Меню Рубрики

Механизмы утомления и усталости при умственной работе

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

1. Компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

2. Некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

На развитие утомления влияет:

— ухудшение кровоснабжения мышц;

— угнетение активности ферментов;

— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;

— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;

— кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы);

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

Физическое утомление многогранно. Нагрузки могут быть статистические и динамические. Выполняемые упражнения различаются по мощности. Движения бывают циклического и ациклического характера. Отсюда и причины возникновения утомления будут различны.

При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время.

Статистические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением. В данном случае утомление обуславливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении.

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:

Известно, что мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Так как ее запасы невелики, продолжение деятельности возможно только за счет постоянно происходящего ресинтеза.

В зависимости от интенсивности выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям. Реакции, совершающиеся в безкислородной среде получили название анаэробных. Они является энергетически более эффективными по сравнению с аэробными.

К анаэробным реакциям относят:

— креатинфосфокиназную реакцию, связанную с расщеплением креатинфосфата;

Утомление проявляется:

— в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);

— в притормаживании или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);

— в нарушении согласованности между дыханием и движением;

— в более выраженных колебаниях продолжительности двигательных и дыхательных циклов.

Показатели, сигнализирующие о приближении утомления:

1) увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;

2) неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;

3) расстройство старых автоматических навыков.

Одно из проявлений дискоординации функции в период утомления – увеличение энергетических трат на единицу произведенной работы как следствие повышения физиологической стоимости работы.

Начальную стадию развития утомления можно разделить на три фазы:

1) фаза простого преодоления чувства усталости, когда нет необходимости в компенсаторных изменениях;

2) фаза деэкономизации работы (включаются дополнительные моторные единицы);

3) фаза двигательной компенсации утомления.

На начальном этапе развития утомления снижение силы мышечных сокращений может быть восполнено увеличением темпа движений.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению

Мышечное расслабление рассматривают как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной нервной системы. При этом в нервных центрах происходит активация восстановительных процессов, и это обеспечивает отдых в ходе деятельности. Наоборот, при неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления.

Характер мышечного расслабления зависит:

1) от скорости выполнения движений – с увеличением скорости движений способность к расслаблению ухудшается;

2) от величины произведенной работы – в условиях развивающегося утомления расслабление становится менее полным;

3) от степени овладения двигательным навыком – для ранних этапов освоения движений характерна излишняя напряженность, которая в дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, исчезает.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляций, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой – через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов – готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

Чтобы ускорить процесс, восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В ходе выполнения длительной и напряженной физической или умственной нагрузки, в том числе учебной деятельности, интенсификации многих видов деятельности, у человека наступает состояние утомления.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Утомление является нормальной реакцией организма на выполняемую работу. Объективно она характеризуется снижением возможности организма успешно продолжать данную работу.

Физическое утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера.

При умственном утомлении замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление сопровождает тягостное субъективное чувство – усталость, которая в то же время является естественным сигналом наступающего истощения каких-то ресурсов организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление является еще и стимулятором, мобилизующим резервы организма и восстановительные процессы в его органах и системах.

Усталость нередко смешивают с утомлением, рассматривая усталость в качестве легкой степенью утомления.

Усталость – это субъективное психическое переживание, вызванное утомлением.

Степени усталости и утомления могут не совпадать при различном эмоциональном отношении к выполняемой деятельности. Усталость может быть более выраженной при неудовлетворенности работой, отсутствии понимании ее значения, при неудачах в ходе ее выполнения. В то же время успешное завершение даже нежелательной работы или какого-то этапа снижает чувство усталости. Степень усталости бывает ниже при положительном отношении к работе. Поэтому иногда чувство усталости может быть снято положительными эмоциями, усилением интереса к работе.

Читайте также:  Базарный в ф нервно психическое утомление в школьной среде

При появлении усталости даже при сохранении в значительной степени общей работоспособности и при возможности выполнения шаблонной умственно работы может утрачиваться возможность выполнения творческой работы. Усталый человек может выполнять шаблонную работу относительно долго, хотя для выполнения такой работы будут необходимы волевые усилия. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить в баллах:

Степень усталости Баллы
не устал
легкая усталость
средняя усталость
сильная усталость
очень сильная усталость

Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений, что может позволить более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и спланировать меры, направленных на компенсацию усталости.

Ошибочно мнение о том, что утомление – это всегда вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

· вы по несколько раз перечитываете одно и то же;

· глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;

· появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;

· почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.

Все это означает, что настало время отдохнуть. Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. При утомлении нередко отмечаются ухудшение памяти – студент замечает, что у него быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было выучено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности, что позволяет компенсировать обнаружившуюся недостаточность сменой деятельности. Например, заметив утомление в результате занятий вычислительными операциями, можно успешно переключиться на занятия, связанные с чтением. Но при состоянии выраженного общего утомления смена деятельности будет неэффективна, и для снятия утомления будут необходимы отдых и сон. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе.

При небольшом перерыве следует:

· подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;

· сделать упражнения для пальцев правой руки;

· сделать вращательные движения головой;

Ведущим фактором развития утомления является сама учебная деятельность. Однако развитие утомления, возникающего в процессе нее, может быть ускорено и отягчено дополнительными факторами. Такими факторами могут быть плохая организация труда и режима жизнедеятельности, наличие хронических заболеваний, неудовлетворительное физическое развитие, плохая тренированность, нерегулярное или недостаточное питание, дополнительные неблагоприятные гигиенические факторы (шум, некомфортная температура и др.).

Утомление наступает как при физической, так и при умственной деятельности. Оно может быть острым, то есть проявляться в течение короткого промежутка времени, и хроническим, носить длительный характер, до нескольких месяцев. Утомление может быть общим, то есть утомлением организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган или систему.

Неправильная организация умственного труда вызывает утомление, состояние эмоционального напряжения, приводит к астенизации, снижению потенциальных возможностей студента, к “чувству мозгового дефицита”, впервые отмеченному французским ученым Дежерином. У человека наблюдаются снижение критики и аморфное мышление, снижение и “провалы” памяти, быстро истощаемое активное внимание и низкая продуктивная деятельность, рассеянность, тяжесть и шум в голове, угнетенное состояние, ощущение профессиональной несостоятельности, сомнений, тревоги, неверия в свои силы, недовольства собой, досады и смущения, плохого настроения.

Различают две фазы утомления:

1) компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма;

2) некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается.

Систематическое выполнение работы на фоне неполного восстановления, непродуманной организации труда, чрезмерного нервно-психического и физического перенапряжения могут вести к переутомлению, а в неблагоприятных ситуациях — к перенапряжению нервной системы, обострениям психосоматических заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваниям, гипертонической и язвенным болезням, к снижению защитных свойств организма.

Предотвратить утомление при определенной нагрузке возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма до более высоких показателей. Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, декомпенсация которых проявляется утомлением. Наиболее простым путем к этому являются: активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном возвращении физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов в организме происходят взаимосвязано, как в покое, в предрабочем состояния, во время работы, так и в покое в послерабочем периоде. Фактически этот процесс идет непрерывно. Во время работы процессы диссимиляции (распада) преобладают над ассимиляцией (синтезом) и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и чем меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Следует иметь в виду, что синтез молекул РНК и белка происходит при выполнении работы не только в мышечных клетках, но и в нервных клетках, что процессы функционирования нервной системы тоже являются процессами, требующими не только энергетических затрат, но и материальных (по синтезу молекул РНК и белка).

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после завершения выполнения легкой работы, после тяжелой она завершается через несколько часов. Поздняя фаза восстановления может длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, которая спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности с последующим быстрым снижением и переходом в фазу переутомления. Длительность этих фаз зависит от выполняемой работы, а также от степени тренированности организма.

Разумное чередование нагрузки и отдыха позволяет сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть дополнительное питания, массаж, применение биологически активные вещества (витамины, ноотропы).

Объективным критерием положительной динамики течения восстановительных процессов является готовность к повторной деятельности. Наиболее убедительным показателем полного восстановления работоспособности служит возможность выполнения повторной работы в максимальном объеме.

Замечено, что слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В ходе выполнения длительной и напряженной физической или умственной нагрузки, в том числе учебной деятельности, интенсификации многих видов деятельности, у человека наступает состояние утомления.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Утомление является нормальной реакцией организма на выполняемую работу. Объективно она характеризуется снижением возможности организма успешно продолжать данную работу.

Физическое утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера.

При умственном утомлении замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление сопровождает тягостное субъективное чувство – усталость, которая в то же время является естественным сигналом наступающего истощения каких-то ресурсов организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление является еще и стимулятором, мобилизующим резервы организма и восстановительные процессы в его органах и системах.

Усталость нередко смешивают с утомлением, рассматривая усталость в качестве легкой степенью утомления.

Усталость – это субъективное психическое переживание, вызванное утомлением.

Степени усталости и утомления могут не совпадать при различном эмоциональном отношении к выполняемой деятельности. Усталость может быть более выраженной при неудовлетворенности работой, отсутствии понимании ее значения, при неудачах в ходе ее выполнения. В то же время успешное завершение даже нежелательной работы или какого-то этапа снижает чувство усталости. Степень усталости бывает ниже при положительном отношении к работе. Поэтому иногда чувство усталости может быть снято положительными эмоциями, усилением интереса к работе.

При появлении усталости даже при сохранении в значительной степени общей работоспособности и при возможности выполнения шаблонной умственно работы может утрачиваться возможность выполнения творческой работы. Усталый человек может выполнять шаблонную работу относительно долго, хотя для выполнения такой работы будут необходимы волевые усилия. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить в баллах:

Степень усталости Баллы
не устал
легкая усталость
средняя усталость
сильная усталость
очень сильная усталость

Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений, что может позволить более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и спланировать меры, направленных на компенсацию усталости.

Ошибочно мнение о том, что утомление – это всегда вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

 вы по несколько раз перечитываете одно и то же;

 глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;

 появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;

 почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.

Все это означает, что настало время отдохнуть. Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. При утомлении нередко отмечаются ухудшение памяти – студент замечает, что у него быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было выучено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности, что позволяет компенсировать обнаружившуюся недостаточность сменой деятельности. Например, заметив утомление в результате занятий вычислительными операциями, можно успешно переключиться на занятия, связанные с чтением. Но при состоянии выраженного общего утомления смена деятельности будет неэффективна, и для снятия утомления будут необходимы отдых и сон. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе.

Читайте также:  Антропоэкологическое напряжение и утомление

При небольшом перерыве следует:

 подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;

 сделать упражнения для пальцев правой руки;

 сделать вращательные движения головой;

Ведущим фактором развития утомления является сама учебная деятельность. Однако развитие утомления, возникающего в процессе нее, может быть ускорено и отягчено дополнительными факторами. Такими факторами могут быть плохая организация труда и режима жизнедеятельности, наличие хронических заболеваний, неудовлетворительное физическое развитие, плохая тренированность, нерегулярное или недостаточное питание, дополнительные неблагоприятные гигиенические факторы (шум, некомфортная температура и др.).

Утомление наступает как при физической, так и при умственной деятельности. Оно может быть острым, то есть проявляться в течение короткого промежутка времени, и хроническим, носить длительный характер, до нескольких месяцев. Утомление может быть общим, то есть утомлением организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган или систему.

Неправильная организация умственного труда вызывает утомление, состояние эмоционального напряжения, приводит к астенизации, снижению потенциальных возможностей студента, к “чувству мозгового дефицита”, впервые отмеченному французским ученым Дежерином. У человека наблюдаются снижение критики и аморфное мышление, снижение и “провалы” памяти, быстро истощаемое активное внимание и низкая продуктивная деятельность, рассеянность, тяжесть и шум в голове, угнетенное состояние, ощущение профессиональной несостоятельности, сомнений, тревоги, неверия в свои силы, недовольства собой, досады и смущения, плохого настроения.

Различают две фазы утомления:

1) компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма;

2) некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается.

Систематическое выполнение работы на фоне неполного восстановления, непродуманной организации труда, чрезмерного нервно-психического и физического перенапряжения могут вести к переутомлению, а в неблагоприятных ситуациях — к перенапряжению нервной системы, обострениям психосоматических заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваниям, гипертонической и язвенным болезням, к снижению защитных свойств организма.

Предотвратить утомление при определенной нагрузке возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма до более высоких показателей. Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, декомпенсация которых проявляется утомлением. Наиболее простым путем к этому являются: активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном возвращении физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов в организме происходят взаимосвязано, как в покое, в предрабочем состояния, во время работы, так и в покое в послерабочем периоде. Фактически этот процесс идет непрерывно. Во время работы процессы диссимиляции (распада) преобладают над ассимиляцией (синтезом) и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и чем меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Следует иметь в виду, что синтез молекул РНК и белка происходит при выполнении работы не только в мышечных клетках, но и в нервных клетках, что процессы функционирования нервной системы тоже являются процессами, требующими не только энергетических затрат, но и материальных (по синтезу молекул РНК и белка).

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после завершения выполнения легкой работы, после тяжелой она завершается через несколько часов. Поздняя фаза восстановления может длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, которая спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности с последующим быстрым снижением и переходом в фазу переутомления. Длительность этих фаз зависит от выполняемой работы, а также от степени тренированности организма.

Разумное чередование нагрузки и отдыха позволяет сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть дополнительное питания, массаж, применение биологически активные вещества (витамины, ноотропы).

Объективным критерием положительной динамики течения восстановительных процессов является готовность к повторной деятельности. Наиболее убедительным показателем полного восстановления работоспособности служит возможность выполнения повторной работы в максимальном объеме.

Замечено, что слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

источник

Работоспособность – это потенциальные возможности человека произвести физическую иди умственную работу на определенном отрезке времени.

Соответственно выделяют физическую и умственную работоспособность. Также работоспособность можно подразделить на:
– внутрисменную;
– суточную;
– месячную;
– годовую;
– многолетнюю.

Работоспособность зависит от:
– физического и умственного развития;
– степени тренированности организма;
– степени адаптации к физическому или умственному труду
– факторов условий труда;
– состояния здоровья и др.

Умственная работоспособность в основном зависит от:
– напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию;
– состояния внимания, памяти, мышления;
– выраженности эмоций.

Умственная работоспособность в процессе преобразования, приема и передачи информации меняется в зависимости от дли­тельности работы, также на нее влияет физическая подготовлен­ность человека.
Показатели умственной работоспособности служат для инте­гральной характеристики функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.

Для сохранения устойчивой умственной работоспособности наи­большее значение из всех качественных особенностей двигатель­ной активности имеет выносливость. Продуктивность умствен­ной деятельности зависит от времени суток, когда осуществляет­ся работа. Наиболее высока продуктивность умственной дея­тельности по утрам. Оптимальные физические нагрузки, приме­няемые после утреннего подъема, способствуют повышению про­дуктивности умственной работы до уровня дневных показателей.
Степень физической подготовленности является одним из усло­вий сохранения активности и умственной работоспособности, особенно при длительной напряженной деятельности.

Методы оценки работоспособности.

Методы оценки физической и умственной работоспособно­сти:

Существует группа методов, которая позволяет интегрально оце­нить физическую работоспособность – максимальную производи­тельность. Она зависит от:
– развития мышечной массы;
– возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
– уровня транспорта кислорода и углекислого газа.

К этим методам относят:
– двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;
– велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);
– пробы на приседание (проба Летунова).

Также существует группа методов, которые позволяют оценит динамику работоспособности.

1. Методы оценки центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психических процессов.
Определение зрительно-моторной реакции, т.е. времени между подачей сигнала и ответной реакцией испытуемого, например, нажатие на тумблер. Оценка реакции на движущийся объект: испытуемый путем нажатия на тумблер должен остановить дви­жущуюся стрелку электросекундомера на цифре, которую задает экспериментатор.

Используются корректурные пробы Анфимова, представляющие собой тексты из букв или колец Ландольта (круг разрывается в разном направлении). Испытуемый должен при максимально быстром просмотре найти заданную букву или их сочетание (или соответствующие кольца Ландольта), подчеркнуть или ее зачеркнуть. Также используется проба Платонова: в таблице не­обходимо найти числа нескольких цветов, расположенные в раз­ном порядке.

В целом эти методы позволяют оценить исходное состояние и динамику работоспособности основных нервных процессов, со­стояние психических функций, если их применяют неоднократно на протяжении рабочего дня или рабочей недели.

2. Методы, оценивающие состояние нервно-мышечной сис­темы.
Используется эргография, которая позволяет регистрировать кривую утомления при выполнении определенного движения. Для определения мышечной силы ш мышечной выносливости используют динамоаиигры.

3. Методы, оценивающие в динамит состояние сердечно­сосудистой и дыхательной систем, системы крови и др.
Определяют частоту сердечных сокращений, величину артери­ального давления, частоту и глубину дыхания, показатели элек­трокардиографии, динамику продолжительности задержки дыха­ния на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча).

4. Определение динамики технико-экономических показате­лей.
Оценивается производительность труда, например, количество произведенной продукции в каждый час рабочей смены, время затраты труда на выполнение одной операции в динамике рабо­чего дня, качество работы, число ошибочных действий, число забракованных изделий. Данные показатели получают на основе хронометражных наблюдений.

5. Методика САН – интегральный показатель изменений со­стояния организма при трудовой деятельности.
Методика предложена В.А. Доскиным с соавт. в 1975 г. и предна­значена для субъективной оценки самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н). Данный психологический метод заключа­ется в том, что испытуемому предлагают соотнести свое состоя­ние с рядом признаков, представленных в виде полярных проти­воположностей, между которым располагается семичленная шка­ла. Тест-карта включает 30 пар антонимов:
– самочувствие хорошее – самочувствие плохое;
– пассивный – активный;
– работоспособный – разбитый;
– жизнерадостный – мрачный и т.д.

По мнению многих авторов, методика САН – очень чуткий инст­румент определения динамики работоспособности, он не требует специального оснащения и достаточно проста в выполнении.

В связи с увеличением объема информации, интенсификации всех сторон жизни человека в условиях современного цивилизо­ванного общества проблема утомления становится одной из важнейших и требует современных методов профилактики и коррекции утомления при различных видах деятельности.

Утомление – это уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, которое проявляется в изменении фи­зиологических процессов, снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса, нарушении координации регуляторных механизмов, взаимодействия органов и систем и ощущении усталости.
Утомление носит временный характер и возникает как следст­вие работы при недостаточности восстановительных процессов.

Результативность любого вида деятельности ограничивается утомлением и этой проблемой занимаются физиологи, биологи, гигиенисты и социологи.
Если утомление возникает при умственной работе, то говорят об умственном утомлении, если при физической работе – о физиче­ском утомлении.

Психологи выделяют особое состояние психики – утомляе­мость, которое появляется у человека при развитий утомления. Это субъективное отражение процессов, возникающих в организ­ме при развитии утомления.
Например, возникает чувство слабосилия, которое появляется задолго до снижения производительности труда и заключается в появлении особо тягостного напряжения и неуверенности. Чело­век чувствует, что не в силах должным образом продолжать ра­боту.

Читайте также:  Анализы при утомлении у детей

Признаки утомления:

1. расстройство внимания: человек становится вялым, ма­лоподвижным, легко отвлекается. Может наблюдаться противоположная реакция – хаотическая подвижность и неустойчивость,
2. расстройства в сенсорной области: изменяется работа рецепторов, наступает зрительное утомление – снижается способность перерабатывать информацию, которая проходит через зрительный анализатор. При длительной ручной работе снижается тактильная и кинестетическая чувствительность.
3. нарушения, в моторной сфере: замедление или торопливость движений, расстройство ритма, ослабление точности и координированности движений, деавтоматизация движений.
4. изменения в высшей нервной деятельности: дефекты па­мяти и мышления, ослабляются воля, решительность, вы­держка, самоконтроль. При сильном утомлении отмечается сонливость. Выраженность изменений определяется глубиной у томления. При слабом утомлении практически нет измене­ний в психическом статусе, переутомление характеризуется крайне выраженными изменениями.

В связи с изменением психического, состояния человека, психо-­физиологи предлагают выделять 3 стадии утомления:
1 стадия – незначительно проявление чувства усталости, производительность труда не снижена;
2 стадия – значительное снижение производительности труда и выраженные психические изменения;
3 стадия – острое переутомление, сопровождается значительными признаками утомления,

Теории утомления

Любая целенаправленная деятельность представляет функционирование сложноорганизованной функциональной системы. Исторически наиболее исследование утомление при физической работе, поэтому все теории в основном касались физического утомления.

Теории утомления подразделяются на 2 группы:
1. гуморально-локалистические;
2. центрально-нервные.

Первыми появились представления о том, что утомление вызва­но нарушением в работающих мышцах, которые не воспринима­ют сигналы, идущие из центральной нервной системы и в норме вызывающие сокращение. Долгие годы считали причинами утомления:
– нехватку энергетических запасов – гликогена, жира (теория истощения Шиффа);
– недостаток кислорода (теория задушения Ферворна);
– засорение мышцы молочной кислотой или токси­нами утомления (теория засорения Пфлюгера).

Центрально-корковая теория утомления Н. К. Верещагина и В. В. Розенблата: накопление в мышцах молочной кислоты не имеют значения для развития утомления. Основной причиной утомления авторы считают процессы утомления центральной нервной системы, особенно в двигательной зоне коры больших полушарий.

Считается, что в процессе работы к нейронам коры больших по­лушарий идут значительные потоки импульсов от работающих мышц, в крови появляются продукты обмена (метаболизма) ра­ботающих мышц, которые вместе с потоком чувствительных им­пульсов приводят к торможению нейронов коркового отдела двигательного анализатора. Торможение возникает в результате преобладания расхода энергетических веществ над их синтезом.

Современные представления о процесс утомления позволяют несколько корректировать центрально-корковую теорию, однако, несомненно, что при утомлении нарушается работа корковых нейронов и нейронов других отделов центральной нервной сис­темы, которые участвуют в регуляции двигательной активности. Однако требуются дальнейшие исследования в этом направле­нии. При умственном утомлении, вероятно, также присутствует процесс торможения в нейронах коры больших полушарий.

Виды утомления

В зависимости от вида труда различают физическое и умственное утомление. Кроме того, можно выделить первичное и вторичное утомление. Первичное утомление развивается достаточно быст­ро, в начале рабочей смены или вида деятельности и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков; оно преодолимо в процессе работы, в результате чего возникает “второе дыхание” – значительное повышение работоспособности. Вторичное или медленно развивающееся утомление возникает примерно через 2,5-3 часа от начала деятельности и для его сня­тия необходим отдых.

По времени возникновения утомление бывает острым и хрониче­ским.

Острое утомление возникает в короткий отрезок времени. Хроническое утомление связано с длительным накоплением (месяцы, годы) сдвигов при недовосстановлении различных функциональных систем организма и в организме в целом. Хроническое утомле­ние или переутомление обусловлено отсутствием необходимого отдыха между рабочими днями и проявляется:
– общим падением производительности труда;
– увеличением заболеваемости;
– замедлением роста культурно-технического уров­ня и квалификации работающего;
– снижением умственной работоспособности и творческой активности;
– изменениями деятельности сердечно-сосудистой системы: повышением артериального давления, измене­нием ритмики продукции катехоламинов (адреналина, норадреналина), яри переутомлении отсутствует сниже­ние их продукции к ночи.

Утомление может быть общим и локальным. Общее утомление характеризуется изменением всех функций организма, локальное связано со снижением функции основной группы мышц, отдель­ного анализатора и т.д.

Особенности утомления при умственной работе

В результате интенсивной и длительной умственной работы на­ступает утомление, которое приводит к снижению продуктивно­сти умственного труда (ученого, оператора у пульта управления, врача, учителя). Эти сдвиги характеризуются трудностью сосредоточения и паде­нием активности внимания, ослаблением памяти, замедленно­стью в принятии решений, нарушением четкости логических построений и способности к абстракции ж суждениям.

Умственное утомление приводит также к увеличению длитель­ности периода времени, на протяжении которого происходит ли­квидация последствий утомления. Это вызывает сокращение продолжительности рабочего дня у операторов, контролирующих движение самолетов. Умственное утомление подразделяют на острое и хроническое.

Острым умственным утомлением называют такое состояние, при котором восстановление основных физиологических показателей происходит в течение суточного цикла. Отсутствие в течение суток такого восстановления (возвращение к оптимальному состоянию головного мозга после ночного сна) приводит к суммации остаточных явлений утомления с вновь наступившим острым утомлением. При этом может возникнуть хроническое умственное утомление.

При комплексном изучении условных и безусловных рефлексов при умственном утомлении у человека показано:
– снижение положительных условно-рефлекторных реакций;
– уменьшение шли и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Нарушаются силовые отношения в ответных реакциях на услов­ные раздражители различной силы: на слабые раздражители ре­гистрируются сильные ответы и наоборот.

Механизм умственного утомления не ограничивается изменени­ем работоспособности корковых клеток, которое выражается в нарушении силы ответных реакций в ответ на действий различ­ных по интенсивности раздражителей. Одновременно возникают глубокие изменения корково-подкорковых взаимоотношений со значительным угнетением активирующей функции ретикулярной формации головного мозга.

Физиологическая природа этих изменений заключается в разви­тии в коре больших полушарий и подкорковых образований процесса запредельного торможения с охранительной функцией, что проявляется в угнетении некоторых неспецифических веге­тативных компонентов условно-рефлекторной деятельности (кожные, сосудистые, дыхательные рефлексы).

Развитие запредельного торможения при умственном утомлении в корковых и подкорковых структурах центральной нервной системы нарушает не только корково-подкорковые взаимоотношения, но и взаимоотношения нервных центров в коре больших полушарий. При утомлении отмечается межполушарная асимметрия электри­ческой реактивности мозга, ассиметричная секреция правой и левой околоушной слюнных желез и кровенаполнения внутрен­них сонных артерий.

Для оптимизации состояния высшей нервной деятельности и работоспособности человеку необходимо полное соответствие адекватных корково-подкорковых взаимоотношений с симмет­ричными взаимодействиями парных образований головного моз­га. Дозированные физические упражнения с эмоционально- игровой направленностью устраняют имеющиеся межполушарные асимметрии и снимают утомление. Изучение мозгового кровообращение методом реоэнцефалографии позволила установить признаки острого и хронического ум­ственного утомления.

Острое умственное утомление характеризуется:
1. межполушарная симметрия кровенаполнения в утреннем фоне;
2. межполушарная асимметрия кровенаполнения и его уменьшение после 4-х часов умственной работы;
3. устранение межпшрнарной асиметрии и увеличение мозгового кровенаполнения в ответ на стимуляцию физиче­скими упражнениями.

Хроническое умственное утомление характеризуется:
1. ассиметрия кровенаполнения полушарий мозга уже в ут­реннем фоне;
2. уменьшение кровенаполнения полушарий и глубокая межполушарная ассиметрия после умственной работы;
3. реакция внутренних сонных артерий в ответ на стимуляцию физическими упражнениями становится неоднозначной, поскольку появляется тенденция к сужению мозговых сосу­дов.

Умственное утомление, развивающееся после дозированной ум­ственной нагрузки, сопровождается усилением синхронизирую­щих процессов в центральной нервной системе, которые связаны с развитием тормозных состояний в структурах коры и ретику­лярной формации головного мозга.

Умственное утомление оказывает влияние на физиологические процессы в сенсорных системах, отмечается снижение чувствительности (повышение порогов раздражения) зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Хроническое умственное утомление можно оценить по степени ухудшения умственной работоспособности, совокупной выра­женности мозгового кровотока, амплитуды вызванных потенциалов мозга и состоянию кратковременной памяти.

Биологическая роль утомления: без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умствен­ной деятельности. Утомление стимулирует процессы восстанов­ления, расширяет резервные возможности организма. Таким об­разом, утомление выполняет не только охранительную роль, но и необходимо в совершенствовании рабочих механизмов орга­низма.

Меры профилактики утомления и борьбы с ним

Русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что утомление луч­ше предупредить, чем с ним бороться. Он считал своевременный отдых одним из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оп­тимальным средством профилактики утомления.

1. Своевременное назначение активного и пассивного от­дыха.
2. Увеличение микропауз – промежутков между отдельны­ми операциями,
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления необходимо снизить мощность выпол­няемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных (чувствительных) импульсов в центральную нервную систе­му: выполнение производственной гимнстики; раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, повы­шающих работоспособность: глюкозы, витамина С, элеутеро­кокка, глютаминовой кислоты, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (фе­намин), веществ с общестимулирующим действие на ЦНС (кофеин, в том числе в виде налитков чая и кофе).

Профилактика умственного утомления

Для профилактики умственного утомления, повышения умст­венной работоспособности используются следующие фармаколо­гические препараты:

1. Вещества, повышающие “тонус” мозга и уровень эмоциональ­ного реагирования:
– адреномиметики непрямого действия – фенамин, реактиван, центедрин;
– ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина – кофеин, теофиллин;
– стимуляторы центральной нервной системы с общетони­зирующим действием – стрихнин, китайский лимонник,
– левзея, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;
– антидепрессанты с преобладанием активирующего эф­фекта типа ниаламида.

2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отношение к процессам обучения:
– антихолинэстеразные препараты – галантамин
– олигопептиды памяти – фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.

3. Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:
– психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);
– актопротекторы типа пирувата.

4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях и у больных:
– транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием се­дативного (успокаивающего) действия, бета- адреноблокаторы (обзидан, анаприлин).

источник