Меню Рубрики

По каким признакам определяется утомление

Дозирование физических нагрузок на уроке

Физическая нагрузка— это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена ниже, в таблице

Признаки Степень утомления
Легкая Значительная Очень большая
Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая, головы и туловища Очень сильная, выступление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение команд
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т. д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. По указанной причине постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161—175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. Наиболее эффективными и доступными приемами являются:

—изменение количества повторений одного и того же упражнения;

—изменение суммарного количества упражнений;

—изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

—увеличение или уменьшение амплитуды движений;

—варьирование величин внешних отягощений;

—выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

—изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

—изменение длины дистанций в беге, плавании, лыжах;

—проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

—варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

—увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Общая и моторная плотность урока.Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В. Ф. Новосельский, 1989):

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tобщ:

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

—неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

—неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

—излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

—неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 6790 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Принято различать два вида утомления — умственное и физическое. Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться. Физическое — снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.

Небольшое утомление. Жалобы на состояние здоровья. Дыхание учащенное, но ровное. Умеренная потливость и небольшое покраснение кожи. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.

Значительное утомление (переутомление I степени). Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение координации. Восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно.

Резкое переутомление (переутомление II степени). Нарушение координации движений. Жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение или побледнение кожи. Подавленное состояние.

Чтобы не уставать, необходимы правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления I или II степени надо обратиться к учителю или врачу.

Билет №11 Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня (выполнить комплекс упражнений физкультминутки).

Физкультминутка проводится в течение 1—2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3—5 упражнений, повторяемых по 4—6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Читайте также:  2 стадия утомления характеризуется

Вопрос№2 Требования безопасности по окончании занятий по плаванию.

По окончании занятий по плаванию следует:

— при низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько гимнастических упражнений;

— выйдя из воды (на озере, на речке, на море), вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в бассейне, местах организованного купания), вымыться в душевой;

— строго запрещается заходить в бассейн после окончания занятий.

Билет №12 От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?

Гибкостью называется способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений.

Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, причем у мальчиков показатели гибкости ниже, чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12—15 лет. Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость — способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнера и т. п.). Гибкость активная — способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счет напряжения соответствующих собственных мышц. Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления. Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны назад, вперед, в стороны, упражнения с помощью партнера и с захватом (самопринудительно). Все эти упражнения выполняются в одиночку или с партнером. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т. д. Размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить. Примерный набор упражнений для развития гибкости выглядит так.

Для развития рук и плеч: 1. Руки сцепить перед грудью. Выпрямить руки вперед, влево, вправо, поворачивая ладони вперед. 2. Наклоны вперед, руки на спинке стула. Пружинистые покачивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лежа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.

Для мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге. 2. Наклоны вперед, взяться руками за голени. Пружинистые наклоны вперед, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3. Лежа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания, оттягивая ноги назад.

Для мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками согнутую правую ногу к груди. Затем ноги сменить. 2. Стоя на правой, согнуть левую ногу и подтянуть ее назад. Затем сменить ноги. 3. Махи вперед, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8—16 раз, а весь комплекс 2—3 раза с отдыхом до одной минуты.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1570 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Постоянную усталость, апатию, снижение работоспособности списывают на смену погоды, недосыпание, недостаток витаминов. Врачи утверждают: хроническое переутомление – прямая дорога к депрессии и снижению иммунитета. Рассмотрим переутомление подробно: причины, симптомы и лечение. Расскажем, как не запустить себя и быстро восстановить силы.

Под переутомлением раньше понимали состояние, связанное с длительным отсутствием полноценного отдыха. Сегодня переутомление рассматривается как реакция организма на постоянные или чрезмерные раздражители психического, умственного, физического характера.

Несоответствие тяжести и продолжительности работы и времени отдыха запускает этот процесс. Неблагоприятные бытовые условия, постоянный стресс, плохое питание усугубляют, закрепляют состояние.

В зависимости от причин выделяют физическое, нервное, умственное переутомление: два последних вида схожи по проявлениям и часто сопровождают друг друга. Возможен вариант, когда развивается и физическое, и умственное переутомление со смешанной симптоматикой.

Усталость – это физиологическое состояние организма, а переутомление – патологическое!

Переутомление развивается при чрезмерной деятельности, которая не компенсируется полноценным отдыхом.
К переутомлению могут привести обстоятельства:

  • Постоянное перенапряжение психики на работе;
  • Плохие жизненные условия;
  • Недостаточный сон;
  • Низкая физическая активность;
  • Стрессы;
  • Выполнение физической работы, несоразмерной с возможностями;

Часто причиной переутомление является совместное действие нескольких факторов, усиливающих друг друга. Например, выполнение сложной физической работы, которую организм в силах выдержать, вместе с неправильным рационом питания ведут к возникновению переутомления.

Переутомление может развиться как после сильной единичной нагрузки, и после длительных нагрузок небольшой силы.

На действие раздражителя организм реагирует развитием синдрома адаптации, при котором активизируется работа передней части гипофиза и коры надпочечников. В кровь выбрасывается некоторое количество, стрессовых гормонов, помогающие адаптации организму к определенному виду нагрузки.

Если такое напряжение повторяется многократно, органы, вырабатывающие эти гормоны, истощаются, что приводит к нарушению адаптации организма. У человека с переутомлением ускоряется основной обмен, наблюдается нарушенный обмен углеводов.

Это проявляется в плохом всасывании и выводе глюкозы. Уровень сахара в крови понижается. Изменяются протекание окислительных процессов в тканях организма, что может проявиться резким уменьшением количества аскорбиновой кислоты.

Переутомлению предшествует утомление, симптомы которого являются сигналом для человека. Утомление является сдвигом в психофизиологическом состоянии организма и приводит к временному снижению эффективности труда. Усталость от небольших нагрузок, сниженная работоспособность, смена настроения, более длительное время на восстановление и отдых говорят об утомлении. Пора прекратить выполнение работы, снизить интенсивность, сделать перерыв.

Физическое переутомление развивается не сразу. Вначале человек чувствует небольшую усталость и незначительные боли в мышцах. Большинство людей не обращают на это внимания, продолжают вести обычный образ жизни.

Через некоторое время организм истощается, появляются характерные симптомы:

  • Постоянная усталость, не проходящая даже после продолжительного сна;
  • Болезненные чувства в мышцах усиливаться, принося пациенту значительный дискомфорт;
  • Нарушается сон — человеку трудно уснуть, он пробуждается несколько раз за ночь;
  • Чувство разбитости с утра;
  • Нарушение эмоций — человек становится или слишком вялым, или слишком агрессивным;
  • Неприятные чувства с левой стороны, в области сердца;
  • Повышение артериального давления, ускорение пульса;
  • Аппетит плохой или вовсе отсутствует; на языке образуется налет белого цвета;
  • Вес постепенно снижается;
  • У женщин возникают нарушения менструального цикла.

Психическое переутомление часто принимают за обычную усталость. Люди стараются отдохнуть и выспаться, считая, что оно пройдет. Врачи же говорят, что во многих случаях, таких мероприятий будет недостаточно. Для восстановления человек должен пройти курс лечения.

К симптомам психического переутомления относят:

  • Частые беспричинные головные боли;
  • Чувство усталости, не проходящее после сна и отдыха;
  • Нестабильность артериального давления;
  • Бледность кожных покровов, под глазами появляются мешки;
  • Глаза будут красными;
  • Заснуть тяжело.

Переутомление является ответной реакцией организма на длительное воздействие раздражителей разного рода.

Переутомлением называют особое состояние, которое характеризуется излишней сонливостью, сниженной активностью, раздражительностью, недостаточностью внимания, проблемами с памятью. Некоторые люди убеждены: «для того, чтоб восстановить свои силы и побороть переутомление достаточно хорошенько выспаться». В реальности, если уже имеет место серьезная проблема, длительный сон ситуацию не поправит. На самом деле, именно отсутствие возможности восстановления утраченных сил путем хорошего сна и указывает на наличие переутомления.

Стоит отметить, что ранее данное состояние диагностировалось исключительно у взрослых. Сегодня же оно не редкость и у детей, особенно у тех, из которых родители хотят вырастить гениев.

Различают такие виды переутомления:

  • умственная усталость;
  • физическое переутомление;
  • эмоциональное;
  • нервное.

Данное распределение является условным, так как на практике зачастую эти виды переплетаются между собой. Они могут проявляться последовательно, идя друг за другом, а могут и проявляться одномоментно.

Есть отдельные заболевания и состояния, имеющие длительное течение и ухудшают качество жизни, провоцируя утомление и переутомление.
К таким патологиям относят:

  • Заболевания дыхательных путей, бронхит, астма, пневмония;
  • Сердечная недостаточность;
  • Заболевания вирусного происхождения;
  • Тревожные и депрессивные состояния;
  • Неполноценное питание;
  • Плохой сон.

Есть заболевания, которые начинаются с переутомления.

  • Воспалительные заболевания печени;
  • Опухоли;
  • Гормональные заболевания, особенно сахарный диабет;
  • Анемия;
  • Пониженная функция щитовидной железы;
  • Ожирение;
  • Мононуклеоз;
  • Астения.

При наличии одного или нескольких симптомов переутомления, необходимо обратится к врачу-терапевту.

После опроса и осмотра он сможет наверняка сказать есть ли у пациента сопутствующее переутомлению заболевание, а при необходимости направить на консультацию к более узкоспециализированному специалисту.

После того, как специалистами было установлено это заболевание был разработан соответствующий комплекс мер по его недопущение. С синдромом хронической усталости человек может прожить месяцы и годы. Он возникает у людей разной вековой группы от подростков до взрослых.

Для профилактики этого заболевания нужно придерживаться определенных медицинских рекомендаций и употреблять медицинские средства, повышающие иммунитет. В отдельном случае стоит остановиться на профилактике заболевания у детей.

К такому заболеванию могут привести следующие причины:

  • Неправильный распорядок трудового дня ребенка.
  • Сложная школьная программа.
  • Множество домашних заданий.
  • Постоянное проведение времени за телевизором или компьютером.
  • Трудные отношения с другими людьми.

Как правило, заболевание синдром хронической усталости возникает у детей в возрасте 6-7 лет, 11-14 лет. На возникновение и развитие этого заболевания могут указывать следующие симптомы (сильное проявление во второй половине дня):

  • Капризность.
  • Постоянный плач.
  • Егоза.
  • Поверхностный сон.
  • Тревожность.
  • Головная боль.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Утрата концентрации внимания.

Нужно взять хотя бы небольшой отпуск.
Способами для восстановления за этот период будут:

  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном. Не нужно беспокоиться о разных бытовых проблемах. Мысли должны быть только хорошими, тогда мозг отдохнет.
  • Сбалансированный рацион будет способствовать восстановлению.
  • Умеренная физическая активность должна присутствовать. Например, можно убрать в доме или поработать на огороде.
  • Можно сходить на массаж или другие релаксирующие процедуры.

При планировании своего рабочего дня нужно прислушиваться к своему организму. И организовывать деятельность следует в соответствии с собственными возможностями. Не стоит равняться на других людей. Индивидуальные особенности у каждого свои. Существует также ряд мер, которые могут поддержать работу организма в период повышенной умственной и физической нагрузки. Прежде всего, это прием витаминов и употребление чаев с травами. Хорошим способом релаксации и расслабления станет массаж, ароматерапия и цветотерапия. Также рекомендуется проводить время с животными. Если дома нет питомцев, то можно сходить в зоопарк, дельфинарий или цирк. Поход в дельфинарий способен зарядить положительной энергетикой каждого человека. Обязательно нужно заниматься спортом или лечебной физкультурой.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

Медикаментозное лечение начинают только после консультации врача.
С этой целью назначают:

  • Витаминные препараты, витрум, дуовит, супрадин;
  • Стимуляторы иммунной системы: раствор эхинацеи, интерферон;
  • Противовоспалительные средства для снятия головных и мышечных болей: парацетамол, диклофенак;
  • Адаптогены: адаптол;
  • Ноотропы: фенибут, фенотропил;
  • Антидепрессанты.

Профилактика переутомления не сложная, она заключается в выполнении всего нескольких правил. Первым из них является обязательный полноценный отдых. Надо различать понятия дом и работа. Если работа связана с физическими нагрузками, дома лучше поменять ее на умственную, и наоборот.

Занятие спортом — отличный способ профилактики переутомления. Нужно каждый вечер совершать пешие прогулки. Можно записаться в бассейн или хотя бы делать зарядку по утрам. Для расслабления после тяжелого рабочего дня можно сходить в баню, сауну или на массаж.

Если переутомление все же возникло, не надо употреблять алкоголь. Это только усугубит проблему.


В особо запущенных случаях не обойтись без помощи специалиста

При наличии такой проблемы обязательным является комплексный подход. Первоначально можно обратиться за помощью к терапевту, который уже перенаправит или к неврологу или к психотерапевту. Так терапия может включать следующие подходы:

  • наличие аутотренинга;
  • расслабляющие массажи;
  • прием витаминных комплексов;
  • коррекция питания, которое должно быть полноценным и регулярным;
  • наличие оптимального уровня физических нагрузок, в частности лечебная физкультура;
  • активные прогулки минимум полтора часа в день;
  • прием особых ванн, в частности кислородной, вибрационной, жемчужной или хвойной;
  • принятие душа в зависимости от конкретного переутомления могут назначаться, как контрастный, так и горячий душ.

Медикаменты могут назначаться в очень тяжелых случаях и только врачом.

Сбалансированный рацион — лучшее лекарство от переутомления. Как показали многие исследования, люди, которые едят часто, но небольшими порциями утомляются меньше, чем люди, которые питаются редко, но большими порциями.
Голова у них всегда «свежая». Врачи советуют есть фрукты или пить соки между основной едой. Если работа, связанная с умственным напряжением, в течение дня можно съесть пару кусочков рыбы. В ней содержится много фосфора, который стимулирует работу мозга.

С этой целью можно кушать грецкие орехи, арахис, миндаль. Зеленый лук поможет снять усталость, сонливость. При утомлении можно в горячее молоко бросить яичный желток, добавить немножко сахара и выпить.

На работоспособность влияет качество и количество сна. Данный фактор является очень важным. Сонное состояние в течение рабочего дня отрицательным образом сказывается на работоспособности человека. Взрослому человеку необходимо спать 8-9 часов. Врачи рекомендуют ложиться спать до полуночи.

Правильное питание также необходимо для обеспечения высокой работоспособности человека. Важно, чтобы оно содержало в себе достаточное количество полезных микроэлементов и витаминов.

На протяжении всей своей жизни, человек работает, затем отдыхает. Любая физическая и психологическая нагрузка приводит к утомлению.

Утомление — это естественное физиологическое состояние, возникающее в виде защитной реакции на физическое и психологическое истощение.

Переутомление может быть как физическим, и психологическим. В первом случае в результате снижения функциональной активности мышц происходит упадок сил, нарушается координация движения.

Психологическое переутомление обусловлено длительной ментальной нагрузкой, проявляется качественным снижением интеллектуальной деятельности, потерей концентрации внимания.

В норме, у организма всегда имеется некий «резервный фонд» называемый неприкосновенный запас энергии, который высвобождается при обстоятельствах. Внезапно возникшее эмоциональное напряжение, чувство страха или неконтролируемый приступ агрессии, способны побудить организм задействовать свои неприкосновенные ресурсы.

В качестве дополнительного источника сил может служить огромный ассортимент энергетических напитков на основе кофеина. Любая форма отдыха значительно благоприятствует восстановлению энергобаланса.

Снижение коэффициента полезного действия, ухудшение качественного уровня трудоспособности или ослабление интеллектуальной деятельности возникает в основном на фоне длительной физической активности, психологического истощения, многих стрессов, отсутствия сбалансированного питания или хронического недосыпания.

Фундаментом для переутомления может служить непропорциональное соотношение продолжительности рабочей активности и отдыха. Сопутствует всему этому плохие условия труда, неблагоприятные бытовые условия, неудовлетворительный эмоциональный фон среди рабочего коллектива.

Основными признаками утомления организма является:

  • Упадок физических сил из-за нарушения деятельности мышечного аппарата в виде нарушения баланса движений, их ритмичности и координации;
  • Ухудшение памяти и снижение внимания как следствие продолжительных, интеллектуальных нагрузок (что часто свидетельствует о проблемах на уровне психо-эмоциональной сферы);
  • Нарушение сна или бессонница, которые могут сопровождаться частыми приступами головной боли;
  • Чрезмерная раздражительность без всякой причины;
  • Снижение или полное отсутствие аппетита;
  • Дрожь в конечностях.

Хроническое переутомление иногда станет основной причиной ослабления иммунной системы. Резко возрастает риск вирусного или инфекционного заболевания.

Недостаточно крепкая или еще не полностью сформированная нервная система, при чрезмерных умственных нагрузках в совокупности с разными переживаниями, физическим истощением приводят к разным формам неврозов и истерических состояний.

Усталость, сонливость, апатия и слабость – эти ощущения многие списывают на переутомление и думают, что обычным сном можно решить проблему, восстановить силы. А на самом деле в медицине переутомление считается достаточно сложной проблемой – ведь оно может привести даже к развитию депрессии! Важно не только иметь какое-то общее представление о рассматриваемом состоянии, но и знать его первые признаки – это поможет своевременно отреагировать на «сигналы» организма и быстро восстановить силы.

Нервная система буквально «переполнена» сигналами от мозга, мышц, органов чувств и не успевает их обрабатывать. В результате нервные импульсы доходят до мышц и органов с опозданием или в искаженном виде.

Интересно знать! Внешне это выглядит как нарушение концентрации, ухудшение памяти, сонливость, мышечные боли и иные признаки.

Нервная система пронизывает все другие системы и органы человека, поэтому вполне закономерно, что нервное истощение вызывает понижение тонуса мышц (соответственно, физическое утомление) или неполадки в функционировании эндокринной системы, отвечающей кроме прочего, за настроение (откуда недалеко до эмоционального утомления). Очевидно и то, что на работе мозга нервное истощение сказывается отрицательно.

Поэтому, обнаружив у себя признаки одного типа переутомления, не стоит надеяться, что вы застрахованы от другого. Скорее наоборот – это свидетельствует о том, что вы попадаете в группу повышенного риска.

В качестве мер, направленных на предупреждение усталости необходимо:

  1. Продолжительное пребывание на свежем воздухе, особенно прогулки перед сном заметно улучшат состояние после тяжелого дня. Важно создать правильный психологический фон и внутренний эмоциональный настрой. Желательно оградить себя (в мыслях) от быта, однообразия и беспричинной суеты. Помыслы свои лучше устремить к чему-то положительному и доброму, тому, что принесет успокоение и внутреннюю гармонию. Все тяготы и невзгоды должны быть отброшены в сторону. Соблюдение таких простых правил в сочетании со свежим воздухом улучшит ваше состояние.
  2. Сбалансированный рацион питания. Пища должна включать много фруктов и овощей. Постарайтесь исключить из повседневного употребления жирную, соленую, острую еду. Так как она сильно нагружает, утомляет организм. Молочные, легкие каши будут адекватной заменой. Желательно пропить курс витаминов, которые помогут укрепить вашу иммунную и нервную систему.
  3. Изменить свое отношение к миру. Воспринимайте все проще, избегайте ненужных эмоциональных переживаний, стрессов.

Начинать день было бы уместным с утренней гимнастики, которая плавно переходит в общеукрепляющие водные процедуры с последующим легким завтраком. Действия наделят вас жизненной энергией и позитивом на весь день.

Перед проведением диагностики и обращением к соответствующему специалисту нужно самому установить некоторые особенности этого заболевания, что неизбежно будет выражаться в проявлении различных симптомов, куда стоит отнести:

  • Возникновение бессонницы (чуткий, поверхностный сон).
  • Появление навязчивого чувства страха (тревоги, беспокойства).
  • Возникновение головных болей и мигреней.
  • Появление пульсации у висков.
  • Переутомление нервной системы человека.
  • Снижение памяти и концентрации внимания.
  • Не проходящая слабость (апатия).
  • Появление психоэмоциональных расстройств.
  • Возникновение депрессий.
  • Болевые симптомы в мышцах, трем рук.
  • Общее снижение иммунитета.
  • Проявление ранее приобретенных хронических заболеваний.

Чтобы снять усталость и восстановить энергетический потенциал организма, желательно соблюдать ряд простых правил:

  • Здоровый сон в хорошо проветриваемом помещении;
  • Массаж, который помогает снять как физическую усталость, и расслабить на психическом уровне;
  • Вечерний моцион с правильным, позитивным настроем — лучший способ избавиться от усталости после насыщенного, эмоционального трудового дня;
  • Здоровая, легко усваиваемая пища;
  • Для психологической разрядки нужно применять разные техники медитации;
  • Спортивные игры (командные или индивидуальные) или посещение спортзала;
  • Спокойная, расслабляющая музыка.

Полезно вечером принять освежающий, контрастный душ. Вода избавит от всех отрицательных эмоций, накопившихся за день, и снимет напряжение с мышц тела. Многие врачи советуют в качестве восстановительной терапии посещать баню или сауну.

По причине того, что современное информационное пространство перенасыщено негативной, деструктивной информацией многие психотерапевты решительно советуют абстрагироваться, свести до минимума просмотр телевизора

Если уже произошло значительное снижение жизненных сил, то важно постараться вернуть себя «в строй», для этого необходимо:

  • устранить чересчур сильные физические нагрузки, полностью не отказываясь от гимнастики (если это физическое переутомление);
  • уйти в отпуск и заняться другим делом (желательно, конечно, все решает конкретная ситуация);
  • гулять на улице каждый день;
  • правильно питаться.

Восстановить силы помогут различные средства и методы, которые вполне доступны обычному человеку.

Париться можно по-разному, но переутомление удет за счет этих процедур сниматься в любом случае.

  1. Баня. Данный способ снимет напряжение, поможет восстановиться после нагрузок, повысит иммунитет и работоспособность.

Эффективность бани можно повысить за счет проведенного после сеанса массажа. Приходить в баню сразу после тяжелых нагрузок нельзя, при плохом самочувствии и некоторых недугах.

  1. Фитобочка. Отличная альтернатива бане. Кедровую бочку можно установить даже дома или посетить в спа салоне, фитнес центре после занятий спортом.

Целебные свойства кедра позволят расслабиться, снять усталость, защитить свой организм от простудных заболеваний. Минута внутри емкости с паром компенсирует час насыщенного рабочего дня.

Еще больше пользы принесут травяные сборы, через которые проходит пар бочки.

  1. Ванны. Вода быстро «смывает» усталость, а различные процедуры помогут восстановить силы. Например, кислородную ванну рекомендуют как целебное средство после травм, в случае заболеваний опорно-двигательного аппарата. Жемчужная ванна устраняет физическое и нервное напряжение. Хвойная ванна отлично успокаивает.
Читайте также:  Антропоэкологическое напряжение и утомление

Разминание мышц прекрасно действует на нервную и сердечно-сосудистые системы, нормализует обмен веществ. Существую разновидности точечного массажа, целенаправленно избавляющие от переутомления.

Настойки лекарственный трав. Настойка женьшеня, элеутерококка, лимонника — все это великолепно борется с хронической усталостью. Конечно, можно просто заменить свой традиционный чай или кофе ромашковым сбором. Сейчас в аптеках продаются удобные фильтр пакеты для заваривания трав.

Мед с молоком перед сном, другие народные средства — также незаменимые помощники в этом деле.

Эти симптомы проявляются уже на начальных этапах переутомления. В этом случае их не так уж и сложно скорректировать, если дать организму отдых, который он требует. Состояние же хронического стресса возникает тогда, когда человек игнорирует вышеперечисленную симптоматику. Он продолжает жить в изматывающем ритме, а для устранения неприятных проявлений использует обезболивающие препараты. Но здесь следует понимать, что лечится только внешнее проявление проблемы, да и то временно. Постоянное переутомление – серьезное состояние, требующее не только отдыха, но и медицинской поддержки. Поэтому лучше не доводить дело до крайности.

Чаще всего главными виновниками хронической усталости у детей дошкольного и школьного возраста становятся родители. Взрослые не учитывают способности малыша переносить нагрузки, быстро адаптироваться к изменениям в режиме дня. Плюс к этому родители зачастую предъявляют завышенные требования к учебе, забывая о здоровье и интересах ребенка.

Чтобы избежать переутомления у детей раннего возраста и школьника, обратите внимание на следующие рекомендации психологов.

Не заставляйте любимое чадо заниматься спортом или играет на музыкальном инструменте часами, если это хобби не приносит ребеночку удовольствие. Насилие травмирует психику.

Игра в одну забаву с грудничком более 20 минут не нужно, это быстро утомляет ребенка. Так же и школьнику не нужно писать и читать часами, чередуйте отдых с учебой каждые 30-45 минут.

Без прогулки и активных игр на улице, в спортивном зале ребенок быстро станет ослабленным и болезненным. Не обязательно профессионально заниматься спортом, достаточно ежедневно гулять не меньше часа в любую погоду.

По мнению врачей и детских психологов, огромную роль в профилактике стрессов и переутомления у детей разных возрастов играет внутренний настрой семьи, атмосфера в доме. Дети, растущие в мире заботы и внимание без фанатичной слежки и прессинга со стороны родителей, более работоспособны и здоровы, в них нет страха перед неудачами, тревоги за неуспехи в учебе, жизни.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Выявить переутомление помогают наблюдения за ребенком и клинические анализы. Сдавать кровь, записываться на прием к неврологу нужно при высоком уровне утомленности. Если картина не критична, помощь врачей не понадобится.

Если грудничок отказывается от еды, постоянно капризничает, зевает, но не может уснуть, у него беспричинно повышается температура до 37-37,5°С, родителям нужно задуматься о режиме дня малыша, качестве питания и психологическом комфорте новорожденного.

  • Снижено артериальное давление;
  • Бессонница стала хронической;
  • Школьник явно агрессивен, напряжен эмоционально;
  • Ребенок плохо кушает или ест слишком много;
  • Температура снижается или повышается стабильно;
  • У ребенка появляются нетипичные телодвижения, тремор конечностей;
  • Малыш меняет позу во сне каждые 20-30 минут и чаще;
  • Снижена концентрация внимания, потерян интерес к общению, играм, занятиям;
  • Малыш заторможен, скорость реакции на прикосновение, вопросы снижена;
  • Ребенок часто болеетОРВИ, простудами, ринитом;
  • Кожа лица бледная, под глазами синяки;
  • Снижается вес;
  • Малыши жалуются на тошноту, головную боль.

Распознать переутомление помогают и клинические анализы крови. У ослабленного ребенка снижены гемоглобин и количество тромбоцитов, а уровень лейкоцитов, эритроцитов повышен.

Специфические признаки заметны даже на первых этапах появления:

  • Повышенный уровень отвлекаемости, у вашего малыша частично или полностью отсутствует концентрация внимания на предмете или задаче.
  • Частые смены позы во время сна или занятий, спонтанно повышенная температура.
  • Появление непривычных движений.
  • Эмоциональная лабильность, симптомы нарушения центральной нервной системы, для ребенка характерны сонливость или бессонница.
  • Дети дошкольного возраста теряют интерес к занятиям дисциплинами, требующими концентрации внимания – рисованием, лепкой, невнимательно слушают сказки, затрудняются при пересказывании.
  • Колеблется температура, у ребенка происходят нарушения психоэмоционального плана. Симптомы заключаются в неприятной мимике, желании кривляться, передразнивать окружающих у девочки или мальчика младшего школьного или старшего дошкольного возраста до спонтанных всплесков эмоций в старших возрастных группах.
  • Девочки подросткового периода развития ощущают значительное нарушение ритма месячных. Появляются определенные симптомы, предвестники дисбаланса нервной системы в виде головных болей, повышена температура, ярко выражена раздражительность, нежелание заниматься или отрицание всего, что предлагают взрослые.

Если вы стали замечать, что спустя уже пару часов после пробуждения вас клонит в сон, это, если исключить симптоматику системных заболеваний, свидетельствует о переутомлении. В таком состоянии человек не может качественно работать, внимание его становится рассеянным, ухудшается память и когнитивные навыки. При этом, если человек продолжает игнорировать это обстоятельство, пытаясь вернуть себе чувство бодрости с помощью кофе и энергетических напитков, состояние может усугубляться.

Обычный здоровый малыш полон идей, энергичен и стремится познать окружающий мир со всех сторон. Двигательная активность и желание заниматься играми, требующими определенного уровня усидчивости, покоя, от природы сбалансированы.

Температура, самочувствие, аппетит в норме. Детский организм самостоятельно может регулировать время бодрствования и сна, родители с первых дней поддерживают механизмы высшей нервной деятельности. Что делать если у сына или дочери происходит изменение настроения, повышена температура, он начинает капризничать, отказываться от еды или сильно перевозбужден? Многим родителям приходилось наблюдать нечто подобное.

Такие клинические проявления имеет одно распространенное состояние, квалифицируемое в педиатрии как переутомление у детей. Возникает оно в любом возрасте, но сегодня многие болезни и патологические состояния заметно помолодели. Известное в клинике пограничное явление диагностируется у детей с раннего периода, когда время от одного до двух часов, проведенное без сна приводит к переутомлению ребенка.

Точные причины, приводящие к синдрому хронической усталости, до сих пор не установлены. Однако существуют определённые факторы риска, способные спровоцировать возникновение этого заболевания:

  • Хронические заболевания – затянувшиеся болезни или частые рецидивы нарушают слаженную работу иммунной системы и организма в целом, приводя к перегрузке нервной системы, истощению жизненных сил организма и возникновению чувства хронической усталости;
  • Психологические расстройства – частые депрессии, постоянный стресс, мрачные мысли и чувства тревоги и страха являются главными «вредителями» для деятельности нервной системы, приводящими к постоянной усталости и переутомлению;
  • Неправильный образ жизни – к синдрому хронической усталости могут привести постоянные недосыпания, нерациональный распорядок дня, длительное умственное или физическое перенапряжение, недостаток солнечного света, свежего воздуха или движения;
  • Нарушение питания – недостаток или избыток пищи, некачественные продукты, отсутствие в пище витаминов, макро- и микроэлементов нарушают метаболизм организма, приводя к недостатку энергии и возникновению стойкого чувства усталости;
  • Факторы окружающей среды – неблагоприятная экологическая обстановка заставляет организм работать на износ, защищаясь от воздействия вредных факторов, поэтому люди, живущие в загрязнённых шумных городах чаще страдают от синдрома хронической усталости;
  • Инфекции и вирусы – существует теория, согласно которой одной из основных причин возникновения хронической усталости является попадание в организм вирусов герпеса, цитомегаловирусов, ретровирусов, энтеровирусов и др.

Для того, чтобы ребенок был всесторонне развитым, и ни в чем не обделенным, родители пытаются вовлечь его во многие кружки и занятия. Получается, что помимо школьных занятий ребенок вместо отдыха спешит на остальные кружки и не имеет свободного времени. В связи с этим он погружается в состояние переутомленности. Многие родители не сразу замечают такое состояние ребенка, так как для них главное успеваемость на всех этих кружках.

Каких-либо определенных норм по назначению количества кружков для ребенка не существует. Каждый родитель при определении количества кружков должен исходить из способностей и возможностей ребенка, а также из его физиологических особенностей. Каждый ребенок индивидуален – кто-то может заниматься кружками и занятиями весь день, а какой-то ребенок с трудом осваивает школьные уроки. Самое главное после занятий в кружке следить за состоянием ребенка и расспрашивать о том, нравится ли ему его посещение и какие эмоции и знания ему это дает.

Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.

В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.

Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:

Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.

  • Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
  • Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
  • Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
  • Увеличивайте нагрузки постепенно.
  • Много гуляйте.
  • Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
  • От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
  • Принимайте расслабляющие ванны с травами.

Добавляйте в горячую воду хвойный экстракт, настои валерианы.

  • Заваривайте ребенку зеленый чай.
  • Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.

Пейте чаще свежевыжатые напитки, они богаты витаминами.

  • Добавляйте в травяные чаи мед, ешьте пчелиную сладость на ночь, запивая молоком.
  • Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.

В качестве медикаментозной помощи детям можно использовать «Глицин», «Афобазол», «Тенотен» по инструкции и возрасту ребенка, при нервном напряжении, бессоннице давать валериану. Обязательно поите больного витаминными комплексами.

источник