность.

Когда интенсивная нагрузка приходится на отдельные мускулы, возникает локальное утомление. Оно обусловлено снижением лабильности и активности нервных центров, дисбалансом возбудительно-тормозных функций.

В компенсируемой фазе формирования усталости высокая работоспособность сохраняется, но поддерживается волевым ресурсом. При этом экономичность деятельности падает. Продолжение деятельности вызывает некомпенсируемое утомление, основным признаком которого является спад работоспособности на фоне ослабления функций двигательного аппарата и внутренних систем: наблюдается дисфункция надпочечников, падает активность цитохром с-оксидазы (дыхательный фермент), выраженные процессы анаэробного энергетического обмена порождают накопление недоокислённых веществ и снижение щелочного резерва крови.

Наиболее встречаемым фактором, вызываемым утомление, является несоответствие периодов отдыха и времени, затраченного на деятельность. Довольно часто люди отдают работе намного больше времени, нежели уделяют полноценному отдыху, не давая, таким образом, возможности организму восстановить ресурсы.

Следовательно, основной причиной усталости является продолжительная интенсивная рабочая нагрузка.

Среди дополнительных факторов, ускоряющих развитие рассматриваемого состояния, можно выделить такие:

– плохие условия деятельности;

– неблагоприятные условия быта;

– воздействие негативных факторов среды (например, шума);

– физическая нагрузка перед совершением основных задач либо чрезмерная по силе умственная деятельность.

Также можно выделить факторы, являющиеся предрасполагающим компонентом к зарождению усталости, а именно:

– нарушение адекватного режима питания, распорядка дня;

– продолжительные промежутки между деятельностью;

– остаточные функциональные расстройства после затяжных недугов;

– недостаточная физическая подготовка;

– недостаточный уровень физического развития.

Помимо того, рассматриваемое состояние может наступать при таких условиях:

– продолжительной деятельности независимо умственной направленности либо требующая физических усилий;

– монотонном или однообразном труде;

– длительном воздействии раздражителей (слабая освещённость, сильный шум);

– неблагоприятном микроклимате в профессиональной среде;

Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

– отсутствии заинтересованности, как в деятельности, так и в её результатах;

– изнуряющем длительно текущем заболевании;

– отсутствии полноценного питания.

Также утомление может настать по причине недостаточности сна, воздействия стрессоров, недостатка физической активности, психического перенапряжения.

Группой риска считаются спортсмены, люди, характеризующиеся неустойчивой психикой, подвергающиеся непомерным физическим нагрузкам.

Помимо перечисленных факторов, возникновение утомления нередко бывает обусловлено употреблением лекарственных средств, например, противокашлевых, антигистаминных препаратов, противопростудных микстур. Признаки усталости могут обнаруживаться у лиц, принимающих наркотические вещества или злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями.

Умственное утомление является частым спутником, сопровождающим студентов в самое «страшное» для них время – время сессии.

Эмоциональное утомление появляется вследствие коммуникативного взаимодействия с большим числом незнакомых лиц.

Сенсорное утомление зарождается вследствие неоптимальных условий труда (например, при избыточном освещении или наоборот недостаточном, при сильном шуме, в холодном помещении).

Помимо известных факторов существует ряд теорий, объясняющих появление утомления. В ходе произведения физических упражнений происходит продукция молочной кислоты, поступающей в мускулы и кровь, тем самым провоцируя утомление.

Концепция истощения энергии гласит что, выполняя физические упражнения либо интеллектуальную деятельность, индивид утрачивает энергию, вследствие чего уменьшается мышечный объем, что и порождает усталость.

Ещё одно толкование объясняет утомление нарушением регулирования функционирования нервной системы, расстраивается координация процессов возбуждения и торможения. Усталость как результат длительного процесса торможения является защитной функцией, предохраняющей ЦНС от изнурения.

Некоторые личности ненавидят свою работу, характеризуются хроническим недовольством собственным бытием, семейными взаимоотношениями, склонны завидовать, что незаметно, но уверенно катализирует наступление утомления.

Рассматриваемое состояние является физиологическим. Зарождается оно как результат различного рода деятельности. Однако первичная симптоматика утомления довольно разнообразна, что обусловлено генезисом состояния. Так, например, усталость породила интенсивная интеллектуальная работа, то признаки умственного утомления включают: ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, снижение быстроты трансформации информации, возникновение ощущение пустоты в голове. Появление описываемой клиники обусловлено продолжительной и напряженной интеллектуальной работой (студенческая сессия, бухгалтерские квартальные отчёты).

Если профессиональная сфера деятельности индивида предполагает физическую нагрузку, ранние признаки физического утомления следующие: сонливость, понижение работоспособности и продуктивности труда, апатия, появление автоматизма в операциях (то есть индивид выполняет задачи бездумно, механически), сбой координации, увеличение расхода энергии, нарушение внимания, рост количества брака. Среди вегетативных проявлений можно акцентироваться на таких: увеличение потоотделения, учащение пульса, гиперемия дермы, потребность сделать вдохи более глубокими и участить их.

При перегрузках любой этиологии меняется состав крови, а у организма возникает потребность ускорить её передвижение в капиллярах. За выполнение этой задачи ответственна сердечно-сосудистая система. Поэтому интенсивная физическая деятельность, прежде всего, затрагивает функционирование миокарда, поскольку увеличиваются объёмы крови, растёт уровень заполнения и опорожнения его желудочков. Организм тем временем вынужден затрачивать больше усилий, сжигая больше ресурсов, дабы получить необходимую энергию для функционирования мышц.

Основным элементом восполнения энергии и питания является кислород, поступающий через дыхательные органы. В состоянии бездействия человеческому организму надобно в минуту до 300 см3 воздуха (количество обусловлено половой принадлежностью и возрастом). При интенсивных физических операциях потребность в О2 приумножается в разы, что приводит к увеличению объёмов вентиляции лёгких.

Ранними признаками физико-химических изменений можно считать оседание в волокнах мускул токсинов, молочной кислоты и иных продуктов метаболических процессов.

Признаки утомления условно подразделяют на объективные проявления и ощущения субъективного характера.

– понижения продуктивности деятельности;

– ослабление чувства осторожности;

– учащение сердечного ритма;

Среди субъективных ощущений выделяют такие :

– понижение мышечного тонуса;

– локальная усталость (индивид ограничено чувствует усталость, например, в нижних конечностях);

– появляется огромное желание прекратить всякую деятельность;

– при физическом труде в конечностях возникает лёгкое подёргивание и слабость.

Помимо перечисленных категорий проявлений, существуют ещё и внешние признаки утомления, а именно:

– изменение оттенка кожных покровов (тон дермы может варьироваться от тускло розового цвета до пунцового с ярко выраженным цианозом, что обусловлено интенсивностью нагрузки);

– усиление функционирования потовых желез (при незначительной интенсивности нагрузки наблюдаются крошечные капли пота, преимущественно в лобной зоне лица, при тяжёлом труде – потоотделение довольно обильное, также могут появляться солевые пятна на месте потения);

– нарушения в координации двигательных операций (вначале деятельности движения индивида скоординированы и требуют меньших энергетических ресурсов, при утомлении двигательные акты становятся рассогласованными, возникает тремор, покачивание).

Классификация видов усталости обусловлена содержанием деятельности работы. При интенсивном интеллектуальном труде возникает нервно-психическое утомление, а при чрезмерной, однообразной либо продолжительной телесной деятельности появляется мышечное или физическое утомление.

Нервно-психическое утомление порождает спад продуктивности деятельности вследствие сбоя в центральной нервной регуляции. Типичными симптомами считаются: замедленная трансляция информации, ослабление мыслительных функций, когнитивных процессов, ухудшение сенсорной перцепции. Рассматриваемый вид усталости сопровождает отвращение к профессиональной деятельности и низкая результативность труда. Иногда вслед за описанной симптоматикой может прийти депрессивный настрой, тревожность, эмоциональная лабильность, раздражительность.

Ниже перечислены ситуации, способствующие наступлению нервно-психической усталости :

– продолжительный интеллектуальный труд, требующий концентрации, высокой компетентности;

– монотонный и однообразный ритм деятельности;

– некомфортные условия деятельности;

– нарушение питания, различные хвори, семейные проблемы.

Рассматриваемая разновидность утомления может ликвидироваться в отличие от физической усталости если :

– одна деятельность, порождающая усталость, сменяется другой;

– организм оказывается в состоянии страха или тревоги, при опасности;

– происходит смена обстановки;

– возобновляется интерес к выполнению задачи, например, по причине появления новой информации;

Физическая усталость наступает как следствие изменений в мускулах, вызванных продолжительным телесным трудом. Обусловлено оно исчерпанием энергетического ресурса и скоплением молочной кислоты. Данные процессы и вызывают спад продуктивности деятельности.

Данному виду утомления сопутствуют следующие нарушения: ослабление силы, снижение точности и ритмичности движений, рассогласованность двигательных актов, что свидетельствует о причастности к формированию физической усталости нервных структур, отвечающих за движение.

Поскольку существует принципиальная общность рассматриваемых вариаций утомления, то сегодня приобрела широкое распространение классификация, базирующаяся на локализации усталости в структурах нервной системы. Поэтому также выделяют и сенсорное утомление (нарушение деятельности органов чувств), которое бывает информационным (информационная перегрузка или дефицит информации) и перцептивным (сложность в обнаружении сигнала), и эффекторное утомление (спровоцированное интенсивной физической активностью, локализуется, как правило, в участках ЦНС, отвечающих за движения).

Поскольку базисом для развития утомления является устойчивое несоответствие промежутков отдыха длительности и интенсивности труда, то самым важным профилактическим методом коррекции, цель которого состоит в недопущении доведения до усталости организма, будет правильная организация дня.

Также как уже отмечалось выше, возникновению состояния изнурённости организма способствуют неблагоприятные условия деятельности, неорганизованный быт, плохое питание, недостаток сна, громкие или интенсивные звуки. В этом случае профилактика утомления должна заключаться именно в корректировке дискомфортной обстановки.

Помимо того быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы: значительно стремительнее оно приходит при деятельности, сопровождающейся напряжением мышц, вследствие однообразной позы. Менее утомительны для человеческого организма ритмичные движения.

Итак, можно обозначить следующие профилактические коррекционные мероприятия, предупреждающие зарождение утомление, а именно:

– своевременный отдых, который может быть активным (прогулки) либо пассивным (сон);

– увеличение промежутков отдыха между выполнением отдельных задач;

– физиологическая рационализация деятельности (подразумевается антропометрическая совместимость, охватывающая учёт параметров человеческого тела, возможности обозрения пространства вокруг, положения индивида при работе, то есть организация места труда, расположение его составляющих должны быть сопоставимы антропометрическим данным работника, а также его психофизиологическим характеристикам);

– регламентация физической нагрузки и интеллектуальной деятельности;

– оптимизация рабочей позы (следует учитывать физическую тяжесть деятельности, размеры рабочей области, необходимость перемещения в ней работника в ходе выполнения задач, технологические специфики процесса деятельности, статическая нагрузка рабочего положения, время пребывания);

– механизация деятельности, санитарное благоустройство помещений (микроклиматические условия, освещённость, кубатура, вентиляция, эстетическое оформление);

– использование методов, направленные на повышение потока афферентных стимулов в ЦНС, к примеру, выполнение гимнастики, самомассаж;

– применение фармакопейных препаратов, понижающих утомление, к примеру, препаратов глюкозы, элеутерококк, витамины;

Важным профилактическим этапом является внедрение в организации, предприятии, учреждении наиболее рационального режима деятельности и отдыха, то есть разработка оптимальной системы смены периодов работы перерывами между ними. Также надобно учитывать, что продолжительность промежутков отдыха при выполнении одинакового задания должна отвечать возрастным спецификам организма.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии утомления обязательно проконсультируйтесь с врачом!

источник

Утомление – результативность любого вида деятельности, уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, имеющий временный характер. Состояние утомления проявляется в изменении физиологических процессов, в снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса.

Виды утомления: физическое и умственное, кроме того выделяют первичное – развивается быстро в начале смены и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков; и вторичное – медленно развивающееся утомление – возникает примерно через 2,5-3 чеса после начала смены, для его снятия необходим отдых. Переутомление или хроническое утомление – ещё один вид утомления. Они обусловлено отсутствием надлежащего отдыха между рабочими днями, рассматривается как патологическое состояние. Проявляется общим падением производительности труда, увеличением заболеваемости, замедлением роста кальтурно-технического уровня и квалификации работающего, изменение деятельности сердечнососудистой системы: повышение АД и периферического сопротивления. Согласно Платонову выделяют 4 степени переутомления – начинающиеся, легкое, выраженное и тяжелое. Для снятия начинающего переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха, при легкой степени необходимо дождаться отдыха и эффективно его использовать, при повышенном переутомлении необходим срочный отдых. При тяжелой степени необходимо лечение.

Теории утомления: любая целенаправленная работа представляет собой функционирование сложно организованной системы, в которой можно выделить исполнительный и управляющий аппарат, эффективное взаимодействие между ними представляет основное условие для полезного результата. Теории утомления делятся на 2 группы: гуморально-локалистические и центрально-нервные. Первыми возникли представления о том, что утомление обусловлено нарушениями в работающих мышцах, которые перестают воспринимать сигналы, идущие из ЦНС и вызывающие в норме сокращения. Эта теория справедлива для мышц работающих в условиях целостного организма, в тех случаях, когда мощность работы высока, то основные причины отказа от работы – это недостаток энергии, недостаток притока кислорода, накопление продуктов обмена (например, молочной кислоты). При работе малой и средней мощности лимитирующим звеном, отказ от работы, которого должен привести к утомлению, являются структуры, расположенные за пределами работающей мышцы: синупс, альфа-мото нейрон, нейроны экстрапирамидной и пирамидной системы, нейроны коры, ответственность за формирование замысла движения. Это отражается в представлениях центрально-нервной теории утомления.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

Основная причина утомления – это процессы утомления ЦНС и главным образом в двигательной коре больших полушарий. Утомление при физической работе представляет собой временный отказ от работы в результате выхода из «строя», т.е.е нарушения функционирования хотя бы одного из многочисленных звеньев двигательной системы. Чем выше мощность выполняемой работы, тем выше вероятность того, что таким звеном является нервно-мышечный аппарат. При умственном утомлении, вероятно, тоже имеет место процесс торможения в нейронах, локализованных в различных отделах коры.

Биологическая роль утомления: без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умственной деятельности. Утомление стимулирует процесс восстановления, расширяет резервные возможности организма. Следовательно, утомление выполняет не только охранительную роль, но и имеет важное значение совершенствования рабочих механизмов организма.

Меры профилактики утомления и борьбы с ним: 1) своевременное назначение отдыха – активного или пассивного; 2) увеличении микропауз – промежутков между отдельными операциями; 3) регламентация физической и умственной нагрузки – при развитии утомления целесообразно снизить мощность работы; 4) использование функциональной музыки; 5) применение факторов привышающий поток афферентных импульсов в ЦНС, например выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища; 6) аутогенная тренировка и дыхательная гимнастика; 7) использование фармакологических препаратов, повышающих работоспособность (глюкоза, витамин С).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 01.02.2018. Год: 2015. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru:

по дисциплине
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Тема: Работоспособность детей дошкольного возраста, ее фазы и периодичность

Выполнил(а): студентка 1 курса
специальности 440201 «Дошкольное Образование»
**********
2016

Введение 3
1. Понятие об утомлении 4
2. Работоспособность 6
3. Фазы работоспособности и ее дневная периодичность 8
4. Недельная динамика работоспособности 11
Заключение 14
Литература 15

Здоровье ребенка напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность любой деятельности ребенка. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения. В детском возрасте такая негативная тенденция опасна.
Проблема утомления является одной из актуальных в физиологии и неразрывно связана с представлениями об адаптации, о работоспособности, восстановлении и функциональных резервах организма. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность детей дошкольного возраста и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и, если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в дошкольных учреждениях на занятиях и дома.
Опасность переутомления в том, что изменения, происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления дошкольников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления.
Понятие об утомлении

После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха, работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее ,не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление- оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6—8 лет могут выполнить 39—53% объема заданий, выполняемых 15—17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45—64% ниже, чем у вторых.
Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 25).

Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37—42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10—11 до 12—13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество — точность ее лишь на 9%. В 11—12 лет (V—VI классы) наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13—14 (девочки) и 14—15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15—16 и 16—17 лет (IX—X классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14—26%.
Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6—7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Фазы работоспособности и ее дневная периодичность

Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок — точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания — поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня — проявление саморегулирующейся системы.

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменения работоспособности. Выделены основные фазы работоспособности по показателям результативности деятельности: вырабатывание или стадия нарастающей работоспособности, устойчивая работоспособность на высоком уровне, стадия развивающего утомления. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьироваться вплоть до полного выпадения некоторых из них. У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности физиологических психофизиологических показателях. А также определены дни наибольшей работоспособности: вторник у детей в начальной школе и вторник, четверг у старшего и среднего звена. Таким образом, знание закономерностей динамики работоспособности позволяет оптимизировать процесс роста работоспособности человека с учетом специфики его деятельности, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей, помогает рационально распределять свои силы детей и подростков в школьный период.

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/ под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой – М.: Педагогика, 1982
2. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Смирнова. М., 2001
3. Березовский В.А. Утомление и не утомляемость //Физиологические проблемы утомления и восстановления: Тез. доклад Всесоюзной Конференции – Киев – Черкассы, 1985. Ч.1.
4. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. – М., 1974.

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник