Меню Рубрики

Динамика утомления у студентов

Студенты вузов представляют собой общественный фонд развития и могут рассматриваться как ресурсный потенциал экономического развития государства [11]. Активность студенчества неуклонной возрастает. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуре образовательной организации создаются советы обучающихся (в вузах и учреждениях СПО – студенческие советы), разрабатываются основы развития студенческих объединений, возрастает активность студентов в научной и внеучебной работе.

Однако все большую тревогу вызывает здоровье студентов [7, 8, 9]. Уровень здоровья учащейся молодежи в современных условиях характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных расстройств, хронических заболеваний, нарушений физического и психического развития [6]. Утомление представляет собой комплекс физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, и проявляется в снижении работоспособности. Утомление создает конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися физическими и психическими возможностями организма, который мобилизует внутренние ресурсы и переходит на более высокий энергетический уровень функционирования, трактуемый как ощущение усталости, развитие которого обусловлено потребностью в работе, мотивацией, интересами и т.д. [5]. У студентов младших курсов и особенно первокурсников наблюдается истощении адаптационных возможностей и нестабильное психоэмоциональное состояние при высоком уровне личностной ситуационной тревожности [1, 4].

К факторам физического и умственного утомления студента можно отнести значительные учебные нагрузки, недостаток времени на здоровый образ жизни и питание, напряженный учебный день, нерациональное расписание и педагогические ошибки при проведении учебных занятий, необходимость раннего времени пробуждения, продолжительность поездок в транспорте, место проживания [3].

Одной из основных задач реформы образования является приведение образовательного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся для сохранения здоровья студентов, для чего исследование особенностей адаптации студентов к учебным нагрузкам представляется актуальным [2, 12].

Цель исследования. Оценка физического утомления студентов в динамике учебного дня.

Материалы и методы исследования

Проведено анкетирование (18 вопросов) студентов медицинского факультета, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» (30 %) и «Стоматология» (70 %) 3-4-го курсов РУДН в спокойный период образовательного процесса (ноябрь, день недели – вторник) (n=105) в 4-х контрольных точках учебного дня: в начале занятия и за 1 час до его окончания в утреннюю и послеобеденную смены (соответственно 9:10; 11:10; 14:10; 16:10) [10]. Рассчитан индекс физического утомления (ИФУ) как сумма баллов (1 ответ оценивается от 0 до 2 бал.). Величину физического утомления (ФУ) оценивали по шкале: 0-10 – отсутствует, 11-18 – легкая, 19-25 – степень, 26-36 – тяжелая степень. Мотивационное истощение студентов оценено по шкале «Эмоционально-мотивационная составляющая» (8 бал.), психическая нестабильность и истощение – «Психическая составляющая» (8 бал.), физическая усталость – «Физический дискомфорт» (20 бал.).

Результаты исследования и их обсуждение

В выборке 40 % юношей и 60 % девушек в возрасте 20,5±2,2 (18 – 38) лет, причем лица 18-20 лет составили 53 % выборки. Россияне составили 81 %. Место проживания: 47 % – дома, 43 % – в общежитии и 10 % – на съемных квартирах или у друзей. Среднее время в пути составляет в среднем 60±41 мин. (5-150 мин.), причем 37 % студентов добираются до места учебы не более 30 мин., 25 % – 30-60 мин., 38 % – не менее часа. Юноши составляют 60 % среди иностранных студентов против 35 % россиян (р=0,042); проживают в общежитии 65 % и дома – 5 % иностранцев и 38 % и 57 % россиян, соответственно (р=0,00003).

В среднем физическое утомление студентов в течение дня не превышает легкой степени, а после обеденного перерыва наблюдается пограничное состояние между отсутствием и легкой степенью ФУ. Не смотря на то, что в конце учебного дня (точка D) степень ФУ трактуется как легкая, она достоверно выше, чем в начале учебного дня и начале послеобеденного занятия (табл. 1).

Среди студентов имеется полный спектр степеней ФУ от его отсутствия до тяжелой степени во всех контрольных точках учебного дня (рис. 1).

Однако доля студентов, не испытывающих ФУ, утром в начале учебного дня составляет 41,5 %, в 11.10 – 56,9 %, после обеденного перерыва в 14.10 – 62,5 % и резко снижается в концу учебного дня до 17,5 %. В начале учебного дня 32,3 % имеют легкую, 21,6 % – среднюю и 4,6 % тяжелую степени ФУ. В течение дня до 14 часов наблюдается снижение удельного веса студентов с ФУ легкой и средней степени, с тяжелой достигает уровня начала дня (5 %). Обеденный перерыв увеличивает долю студентов без ФУ с 42 % утром до 63 %. К 16 часам доля студентов с тяжелой степенью физического утомления удваивается, средней – утраивается, легкой – возрастает в 2 раза, без утомления – снижается более чем в 3 раза.

Физическое утомление студентов в течение дня

источник

Существует типичное суточное изменение работоспособности челн века, основанное на физиологической периодичности ритмических процессов в организме — повышенные функциональные возможности в дневные часы и их снижение в ночное время.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособное, студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение учебного дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и дру­гими причинами на каждом временном отрезке.

Учебный день.Работоспособность студентов в начале учебного дня (первый период), как правило, невысока. После звонка им не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в занятия. Проходит 10—15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность дости­гнет оптимального для начала рабочего дня уровня. Этот период, ха­рактеризующийся постепенным повышением работоспособности е некоторыми ее колебаниями, называется периодом врабатывания.

Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности-имеет продолжительность 1,5—3ч. Третий период — полной компенсации характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием или положительной мотивацией.

Четвертый период отличается неустойчивой компенсацией, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности в этот период снижается. При этом функцио­нальные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые для конкретной учебной деятельнос­ти студента имеют решающее значение (например, в зрительном ана­лизаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.).

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособ­ности, которое перед самым окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов ор­ганизма («конечный порыв»). Дальнейшее продолжение работы влечет за собой резкое падение продуктивности в результате снижения работоспособности (шести период). Дальнейшее продолжение данного вида работы нерационально. В практической оценке динамики работоспособности периоды 3 — 6 часто именуются периодами снижения работоспособности. Вместе с тем учебный день студентов не ограничивается аудитор­ными занятиями, а включает также самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке. который несколько ниже, чем в первой половине дня, объясняет­ся не только суточной ритмикой, но и, главным образом, психологической установкой на выполнение учебной работы. Для умственной работоспособности студентов изменения в тече­ние учебного дня близки к тем, которые типичны для физической ра­ботоспособности.

Учебная неделя.Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой пе­риодов. Период врабатывания в начале недели (понедельник) связан с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник— четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в самом конце рабочей недели отмечается подъем работоспособности, объясняется уже упомянутым явлением «конечного порыва». На изменение уровня работоспособности студентов существен­ное влияние может оказывать учебное расписание — уменьшение или увеличение учебных занятий в течение одного учебного дня или недели.

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс врабатывания студентов затягива­ется до 3—3,5 недели и сопровождается постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности, который длится примерно 2,5 месяца. С началом за­четной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных за­нятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11—13 ч. В сочетании с эмоциональными переживаниями работоспособность начинает снижаться и особенно в период экзаменов. В зимние каникулы работоспособность не всегда восстанавливается к исходному уровню, но, если отдых сопровождается активным исполь­зованием средств физической культуры и спорта, нередко наблюдается не только полное восстановление, но даже ее сверх восстановление. Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба­тывания, продолжительность которого не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля ха­рактеризуются высоким уровнем устойчивости, хотя он несколько ниже, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки сни­жения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов и некото­рых физиологических факторов (накопление утомления, весенний авитаминоз). В весенне-летнюю зачетную сессию и период экзаменов отмечается существенное снижение работоспособности по сравне­нию с первым полугодием. Процесс восстановления за первые 12 дней летнего каникулярно­го отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними кани­кулами) отличается более медленным развитием вследствие значи­тельной глубины утомления. Таким образом, для учебного труда студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного го­да), изменение умственной работоспособности характеризуется по­следовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высо­кой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частно­сти, с использованием средств физической культуры и спорта.

источник

В развитии утомления можно выделить несколько фаз или различных стадий.

Традиционным способом выделения этих фаз является анализ так называемой «кривой работоспособности» — зависимости между эффективностью деятельности и временем ее выполнения. В противовес первоначальным попыткам охарактеризовать динамику работоспособности только на основании внешних показателей результативности, в современных исследованиях и с точки зрения развития эмоционального напряжения работающего человека, а также уровней субъективного ощущения утомления. Достаточно точная характеристика конкретного состояния человека может быть получена при сравнении показателей, достигнутых на каждой из этих четырех кривых.

Легко выделяются общие, наиболее типичные стадии: в начале работы наблюдается период врабатывания, затем следуют периоды оптимального выполнения деятельности, утомления и «конечного порыва». Однако их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьировать вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Если же за основу выделения периодов работоспособности принять характер изменения в функционировании основных психофизиологических систем, то можно проследить ее более тонкую динамику. Так, в самом периоде врабатывания можно выделить фазы мобилизации, первичной реакции и гиперкомпенсации, периоду оптимального выполнения соответствует фаза компенсации, а фазы субкомпенсации, декомпенсации, конечного порыва и прогрессирующего снижения продуктивности составляют содержание периода утомления.

Как мы видим, утомление развивается лишь на последних стадиях кривой работоспособности. Первые внешние признаки утомления свидетельствуют о недостаточности привлеченных компенсаторных средств организма для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне. Восстановление исходного уровня работоспособности происходит лишь после прекращения работы, вызвавшей утомление. Если же продолжительность периода отдыха недостаточна, то наблюдаются эффекты накопления утомления. Это приводит к развитию утомления и его крайней, близкой к патологии формы — переутомления.

Таким образом, утомление можно рассматривать и как кратковременное, и как развернутое во времени состояние. Для острого и хронического утомления определяющими являются разные симптомы. Для повышения производительности труда, профилактики заболеваний, снижения аварийности и других задач особое значение имеет изучение эффектов накопления утомления. Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения — непроходящая усталость, повышенная утомляемость, сонливость, вялость и т.п.

Обсуждение вопроса о содержательной характеристике разных видов функциональных состояний невозможно без обращения к проблематике стресса.

СТРЕССОМ называют неспецифическую общую реакцию организма в ответ на экстремальные воздействия окружающей среды.

Читайте также:  Баллов 1 наиболее ранними признаками утомления являются

Существенным является знание основных стадий развития стресса:

1. начальной стадии тревоги, следующей непосредственно за экстремальным воздействием и выражающейся в резком падении сопротивляемости организма;

2. стадии сопротивления, характеризующейся проявлением адаптационных возможностей организма и восстановлением не только исходного уровня, но и существенным возрастанием сопротивляемости;

3. стадии истощения, выражающейся в стойком падении уровня сопротивляемости и свидетельствующей об истощении резервных сил организма.

Важно отметить, что продолжительность отдельных стадий может существенно изменяться: от нескольких минут с момента воздействия неблагоприятного фактора до нескольких месяцев и даже лет. Последнее относится к стадиям сопротивления и истощения.

Перечень причин стресса (стрессоров) весьма разнообразен — от простых физических характеристик ситуации (температура, давление, шум, физико-химический состав воздуха и т.д.) до сложных психологических и социально-психологических факторов.

Во многих случаях уместнее говорить о комбинированных видах стрессоров. При этом необходимо учитывать качественную неоднородность одновременно воздействующих причин, специфику реагирования индивида на каждую из них в отдельности и характер взаимодействия различных стрессоров между собой, который не сводится к простой сумме их эффектов.

Различают физиологический и психологический виды стресса. Эти типы реакций отличаются по механизмам своего возникновения, так как физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на неблагоприятное воздействие, а психологический стресс предполагает включение в стресс психических процессов и имеет более сложную структуру.

Коррекция функциональных состояний

Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

В производственной ситуации любая оптимизационная работа, имеющая целью облегчение труда человека, может рассматриваться как профилактика неблагоприятных функциональных состояний.

Выделяются следующие направления такой работы:

1. усовершенствование средств труда;

2. рационализация рабочих мест;

3. оптимизация режима труда и отдыха;

4. использование чередования операций с нагрузкой на разные функциональные системы;

5. нормализация факторов производственной среды;

6. создание благоприятного социально-психологического климата.

Коротко остановимся на оптимизации режима труда и отдыха, которая может опираться на анализ кривой работоспособности у данной категории пользователей. Такой анализ позволяет выделить критические моменты, характеризующиеся значительным снижением производительности и ростом утомления. Время назначения перерыва должно приходиться на начальные периоды изменения состояния, т.е. предшествовать появлению выраженного сдвига на кривой работоспособности.

Нередко высказывается мнение, что благоприятный эффект коротких и частых пауз значительнее, чем в случае более продолжительных и редких. Действительно, для многих видов труда, особенно монотонных, наличие частых коротких перерывов для отдыха весьма желательно.

Следует заметить, что не существует общего определения термина ПЕРЕРЫВ для разных видов выполняемой человеком деятельности. Перерыв можно интерпретировать и как время бездействия, и как особую фазу в выполнении задания, и как разрыв в работе, наконец, как особый период покоя. Некоторые авторы включают в перерывы и периоды бездействия, которые возникают на основе самой организации задания, например, время ожидания при работе за компьютером. Другие же причисляют такое бездействие к условиям, не облегчающим, а усложняющим деятельность. В большинстве профессий такое ожидание предоставляет организму определенный период покоя, однако не уменьшает общую нагрузку, которой подвержен пользователь. Это относится в первую очередь к тем периодам ожидания, которые влекут за собой психическую напряженность, т.к. их длительность трудно предсказуема, и они возникают в критические моменты функционирования системы «пользователь-компьютер».

В отношении работы за экраном компьютера имеет смысл употреблять понятие ПЕРЕРЫВ только в случае паузы отдыха, завершающей период напряженности, возникшей на предыдущих отрезках работы. Характеристики этой напряженности и относительная величина физиологического и психического утомления изменяются в зависимости от особенностей предшествующего задания. Таким образом, время, в течение которого человек бездействует, но не может отрешиться от предыдущего задания, не может называться «перерывом». Это всего лишь пауза, чье значение для отдыха не определяется длительностью кажущегося бездействия.

Кроме перечисленных выше мероприятий используют подход, называемый психопрофилактикой неблагоприятных функциональных состояний. В качестве методов психопрофилактики применяются:

5. аутогенная тренировка и гипноз;

7. производственная гимнастика;

8. цветовое оформление помещений;

9. создание кабинетов психической разгрузки.

Для каждой конкретной производственной ситуации комплекс психопрофилактических мероприятий разрабатывается в результате значительной аналитической работы, предполагающей диагностику специфики конкретных неблагоприятных состояний и выбор наиболее эффективных действующих на них методов.

Рабочая поза и утомление

Пользователи компьютеров часто жалуются на боли в руках, пояснице, иногда на головные боли. Лишь недавно выяснилось, что все эти жалобы вызваны единственной причиной — неправильной рабочей позой. Необходимость наносить точные удары пальцами в небольшую по площади область клавиатуры вынуждает человека стабилизировать на длительное время положение собственного тела. Вынужденное положение отрицательно сказывается на кровообращении, доводя его до спазмов сосудов корпуса, шеи и головы.

Исходя из этих данных, можно предложить следующие рекомендации, позволяющие снизить утомление при работе с клавиатурой.

Оптимальным является вертикальное положение корпуса при прямом угле в бедренном и коленном суставах.

Необходимо больше внимания уделять подбору мебели с требуемыми размерами.

Наилучшей является мебель с изменяемыми линейными параметрами.

Спина работающего должна опираться на спинку стула или кресла.

Локти должны опираться на подлокотники.

Необходимы достаточно частые перерывы для отдыха, которые лучше использовать для выполнения минимальных физических упражнений.

Короткие, но частые перерывы эффективнее длительных, но редких.

Наиболее простые упражнения, направленные на расслабление корпуса и нормализацию кровообращения, состоят в следующем:

не вставая со стула поднять руки вверх — в стороны и потянуться;

закинуть руки за голову и сделать несколько поворотов корпуса вправо и влево;

помассировать шею и затылок;

сцепить пальцы рук в замок и поворачивать их на 45-60 градусов.

После регулярного выполнения этого нехитрого комплекса самочувствие значительно улучшается у подавляющего большинства пользователей.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 494 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

Утомление — временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

Динамика работоспособности в процессе трудового дня, изменение работоспособности во время работы — естественный процесс.

Динамика работоспособности, основные фазы:

1) Стадия врабатываемости — происходит в начале работы первые 20–30 мин, характеризуется постепенным повышением работоспособности.

2) Стадия рабочего возбуждения — в течение 2,5–3 часов работы — максимальный и постоянный уровень работоспособности.

3) Стадия начинающегося утомления — постепенное снижение работоспособности

4) Стадия вторичного повышения работоспособности, связанного с ожиданием окончания работы (наблюдается не всегда).

Динамика работоспособности после работы:

1) Стадия после рабочего возбуждения: после очень тяжелой или напряженной работы наблюдается подъем работоспособности и возбуждения (пример — у студента после сложного, тяжелого экзамена).

2) Стадия после рабочего торможения — резкое снижение работоспособности, угнетение ЦНС, сонливость, апатия.

3) Стадия восстановления работоспособности к первоначальному уровню (Рис.1,2).

Рис. 1. Динамика работоспособности в течение рабочего дня. По вертикали — работоспособность в %; по горизонтали — часы рабочего времени.

Рис. 2. Возможная динамика состояний человека в труде.

Динамика работоспособности студентов

Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу. Первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность 1,5–3 ч. Третий период — полной компенсации — отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Таким образом, работоспособность студентов к середине первого часа достигает высокого уровня (продуктивная работоспособность 92 %) — период врабатывания. К концу первого часа она составляет 100 %. В середине второго часа продуктивность находится на уровне 112 %, третьего — 110 %, а четвертого — 102 %. К середине пятого часа она снижается до 94 %, шестого — до 86 % (рис. 3).

Учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку.

Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.

Рис. 3. Работоспособность студентов в процессе учебного дня.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (со вторника по четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели с пятницы по субботу отмечается процесс ее снижения (рис. 4). Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

Рис. 4. Колебания работоспособности по дням недели.

В начале учебного года в течение 3–3,5 недель (период врабатывания) отмечается постепенное повышение уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. В период зачетной сессии, с декабря по январь, за счет интенсивной подготовки к сдаче заячтов и экзаменов увеличивается ежедневная нагрузка в среднем до 11–13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период самих экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. Во время зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, и если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности. На начало второго семестра период врабатывая обычно не превышает 1,5 недель, и до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом семестре (рис. 5).

Рис.5. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в учебном году.

Независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестр), диманика умственной работоспособности студентов характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно деятельности и отдыха студентов, с применением средств физической культуры.

Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП врача:

ü индивидуальные (в т.ч. половые и возрастные) особенности людей;

ü географо-климатические черты регионов, в которых специалисты будут работать.

Особенности профессиональноприкладной физической подготовки различных специальностей

Профессиограмма(от лат. professio — специальность + gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Профессиограмма врачатерапевта.

· Форма труда — умственный труд. Основная работа до 50 %, письменная — до 30 % и непроизводительная — 20 % рабочего времени.

· Условия и характер труда: рабочий день врача-терапевта длится 6–8 часов, возможны суточные дежурства в среднем 2 раза в месяц.

· Ритмичность в работе отсутствует, автоматизированность рабочих мест низка.

· Работоспособность падает через 3,5–4 часа после начала работы

· Вредные факторы среды: психоэмоциональное напряжение, опасность заражения инфекционными заболеваниями, климатические условия, использование транспортных средств.

Задачи ППФП врачатерапевта

ü преимущественное развитие прикладных основных физических качеств: общей выносливости, силы, ловкости, гибкости;

ü преимущественное развитие прикладных специальных качеств: устойчивости к гиподинамии и гипокинезии, устойчивости прямостояния;

Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

ü преимущественное развитие прикладных психических качеств: внимания, эмоциональной устойчивости, волевых качеств: уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости и самообладания.

Профессиограмма врачапедиатра.

· Форма труда — умственная деятельность, требует больших физических усилий и выносливости.

· Условия и характер труда: специфическими особенностями является: постоянная ответственность за состояние здоровья и жизнь больных детей; ежедневный контакт с больными детьми и их родителями; наличие внимания и профессиональной памяти.

· Работа врачей в условиях поликлиники и стационара ограничена в движениях, а работа участкового врача‑педиатра, напротив, связана с избыточностью движений, а также напряженностью органов зрения и слуха.

· Вредные факторы среды: опасность заражения инфекционными заболеваниями, климатические условия, использование транспортных средств.

Задачи ППФП врача-педиатра:

ü развитие прикладных основных физических качеств — общей выносливости, силы, гибкости;

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гиподинамии и гипокинезии);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Давайте разберемся, что же такое утомление и как с ним бороться?

Утомление — состояние организма, возникающее в процессе деятельности и проявляющееся снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление. Для умственного утомления характерны ослабление внимания, памяти, замедление мышления, снижение скорости переработки информации, раздражительности и уменьшении уровня мотивированности, для физического — уменьшение силы и выносливости мышц, ухудшение координации движения, возрастание затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Источниками утомления являются: интенсивная умственная деятельность, недостаток сна (ненормированный распорядок дня), неправильное питание, неблагоприятная внешняя среда (стрессы), малая подвижность, вредные привычки (алкоголь, курение и др.).

Если же длительное время находиться в состоянии утомления, то оно может накапливаться и переходить в качественно другое состояние — переутомление, для которого характерны чувство усталости уже до начала работы, повышенная раздражительность, головокружение. Переутомление — патологическое состояние, развивающееся вследствие физического или психологического перенапряжения. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно отрегулировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень требует лечения, так как ухудшается работа сердечнососудистой системы.

Выделяют 3 основных вида утомления: незначительное (редкие отвлечения, непостоянная поза, потягивание ног и выпрямление туловища), значительное (рассеянность, частая смена поз, замедленные движения, слабый интерес к новому материалу), резкое (заметное ослабление внимания и памяти, апатия, ярко выраженная сонливость).

Давайте рассмотрим основные способы, как избежать утомления и гордо пройти все испытания, которые преподносит нам обучение.

Рутинная работа, так часто встречающаяся у студентов, способствует проявлению усталости, вследствие чего снижается внимание, концентрация, да и, в общем, интерес к самой работе падает. В этот момент организм сам начинает бороться с такого рода работой, внимание переводится на что-то другое. Что угодно. Замечали ли Вы, что после продолжительной работы вдруг появляется интерес к вещам, которые раньше не вызывали ни какого внимания? Вы вдруг начинаете уборку, ремонт или просто занимаете себя просмотром любимого фильма, вместо того, чтобы продолжать нудную, неинтересную работу. Однако если длительно выполнять уборку, то, в конце концов, Вам тоже надоест это занятие. Отсюда простой вывод: устали — смените деятельность. Устройте себе прогулку на свежем воздухе, займитесь спортом. Так как основная деятельность студента — умственная, то чередовать ее достаточно сложно. Однако можно записаться в спортзал и чередовать учебу и спорт. Таким образом, Вы обеспечите разнообразие деятельности, займетесь своим здоровьем и всегда будете готовы к учебе [1].

Наиболее оптимальным вариантом будет являться бег или плавание, так как они подходят для большинства студентов, однако вполне достаточным также будет следующий комплекс упражнений: разминка, «велосипед», «ножницы», отжимания и приседания. Данный комплекс позволит задействовать основные группы мышц и будет достаточен для поддержания себя в тонусе.

Существует еще один действенный, и в то же время самый простой, способ для восстановления былого интереса к работе и повышения эффективности деятельности. Это всем нам известный сон. Учеными доказано, что часовой сон в обед значительно улучшает результаты труда, однако не следует забывать и о здоровом 8-ми часовом сне ночью, его отсутствие значительно ухудшит Ваш настрой, и в течение дня Вы будете чувствовать себя подавленным, уставшим, несмотря на то, что работы Вы выполнили не так уж и много. Значительная часть планов будет переложена на завтра.

После хорошего сна, чтобы начать плодотворно работать, необходимо пробудить свой организм. Здесь отлично помогает зарядка. Времени она занимает не так уж и много, зато в течение дня Вы однозначно заметите эффект от ее выполнения. К сожалению, в настоящее время большинство студентов пренебрегают данным способом, отдавая предпочтение кофе, которое через некоторое время лишь усугубляет ситуацию [2].

Не секрет, что наш организм получает энергию с пищи, поэтому от ее качества зависит Ваше здоровье и жизненная энергия. Очевидно, что студенты не всегда располагают временем или финансами, однако следует по возможности правильно питаться, отдавать предпочтение обеду в столовой, отказаться от перекусов фастфудом.

Можно выделить 3 ключевых средства профилактики: физические упражнения, личная гигиена и естественные силы природы.

Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем, рекомендуются следующие мероприятия: систематическое изучение учебных предметов в семестре, а не в период зачетов и экзаменов; организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха; отказ от вредных привычек; физическая тренировка.

Ну и, пожалуй, последним советом будет — отдых. Устали — отдохните, не стоит себя мучить, от того, что Вы уставшим продолжите работу эффекта будет меньше, чем тогда, когда вы отдохнете и с новыми силами продолжите работу.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл исследование об отношении россиян к спорту и здоровому образу жизни, в результате которого было выявлено, что 78 % респондентов в возрасте от 18 до 24 лет стараются поддерживать себя в хорошей форме, а 51 % старается правильно питаться. Впечатляющие цифры, однако, стоит взять во внимание, что ситуаций, когда используются все меры профилактики намного меньше. А для эффективной борьбы с утомлением необходим комплекс мер: двигательная активность, рациональное питание, правильный режим дня, чередование умственных и физических нагрузок, а также своевременный отдых. Именно они позволяют достичь значительного результата. Каждому студенту необходимо понять и ощутить благотворный эффект физических упражнений. Физические упражнения – ключ к здоровому образу жизни, правильному режиму и являются неотъемлемой частью здоровья студента. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию тонуса, дарят человеку радость. Приступать к ним нужно до того, как появились первые признаки болезней или снижения работоспособности [3]. К сожалению, далеко не для всех они стали чем-то обыденным. Объяснение этому может быть разное: лень, отсутствие времени, условий для занятий и др. Физические упражнения помогают поднять настроение и привести мышцы в тонус. Физическая активность заставляет организм вырабатывать полезные вещества — эндорфины, по своему действию схожие с антидепрессантами. Студенты, регулярно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, угнетенностью и страхом. Физические нагрузки оказывают благотворное влияние на весь организм, а все вышеперечисленные рекомендации помогут учащимся справиться с утомлением и достичь новых успехов в учебе.

Список литературы

Чернышёва И.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // Современные исследования социальных проблем. — 2011 — №1. — С. 74-77.

Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — №4. — С. 97.

Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8. — С. 3-7.

источник

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические — состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические — уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами.

1. Процесс умственного труда

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2— 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15—20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40— 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно — на 500—1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все. условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, — все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на конференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях — на 50—300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).

Читайте также:  2 стадия утомления характеризуется

При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000—9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению — более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

Все эти изменения часто более выражение проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство — усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого. Усталость — психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить баллами: не устал — О баллов, легкая усталость — 1, средняя усталость — 2, сильная усталость — 3, очень сильная усталость — 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направленных на компенсацию усталости.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти — быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.

Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

2. Изменение работоспособности в течение учебного дня

Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу. Проходит 10—15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка. Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период — полной компенсации — отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей Доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.

источник

страница 29/64
Дата 25.12.2018
Размер 2.44 Mb.
Название файла FK_lektsii.doc
Учебное заведение Тульский государственный университет
Тип Лекция
Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
Работоспособность индивида – это его способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу умственной работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизиологические, физиологические особенности и психические качества индивида. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течении дня, недели, на протяжении учебного семестра и учебного года в целом. При этом длительность, глубина, направленность данных изменений определяются функциональным состоянием организма до начала деятельности, особенностями этой деятельности, ее организацией и др.

Учебный день студентов, как правило, в начале не отличается высокой продуктивностью учебного труда. Проходит от 10 до 30 мин., прежде чем работоспособность студентов достигнет оптимального уровня. Этот период

врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности, формированием рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая мотивация.

Период устойчивой работоспособности продолжается 1,5-3 часа, в процессе которого происходят функциональные изменения в организме студентов, адекватные характеру выполняемой деятельности.

Затем работоспособность, вследствие наступления утомления, постепенно снижается. При начальных признаках утомления снижение работоспособности можно компенсировать волевыми усилиями и положительной мотивацией. Но это ведет к возникновению нервно-психического напряжения и возникновению чувства усталости. При этом функциональные изменения наиболее отчетливо проявляются в тех органах и системах, которые в содержании конкретной умственной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, функции устойчивости внимания, оперативной памяти и т.д.). В дальнейшем начинается достаточно быстрое снижение работоспособности, которое уже не удается компенсировать волевым усилием.

В некоторых случаях перед окончанием работы можно наблюдать т.н. «конечный порыв», который выражается в кратковременном повышении эффективности работы, как следствии мобилизации организма на предстоящее ее окончание. Так же следует добавить, что для физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня весьма близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и ее снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается некоторый подъем работоспособности, что связывают с явлениями «конечного порыва».

Однако типичная кривая работоспособности может изменяться, если имеется фактор нервно-эмоционального напряжения в течение нескольких учебных дней. Так, если студентам в первые три дня недели пришлось сдавать зачет или писать контрольную работу, подготовка к которым проводилась с большой ответственностью и напряжением, то в этот период наблюдалось значительная положительная динамика работоспособности. Последовавшие за этим обычные учебные нагрузки воспринимались большинством студентов как облегчение, контрастное по отношению к первым. Это объективно и субъективно стимулировало ход восстановительных процессов в организме и в конце недели может выразится в появлении фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления). Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено и увеличением объема учебной нагрузки до 10 часов в день. Сильную усталость после такой недели занятий отметили 97 % обследованных студентов.

Типичные изменения работоспособности студентов в недельном учебном цикле необходимо учитывать при составлении учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для усвоения дисциплины необходимо планировать на середину, а менее сложные на конец и начало недели.

Для изменений динамики физической работоспособности в целом характерна рассмотренная динамика умственной работоспособности.

Анализ и обобщение материалов исследований, проводившихся в различных вузах страны за последнее десятилетие, позволил определить основные черты динамики работоспособности студентов в учебном году. Так, в начале учебного года в течении 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, характеризующийся постепенным повышением уровня работоспособности. Период устойчивой работоспособности охватывает октябрь и ноябрь месяцы. Во второй половине декабря наблюдается период высокой эмоциональной напряженности, связанный с наступлением зачетной и экзаменационной сессии. В период экзаменов показатели работоспособности нарастают. В период зимнего каникулярного отдыха происходит процесс восстановления работоспособности, степень выраженности которого зависит от организации и вида отдыха (активного или пассивного).

Начало второго полугодия также начинается периодом врабатывания, но менее продолжительного, чем в первом полугодии – до 1,5-2 недель. В дальнейшем, со второй половины февраля до начала апреля, наблюдается устойчивый уровень работоспособности студентов, который несколько выше, чем в первом полугодии. В середине апреля наступает утомление, которое обуславливает снижение работоспособности студентов.

Экзаменационная сессия для студентов является своеобразным моментом, в котором подводятся итоги их учебного труда за семестр, решается вопрос о правомерности быть студентом вуза, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация характерна известной степенью неопределенности в ее положительном исходе, что позволяет оценивать ее как сильный фактор эмоционального характера. Неоднократно повторяющиеся экзаменационные ситуации, сопровождающиеся индивидуально различными эмоциональными переживаниями, создают устойчивое состояние эмоциональной напряженности. В тоже время экзамены являются определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсификации учебного труда студентов, мобилизации всех возможностей на фоне определенного изменения их жизнедеятельности.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердечных сокращений у них повышается до 90 уд/мин. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма приводит к увеличению ЧСС до 120-150 уд/мин., артериальное давление достигает значений 135/85-155/95 мм.рт.ст.

Отмечено, что на экзаменах напряжение у студентов с низкой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму.

Во время экзаменов наблюдается снижение массы тела студентов, в среднем на 1,6-3,4 кг. Отрицательная динамика в большей степени присуща студентам, с повышенной реактивностью на экзаменационную ситуацию. Также установлено, что первокурсники имеют более высокий градиент умственной работоспособности, чем старшекурсники, а девушки, чем юноши. В первом случае это обусловлено адаптацией студентов к условиям экзаменационного периода, во втором – наличием более высокой психоэмоциональной реакции на экзаменационную ситуацию.

Таким образом, учебный труд студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестр, год) характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой, высокой умственной и физической работоспособности и периодов их снижения. Подобная динамика изменений определяется действием психофизиологических механизмов адаптации (приспособления) организма индивида в ответ на специфичные учебные нагрузки, обусловленные организацией учебно-воспитательного процесса в вузе и образом жизни студентов. В период экзаменационной сессии у студентов наблюдается высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое негативно влияет на уровень умственной и физической работоспособности.

источник