Меню Рубрики

Характеристика степени утомления при умственном труде

Объекты наблюдения Утомление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задает вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

При значительном утомлении человек путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т.д.).

Следует отметить, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталость является субъективным отражением отношения самого работника к выполняемой работе. Так, при выполнении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает запредельное торможение, хотя объем уже исполненной работы может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление (вот почему при изменении характера работы в это время работник может показать высокую работоспособность). И наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению (награда) человек может работать достаточно долго без видимых признаков утомления (хотя физиологические критерии его в организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скрадывает их субъективное восприятие). При усталости еще возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества и все больше обнаруживается стандартных решений. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем и неудовлетворения и раздражения.

Утомление само по себе не является каким-либо неблагоприятным состоянием для организма – это естественная реакция на выполненную работу. Более того, утомление является обязательным условием повышения работоспособности. Механизм последнего заключается в том, что, продолжая работать в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что чем более значительным оказывается утомление (и, следовательно, предпосылки роста работоспособности – см. гл. 4), тем более благоприятные условия восстановления (отдыха) должны создаваться. То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспособности должны определяться не только величиной выполненной работы, а скорее соотношением «работа/отдых». Такое утверждение обусловлено тем, что продолжение работы в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» – за счет резервных возможностей организма. Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следует компенсировать (благодаря же «эффекту маятника» при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливаются с некоторой суперкомпенсацией, что и является основным фактором повышения работоспособности). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации внерабочего режима работника умственного труда для поддержания высокого уровня его работоспособности.

Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет неполноценности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления как длительного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспечения организма. Если не принять соответствующих мер реабилитации, то могут наступить и морфологические нарушения, проявляющиеся в соматических заболеваниях, патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменениях в обмене веществ и т.д. Нарастание переутомления поэтому сопровождается прогрессирующими изменениями в различных сторонах жизнедеятельности человека (таблица). Неудивительно поэтому, что если при начинающемся переутомлении человек. нуждается лишь в регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже необходимо медицинское лечение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Утомление само по себе не является каким-либо неблагоприятным состоянием для организма – это естественная реакция на выполненную работу. Более того, утомление является обязательным условием повышения работоспособности. Механизм последнего заключается в том, что, продолжая работать в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что чем более значительным оказывается утомление (и, следовательно, предпосылки роста работоспособности – см. гл. 4), тем более благоприятные условия восстановления (отдыха) должны создаваться. То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспособности должны определяться не только величиной выполненной работы, а скорее соотношением «работа/отдых». Такое утверждение обусловлено тем, что продолжение работы в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» – за счет резервных возможностей организма. Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следует компенсировать (благодаря же «эффекту маятника» при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливаются с некоторой суперкомпенсацией, что и является основным фактором повышения работоспособности). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации внерабочего режима работника умственного труда для поддержания высокого уровня его работоспособности.

Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет неполноценности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления как длительного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспечения организма. Если не принять соответствующих мер реабилитации, то могут наступить и морфологические нарушения, проявляющиеся в соматических заболеваниях, патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменениях в обмене веществ и т.д. Нарастание переутомления поэтому сопровождается прогрессирующими изменениями в различных сторонах жизнедеятельности человека (таблица). Неудивительно поэтому, что если при начинающемся переутомлении человек. нуждается лишь в регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже необходимо медицинское лечение.

Характеристика степеней переутомления

Симптомы Степень переутомления

Начинающееся Легкое Выраженное Тяжелое

Снижение работоспособности Малое Заметное Выраженное Резкое

Усталость при умственной нагрузке При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без видимой нагрузки

сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражитель-ность

сна Труднее засыпать и просыпаться Трудно засыпать или просыпаться Сонливость

Умственная работоспособность Не изменена Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти

Вегетативные сдвиги Временами тяжесть в голове

Временами головные боли, снижение аппетита Частые головные боли, потеря аппетита

Существует большое многообразие методов и средств обеспечения высокого уровня работоспособности и здоровья работника умственного труда. Они касаются как непосредственно периода работы, так и послерабочего времени.

Особого разговора заслуживает роль двигательной активности в жизнедеятельности человека, занимающегося умственным трудом. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, причем тем более выраженный, чем сложнее и эмоциональнее задача (см. гл. 5). Однако следует знать, что в биологическом плане конечным звеном стресса является движение, в процессе которого, в частности, разрушаются гормоны стресса (вырабатываемые гипофизом, надпочечниками, щитовидной железой и др.). Отсюда становится понятным, что если, как это чаще всего и бывает, работник умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности двигаться не может, то это приводит, с одной стороны, к формированию очага застойного возбуждения в ЦНС (поэтому так трудно «выбросить из головы» рабочую проблему и после работы), а с другой – в организме в течении рабочего дня скапливается значительный объем упомянутых гормонов. Вот почему двигательная активность во время перерывов в работе способствует предупреждению наступления преждевременного умственного утомления, а после работы – позволяет снять застойную «рабочую» доминанту и устранить избыточно накопившиеся гормоны стресса.

Исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «активного отдыха». Суть его заключается в том, что при наступлении утомления восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. В настоящее время убедительно доказано, что наилучшие условия для восстановления работоспособности создаются при переключении работы на другие виды деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность, в процессе которой мощная импульсация от рецепторов опорно-двигательного аппарата дает быстрый положительный результат.

Утомление левого (у правшей) полушария (ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением) при умственной деятельности наступает позднее, если одновременно загружено и правое полушарие (ведающее образно-познавательными процессами). Помимо использования иллюстративных, цветовых, наглядных пособий активирует правое полушарие и умеренная мышечная деятельность*.

Физическая активность, как правило, повышает эмоциональный статус человека, создавая условия хорошего настроения, которое само по себе является благоприятным фоном для высокопродуктивной умственной деятельности.

Подбор возможных средств мышечной деятельности, которые можно использовать с целью активного отдыха, определяется и видом умственной работы, и решаемыми в данный момент задачами. Так, во время физкультпауз, выполняемых через 2–2,5 часа после начала работы и во второй половине дня после обеда в течение 5–7 минут, могут использоваться простейшие гимнастические упражнения. Помимо указанных эффектов такие средства должны решать и ряд других задач, связанных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зрительного аппарата, эмоционально-психического напряжения, затруднения мозгового кровообращения и т.д.

• проведение под руководством врача профилактических и противоэпидемических мероприятий; • воспитание у населения навыков здорового образа жизни (валеологии)

источник

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула
движения точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка
интерес к новому материалу Живой интерес, вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия


При значительном утомлении человек путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т. д.).

Следует отметить, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталость является субъективным отражением отношения самого работника к выполняемой работе. Так, при выполнении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает запредельное торможение, хотя объем уже исполненной работы может быть небольшим, т.е. усталость опережает утомление (вот почему при изменении характера работы в это время работник может показать высокую работоспособность). И, наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению (награда) человек может работать достаточно долго без видимых признаков утомления (хотя физиологические критерии его в организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скрадывает их субъективное восприятие). При усталости ещё возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества, и все больше обнаруживается стандартных решений. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем и неудовлетворения и раздражения.

Утомление само по себе не является каким-либо неблагоприятным состоянием для организма — это естественная реакция на выполненную работу. Более того, утомление является обязательным условием повышения работоспособности. Механизм последнего заключается в том, что, продолжая работать в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что чем более значительным оказывается утомление (и, следовательно, предпосылки роста работоспособности), тем более благоприятные условия восстановления (отдыха) должны создаваться. Речь идет о том, что состояние и динамика работоспособности должны определяться не только величиной выполненной работы, а скорее соотношением «работа/отдых». Такое утверждение обусловлено тем, что продолжение работы в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» — за счет резервных возможностей организма.

Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следует компенсировать (благодаря «эффекту маятника» при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливаются с некоторой суперкомпенсацией, что и является основным фактором повышения работоспособности). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации нерабочего режима работника умственного труда для поддержания высокого уровня его работоспособности.

Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет неполноценности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления как длительного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспечения организма. Если не принять соответствующих мер реабилитации, то могут наступить и морфологические нарушения, проявляющиеся в соматических заболеваниях, патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменениях в обмене веществ. Нарастание переутомления, поэтому сопровождается прогрессирующими изменениями в различных сторонах жизнедеятельности человека. Неудивительно поэтому, что если при начинающемся переутомлении человек нуждается лишь в регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже необходимо медицинское лечение.

Читайте также:  2 стадия утомления характеризуется

Существует большое многообразие методов и средств обеспечения высокого уровня работоспособности и здоровья работника умственного труда. Они касаются как непосредственно периода работы, так и послерабочего времени.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 452 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление,т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью — субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость –субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление — это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость — субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, «рабочая доми­нанта» полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

— чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

— отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

— повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

— головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость — в 40%,повышенная раздражительность — в 32%,понижение аппетита — в 27% и головная боль — в 26%.

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха — необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

— длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

— малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

— эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

— снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами — эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. — после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном — на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение — потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение — наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение — наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение — пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение — наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение — маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение — на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Автор данного комплекса (Н.Т. Перепелицын) рекомендует включать его между второй и третьей парой в режиме учебного дня, т.е. через 3 часа после начала учебного дня.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов — мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение — потягивание.

2-е упражнение — приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение — на координацию движений.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация — (в переводе с латинского) — восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Читайте также:  Абсолютных возможностей приводящей к утомлению необходимо включение

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

— систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

— ритмичную и системную организацию умственного труда;

— постоянное поддержание эмоции интереса;

— совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

— организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

— отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

— двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

— обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка(СФП) — это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП — увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

— профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально — подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

— 10 20 30 40 50 60 70 80 — — 14 24 34 44 54 64 74 84 Возраст Рис. 6.1. Кривые влияния возраста на творческую деятельность выдающихся людей в химии и поэзии (по Х.Е. Гаррету)
— поэзия _ химия

телыт^ёТзлйяние на^работоспособность студентов. Известно, что ре акция ослабленного организма на любую физическую или умствен­ную нагрузку всегда более острая, чем у лиц с хорошим состояние здоровья. Наблюдения показывают, что студенты с ослабленным здо. ровьем (специальная медицинская группа) чаще уходят в академиче

У одних студентов период адаптации происходит плавно, у дру гих — скачкообразно. И все же около 35% студентов ощущают де| задаптационный синдром. К психофизическому дискомфорту може привести не только непривычная учебная нагрузка, но и, как отмеча лось выше, плохая организация труда и отдыха самого студента.

Личностные качества во много определяют общий процесс адапта ции студента к новым условиям его жизнедеятельности в вузе. Взаимо влияние студентов друг на друга — сложный процесс. Здесь присутствуй ет и общая подготовленность, и уровень знаний отдельных студентов, и /их физическое состояние, и различия в материальной обеспеченности (от модности одежды до возможностей в питании и т.п.). И сохранит’ собственное Я слабохарактерному молодому человеку в этой обстанов ке бывает очень сложно/Жизненный опыт показывает, что человек про ходит как бы три стадиив развитии своих отношений с другими людь ми: в подростковом и юношеском возрасте его очень интересует мнени всех о нем; в молодом и зрелом возрасте — мнение людей, которых о уважает; в пожилом и старшем — чужое мнение уже мало его волну так как он сам себя знает лучше других. Поэтому желательно, чтобы пе риод адаптации студента совпал с более высоким уровнем его реально’ самооценки, что позволит ему, с одной стороны, исправлять свои нед статки, а с другой — не попадать под чужое, нередко негативное вл: ние. Очень важно в это время проявить стойкость в обязательном и с знательном соблюдении всех составляющих здорового образа жизн (отказ от вредных привычек и т.д.), несмотря на многие «сбивающие факторы, традиционно присутствующие в студенческом коллективе. V

Мотивация обучения играет главную роль в заинтересованное студента при освоении предложенного учебного материала в данно ну (с. Уровень мотивации во многом определяет не только успешное обучения, но и комфортность его состояния в учебном коллектив Однако мотивация обучения может изменяться и в ту, и в другую ст рону уже в процессе обучения по целому ряду причин.

Критическим для студентов всех курсов, и особенно первого, яв­ляется экзаменационный период. Это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элемен-гами неопределенности. С этим же связана длительность постоянной психологической напряженности, которая не всегда осознается са­мим студентом. В этот период очень важно соблюдать должный ре­жим труда и отдыха, других составляющих здорового образа жизни.

Таким образом, суммарное влияние на организм объективных и субъективных факторов риска, к которым относятся социальные пере­мены, постоянное ощущение нехватки времени и длительное эмоцио­нальное напряжение, связанные с загруженностью учебной и бытовой работой, возможная неуверенность в себе, конфликты интимно-лично­го характера, хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегу­лярное питание, резкое ограничение физического компонента в жизне­деятельности и т.п.», может отрицательно сказаться на общем состоянии организма студента, привести к физическому и психоэмоциональному утомлению, к существенному снижению работоспособности.

6.1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность

Влияние условий обучения на состояние организма проявляется в ряде положений.

Выявлено отрицательное воздействие длительного пребывания в ха-рактерной для лиц умственного труда «сидячей» позе, так как при этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьша­ется общий объем активно циркулирующей крови, что ухудшает кро­воснабжение ряда важнейших органов, в том числе мозга. Снижается венозное кровоснабжение, поскольку не работает «мышечный насос» нижних конечностей и других крупных мышечных групп. Кроме этого, уменьшение размаха движений диафрагмы в сидячем положении отри­цательно сказывается на функции дыхательной системы, а следова­тельно, и на кислородном обмене. При эмоционально напряженном груде дыхание становится неравномерным, может учащаться и углуб­ляться, наблюдается его кратковременная непроизвольная задержка. При этом насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

Кратковременная интенсивная умственная работа, как правило, вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — за­медление их вследствие общего утомления. Умственная деятельность

Читайте также:  Анализы при утомлении у детей

связана и с эмоциональными факторами, нервно-психическим на­пряжением. Интенсивная умственная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат и т.п. негативно ска­зывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

Например, установлено, что до начала учебной работы у студентов частота пульса в среднем составляет 70,0 удар/мин, работа средней степени напряженности повышает пульс до 83,5 удар/мин, а при; сильном умственном напряжении — до 93,0 удар/мин и даже более. |

На характере психоэмоциональных реакций при умственной дея­тельности сказываются и индивидуально-психологические особенно-; сти человека. Все эти изменения могут проявляться более выраженной у студентов, которым не удается совместить время учебной деятельно сти со своим биоритмологическим оптимумом, наконец, у тех, кто н умеет правильно организовать свою жизнедеятельность.

Работоспособность характеризует способность человека к выполз нению конкретной деятельности в рамках заданных временных лими тов и параметров эффективности. Основу работоспособности студен тов составляют специальные знания, умения, навыки, определенны психические, физиологические особенности, в том числе уровен развития двигательных физических качеств (особенно выносливос­ти). В определенной мере работоспособность в учебной деятельност» зависит и от свойств личности (сообразительности, добросовестности и др.), типологических особенностей нервной системы, от правильн поставленной цели, адекватной реальным возможностям личности.

Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увели чивает продолжительность ее выполнения. Стимулирующее воздей ствие на сохранение более высокого уровня работоспособности ока зывает информация о результате работы.в ходе ее выполнения или похвала. Как известно, падение работоспособности тесно связано Iобъективным процессом утомления, т.е. снижением функциональны» возможностей организма, и субъективным чувством — усталостью.

У студентов при умственном утомлении снижается сила памяти вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновени из памяти того, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда характеризуется одновременным ослаблением всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно разли! чают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в од! ном виде учебного труда может сопровождаться сохранением эффек! ТИВНОСТИв другом его виде. Например, человек, уставший заниматься вычислительными операциями, может успешно заниматься чтением^ Но может быть и такое состояние, которое характерно для общег утомления, при котором заниматься ни математикой, ни чтением не­возможно. Даже простой разговор оказывается не по силам.

Основным фактором, вызывающим утомление, является сама учебная деятельность. При возникающем утомлении проявляются определенные признаки, по которым каждый студент может самосто­ятельно определить степень своего утомления в течение учебного дня (табл. 6.1).

Однако существует еще целый ряд дополнительных факторов, воз­действие которых (по отдельности или в совокупности) приводит к утомлению (например, плохая организация режима жизнедеятельно­сти и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать и те факторы, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появле­нию, усиливают его (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

Таким образом, в каждый момент работоспособность определяет­ся воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно раз­делить на три основные группы:

• факторы физиологического характера — состояние здоровья и от­дельных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);

Характеристики степени утомления при умственном труде

Рассеянное, час­тые отвлечения

Ослабленное, реак­ция на новые раздра­жители отсутствует

Непостоянная, потягивание ног, выпрямление ту­ловища

Стремление поло­жить голову на стол, потянуться, откло­нившись на спинку стула

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облока-чивание, поддер­жание головы ру­ками

Суетливые движения рук и пальцев (ухуд­шение почерка)

Полное отсутствие интереса, апатия

Живой интерес, наличие вопросов отсутствие во-, просов

Интерес к но­вому материалу

•факторы психического характера — самочувствие, настроение, мотивация деятельности и др.;

• условия внешней среды — освещенность помещения, температу­ра воздуха, шум и др.

6.1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения

Существует типичное суточное изменение работоспособности чело века, основанное на физиологической периодичности ритмических; процессов в организме — повышенные функциональные возможнос­ти в дневные часы и их снижение в ночное время.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются’ в течение учебного дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность из­менений определяются функциональным состоянием организма до-начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и дру-* гими причинами на каждом временном отрезке.

Учебный день. Работоспособность студентов в начале учебного дня (первый период), как правило, невысока. После звонка им не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в занятия. Проходит 10—15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность дости­гнет оптимального для начала рабочего дня уровня. Этот период, ха­рактеризующийся постепенным повышением работоспособности о некоторыми ее колебаниями, называется периодом врабатъшанш.

Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность 1,5—3 ч. Третий период — полной компенсации характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые, компенсируются волевым усилием или положительной мотивацией.

Четвертый период отличается неустойчивой компенсацией, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. ПродуктивностЬ| учебной деятельности в этот период снижается. При этом функцио’ нальные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах,! психических функциях, которые для конкретной учебной деятельнос­ти студента имеют решающее значение (например, в зрительном ана-III(агоре устойчивости внимания, оперативной памяти и др.).

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособ

ности, которое перед самым окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов ор-ганизма («конечный порыв»).

Дальнейшее продолжение работы влечет за собой резкое падение ее продуктивности в результате снижения работоспособности (шес­той период). Дальнейшее продолжение данного вида работы нерацио­нально. В практической оценке динамики работоспособности пе­риоды 3—6 часто именуются периодами снижения работоспособности.

Вместе с тем учебный день студентов не ограничивается аудитор­ными занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности будет иметь следующий вид (рис. 6.2).

Наличие второго подъема работоспособности при самоподготов­ке, который несколько ниже, чем в первой половине дня, объясняет­ся не только суточной ритмикой, но и, главным образом, психологи­ческой установкой на выполнение учебной работы.

Для умственной работоспособности студентов изменения в тече­ние учебного дня близки к тем, которые типичны для физической ра­ботоспособности.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в не­дельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой пе­риодов. Период врабатывания в начале недели (понедельник) связан с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в вы­ходной день. В середине недели (вторник—четверг) наблюдается пери­од устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятни­ца, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в самом конце рабочей недели отмечается подъем работоспособности, ‘1то объясняется уже упомянутым явлением «конечного порыва».

8 10 12 14 16 18 20 22 24 э ис. 6.2. Работоспособность студентов в процессе учебного трудового дня

На изменение уровня работоспособности студентов существен­ное влияние может оказывать учебное расписание — уменьшение или увеличение учебных занятий в течение одного учебного дня ил недели.

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс врабатывания студентов затягива­ется до 3—3,5 недели и сопровождается постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой рабо­тоспособности, который длится примерно 2,5 месяца. С началом за­четной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных за­нятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11—13 ч. В сочетании с эмоциональными переживаниями работоспособность начинает снижаться и особенно в период экзаменов.

В зимние каникулы работоспособность не всегда восстанавливается к исходному уровню, но, если отдых сопровождается активным исполь­зованием средств физической культуры и спорта, нередко наблюдается не только полное восстановление, но даже ее сверхвосстановление.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба­тывания, продолжительность которого не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля ха­рактеризуются высоким уровнем устойчивости, хотя он несколько ниже, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки сни­жения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов и некото­рых физиологических факторов (накопление утомления, весенний авитаминоз). В весенне-летнюю зачетную сессию и период экзаменов отмечается существенное снижение работоспособности по сравне­нию с первым полугодием.

Процесс восстановления за первые 12 дней летнего каникулярно­го отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними кани­кулами) отличается более медленным развитием вследствие значи­тельной глубины утомления.

Таким образом, для учебного труда студентов, независимо от ег временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного го да), изменение умственной работоспособности характеризуется по­следовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высо­кой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частно­сти, с использованием средств физической культуры и спорта.

6.1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период

Как уже указывалось, экзамены для студентов являются своеобразным критическим моментом, когда подводятся итоги учебного труда за се­местр. Решается вопрос о правомерности быть студентом вуза, о полу­чении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзамены, как правило, требуют увеличения объема, продолжительности и интенсив­ности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. Не­однократно повторяемые экзаменационные ситуации с неопределен­ностью результата сопровождаются индивидуально различными эмоциональными переживаниями, что может создавать стойкое состо­яние нервно-эмоциональной напряженности. К тому же все это проис­ходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, иногда студентам в день удается побывать на свежем воздухе не более 30 минут, нарушается режим сна, питания.

Под воздействием этих факторов у студентов могут появляться от­рицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волне­ние и т.д. Например, по данным М.Я. Виленского, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменами сильную эмоциональную напряженность, 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов при средней продолжительности самоподготовки (по 8—9 часов в день) интенсивность умственного тру­да возрастает по отношению к периоду учебных занятий на 85—100%.

В экзаменационный период повышается физиологическая «стои­мость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствует факт сниже­ния массы тела на 3—4 кг. Наблюдения за студентами в период экзаме­нов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88—92 удар/мин против 76—80 удар/мин в период учеб­ных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой и мобилизация псех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота пульса нарастала до 118—144 удар/мин; артериальное давление повышалось до 135/85— 155/95 мм рт. ст. против 115/70 мм рт. ст. в период занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже при ожидании ответа экзаме­натору (при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс — 76 удар/мин). Само­чувствие при этом также снижается.

Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы студентов на дозированную физическую нагрузку (20 приседаний) показало, что восстановление пульса затягивается до 5—6 мин против 1,5—2 мин в

период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при постоян­ном нервно-эмоциональном напряжении в экзаменационный период’ даже энергетическая «стоимость» физической деятельности возрастает.

Резервы различных психофизиологических систем, которые дале­ко не одинаковы у разных студентов, зачастую не справляются с этой нагрузкой. Многими авторами, изучавшими эту проблему, отмечает­ся, что у большинства студентов к окончанию семестра на фоне за^ предельного утомления наблюдается ухудшение различных функцио нальных проявлений и прежде всего ЦНС.

Представление об изменении градиента умственной работоспособ ности (т.е. величины ее снижения в процентах) в зависимости от курса; обучения, зимней или весенней экзаменационной сессии, пола студен-! тов дает табл. 6.2. Так, наиболее высокий градиент наблюдается у пер вокурсников. Впоследующие годы обучения его величина уменьшает ся, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов старших курсо к условиям экзаменационного периода. Ввесеннюю сессию снижени работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.

Представление о характере изменений не только умственной, но| и физической работоспособности за период экзаменов дает табл. 6.3| В ней приведены данные обследования 146 студентов основной ме­дицинской группы, обучавшихся на II курсе одного из вузов страны.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что под влияние напряженной умственной деятельности, в условиях существенной пе-( рестройки жизнедеятельности, отсутствия физических упражнений 1 как средства разрядки эмоциональной напряженности, отдыха, ак тивного восстановления, наблюдается последовательное снижени показателей не только умственной, но и физической работоспособно сти в период экзаменационной сессии.

Напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемость выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У физически не тре нированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напря женного состояния негативные вегетативные сдвиги усиливаются.

Изменение градиента умственной работоспособности, %

источник