Меню Рубрики

Определение утомления у школьника

Утомление у младших школьников проявляется прежде всего в изменении высшей нервной деятельности, в изменении соотношения тормозных и возбудительных процессов и протекает в 2 фазы:

В 1-й фазе происходит ослабление процессов активного торможения — «растормаживание тормоза», которое особенно ярко проявляется у младших школьников. В поведении детей отмечаются характерные изменения, которые можно квалифицировать как речевые и двигательные реакции возбуждения. В этой стадии утомления (фаза возбуждения) возникают речевые реакции: посторонние разговоры, подсказывания, выкрики, неадекватный смех, хоровые ответы, пение. Кроме того, наблюдаются двигательные реакции возбуждения: посторонние движения, вскакивание с места; залезание под парту, сосание ручки, почесывания и причесывания, игра с посторонними предметами, гримасничание.

Затем наступает II-я фаза утомления (фаза торможения), которая характеризуется ослаблением процессов возбуждения и преобладанием процесса торможения. В поведении детей можно отметить характерные речевые и двигательные реакции торможения: , замедленные, вялые ответы, молчание в ответ на вопросы учителя, расслабленная поза, дети полулежат на парте, зевают, потягиваются, трут глаза, не участвуют в работе.

Учащиеся средних и особенно старших классов активными волевыми усилиями могут подавлять 1-ю фазу утомления, поэтому процессы утомления у них носят более глубокий характер.

Переутомление можно охарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Могут также наблюдаться различные вегетативные

расстройства, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы.

1) стойкое снижение умственной и физической работоспособности;

2) выраженные нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии);

3) стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);

4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Продолжение учебных занятий на фоне переутомления неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма ребенка, на состоянии его здоровья. Г.Н. Сперанский справедливо считал переутомление виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; в- третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения.

Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом: вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и, наконец, постепенно снижается (период снижения работоспособности или утомления).

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наивысшего уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы.

В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо, так как при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Суммарный недельный объем учебных нагрузок не должен превышать в 1-х классах — 20 учебных часов, во 2-х — 22, в 3-4-х — 24, в 5-8-х —30ив9-11-х— 32 часа. Количество факультативных занятий также должно регламентироваться. Проводить их желательно в дни с наименьшим количеством уроков и не менее, чем через 45-60 мин после обязательных занятий. Для 6-летних школьников разработан специальный «тренирующий», ступенчатый режим обучения. Он предусматривает ограничение длительности урока, постепенное увеличение количества уроков, отсутствие домашних заданий в 1-м полугодии. В сентябре-октябре для этих учащихся рекомендуют проводить не более 3 уроков в день продолжительностью по 30 мин, в ноябре- декабре — 4 урока по 30 мин, с января — 4 урока по 35 мин.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная продолжительность урока равна 45 мин. Однако достоверно доказано, что в течение первых трех лет обучения (у 6-8-летних детей) быстрое снижение работоспособности наступает уже после 35 мин занятий. На последних 10-15 мин урока у них нарушается нейродинамика коры большого мозга, а также проявляется чрезмерная статическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат при длительном сидении. Для учащихся 1-х классов максимальная продолжительность урока — 35 мин. Для учащихся 2-х классов гигиенисты рекомендуют проводить комбинированный урок, т.е. последние 10 мин дети находятся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.

При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. На продолжительность времени активного внимания влияет тип высшей нервной деятельности, состояние здоровья ребенка, степень его развития, методика учебного процесса и условия внешней среды. Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. При этом способность к вниманию сначала снова возрастает, а затем опять падает, причем более быстро. Продолжительность активного внимания укорачивается в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижается под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). Хорошо известно, что дети устают быстрее, если нагрузка во время занятий приходится преимущественно на один анализатор.

Физиологи доказали, что переход от одного вида деятельности к другому благотворно влияет на функциональное состояние организма школьников. Согласно учению И.П. Павлова это объясняется возникновением отрицательной индукции, т.е. возбуждение, сконцентрированное в одном участке коры головного мозга, обуславливает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение. В связи с этим необходимо, особенно у младших школьников, в течение урока чередовать различные виды деятельности (чтение должно сменяться рассказом по картинке, письмом и др.).

Кроме того, очень важно широко использовать наглядные пособия, т.к. при наглядном методе обучения в большей степени участвует 1-я сигнальная система, в то время как при словесном способе обучения — 2-я сигнальная система, которая (особенно в младшем школьном возрасте) развита хуже. Использование технических средств обучения (телевидение, кинофильмы, диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональную окраску и в итоге способствует повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако не следует нарушать при этом нормативов, разработанных в отношении длительности использования ТСО на уроках, в связи с повышением нагрузки на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения учитель начальных классов обязательно должен проводить на уроках физкульт- минуты.

Сдваивать уроки не рекомендуется во всех классах, за исключением случаев, когда проводятся лабораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время (лыжи).

Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Любой урок вызывает некоторое утомление, которое должно быть устранено в течение перерыва. Физиологами установлено, что на перемене происходят: восстановление сниженной к концу урока работоспособности и упрочение ее на этом уровне. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы ученики проводили его, сидя за партой. Перемены необходимо проводить на свежем воздухе. Имеется ряд работ, убедительно показывающих, что движения на свежем воздухе благоприятно влияют на работоспособность детей в течение следующего урока.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Сочетания видов деятельности в режиме учебного дня могут быть чрезвычайно разнообразными. Однако следует отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на высоком уровне.

Для рационального составления расписания должны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, которые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях. Известно, что с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока (в старших классах) быстро падает работоспособность и укорачивается продолжительность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у старших — вторыми, третьими уроками), т.е. проводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся, 3-й урок в начальной школе (соответственно, 4-й урок — у учащихся средних и старших классов) должен быть с преобладанием динамического компонента, что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.

Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Школа, к сожалению, часто не может выполнить этих условий, так как не имеет достаточного количества учителей, которые бы обеспечили выполнение такого расписания.

Динамика недельной работоспособности, несомненно, должка учитываться при составлении расписания занятий. Известно, что в понедельник работоспособность учащихся не самая высокая, т.к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особенно удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду работоспособность повышается, начиная с четверга наблюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность в другие дни недели. В настоящее время многие школы перешли на 5-дневную неделю. Два выходньх дня обеспечивают более благоприятные условия для детей. Исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота). Более продолжительный отдых в течение двух дней дает возможность активно использовать их для занятий физкультурой, поездок с семьей за город и др. Однако гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки.

Все виды внешкольной работы учащихся должны исходить из тех же положений, что и школьная работа, составляя с ней единое целое. Так, приготовление домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м — 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3 ч в 9-11 классах. Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления школьников. Так же, как и в школе, после 45 мин домашней подготовки нужно устраивать короткий перерыв, предназначенный для домашнего отдыха. Для детей младшего школьного возраста период непрерывной работы должен составлять 30 мин. При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту и т.д. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения. Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении. Рабочее место, за которым ученик готовит домашние задания, должно отвечать тем же требованиям, что и в школе.

источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ УТОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Степень снижения здоровья определяется соотношением исходных резервов (исходного уровня здоровья) и функциональными (энергетическими) тратами на осуществляемую деятельность. Функциональные траты при продолжительной работе приводят к определенным изменениям функционального состояния организма человека – развитию утомления. Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой (Руководство по физиологии труда,1969). При интенсивной и длительной учебной работе школьников развивается утомление, а иногда и переутомление (Хрипкова А.Г.и соавт., 1990)

Систематическое утомление и переутомление относится к патологическому состоянию и ведёт не только к снижению качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения здоровья школьников.

На степень умственной работоспособности влияют экзогенные и эндогенные факторы. Эти факторы в естественных условиях действуют на организм одновременно.

Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый – с 8 до 11часов, второй – в 16-17 часов.

Читайте также:  Баллов 1 наиболее ранними признаками утомления являются

К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу – снижение. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием.

На развитие утомления может оказывать влияние трудность урока, которая зависит, как будет показано ниже, от ряда факторов, в том числе, от объёма информации, подлежащей усвоению. Сивковым И.Г., в 1975 году была разработана таблица, отображающая трудность того или иного предмета, согласно которой наиболее трудными уроками (приводящими к упадку сил, развитию утомления) являются математика, затем (по убывающей) иностранный язык, физика, химия, история, русский язык, литература и т.д.

К факторам утомления можно отнести ритм, в котором производится работа, величина нагрузки. Неинтенсивная работа быстрее вызывает наступление утомления. Учащиеся утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности (Хрипкова А.Г. и соавт., 1990).

Шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное воздействие на работоспособность и способствуют развитию утомления. Также немаловажным фактором школьных перегрузок и утомления является стресс, сопровождающий процесс обучения: спросят – не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. Это мешает сосредоточиться на учёбе и истощает нервную систему, отражаясь не лучшим образом на самочувствии ребёнка.

Рассмотренные выше факторы являются экзогенными, т.е. действуют на организм из внешней среды. Это действие оказывают одинаковый эффект на всех учащихся, значит их можно считать объективными.

К эндогенным факторам утомления можно отнести состояние здоровья, резервные возможности организма школьника, степень подготовленности и заинтересованности ученика, индивидуальные особенности школьников.

Утомление можно рассматривать как с объективной, так и с субъективной точки зрения.

Объективное проявление утомления связано с особенностью протекания психических и физиологических процессов, которые одинаковы для всех учащихся и не зависят от их сознания.

Раньше всего под влиянием учебных занятий у учащихся наступают физиологические сдвиги в речевой функции коры больших полушарий головного мозга. Примерно с третьего урока учащаются расхождения между речевым и двигательным рефлексами. Нарастает общедвигательная возбудимость.

Продолжительная работа, так же как и очень трудная может быть выполнена только в том случае, если она регулярно сменяется отдыхом. Причём лучший отдых заключается не в полном покое, а в перемене характера деятельности, во время которой участвуют другие, неутомлённые органы, возбуждаются новые участки коры головного мозга.

Для школьников лучший отдых – это прогулка, спорт, который, по возможности, должен быть на свежем воздухе. К сожалению, плотный график расписаний и большой объём домашних заданий не всегда оставляет на это время, что отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости школьников, так как способствует развитию хронического утомления или переутомления.

Кроме объективных показателей утомления, каждый самостоятельно может дать оценку своему утомлению, которая будет зависеть от психического состояния человека на данный момент. Такое понятие утомления будет субъективным. Состояние здоровья, самочувствие, настроение, отношение со сверстниками, поощрение или порицание сказываются на психическом состоянии человека, а значит — и на степени субъективного утомления. Отношение к предмету, заинтересованность в нём тоже влияют на развитие утомления. Эмоциональное реагирование выступает как один из наиболее существенных аспектов биологической адаптации к любым, в том числе и учебным нагрузкам. Под влиянием эмоционального напряжения, происходят сложные психофизиологические перестройки нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Отсутствие выраженного эмоционального отношения к событию отрицательно сказывается на результатах умственной деятельности. Интерес к предмету облегчает восприятие информации, а значит — уменьшает утомительность урока. Часть предметов в некоторых классах вызывает значительное ухудшение состояния работоспособности, в других классах такого не наблюдается. Поэтому сейчас во многих школах формируют профильные классы, что даёт возможность обучения детей согласно их интересам и способностям. Интерес, сознательное отношение к делу помогает компенсировать утомление, которое вызывается учебной нагрузкой. Объективное и субъективное утомление могут не совпадать.

Утомление (как субъективное, так и объективное) отрицательно сказывается на процессе обучения и успеваемости. Однако нельзя забывать, что утомление — это охранительная, защитная реакция от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время – стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-познавательной деятельности направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного воздействия чрезмерного утомления (Хрипкова А.Г. и соавт.,1990).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Отличие усталости от утомления

Основным отличием усталости от переутомления является возвратность сдвигов при усталости и неполная обратимость их при переутомлении Усталость отрицательно влияет на здоровье и часто оказывает положительное влияние на организм человека, в то время как переутомление имеет отрицательное влияние.

Проявлениями переутомления являются: головная боль, повышенная утомляемость, раздражительность, нервозность, нарушения сна, а также такие заболевания, как вегетососудистая дистония, артериальная гипертония, язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца и другие профессиональные заболевания.

Переутомление может быть как результат единовременной напряженной деятельности и хронической — как результат длительной повторной деятельности. Общее переутомление учеников возникает при длительной интенсивной и физической работе, при работе, которая требует концентрации внимания и мастерства, на монотонных работах; под влиянием неблагоприятных факторов среды, при условии недостаточного,не правильного питания.

1.1 Особенности утомления при физической и умственной работе

Заметим, что признаки и проявления усталости при физической и умственной и нервно-напряженном труде имеют определенные особенности. Особенностью физического труда является то, что она вызывает напряжение организма во время ее выполнения. При сильном напряжении продолжение работы становится невозможным, и выполнение ее автоматически прекращается, а организм сразу переходит в фазу восстановления работоспособности. Нормальная физическая усталость вызывает глубокий, длительный и освежающий сон. Поэтому ее можно рассматривать, как сформированное в ходе эволюции биологического приспособления я организма к нагрузкам. Однако в зависимости от тяжести работы требуется разное время на отдых.

Умеренный, умственный и нервно-напряженный труд может выполняться достаточно долго, так как особых сдвигов в затрате энергии и работе внутренних органов не наблюдается. Она может проявляться на фоне развитой усталости. Умственный труд не имеет чётких границ между напряжением организма во время работы и переходом в фазу восстановления сил, поскольку сформированная доминанта в коре головного мозга не разрушается после окончания работы, а сохраняется некоторыми и час.

Усталость при умственной и нервно-напряженной труда проявляется в снижении концентрации внимания и уменьшении сознательного ее регулирования, в ухудшении оперативной памяти и логического мышления, замедлении реакций на раздражители. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нервное напряжение влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая артериальное давление и частоту пульса, а также на терморегуляцию организма и эмоциональные состояния работника. Это обусловлено тем, что доминанты, которые формируются при умственной работе, характеризуются большим нервным напряжением и сложным взаимодействием процесса возбуждения и торможения, в связи, с чем возникает опасность функционального истощения клеток коры головного мозга. Опасность в том, что проявляется торможение, которое стимулирует прекращения работы. Если ученик продолжает выполнять работу, то происходит столкновение охранительного торможения с произвольной повышенной нервной импульсацией, вследствие чего, возбуждение распространяется на различные мышечные группы и внутренние органы. Дальнейшее выполнение работы приводит к тому, что охранительное торможение переходит в равновесную и парадоксальную гипнотические фазы.
С. О. Косилов отмечает, объективные признаки постепенного нарастания утомления при напряженной и длительной умственной работе. Это — нарушения функции торможения, в первую очередь дифференцирующего, нарушения возбуждающего процесса, выражается в уменьшении силы и скорости реакции на сигнал, на который нужно реагировать сильно и быстро, появление парадоксальных фаз охранительного торможения Такое состояние предшествует появлению неврозов, на основе которых могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.

Выявление утомляемости у ученика

Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее — это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья.Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов: трудности учебного материала, эмоционального состояния учащихся, насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления:
1. снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
2. ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
3. ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
4. ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.


1.3 Исследование степени утомляемости учащихся

Исследование степени утомляемости учащихся с помощью Темпинг теста.

Для того чтобы выявить утомляемость у учащихся математического и гуманитарного профилей проводится Темпинг тест.

Результаты теста, проведенного в 10 гуманитарном классе.

Анализируя график первого урока гуманитарного класса, можно отметить следующее: в начале урока учащиеся имеют высокую активность, но к концу резко снижается, что говорит о наступлении утомления учащихся. Пик утомляемости приходится на середину урока. На шестом уроке — пик утомляемости приходится на конец урока (30-40 мин).

Анализируя результаты, можно отметить, что на первом уроке утомление учащихся прослеживается через промежутки времени (это видно по пересечениям), пик активности наблюдается в середине урока, а пик утомляемости ближе к концу. На шестом уроке, учащиеся в начале испытывают утомление, но к середине урока восстанавливают свои силы (пик активности), к концу шестого урока они снова испытывают утомление, но не такое сильное как в начале.

Можно отметить следующее: в начале урока учащиеся испытывают утомление, но к середине и до конца урока они восстанавливают свои силы, пик утомляемости приходится на середину урока. Результаты графика 6 следующие: в основном учащиеся работают равномерно, без резких перепадов, не испытывая в сильной степени утомления.

Можно выделить следующее: учащиеся в начале первого урока испытывают незначительное утомление, но здесь же восстанавливают свои силы и до конца урока сохраняют высокую активность. Аналогично на шестом уроке.

1.4 Динамика работоспособности

1. Недельная динамика работоспособности: понедельник – врабатывание, вторник, среда – наиболее высокая и устойчивая работоспособность; с четверга – спад работоспособности;

2. Дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с восьми до одиннадцати); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от шестнадцати до восемнадцати часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение;

3. Фазы работоспособности детей на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижения работоспособности.

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
— 3—5 минут — врабатывание;
— 5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
— 2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
— 5—10 минут — период средней работоспособности;
— оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

Необходимо стараться уделять большое внимание на гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса. Отмечено, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Урок должен носить деятельностный характер.

Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
Так же нужно стараться поддерживать интерес детей на протяжении всего урока. В этом помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры – диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки, обязательно учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные дезорганизующим.

Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок, используемых учителем. На разных этапах урока можно использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Читайте также:  Базарный в ф нервно психическое утомление в школьной среде

Важно число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1—2 минуты, во I I полугодии — 5—8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

1.5 Психофизический комфорт ребенка на уроке

Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

Снятие эмоционального напряжения.
Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Можно предложить обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. («Цветок настроений»детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать). Также наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. отдаляют момент наступления утомления.

Особое внимание обращаю на позу ребенка на уроке. Так как степень естественности позы школьников на уроке служить хорошим показателем психологического воздействия учителя, степень его авторитаризма. Механизм здоровья разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

1.6 Включение в урок физминуток

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому в содержание физкультминуток нужно вводить упражнение для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Естественно, основная цель таких пауз – повышение работоспособности, а отсюда и эффективности обучения. Но в зависимости от ситуации могут быть разные «отдыхи». Иногда детей нужно «встряхнуть», зарядить бодростью; или, наоборот, успокоить когда надо размять затекшее от долгого сидения тело; а когда снять утомление с мышц; есть психогимнастика, снижающая умственное утомление.

Советы по преодолению трудностей, мешающих провести физкультурные паузы

1. Приучите себя к мысли, что, потратив на уроке 2–5 минут, вы сторицей восполните это время за счет эффективности процесса усвоения на уроке.
Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

2. Постепенно школьники привыкнут и будут выполнять как должное, особенно если вы подберете комплекс, соответствующий их возрасту и нагрузкам.
3. Применяйте комплекс, не включающий махи, прыжки, т.е. такие упражнения, для которых нужно много пространства (это могут быть, например, изометрические упражнения).
4. Не включайте упражнения, требующие слишком активных движений, смешных поз, двусмысленных выражений (хотя и не мешало бы иногда хорошо расслабиться).
5. Возможно, слишком вялые движения или очень короткая пауза просто не позволили снять усталость. Подберите более интенсивный комплекс. А может быть, лучше провести упражнения на релаксацию?
Относитесь бережно к здоровью своих учеников и к своему собственному, и оно не останется в долгу, даст возможность плодотворно трудиться и всегда быть в хорошем настроении!

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

— упражнения для снятия общего или локального утомления;

— упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую:

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.

Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.

Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

Упражнения для профилактики утомления
I. В начале урока
1.Растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма.
2.Перекрестные движения – активизирует оба полушария головного мозга. С правой рукой движется левая нога, и наоборот.
3.Качания головой – улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
4.Ленивой восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
5.Симметричные рисунки – улучшает зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки.
II. Во время урока
1.Лобно-затылочная коррекция – улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 1 минута.
2.Медвежьи покачивания – расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
3.Поза дерева – снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, потянуться всем телом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно выполнять стоя и сидя.
4.Поза скручивания – улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
5.Гимнастика для глаз – снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
III. В конце урока
1.Медуза – сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Релаксация

Цель – снятие мышечного напряжения.

Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря… Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Можно использовать методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Данная методика включает в себя валеологическое обоснование необходимости проведения тепинг-теста на общеобразовательных уроках в школе. Методика исследования утомления полезна для всех учителей, заинтересованных в организации своего урока на здоровьесберегающих технологиях и организаторов оздоровительной работы в школе.
Гимнастика для глаз.
1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

1.7 Рекомендации по проведению физминуток

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

  • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.
  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
  • Обладать педагогическим тактом;
  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

1.8 Ученые об утомляемости школьников

Попытка комплексной оценки утомительности уроков была предпринята в исследованиях М. И. Степановой, В. А. Доскина и Т. Н. Сорокиной.

Изучение роли объёма задания или сложности изучаемого материала в отдельности не выявило закономерной связи между ними и утомлением школьника. Такая связь была обнаружена лишь при комплексной оценке трудности урока — и по объёму, и по сложности.

В зависимости от значения трудности все уроки были разделены на три группы: малой, средней и высокой трудности. При оценке утомления учащихся по динамике работоспособности и функциональному состоянию ЦНС была выявлена тесная связь между утомлением и трудностью уроков. Оказалось, что наименее утомительны уроки средней трудности.

Уроки высокой трудности вызывали чрезмерное умственное напряжение и приводили к выраженному утомлению и снижению работоспособности учеников. Это особенно заметно у школьников с проявлением невротизма, что заставляет обратить на них особое внимание как врачей, так и педагогов. Уроки малой трудности обусловили снижение работоспособности учащихся, поскольку они были ниже их учебных возможностей и не вызывали у них интереса. Сравнение уроков равной трудности, но с разным характером учебной деятельности (репродуктивная и репродуктивно-продуктивная) показало, что на уроках второго типа, где деятельность ученика более разнообразна, работоспособность выше, а утомительность урока ниже. На уроках, построенных однообразно, монотонно, с пассивным участием школьников (например, просмотр видеофильмов), отмечается значительное падение интереса у них, внимания, учебной активности и работоспособности. При опросе ученики расценивали эти передачи как «очень скучные», «неинтересные».

В исследованиях Г. Н. Сердюковской, Е. К. Глушковой, В. А. Доскина, Т. Н. Сорокиной (1985) оценка утомительности школьных уроков давалась по шкале экспертных оценок. В её основу были положены три основные фактора: трудность урока, насыщенность его учебными элементами и эмоциональное состояние учащихся.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

1. Трудность (Т) — оценивалась в зависимости от характера мыслительной деятельности школьников.

2. Насыщенность учебными элементами (Н) — устанавливалась по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники.

3. Характеристика эмоционального состояния учащихся (Э) — складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенности изложения материала учителем, формы и характера учебного задания и др.

Удалось определить наиболее рациональное сочетание различных уровней эмоционального состояния школьников, трудности и насыщенности учебными элементами уроков для сохранения высокой работоспособности.

Большое значение имеет насыщенность урока учебными элементами, т. е. фактическая занятость школьника учебной деятельностью, смена её на уроке (чтение, письмо, ответ и др.). Уроки, как с высокой, так и с низкой насыщенностью учебными элементами оказывали неблагоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС и работоспособность школьников.

Выявлено также, что занятия с низко выраженной эмоциональностью приводят к ухудшению функционального состояния ЦНС учащихся, снижению их работоспособности и учебной активности. Высокая степень эмоциональности в сочетании с высокой трудностью и разнообразием видов деятельности в свою очередь приводит к неблагоприятным изменениям в функциональном состоянии ЦНС и работоспособности школьников. Напряжённая психоэмоциональная деятельность вначале повышает работоспособность учеников, но отмечаемое при этом значительное напряжение регуляторных систем организма приводит к быстрому их истощению и последующему падению работоспособности.

В данной курсовой работе были рассмотрены современные подходы и методы преподавания, снижающие утомляемость ученика, различные методики и диагностики утомляемости, а как же её признаки.
Для организации и развития внимания на уроках необходимо проводить физминутки в виде игр, что позволит повысить успеваемость и снизить утомляемость и отвлекаемость учащихся в течение урока.

Внимание играет особую роль в психологии — это сквозной психический процесс, пронизывающий и объединяющий целостную психику человека.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учёные утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Профилактика утомляемости повысит продуктивность труда и внимательность. Уменьшит число ошибок у учеников, увеличит количество запоминающейся информации на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Отличие усталости от утомления

1.1 Особенности утомления при физической и умственной работе
1.2 Выявление утомляемости у ученика
1.3 Исследование степени утомляемости учащихся

1.4 Динамика работоспособности
1.5 Психофизический комфорт ребенка на уроке
1.6 Включение в урок физминуток
1.7 Рекомендации по проведению физминуток
1.8 Ученые об утомляемости школьников

источник

Образовательные технологии в современных школах сегодня таковы, что позволяют в быстром темпе осуществить обучение школьника, его воспитание и развитие. Однако, использование этих технологий нередко ведет к ухудшению здоровья учащихся. Интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам, а, следовательно, могут сказаться на физическом и психическом здоровье ребенка. Особенно актуальна эта проблема весной. Когда ребенок просто «устал» от школы.

Повышенные нагрузки, которые испытывают школьники – это серьезная проблема не только для учителей и врачей, но и в первую очередь для родителей.

Так, за последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. В связи с этим объем домашних заданий тоже увеличился. А кроме школы еще есть спортивные секции, музыкальные и художественные школы, различные кружки и факультативы. В общем, отдыхать не приходится.

Как распознать утомляемость школьника? Как помочь ребенку справится с этими нагрузками? Об этом мы и поговорим в этой статье.

Если вы замечаете, что ваш ребенок стал вялым, бледным, у него пропал аппетит, а после школы он чувствует себя уставшим и ему все время хочется отдохнуть – это признак усталости.

Утомляемость школьника – это такое состояние организма, которое характеризуется временным снижением работоспособности в результате длительной и чрезмерной нагрузки.

Школьная усталость может сопровождаться снижением иммунитета. А сниженный иммунитет, как мы все знаем, ведет к снижению защитных сил организма и, следовательно, к возможности развития заболеваний.

В первую очередь, о чем нужно подумать родителям, которые столкнулись с такой проблемой – это о распорядке дня. О разумном чередовании занятий и отдыха, отдавая предпочтение пребыванию на свежем воздухе и подвижным играм. На сегодня физическая активность современных детей оставляет желать лучшего.

Современные дети чаще свой досуг проводят не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. А ведь нехватка движения плохо сказывается не только на физическом развитии ребенка, но и на психологическом состоянии. Так, например, бегая, прыгая, играя в подвижные игры или просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Большое значение имеет полноценное и качественное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов. В рацион ребенка необходимо включать больше овощей и фруктов. Орехи, курага, абрикосы, яблоки, виноград очень полезны для детского растущего организма.

Также при переутомлении со сниженным иммунитетом полезны отвары следующих лекарственных растений: шиповника, клюквы, черники, калины, малины, смородины, душицы, мяты, эхинацеи.

Если вы видите, что ваше чадо стало уставать, а на фоне школьных нагрузок снизился иммунитет поддержать его можно с помощью пробиотиков. Всем давно известно, что 80% иммунитета – это здоровая микрофлора кишечника. Поэтому, позаботившись о ней, мы заботимся об иммунитете. Именно микрофлора кишечного тракта принимает активное участие в созревании клеток иммунной системы, обеспечивая защиту от проникновения бактерий и вирусов в кровь.

Кроме того, многие исследования показали, что прием пробиотиков помогает нормализовать психосоматическое состояние ребенка, улучшить сон и процессы мышления. Отличным помощником в такой ситуации станут живые активные бифидо- и лактобактерии, содержащиеся в высококонцентрированных жидких пробиотических препаратах «БифидумБаг», «Трилак», «Экофлор».

Утомляемость школьника и витаминные комплексы. Получая дополнительно достаточное количество витаминов, ребенок легче справится с учебной нагрузкой, ему будет проще сконцентрироваться на поставленных задачах и усвоить новый материал. При высокой утомляемости и сниженном иммунитете школьнику особенно необходимы витамины группы В, витамины С, А, Е и D, а также микроэлементы цинк, йод и железо.

Лекарственные препараты, которые содержат полный состав витаминов и микроэлементов, необходимые ребенку при повышенных школьных нагрузках: Компливит Актив, Витрум Юниор, Витрум Тинейджер, Мульти-табс Юниор, Пиковит форте 7+, Алфавит Школьник.

Если не приять никаких мер по устранению школьной утомляемости, то процесс пойдет дальше. Усталость никуда не исчезает. Она начинает накапливаться. Ребенок становится раздражительным или наоборот, чересчур плаксивым. На любые замечания, даже самые безобидные, он реагирует неадекватно. Появляются вспышки гнева, ухудшается сон, появляется безразличие ко всему происходящему вокруг.

Утомляемость школьника и плохой сон приводит к тому, что организм ребенка совсем не отдыхает в ночное время, что еще больше усугубляет его состояние. В поведении ребенка начинают просматриваться тревожность, он становится чрезмерно активным и подвижным. Это и есть нервное истощение или невроз. А это уже тревожное состояние.

Не думаю, что нужно кого-то убеждать в том, что начинать нужно с отношений в семье. Спокойная обстановка дома, организация правильного образа жизни, создание условий ребенку для полноценного отдыха – это первое с чего необходимо начать.

Из народных средств при нервных перенапряжениях применяются успокаивающие и тонизирующие сборы на основе следующих лекарственных растений: ромашки аптечной, валерианы лекарственной, пустырника пятилопастного, мяты перечной, мелиссы лекарственной, элеутерококка, жень-шеня, лимонника и т.д.

Полезны ванны с добавлением настоев лекарственных трав или эфирных масел. Из лекарственных препаратов при нервном перенапряжении применяют:

Тенотен детский – препарат оказывает успокаивающее и противотревожное действие. Повышает сопротивляемость организма к психоэмоциональным нагрузкам. Стимулирует умственную деятельность, улучшает память и увеличивает способность к обучению. Уменьшает повышенную возбудимость, снижает раздражительность, устраняет тревогу, повышает концентрацию внимания, помогает снять утомляемость школьника.

Глицин – препарат уменьшает психоэмоциональное напряжение, снижает агрессивность, конфликтность, повышает социальную адаптацию. Облегчает засыпание, нормализует сон. Повышает умственную работоспособность.

Магне В6 – в период повышенной физической и умственной нагрузки, при стрессе потребность в магнии у ребенка увеличивается. Магний необходим для нормального функционирования клеток, а также он участвует в регуляции передачи нервных импульсов. Магне В6 снижает повышенную раздражительность и утомляемость школьника, нормализует сон, уменьшает учащенное сердцебиение.

L-карнитин – это природное вещество, родственное витаминам группы В. Повышает устойчивость организма к интенсивным физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Повышает работоспособность и выносливость, снижает утомляемость. Особенно хорошо зарекомендовало себя средство у спортсменов. При интенсивных тренировках препарат улучшает скоростно-силовые показатели и координацию движений.

«Школьные головные боли» у школьников встречаются все чаще и чаще. Очень часто дети, особенно подростки, пользуются этим, чтобы уйти с урока или пропустить целый учебный день. И тут родителям надо быть внимательными. Если ребенок, уйдя из школы, занимается своими делами, требующими напряжения зрения и ума, и при этом не жалуется на усиление головной боли, то, скорее всего эти жалобы надуманны. В этом случае нужно искать причину, почему ребенок не хочет ходить в школу.

Если же в результате интеллектуального напряжения у ребенка появляются головные боли, а при чтении книг или работе за компьютером они усиливаются, на это нужно обратить особое внимание. Головная боль – это признак того, что ребенок испытывает большую эмоциональную и учебную нагрузку. Чаще всего такие боли возникают из-за большого напряжения зрения. Как правило, боль локализуется в области затылка или лобной области.

В этом случае необходимо уменьшить нагрузку на глаза, правильно организовать рабочее место ребенка и упорядочить режим дня. Ребенку необходимо чаще гулять на улице. Эффект от прогулки равен эффекту от приема двух обезболивающих таблеток. Доказано, что дневной свет благоприятно влияет на здоровье ребенка, уменьшает нагрузку на глаза, в результате чего уменьшаются головные боли и снижается утомляемость школьника.

Во время каникул головные боли у ребенка чаще отсутствуют. А вот по возвращении в школу они опять появляются. В случае упорных и постоянных головных болей необходимо проверить зрение у окулиста. Очень важно, при плохом зрении у ребенка, правильно подобрать очки. Они должны быть иметь легкую оправу, чтобы она не давила на переносицу. Необходимо поговорить с классным руководителем, чтобы ребенку создали такие условия, которые уменьшали бы нагрузку на глаза.

Если у ребенка зрение в норме, а головные боли продолжаются, необходимо обратиться к врачу-неврологу. Врач посоветует уменьшить нагрузки и назначит соответствующее лечение. Он поможет ребенку снять эмоциональный стресс и научит ребенка расслабляться. Как правило, если уменьшить нагрузки и дать ребенку отдохнуть, то в течении 10 дней у школьника нормализуется самочувствие и головные боли проходят.

Из народных средств хорошо подойдут отвары лекарственных растений: ромашки аптечной, пустырника пятилопастного, мяты перечной, мелиссы лекарственной, элеутерококка, жень-шеня. Благотворно на организм ребенка действуют и ванны с отваром из этих лекарственных трав. Морковь и черника оказывают благотворное действие на функции и состояние органов зрения.

Из лекарственных препаратов применяются тенотен детский, глицин, магне В6, L-карнитин. Данные лекарственные препараты помогут справиться с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками, повысить физическую и умственную работоспособность, повысить устойчивость к стрессам, снять утомляемость школьника. В результате головные боли пройдут.

В пубертатный период у девочек головные боли связаны с периодом полового созревания. Как правило, с наступлением менструации головные боли уменьшаются или уходят совсем. У мальчиков в этот период тоже могут быть головные боли, которые со временем и после лечения у врача-невролога также проходят.

Нарушения концентрации внимания у школьников могут быть следствием переутомления в школе, нервного истощения или невроза. Проявляется это в том, что ребенок не может длительно сконцентрироваться на какой-то задаче, его внимание неустойчиво, он часто отвлекается, плохо сидит на уроке, на выполнение домашних заданий уходит много времени. Все это, естественно, сказывается на успеваемости.

В данном случае прекрасно помогают уже ранее упомянутые лекарственные препараты: Тенотен детский, Глицин, Магне В6.

Очень полезны для мозговой деятельности грецкие орехи. Ведь не зря внешне они очень похожи на головной мозг. Благодаря высокому содержанию в них Омега-3 жирных кислот, витаминов и микроэлементов значительно улучшаются мыслительные способности ребенка. Это выражается в быстром запоминании информации и ее легком воспроизведении, устраняют рассеяность и способствуют повышению концентрации внимания, снижается утомляемость школьника.

Из витаминных комплексов хорошо подойдут препараты, содержащие в своем составе Омега-3 жирные кислоты, холин и йод. Они способствуют интеллектуальному развитию ребенка, улучшают память и способствуют повышению концентрации внимания.

Обратите внимание! Вся информация предоставлена в ознакомительных целях. Все, перечисленные лекарственные препараты имеют противопоказания. Перед их применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

источник