Меню Рубрики

Как называется способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности

Выносливость- способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость (аэробная) — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (например: силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).

Системы восприятия организма человека. Рецепторы. Органы чувств.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма необходимы постоянство его внутренней среды, связь с непрерывно меняющейся окружающей внешней средой и приспособление к ней. Информацию о состоянии внешней и внутренней сред организм получает с помощью сенсорных систем, которые анализируют (различают) информацию, обеспечивают формирование ощущений и представлений, а также специфических форм приспособительного поведения.

Анализатор — совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма. Понятие сенсорной системы, появившееся позже, заменило понятие анализатора, включив механизмы регуляции различных его отделов с помощью прямых и обратных связей. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, температурный и болевой анализаторы.

Структурно-функциональная организация анализаторов.Согласно представлению И.П.Павлова (1909 г.), любой анализатор имеет три отдела: периферический, проводниковый и центральный (корковый).

Периферический отдел анализатора представлен рецепторам, его назначение – восприятие и первичный анализ изменения внешней и внутренней сред организма. В рецепторах происходит трансформация энергии раздражителя в нервный импульс, а так же усиление сигнала за счет внутренней энергии метаболических процессов. Для рецепторов характерна специфичность (модальность), т.е. способность воспринимать определенный вид раздражителя, к которому они приспособились в процессе эволюции. Пример: рецепторы зрительного анализатора приспособлены к восприятию света, а слуховые рецепторы – звука и т.д.

Рецептор это ана­томи­че­ское об­ра­зо­ва­ние (чув­стви­тель­ное нерв­ное окон­ча­ние или спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная клет­ка), пре­об­ра­зующее воспри­нима­емое раз­драже­ние в нерв­ные импуль­сы.

Принцип работы рецепторов.Стимуламидля разных рецепторов могут служить свет, механическая деформация, химические вещества, изменения температуры, а также изменения электрического и магнитного поля. В рецепторных клетках соответствующий сигнал изменяет информацию чувствительных молекул — клеточных рецепторов, что приводит к изменению активности мембранных ионных рецепторов и изменению мембранного потенциала клетки.

Существуют несколько классификаций рецепторов:

— экстерорецепторы — расположены на поверхности или вблизи поверхности тела, воспринимают внешние стимулы (сигналы из окружающей среды);

— интерорецепторы — расположены во внутренних органах, воспринимают внутренние стимулы (например: информацию о состоянии внутренней среды организма);

— проприорецепторы (рецепторы опорно-двигательного аппарата) позволяют определить напряжение и степень растяжения мышц и сухожилий; являются разновидностью интерорецепторов;

2. По способности воспринимать разные стимулы:

— мономодальные — реагирующие только на один тип раздражителей (например: фоторецепторы — на свет);

— полимодальные — реагирующие на несколько типов раздражителей (например: многие болевые рецепторы, а также некоторые рецепторы беспозвоночных, реагирующие одновременно на механические и химические стимулы).

3. По адекватному раздражителю:

— хеморецепторы — воспринимают воздействие растворенных или летучих химических веществ;

— осморецепторы — воспринимают изменения осмотической концентрации жидкости (как правило, внутренней среды);

— механорецепторы — воспринимают механические стимулы (прикосновение, давление, растяжение, колебания воды или воздуха…);

— фторецепторы — воспринимают видимый и ультрафиолетовый свет;

— терморецепторы — воспринимают понижение (холодовые) или повышение (тепловые) температуры;

— болевые рецепторы — их стимуляция приводит к возникновению боли. Такого физического стимула, как боль, не существует, поэтому выделение их в отдельную группу по природе раздражителя в некоторой степени условно. В действительности, они представляют собой высокопороговые сенсоры различных (химических, термических или механических) повреждающих факторов. Уникальная особенность этих рецепторов состоит в том, что многие из них полимодальны: одно и то же нервное окончание способно возбуждаться в ответ на несколько различных повреждающих стимулов.

— электрорецепторы — воспринимают изменения электрического поля;

— магнитные рецепторы — воспринимают изменения магнитного поля.

У человека имеются первые шесть типов рецепторов. На хеморецепции основаны вкус и обоняние, на механорецепции — осязание, слух и равновесие, а также ощущения положения тела в пространстве, на фоторецепции — зрение. Терморецепторы есть в коже и в некоторых внутренних органах. Большая часть интерорецепторов запускает непроизвольные, в большинстве случаев неосознаваемые, вегетативные рефлексы. Осморецепторы включены в регуляцию деятельности почек, хеморецепторы, воспринимающие pH, концентрации углекислого газа и кислорода в крови, включены в регуляцию дыхания

Орган чувств — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма. Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в ЦНС и специальные отделы коры больших полушарий. Кора анализирует поступающую информацию и идентифицирует её, возникают ощущения. Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма.

Человек получает информацию посредством основных органов чувств: зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных (осязательных), вкусовых. По общепринятому мнению у человека выделяют еще:

— термоцепцию — чувство тепла (или его отсутствия) на коже человека;

— эквибриоцепцию — чувство равновесия, положения в пространстве, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе;

— ноцицепцию — восприятие боли кожей, суставами и органами тела;

— проприоцепцию — понимание того, где находятся части тела, даже когда человек не чувствует и не видит их.

Дистантные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например: органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте. Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие (например: развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение).

Дата добавления: 2015-06-17 ; просмотров: 3697 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Общая выносливость – способность длительного выполнения работы умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата.. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.

0бщая выносливость, складывается как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), поэтому ее еще называют общей аэробной.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется:

по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.).

Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обуславливается многими факторами, но прежде всего – деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность всех других органов систем, в том числе энергетической. ЦНС, ее высшие нервные центры определяют работоспособность мышц, слаженность функций всех органов и систем, выполнение движений и действий спортсмена. ЦНС в этом отношении обладает очень большими возможностями. В процессе тренировки на выносливость совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, для улучшения координации функции органов и систем, для экономизации их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность работать дольше, не снижая интенсивности; они сами как бы становятся выносливее.

Нет сомнения, что в соответствии с концепцией функция строит орган при выполнении упражнений, требующих разной выносливости, возникают отличия и в системе нервных процессов, и в их совершенствовании. Иными словами, ЦНС приспосабливает свои функции к требованиям различной выносливости. При прочих равных условиях выносливость в наибольшей мере проявит спортсмен, имеющий лучшую подготовленность соответствующих органов и функций. В конечном счете, даже при самом высоком уровне всех факторов, определяющих выносливость, утомление возникает, прежде всего, в ЦНС (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Не случайно говорят, что борьба с утомлением – это прежде всего борьба высших нервных центров за сохранение работоспособности самих нервных центров.

Видов выносливости очень много: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, а также общая и специальная, эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и т.д.

Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.

Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видов двигательной деятельности.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей (например, силовых, координационных).

Понижая или увеличивая интенсивность в том или ином виде двигательной деятельности, мы тем самым задаем необходимую длительность работы и воздействуем на системы организма, обеспечивающие проявление общей или специальной выносливости.

Скоростной называют выносливость, проявляемую в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений либо такое соотношение скоростей, – например, на первой и второй половине дистанции, – при котором дистанция преодолевается в полную силу).

Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами – алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85–98 % от максимальной. Продолжительность работы может быть 8–45 сек. (максимальная интенсивность) или 45–120 сек. (субмаксимальная интенсивность).

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений.

Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Проявляется при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих высокого уровня координационных возможностей, и т.д.

Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость, скажем, в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т.д.

Другое дело – аэробные возможности организма, которые мало специфичны и от внешней формы движения не зависят явно. Уровень аэробных возможностей, допустим, в беге, скажется на выполнении других движений – в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Различают две группы тестов для измерения выносливости: неспецифические и специфические.

Согласно рекомендациям Международного комитета по стандартизации, к неспецифическим тестам определения выносливости относят: как эргометрические измерения (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и измерение физиологических показателей (потребление кислорода – МПК, ЧСС, порог анаэробного обмена и т.п.).

Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта

Качественные особенности и уровень развития выносливости, ее различные виды, типы и показатели определяются многими факторами:

– функциональной и биохимической экономизации;

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен. продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КрФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. С точки зрения биомеханики экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бега на лыжах, плавания), а также выбора рациональной тактики преодоления дистанции.

Физиолого-биохимические, или функциональные, факторы определяются тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты. Установлено, что чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Показатели экономичности деятельности выступают в качестве важнейших критериев выносливости человека. Многие из них широко используют в спортивной практике.

Читайте также:  Анализы при утомлении у детей

Факторы функциональной устойчивости служит базой для развития специальных видов выносливости.

Основные методы развития выносливости

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

1) абсолютная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т.д.);

2) продолжительность упражнения;

3) продолжительность интервалов отдыха;

4) характер отдыха (активный, либо пассивный и формы активного отдыха);

5) число повторений упражнения.

В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не столько величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма. Рассмотрим влияние названных факторов на примере упражнений циклического характера.

1. Абсолютная интенсивность упражнения непосредственно связана с особенностями энергетического обеспечения деятельности. При низкой скорости передвижения, когда расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей спортсмена, текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности — работа проходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такие скорости получили название субкритических. В зоне субкритических скоростей кислородный запас примерно пропорционален скорости передвижения. Если спортсмен двигается примерно быстрее, то он достигнет критической скорости, где кислородный запас равен его аэробным возможностям. 3 этом случае работа выполняется в условиях максимальных величин потребления кислорода. Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. Скорости выше критических получили название надкритических. Здесь кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена и работа проходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных поставщиков энергии.

2. Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью передвижения. Изменение продолжительности имеет двоякое значение. Во-первых, от длительности работы зависит, за счет каких поставщиков энергии будет осуществляться деятельность. Если продолжительность работы не достигнет 3–5 мин, то дыхательные процессы не успевают усилиться в достаточной мере и энергетическое обеспечение берут на себя анаэробные реакции. По мере сокращения длительности работы все больше уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных реакций, поэтому, для совершенствования гликолитических механизмов используют в основном, нагрузку от 20 сек до 2 мин, а для усиления фосфокреатинового механизма – от 3 до 8 с.

Во-вторых, длительность работы обуславливает при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических — продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма.

3. Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе, как уже отмечалось, играет большую роль в определении как величины, так и (в особенности) характера ответных реакций организма на нагрузку.

В упражнениях с субкритическими и критическими скоростями при больших интервалах отдыха, достаточных для относительной нормализации физических функции, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и первая. Это значит, что сначала в строй вступит фосфокреативный механизм энергетического обмена, затем 1–2 мин спустя достигнет максимума гликолиз, и лишь к 3–4 мин развернутся дыхательные процессы. При небольшой продолжительности работы они могут не успеть прийти к необходимому уровню, и работа фактически будет осуществляться в анаэробных условиях.

Если же уменьшить интервалы отдыха, то дыхательные процессы за короткий срок снизятся не на много и последующая работа сразу же начнется при высокой активности систем доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания и пр.).

Таким образом, при интервальном упражнении с субкритическими и критическими скоростями уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку более аэробной. Наоборот, при надкритических скоростях передвижения и интервалах отдыха, недостаточных для ликвидации кислородного долга, последний суммируется от повторения к повторению. Поэтому в этих условиях сокращение интервалов отдыха, будут увеличивать долю анаэробных процессов — делать нагрузку более анаэробной.

4. Характер отдыха, в частности заполнение пауз дополнительными видами деятельности (например, включение бега «трусцой» между основными забегами), оказывает разное влияние на организм, в зависимости от вида основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критическим, дополнительная работа низкой интенсивности дает возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. В этом заключается одна из характерных сторон метода переменного упражнения.

5. Число повторений определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В анаэробных условиях увеличение повторений рано или поздно приводит к исчерпыванию бескислородных механизмов. Тогда работа либо прекращается, либо ее интенсивность резко снижается.

Таково в схематичном виде влияние каждого из названных факторов. В действительности картина намного сложнее, так как меняется зачастую не один фактор, а все пять. Это позволяет обеспечивать самые разнообразные воздействия на организм.

Для развития выносливости могут применяться самые разнообразные по форме физические упражнения: циклические, ациклические, всевозможные гимнастические, легкоатлетические, игровые и другие, при условии рациональной методической организации. Дополнительными средствами развития выносливости служат дыхательные упражнения, использование факторов внешней среды (например, оздоровительный бег в горах) и другие способы.

Средствами развития выносливости являются упражнения, в процессе выполнения которых активно функционируют большинство или все крупные звенья опорно-двигательного аппарата; мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы является умеренной, большой, переменной, иногда субмаксимальной: суммарная длительность работы с помощью вышеназванных упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Для этого в массовой практике физического воспитания применяют продолжительный бег, передвижения на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, плавание, другие циклические и ациклические виды движений.

При тренировке выносливости необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. Выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках.

В качестве средств развития разных типов специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) применяют те же упражнения, что и для развития общей выносливости. Параметры определяются видом и характером специальной выносливости.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Этот процесс характеризуется:

1. Устранением изменений и нарушений в системах нейрогуморальной регулировки.

2. Выведением продуктов распада из мест их возникновения.

3. Выведением продуктов распада из организма.

источник

Самое важное по теме: «способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной» с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

396. Процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды называется:
• адаптацией

397. Состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующаяся временным снижением работоспособности, называется:
• утомлением

398. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности называется:
• выносливостью

399. Методы развивающие быстроту — это метод .
• строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой метод

400. Руководящим органом олимпийского движения в стране является:
• Национальный олимпийский комитет

тест 78 | тест 79 | тест 80 | тест 81 | тест 82

346. Спортивные соревнования — это:
одна из наиболее эффективных форм оздоровительной и спортивной работы

347. Спортивный результат — это:
интегративный показатель качества тренировочного процесса

348. Спортсменом-любителем называется человек, .
занимающийся спортом по собственному желанию, ради удовольствия

349. Спортсменом-профессионалом называется человек, .
получающий доход от спортивной деятельности

350. Способность выполнять точно определенную деятельность в течение длительного времени без снижения качества и уровня мощности называется:
работоспособностью

351. Способность длительное время выполнять динамическую работу определяется:
силовой выносливостью

352. Способность осуществлять двигательное действие на основе неавтоматезированных движений называется:
умение

353. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности называется:
выносливостью

354. Средняя продолжительность жизни у мужчин в России
65 лет

355. Средства физической культуры — это:
совокупность физических упражнений, природных и гигиенических факторов

356. Статическая сила выражается в:
способности поддерживать мышечное напряжение при отсутствии движений

357. Стречинг — это система .
статических упражнений

358. Судейство в соревнованиях по волейболу является:
неподвижным

359. Судья-секундометрист фиксирует:
время прохождения дистанции

360. Судья, подающих команду к началу забега, заплыва, заезда, называется:
стартером

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Общая выносливость – способность длительного выполнения работы умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата.. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.

0бщая выносливость, складывается как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), поэтому ее еще называют общей аэробной.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется:

по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.).

Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обуславливается многими факторами, но прежде всего – деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность всех других органов систем, в том числе энергетической. ЦНС, ее высшие нервные центры определяют работоспособность мышц, слаженность функций всех органов и систем, выполнение движений и действий спортсмена. ЦНС в этом отношении обладает очень большими возможностями. В процессе тренировки на выносливость совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, для улучшения координации функции органов и систем, для экономизации их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность работать дольше, не снижая интенсивности; они сами как бы становятся выносливее.

Нет сомнения, что в соответствии с концепцией функция строит орган при выполнении упражнений, требующих разной выносливости, возникают отличия и в системе нервных процессов, и в их совершенствовании. Иными словами, ЦНС приспосабливает свои функции к требованиям различной выносливости. При прочих равных условиях выносливость в наибольшей мере проявит спортсмен, имеющий лучшую подготовленность соответствующих органов и функций. В конечном счете, даже при самом высоком уровне всех факторов, определяющих выносливость, утомление возникает, прежде всего, в ЦНС (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Не случайно говорят, что борьба с утомлением – это прежде всего борьба высших нервных центров за сохранение работоспособности самих нервных центров.

Видов выносливости очень много: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, а также общая и специальная, эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и т.д.

Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.

Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видов двигательной деятельности.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей (например, силовых, координационных).

Понижая или увеличивая интенсивность в том или ином виде двигательной деятельности, мы тем самым задаем необходимую длительность работы и воздействуем на системы организма, обеспечивающие проявление общей или специальной выносливости.

Читайте также:  Базарный в ф нервно психическое утомление в школьной среде

Скоростной называют выносливость, проявляемую в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений либо такое соотношение скоростей, – например, на первой и второй половине дистанции, – при котором дистанция преодолевается в полную силу).

Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами – алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85–98 % от максимальной. Продолжительность работы может быть 8–45 сек. (максимальная интенсивность) или 45–120 сек. (субмаксимальная интенсивность).

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений.

Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Проявляется при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих высокого уровня координационных возможностей, и т.д.

Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость, скажем, в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т.д.

Другое дело – аэробные возможности организма, которые мало специфичны и от внешней формы движения не зависят явно. Уровень аэробных возможностей, допустим, в беге, скажется на выполнении других движений – в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Различают две группы тестов для измерения выносливости: неспецифические и специфические.

Согласно рекомендациям Международного комитета по стандартизации, к неспецифическим тестам определения выносливости относят: как эргометрические измерения (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и измерение физиологических показателей (потребление кислорода – МПК, ЧСС, порог анаэробного обмена и т.п.).

Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта

Качественные особенности и уровень развития выносливости, ее различные виды, типы и показатели определяются многими факторами:

· функциональной и биохимической экономизации;

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. С точки зрения биомеханики экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бега на лыжах, плавания), а также выбора рациональной тактики преодоления дистанции.

Физиолого-биохимические, или функциональные, факторы определяются тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты. Установлено, что чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Факторы функциональной устойчивости служит базой для развития специальных видов выносливости.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 1351 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Навигация по данной странице:
  • Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (карточку ответов).
  • Задания для самостоятельной работы 1
    ВЫНОСЛИВОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

    ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
    Контрольные тесты
    1.Способность противостоять мышечному утомлению в процессе мышечной деятельности называется:

    2) биохимической экономизацией;

    4) выносливостью.
    2. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы называется:

    1) физической работоспособностью;

    2) физической подготовленностью;

    4) тренированностью.
    3.Выноливость по отношению к определенной деятельности называется:

    2) анаэробной выносливостью;

    3) анаэробно-эробной выносливостью;

    4) специальной выносливостью.
    4. Мерилом выносливости является:

    1. время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного

    Характера и интенсивности;

    1. коэффициент выносливости;
    2. порог анаэробного обмена (ПАНО);
    3. максимальное потребление кислорода и частота сердечных сокращений.

    5.Наиболее интенсивный прирост выносливости наблюдается в возрасте:

    1. Интенсивность выполнения упражнений, когда организм занимающегося достигает

    состояния , при котором потребность в энергии (кислородный запрос) равна максимальным аэробным возможностям, называется:

    1. субкритической;
    2. критической;
    3. надкритической;
    4. средней.
    1. Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические

    упражнения продолжительностью не менее:

    1. 3 — 5 мин, выполняемые в анаэробном режиме;
    2. 7 — 12мин, выполняемые в аэробно-анаэробном режиме;
    3. 15 — 20 мин, выполняемые в аэробном режиме;
    4. 45 – 60 мин.
    1. Если интенсивность работы при воспитании выносливости выше критической ( 75 – 85%

    от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд/мин, то повторная работа возобновляется тогда, когда ЧСС снижается до:

    1. 140-150 уд/мин;
    2. 120-130 уд/мин;
    3. 90-110 уд/мин;
    4. 75 -80 уд/мин.
    1. Интервал отдыха, гарантирующий к моменту очередного повторения упражнения

    восстановление работоспособности до исходного уровня называют:

    1. полным (ординарным);
    2. суперкомпенсатором;
    3. активным;
    4. строго регламентированным.
    1. В практике физического воспитания применяются прямой и косвенный способы измерения

    выносливости. Выберите из перечисленных ниже прямой способ измерения выносливости:

    1. Время бега на достаточно длинную дистанцию ( например 2000 – 3000 м);
    2. Время бега с заданной скоростью ( например 60,70,80 или 90% от максимальной) до
    1. Предельное время педалирования на велоэргометре с заданной мощностью;
    2. Время восстановления частоты сердечных сокращений до исходного уровня после

    стандартной нагрузки.
    Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (карточку ответов).

    Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Номер ответа

    Задания для самостоятельной работы

    Выносливость — способность человека длительное время совершать работу, не снижая скорости, или противостоять физическому утомле­нию в процессе мышечной деятельности.

    Различают общую и специальную выносливость.

    Общая выносливость — это способность человека длительное время выполнять работу умеренной интенсивности при полном функционировании мышечной системы. Ее еще называют аэроб­ной выносливостью, т.е. полностью обеспеченной кислородом. Об­щая выносливость служит фундаментом для развития специаль­ной выносливости.

    Специальная выносливость — это выносливость по отношению к оп­ределенной двигательной деятельности или к виду спорта, в котором специализируется спортсмен.

    Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

    Задачи по развитию выносливости:

    Создание условий для развития выносливости у детей школьного возраста. Неуклонное повышение общей аэробной выносливости на ос­нове различных видов деятельности.

    Добиваться разностороннего физического и гармонического разви­тия двигательных способностей.

    Достижение максимального уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют решающую роль в избранном виде спорта.

    Средства воспитания выносливости

    Для развития выносливости используют самые разнообразные уп­ражнения циклического и ациклического характера: лыжные гонки, бег, езда на велосипеде, плавание, спортивные игры и др.

    Эффективным средством развития выносливости (скоростной, сило­вой, координационной и т.д.) являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по фор­ме, структуре и особенностям воздействия на функциональные систе­мы организма, специфически соревновательные упражнения и обще­подготовительные средства.

    При выполнении упражнений на выносливость суммарная нагруз­ка на организм достаточно плохо характеризуется следующими компо­нентами (Зациорский, 1966):

    1) интенсивность упражнения;

    2) продолжительность упражнения;

    4) продолжительность интервалов отдыха;

    Методы воспитания выносливости

    Основными методами развития общей выносливости являются:

    1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умерен­ной интенсивности;

    2) метод повторного, интервального упражнения;

    3) метод круговой тренировки;

    Характеристика методов дана в разделе «методы обучения в физи­ческом воспитании».

    Работа на выносливость осуществляется в 4 зонах мощности: макси­мальной — 10-20 с, субмаксимальной — 20 с — 3 мин, большой — от 3 мин до 20 мин, умеренной — от 20 мин до нескольких часов.

    Двигательные координационные способности и основы их воспитания

    Способность человека быстро осваивать сложные по структуре дви­гательные действия принято называть двигательно-координационны- ми способностями (КС).

    КС принято делить на 3 группы.

    Первая группа — способности точно определять и регулировать про­странственные, временные и динамические параметры движений.

    Вторая группа — способности поддерживать статическое и динами­ческое равновесие.

    Третья группа — способности выполнять двигательные действия без изменения мышечной напряженности (скованности).

    Для воспитания КС используются сложнокоординационные виды спорта (подвижные и спортивные игры, акробатика, прыжки на бату­те), единоборства (борьба, бокс, фехтование, лыжный спорт, кроссовый бег и др.).

    С учетом специфики вида спорта разрабатываются подводящие уп­ражнения, сходные по структуре с движениями данного вида спорта.

    Для воспитания КС применяются следующие методические приемы:

    1. Обучение новым двигательным действиям с постепенным увеличе­нием их сложности.

    2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки (спортигры, едино­борства и т.п.).

    3. Повышение пространственной, временной и силовой точности дви­жений на основе улучшения двигательных ощущений и воспри­ятий (гимнастика, спортигры и т.д.).

    4. Устранение не рациональной мышечной напряженности. Научить занимающихся расслабляться в нужный момент. Излишняя за-

    крепощенность приводит к дискоординации движений, что отри­цательно влияет на проявление силы, быстроты, выносливости, ис­кажает технику и приводит к преждевременному утомлению. Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

    а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установ­ку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений, и это­му надо специально обучать;

    б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабле­ние, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о на­пряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Для этого используют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мы­шечных групп с напряжением других: контролирующий переход мы­шечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

    Для развития КС в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

    1) стандартно-повторного упражнения;

    2) вариативного упражнения;

    При изучении новых двигательных действий применяют стандартно- повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений в стандартных условиях.

    Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и ус­ловий выполнения.

    Для первого направления используются:

    1) прыжки в длину или вверх с места в полную силу или полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.;

    2) изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упор лежа; выполнение упражнений с мячом из исходно­го положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных поло­жений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);

    3) изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глу­бину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

    4) «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и махо­вой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортив­ных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

    5) выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

    6) выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

    Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, преодоление произ­вольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров).

    Эффективным методом воспитания КС является игровой метод с до­полнительными заданиями и без них, предусматривающий выполне­ние упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных ус­ловиях, либо определенными двигательными действиями.

    Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координацион­ных упражнений.

    Для совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений применяются специфические физические упраж­нения, которые в процессе тренировки вырабатывают специализиро­ванные восприятия, получившие наименования: чувство времени у лег­коатлетов, борцов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волей­болистов, баскетболистов; «чувство дистанции» у боксеров и т.д.

    Способность к точному выполнению движений вырабатывается при помощи многократного повторения физических упражнений общераз- вивающего характера с постепенным увеличением трудности. Напри­мер, на точность воспроизведения одновременных или последователь­ных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении обще- развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на заданное время: упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности прыжка с места или с разбега, дальность метаний и др.

    Более высокий уровень координации движений достигается специ­альными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых раз­мерах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве мето­дов используют следующие: метод многократного выполнения упраж­нения с последующим изменением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и пос­ледующей самооценкой занимающихся мер времени, пространства и усилий и воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных зада­ний», метод «сближаемых заданий».

    Читайте также:  2 стадия утомления характеризуется

    Задания на точность дифференцирования силовых, временных и про­странственных параметров — наиболее трудные для освоения. Поэтому их рациональнее применять по методике контрастных заданий или сближа­емых заданий. «Контрастное задание» состоит в чередовании упражне­ний, резко отличающихся по какому-либо параметру: бросок мяча в коль­цо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; метод «сближаемых заданий»вырабатывает тонкую дифференциацию: прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

    Совершенствование пространственной точности движений, выпол­няемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортив­ной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется по таким методическим направлениям:

    а) применяются задания с установкой: как можно более точно вос­произвести эталонные параметры амплитуды, направление движений или положения тела. При этом ставится задача по достижению ста­бильности эталонных параметров движений;

    б) совершенствование точности выполняемых движений в соответс­твии с заданными изменениями параметров. Например, увеличить ам­плитуду маха на определенное число градусов при размахиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто.

    Совершенствование силовой точности движений предполагает раз­витие способностей оценивать и дифференцировать степень мышеч­ных напряжений различными группами мышц и в различных дви­жениях. В качестве средств используются упражнения с различными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическими уста­новками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом ди­намометре и др.

    Совершенствование временной точности движений зависит от «чувс­тва времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распре­делять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений применяют задания по оценке макроин­тервалов времени — 5,10,20 с (пользуясь секундомером).

    Методические приемы для совершенствования статического и ди­намического равновесия

    Для различных видов равновесий применяются следующие методи­ческие приемы:

    а) для позностатического равновесия:

    1) удлинение времени сохранения позы;

    2) исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополни­тельные требования к двигательному анализатору;

    3) уменьшение площади опоры;

    4) увеличение высоты опорной поверхности;

    5) введение не устойчивой опоры;

    6) введение сопутствующих движений; б) для динамического равновесия:

    упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

    упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь — качели, … центрифуги и другие тренажеры).

    Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

    Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

    Различают общую и специальную выносливость.

    Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

    Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

    Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

    Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

    Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

    Выносливость— это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

    Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

    Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

    Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

    Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной активности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

    Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

    Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

    Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

    Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме (Н.И. Волков, 1976).

    Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

    Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

    Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

    Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

    Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

    Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

    Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

    Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

    Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности.

    Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

    Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

    Задачи по развитию выносливости.Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

    Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

    Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 656 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Ответ 1. Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности

    Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, например длительно бежать без снижения скорости бега.

    Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Выносливость в значительной мере определяет здоровье человека, его общую физическую работоспособность.

    Развитие выносливости — это процесс повышения уровня работоспособности мышц, т.е. возможности максимально длительно напрягаться в статическом и сокращаться в динамическом режимах работы. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

    Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    Для развития выносливости применяются самые разнообразные физические упражнения, которые можно выполнять относительно продолжительное время, например, бег в равномерном темпе в течение 15-20 мин, бег по пересеченной местности(кросс), передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения и др.

    Нагрузки, направленные на развитие общей выносливости, должны продолжаться более трех минут, а их интенсивность соответствовать указанному диапазону (120-170). Для школьников оптимальная интенсивность нагрузок на общую выносливость по ЧСС 140-160 уд/мин. Внешний показатель интенсивности этих нагрузок – скорость, а внутренние –ЧСС, потребление кислорода.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9556 —

    | 7554 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник