Меню Рубрики

Определение понятия утомление и выносливости

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНО АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

Факультет: Полиграфических технологий и оборудования
Специальность: 230204 «Информационные технологии в медиаиндустрии»
Форма обучения: дневная
Кафедра: Информационных и управляющих систем

Дисциплина: Физкультура
Тема: «Утомление и выносливость. Виды выносливости»

Выполнил:

    Студент группы: __2-ТИД-5 2 курса_Мушкатина Лия Александровна
    Оценка ________________________ ___

    Санкт-Петербург 2011
    Выносливость — это способность длительное время выполнять нагрузку.
    Так как длительность работы ограничивается, в конечном счете, наступившим утомлением, то выносливость можно также определить, как способность организма противостоять утомлению.

    Утомление — это состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности. Оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью.

    Развитие утомления проходит через 3 фазы:

    Фазу компенсированного утомления.

Человек, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий. Несмотря на уменьшение длины шагов, заданная скорость сохраняется за счет увеличения их частоты. Можно полагать, что утомление первично проявляется в уменьшении силы сокращения мышц, приводящее к снижению силы и скорости отталкивания и уменьшению длины шагов. Частота шагов здесь играет роль компенсаторного механизма, препятствующего до определенного момента резкому снижению скорости.

    Фазу декомпенсированного утомления.

Человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит отказ от ее выполнения. Несмотря на возросшую частоту шагов, скорость падает. Установлено, что при прочих равных условиях у более выносливых людей наступает позже как первая, так и вторая фаза утомления, а также в меньшей степени выражено падение работоспособности в фазе полного утомления.

    Фазу полного утомления.

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет результат. В других — позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия. В третьих — помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы.
О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей:

    Внешних (поведенческих), которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления.
    Внутренних (функциональных), которые отражают определенные изменения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих выполнение данной деятельности.

Выносливость зависит от:

    Экономичности работы
    Специфичности приспособительных реакций и функциональных проявлений
    Специфики адаптации мышц, к длительной работе
    Способности к расслаблению мышц во время выполнения работы
    От уровня развития сердечнососудистой и дыхательных систем организма
    От уровня энергетических возможностей организма.

Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обуславливается многими факторами, но прежде всего – деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность всех других органов систем, в том числе энергетической. ЦНС, ее высшие нервные центры определяют работоспособность мышц, слаженность функций всех органов и систем, выполнение движений и действий спортсмена. ЦНС в этом отношении обладает очень большими возможностями. В процессе тренировки на выносливость совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, для улучшения координации функции органов и систем, для экономизации их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность работать дольше, не снижая интенсивности; они сами как бы становятся выносливее.
Нет сомнения, что в соответствии с концепцией функция строит орган при выполнении упражнений, требующих разной выносливости, возникают отличия и в системе нервных процессов, и в их совершенствовании. Иными словами, ЦНС приспосабливает свои функции к требованиям различной выносливости. При прочих равных условиях выносливость в наибольшей мере проявит спортсмен, имеющий лучшую подготовленность соответствующих органов и функций. В конечном счете, даже при самом высоком уровне всех факторов, определяющих выносливость, утомление возникает, прежде всего, в ЦНС (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Не случайно говорят, что борьба с утомлением – это прежде всего борьба высших нервных центров за сохранение работоспособности самих нервных центров.

Виды выносливости:

    Общая выносливость – способность длительного выполнения работы умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата. Данный режим работы обеспечивается, преимущественно, способностями выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок, зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечнососудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека. 0бщая выносливость, складывается как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной и др.), поэтому ее еще называют общей аэробной. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости.
    Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется:
      по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
      по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).
    Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.).
    Силовая – способность длительное время выполнять силовые нагрузки.
    Скоростная – способность длительное время выполнять скоростные нагрузки.
    Скоростно-силовая – способность выполнять длительное время скоростно-силовые нагрузки.
    Координационная – способность длительное время выполнять сложно координационные нагрузки.

Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость, скажем, в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т.д. Другое дело – аэробные возможности организма, которые мало специфичны и от внешней формы движения не зависят явно. Уровень аэробных возможностей, допустим, в беге, скажется на выполнении других движений – в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Различают две группы тестов для измерения выносливости: неспецифические и специфические.
Согласно рекомендациям Международного комитета по стандартизации, к неспецифическим тестам определения выносливости относят: как эргометрические измерения (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и измерение физиологических показателей (потребление кислорода – МПК, ЧСС, порог анаэробного обмена и т.п.).
Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта
Качественные особенности и уровень развития выносливости, ее различные виды, типы и показатели определяются многими факторами:

    биоэнергетическими;
    функциональной и биохимической экономизации;
    функциональной устойчивости;
    личностно психические.

    Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы.
    Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. С точки зрения биомеханики экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бега на лыжах, плавания), а также выбора рациональной тактики преодоления дистанции.
    Физиолого-биохимические, или функциональные, факторы определяются тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты. Установлено, что чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Показатели экономичности деятельности выступают в качестве важнейших критериев выносливости человека. Многие из них широко используют в спортивной практике. Факторы функциональной устойчивости служит базой для развития специальных видов выносливости.

Основные методы развития выносливости
Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.
При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

    абсолютная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т.д.);
    продолжительность упражнения;
    продолжительность интервалов отдыха;
    характер отдыха (активный, либо пассивный и формы активного отдыха);
    число повторений упражнения.

В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не столько величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма. Рассмотрим влияние названных факторов на примере упражнений циклического характера.
1. Абсолютная интенсивность упражнения непосредственно связана с особенностями энергетического обеспечения деятельности. При низкой скорости передвижения, когда расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей спортсмена, текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности — работа проходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такие скорости получили название субкритических. В зоне субкритических скоростей кислородный запас примерно пропорционален скорости передвижения. Если спортсмен двигается примерно быстрее, то он достигнет критической скорости, где кислородный запас равен его аэробным возможностям. В этом случае работа выполняется в условиях максимальных величин потребления кислорода. Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. Скорости выше критических получили название надкритических. Здесь кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена и работа проходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных поставщиков энергии.
2. Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью передвижения. Изменение продолжительности имеет двоякое значение. Во-первых, от длительности работы зависит, за счет каких поставщиков энергии будет осуществляться деятельность. Во-вторых, длительность работы обуславливает при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических — продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма.
3. Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе играет большую роль в определении как величины, так и (в особенности) характера ответных реакций организма на нагрузку. В упражнениях с субкритическими и критическими скоростями при больших интервалах отдыха, достаточных для относительной нормализации физических функций, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и первая. Если же уменьшить интервалы отдыха, то дыхательные процессы за короткий срок снизятся не на много и последующая работа сразу же начнется при высокой активности систем доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания и пр.). Таким образом, при интервальном упражнении с субкритическими и критическими скоростями уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку более аэробной. Наоборот, при надкритических скоростях передвижения и интервалах отдыха, недостаточных для ликвидации кислородного долга, последний суммируется от повторения к повторению. Поэтому в этих условиях сокращение интервалов отдыха, будут увеличивать долю анаэробных процессов — делать нагрузку более анаэробной.
и т.д.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник

ВЫНОСЛИВОСТЬ — способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.

Так как длительность работы ограничивается в конечном итоге наступившим утом­лением, то выносливость можно также определить как способность организма про­тивостоять утомлению. Утомление — это состояние организма, возникающее вслед­ствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижени­ем работоспособности. Оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью. Развитие утомления прохо­дит через две фазы:

/. Фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие зат­руднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность ра­боты за счет больших, чем прежде волевых усилий и частичного изменения биоме­ханической структуры двигательных действий.

//. Фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все стара­ния, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить ра­боту в этом состоянии, то через некоторое время наступит отказ от ее выполнения.

Лекция 12 Выносливость и методика ее развития

Рис. 12.1. Типичные изме­нения скорости, частоты и длины шагов при беге на конь­ках на 5000 м.

I — фаза компенсоторного утомления;

II — фаза декомпенсаторно-го утомления;

III-фаза полного утомления На рис. 12.1. показаны ти­пичные изменения скорости передвижения, длины и часто­ты шагов при утомлении в цик­лических двигательных дей­ствиях (на примере бега на коньках). В фазе компенсиро­ванного утомления, несмотря на уменьшение длины шагов, заданная скорость со­храняется за счет увеличения их частоты. Можно полагать, что утомление первично проявляется в уменьшении силы сокращения мышц, приводящем к снижению силы

и скорости отталкивания и уменьшению длины шагов. Частота шагов здесь играет роль компенсаторного механизма, препятствующего до определенного момента резкому снижению скорости. В фазе декомпенсированного утомления, несмотря на возросшую частоту шагов, скорость падает. Установлено, что при прочих равных условиях у более выносливых людей наступает позже как первая, так и вторая фаза утомления, а также в меньшей степени выражено падение работоспособности в фазе полного утомления.

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физи­ческой деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других — позво­ляет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борь­ба, спортивные игры и т.п.); в третьих — помогает переносить многократные крат­ковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после ра­боты (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).

О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показате­лей:

1. Внешних (поведенческих), которые характеризуют результативность двига­тельной деятельности человека во время утомления.

2. Внутренних (функциональных), которые отражают определенные изменения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих вы­полнение данной деятельности.

Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях:

• пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);

• минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (напри­мер, бег на 5000 м., плавание на 1500 м.);

• наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег заданной скоростью 6,0 м/с).

В силовых упражнениях выносливость характеризуется:

• числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);

• предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем вы­полнения силовых упражнений (например, при лазаньи по канату на 5 м.; при 6-разовом подтягивании и т.п.);

• наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 сек. и т.п.).

При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости чело­века являются величина и характер изменений различных биомеханических пара­метров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точ­ность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к кон­цу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Внутренние показатели выносливости: изменения в ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других системах и органах человека в условиях утом­ления.

Выносливость зависит от уровня развития у человека других физических спо­собностей. В связи с этим предлагают использовать два типа показателей:

/. Абсолютные — без учета уровня развития силовых, скоростных и координаци-

Теория и методика фншческий ку.шпуры

2. Относительные — с учетом развития силовых, скоростных и координационных способностей.

Если, к примеру, всем занимающимся предлагают пробежать одну и ту же дис­танцию, то результаты в беге будут характеризовать абсолютные показатели вы­носливости. При этом нередко одинаковые результаты у разных людей не свиде­тельствуют об их равной выносливости, так как не учитываются уровни развития других физических способностей, от которых зависит ее проявление.

Когда же сравнивают показатели выносливости у людей, имеющих относитель­но одинаковые уровни скоростных, силовых и координационных способностей, то получают показатели относительной выносливости. Сравнивание возможностей в проявлении выносливости достигается путем вычисления определенного процен­та от максимума у конкретных людей, например, 60 % от максимальной скорости бега и 50 % от максимальной мышечной силы при поднятии штанги. Для оценки относительных показателей выносливости применяются различные коэффициен­ты и индексы выносливости, которые определяются расчетным путем с помощью соответствующих формул. В данном случае сильный и слабый будут выполнять оди­наковую по отношению к своим возможностям работу. Люди, плохо реализующие свои скоростные или силовые возможности, имеют, как правило, и низкие абсо­лютные показатели выносливости.

Структура выносливости в каждом случае определяется спецификой и условия­ми конкретного вида деятельности. Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда Факторов:

• наличия энергетических ресурсов в организме человека;

• уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердеч­но-сосудистой, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, нервно-мышечной и др.);

• быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем;

• устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма (нарастанию кислородного долга, повы­шению молочной кислоты в крови и др.);

• экономичности использования энергетического и функционального потенциа­ла организма;

• подготовленности опорно-двигательного аппарата;

• совершенства технико-тактического мастерства;

• личностно-психологических особенностей (интереса к работе, свойств темпе­рамента, уровня предельной мобилизации таких волевых качеств, как целеустрем­ленность, упорство, настойчивость, выдержка, терпеливость и т.п.).

Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, сле­дует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия де­ятельности.

Эти факторы имеют значение во многих видах двигательной деятельности, но степень проявления каждого из них (удельный вес) и их соотношение различны в зависимости от особенностей конкретной деятельности. Поэтому существуют раз­нообразные формы проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:

• выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного харак­тера;

• выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмак­симальной, большой, умеренной);

• выносливость статическая или динамическая;

Лекция 12 Выносливость и методика ее развития

• выносливость локальная, региональная или глобальная;

• выносливость аэробная или анаэробная;

• выносливость скоростная, силовая или координационная;

• выносливость общая или специальная;

• выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.

Однако, нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в «чистом виде». При выполнении любого двига­тельного действия в той или иной мере находят проявление различные формы вы­носливости. Скажем, силовая выносливость может носить аэробный или анаэроб­ный характер, проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе участвует небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела. Вследствие этого для практического использования целесообразно применять такую класси­фикацию, которая позволяет оценивать отдельные формы выносливости во взаи­мосвязи.

Рис. 12.2. Классификация выносливости

В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам:

II. Специальная.

Общая выносливость это способность человека к продолжительному и эф­фективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая по­ложительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособное-

Теория и методика физической культуры

Лекция 12 Выносливость и методика ее развития

ти человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «пе­реноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфичес­кие.

Специальная выносливость это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями конкретного вида деятельности.

Известно, что тот или иной вид деятельности может предъявлять повышенные требования к преимущественному проявлению силовых, скоростных и координа­ционных способностей, а следовательно, и к соответствующему виду выносливос­ти. И, наконец, в зависимости от интенсивности деятельности проявление этих ви­дов выносливости связано с различным энергообеспечением мышечной работы.

Читайте также:  Антропоэкологическое напряжение и утомление

Наиболее полно охарактеризовать проявление выносливости можно на основе учета характера и особенностей деятельности, требований, предъявляемых данной деятельностью к различным физическим способностям и уровнем ее интенсивнос­ти. В связи с этим можно выделить следующие основные формы выносливости (рис. 12.2.). Необходимо отличать общую скоростную выносливость к работе максималь­ной интенсивности, от общей скоростной выносливости к работе субмаксимальной или большой интенсивности и т.д. Каждая форма проявления выносливости, в свою очередь, может включать целый ряд видов и разновидностей. В основе данных форм проявления выносливости лежат различные факторы. Поэтому методика их разви­тия будет неодинаковой.

Поскольку координационная выносливость исследована пока недостаточно, ог­раничимся описанием методики развития скоростной и силовой выносливости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Выносливость — важнейшее физич. качество, способность человека значит. время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как спос-сть орг-ма противостоять утомлению. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: — в продолж-сти работы без признаков утомления на данном уровне мощности; — в скорости снижения работоспос-ти при наступлении утомления.

Различ. несколько видов выносливости: общую и специальную. Под общей выносливостью понимают совокупность функцион. возможностей организма, определяющих его способность к продолжит. выполнению с высокой эффект-тью работы умерен. интенс-ти. С точит зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжит. время выполнять различные по хар-ру виды физич. упр-ний сравнительно невысокой интенс-ти, вовлекая в действие многие мыш. группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

аэробными возможностями организма (физиологич. основа общей выносливости);

степенью экономизации техники движений; уровнем развития волевых качеств. В завис-ти от интенс-ти работы и выполняемых упр-ний выносливость paзличают как: силов., скоростн., скоростно-силов., координацион. и выносливость к статич. усилиям. Спец. выносливость — это спос-сть спортсмена к определён. виду спорт. деят-ти, способность эффективно проводить технич. приёмы в течение схватки, игры и т.д.

53.Взаимосвязь видов подготовки спортсменов. Процесс достижения рез-татов, соответствующих современным спорт. требованиям, отражает крайне сложную систему. Управляя ею, тренер делает выбор величин и направленности тренировочн. нагрузок, средств и методов подготовки для изменения состояния спортсмена в сторону улучшения его подготовл-ти. Пед. анализ формирования двигат. умений и навыков, протекания адаптацион. процессов, становления высшего спорт. мастерства и др. позволяют сформулировать принципы работы тренера: направленности к макс. достижений и индивидуальному макс результату; углубленной спорт. специализации и индивидуализации; единства общ. и спец. подготовки; непрерывности тренировочн. процесса; единства постепенности увеличения и тенденции к предельным нагрузкам; волнообразности и вариативности нагрузок; цикличности тренировочного процесса; единства и взаимосвязи соревновательн. деят-ти и подготовленности. Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки. основу специфических принципов спорт. тренировки как пед. процесса составляют: общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания: научность, воспитывающ. хар-р обучения, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивид. подход при коллективной работе; формирование соревноват. потенциала спортсмена с помощью изменения его состояния в сторону улучшения подготовленности; закономерные связи между тренировочн. воздействиями и реакцией организма, а также между различн. компонентами спорт. тренировки.

57.Специфика направленного развития различных видов спос-й. Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами: видом и характером упр.;величиной отягощения или сопротивления; количеством повторения упр.;скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений; темпом выполнения упр.; хар-ром и продолж-тью интервалов отдыха между подходами.4 фаз направлена на развитие различных компонентов мышечной натренированности: фаза I — гипертрофии (размеров) мышц; фаза II — силы; фаза III — мощности; фаза IV — макс.й силы.

59.Проявление скоростных способностей в соревноват. деят-ти. В различных видах двигат. деят-ти элементарн. формы проявления скоростн. способ-тей выступают в различн. сочетаниях и в совокупности с др. физич. качествами и технич. д-виями. В этом случае имеет место комплексн. проявление скоростн. способ-тей: быстрота выполнения целостн. двигат. действий, способ-ть как можно быстрее набрать макс. скорость и способ-ть длительно поддерж. ее. Способ-ть как можно быстрее набрать макс. скорость определяют по фазе стартов. разгона или стартов. скорости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую макс. скорость называют скоростн. выносливостью и определяют по дистанцион. скорости. В играх и единоборствах есть еще одно специфич. проявление скоростн. качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необх. мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: состояния цнс и нервно-мыш. аппарата человека; морфологич. особ-тей мыш. ткани, ее композиции; силы мышц; способности мышц быстро переходить из напряжен. состояния в расслабленное; энергетич. запасов в мышце АТФ и КТФ); амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; способности к координации движений при скоростн. работе; биологич. ритма жизнедеят-ти орг-ма; возраста и пола; скоростных природн. способностей человека.

60.Методики сокращения времени простых и сложных двигат. реакций. В физич. воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упр. Он заключ. в повторном реагировании на внезапно возникающий раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упр. на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.).реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигат. действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигат. реакции применяют упр. на быстроту реагирования в условиях, макс. приближенных к соревновательным, изменяют время между предварит. и исполнит. командами (вариативные ситуации). Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Воспитание быстроты сложных движений.Р..Сл.дв. реакции встречаются в видах деят-ти, характеризующихся постоян. и внезапной сменой ситуации д-вий (подвижные и спорт. игры, единоборства и т.д.). Большинство сл.дв. реакций в физич. воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных д-вий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сл.дв. р. связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигат. ситуаций и систематическ. участием в состязаниях. необходимо использовать специально подг. упр., в кот. моделируются отдельн. формы и условия проявления быстроты сл.реакций в той или иной двигат. деят-ти, создаются спец. условия, способствующие сокращению времени реакции. При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта в поле зрения. 1)воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта; 2)направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сл. р. на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подг. упр., последовательно усложняют ситуацию выбора, для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

61.Основные правила направленного развития скоростных способностей. 1.Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение. способ облегчения условий проявления быстроты в упр., отягощенных весом спорт. снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях. 2.Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений. Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями. Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигат. установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигат. действия. 3.Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Объем скоростных упр. в рамках отдельного занятия, относительно невелик. Это обусловлено предельной интенсивностью и психич. напряженностью упр.; их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упр. д. б. такими, чтобы можно было выполнить очередное упр. со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

62.Опред-е основных понятий и хар-ка утомления и выносливости. Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия. Различают общую и специальную выносливость.

63.Факторы.влияющие на проявление выносливости сп-на.: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сс, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Физиолог. основой выносливости явл. аэробные возможности орг-ма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности орг-ма после работы любой продолж-ти и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболич. обмена. Факторы функцион. и биохимич. экономизацииопределяют соотношение результата выполнения упр. и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением орг-ма во время работы, а так как энергоресурсы в орг-ме всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то орг-м человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. Факторы функцион. устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем орг-ма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функцион. устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технич. и тактич. параметры деят-ти, несмотря на нарастающее утомление. Личностно-психич. факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длит. Деят-ти, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде орг-ма, выполнять работу через «не могу». Факторы генотипа (наследственности) и среды. Генетич. фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей орг-ма..Наследственные факторы больше влияют на женский орг-м при работе субмакс. мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности.

Читайте также:  Анализ кривой утомления эргограммы

64.Виды выносливости и их основные хар-ки.общую и специальную выносливость. Общ.в. — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы(аэробной выносливостью). Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общ.в.явл. возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.Об. в. — важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.Сп. в. — это выносливость по отношению к определенной двиг. деятельности. Сп. в. классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной активности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).Сп. в. зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга.

65.Ср-ва направленного развития выносливости . упр., вызывающие макс. производительность сс и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.В практике физ. вос. применяют физ. упр. циклического и ациклического характера, требования, предъявляемые: упр.должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упр., максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упр. и общеподготовительныесредства.Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упр.:1. Упр., преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Упр. используются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упр., позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. 3. Упр., способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. 4. Упр., позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности.суммарная их нагрузка на организм характеризуется следующими компонентами: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.Число повторений упр. определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

66.Методики направленного развития аэробной и анаэробной выносливости.Для развития общей выносливости широко применяются циклические упр. продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. Правила:1. Доступность.нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. 2.Систематичность. Эффективность физических упр., т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.соблюдать строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий3.Постепенность. общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сс и дс нагрузка будет постепенно повышаться. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить ин-тенсивность и продолжительность нагрузки. В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

67.Определение основных понятий,виды коордиционных способностей и их хар-ка. Под двигательно-координацион. способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигат. задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).1. Способности точно соизмерять и регулировать пространствен., времен. и динамическ. параметры движений. зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мыш. чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. 2. Способности поддерживать статич. (позу) и динамическ. равновесие. зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статич. положениях и ее балансировке во время перемещений 3. Способности выполнять двигат. д-вия без излишней мыш. напряженности (скованности). можно разделить на управление тонической напряженностью и координацион. напряжен-тью. Проявление координационных способностей зависит: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

68.Определение основных понятий и виды гибкости Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физ. упр.. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

70.Требования к критериям отбора.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. На 1 этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки (ДЮСШ) приним. дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спорт. ориентации явл. рекомендации учителя физич. культуры, данные мед. обследования, антропометрич. измерения и их оценка с позиции перспективы. На 2 этапе отбора выявляются одаренные в спорт. отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочн. групп и групп спорт. совершенствования ДЮСШ, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта; антропометрич. измерения; выявление темпов прироста физич. качеств и спорт. результатов. В ходе проводятся пед. наблюдения, контр. испытания, медико-биолог. и психологич. исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности. Особое внимание обращается на продолж-сть и качество восстановит. процессов в организме детей после выполнения значит. тренировочных нагрузок. На 3 этапе спортивного отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревноват. деят-ти спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестирование в ходе республиканск. соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спорт. совершенствования. На4 этапе спортивного отборав каждом олимп. виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор осуществл. по следующим показателям: 1)Спортивно-технич. рез-ты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки; 2)Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальн. условиях; 3)Степень технич. готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам. Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности.

источник