Меню Рубрики

Поделитесь собственным опытом профилактики утомления

Я поделюсь своим личными секретами профилактики утомления. Например, вчера я чувствовал усталость, но потом пробежал 10 кругов по стадиону и где-то на пятом круге почувствовал себя лучше. Вечером я хорошо заснул, выспался, рано встал и сейчас чувствую себя бодро.

Очевидно, что не всегда усталость связана с физической работой (ведь после десяти кругов я почувствовал себя лучше и бодрее ). По каким же причинам наступает утомление организма?

Первая причина – это физическое утомление или утомление от физической работы. Она самая очевидная, но далеко не самая распространенная, тем более работа и жизнь современного человека не так часто связана с физической работой, тем более долгой.

Вторая причина – это умственное утомление, которое развивается от монотонной и однообразной работы. Вот это случается уже куда чаще, посмотрите на людей часами сидящих на своих рабочих местах, за компьютерами. Вот кто очень легко попадает в состояние утомления! А какими уставшими выглядят охранники, сидящие без движения и смотрящие в телевизор перед собой, не замечали? ))

Но кроме названных, есть и другие причины, по которым наступает утомление и усталость:

1. Признаки утомления наблюдаются у людей, которые принимают лекарства, наркотические средства или алкоголь. Конечно, вначале человек чувствует себя бодрым, принимая эти яды, но в большом количестве, например, алкоголь вызывает усталость и сон (и в очень большом количестве – смерть).

Не секрет, что вышеперечисленные яды накапливаются в организме. Если в молодости вы иногда выкуривали «косячок», то даже через много лет вы можете чувствовать умственное и физическое утомление … особенно, если что-то в окружении напоминает вам о том времени.

2. В книге «Дорога к счастью» есть полезные советы, которые улучшают жизнь (т.к. взяты они как раз из наблюдений самой жизни). Если многие советы игнорировать, то возникают проблемы, и усталость – это первоначальный показатель неправильных поступков (как в случае с алкоголем, наркотиками, отсутствием контроля над своим здоровьем).

В книге описаны многие сферы жизни, к примеру есть такая рекомендация, чтобы человек был честным с другими людьми и не был распутным. Когда человек что-то скрывает, он как бы прячется от других и от жизни. Если человек сильно переживает из-за своего поступка, но тем не менее скрывает его – у него возникает такое состояние, которое можно сравнить по физическим проявлениям с утомлением.

Восстановление в этом случае возможно, если рассказать об этом утаивании, а затем снова начать говорить правду и исправить то, что было сделано. И это, как ни странно, действенная помощь при утомлении!

Хорошая помощь при утомлении – это смена деятельности. Известно, что человек отдыхает не только в отпуске, другая работа также позволяет отдохнуть. Если бухгалтеру дать возможность водить автомобиль – для него это будет приключение и настоящая смена деятельности, и усталость исчезнет очень быстро.

Для тех, кто занимается только одной работой и не видит смысла в том, чтобы сменить деятельность тоже можно дать совет. Прочитайте раздел из книги «Дорога к счастью» №17 под названием БУДЬТЕ КОМПЕТЕНТНЫ и вы увидите, что научиться чему-то новому — это возможно и очень интересно. Например, можно получить какую-то новую современную специальность и, переключаясь между двумя работами, можно в большой степени устранить утомление и переутомление.

Также многие люди знают, что не всегда утомление организма связано с работой, ядами, или монотонностью. Наверняка, вы знаете людей, после разговора с которыми вам хорошо, верно? Но есть люди, поговорив с которыми, вы чувствуете себя, мягко говоря, не очень хорошо. Вы чувствуете резкий упадок сил «на ровном месте» или нервное утомление. Бывает?

Если постоянно жить или работать с такими людьми, то усталость может стать постоянной. Такие люди обесценивают вас, подавляют, ругают, пугают и так далее. Другими словами, вы даже не замечаете, как происходит процесс утомления, т.к. вы постоянно утомлены рядом с такими людьми. Чтобы справиться с ними и устранить утомление, полученное из-за них – читайте главу №21 книги «Дорога к счастью».

Подводя итог, можно сказать, что утомление человека может иметь разные причины, далеко не всегда физические. И в этом полезно хорошо разобраться хотя бы потому, что работоспособность и утомление напрямую зависят друг от друга. Другими словами, чем лучше мы умеем справляться с утомлением и предупреждать его появление, тем большую работоспособность мы можем проявлять и достичь в жизни большего!

По нашей акции можно получить книгу «Дорога к Счастью» в подарок. Также посмотреть ролики по каждой главе книги и отрывки полнометражного фильма, снятого по книге «Дорога к Счастью.

Перейти к другим статьям

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в своих социальных сетях!

источник

Что такое утомление, каким оно бывает и какая профилактика существует, об этом вы узнаете в данной статье.

Жизнь современной женщины протекает часто в бешеном ритме. Мы работаем, учимся, ведем домашнее хозяйство, воспитываем детей, занимаемся спортом, и делаем еще много-много разных дел, часто – одновременно! Вполне естественно, что постоянным нашим спутником является утомление. Мириться с этим нельзя, с этой неприятностью можно и нужно бороться. О том, как это правильно делать, мы расскажем ниже.

Всего докторами выделено два основных вида утомления – это физическое и умственное. Ниже мы рассмотрим их, а также причины возникновения, как у взрослых, так и у детей.

Развиваться оно способно постепенно и незаметно, в этом – его главное коварство. Сначала человек может почувствовать небольшую усталость и слабую боль в мышечной ткани. Обычно на первые признаки мало кто обращает внимание. Женщины живут в обычном темпе, продолжают заниматься спортом и вести крайне активную жизнь. Вследствие этого как раз и наступает физическое утомление.

В этом случае возможны следующие его симптомы:

  • усталость чувствуется всегда, и ее не помогает снять ни сон, ни другие расслабляющие процедуры, такие как массаж, ванная и т.д.;
  • боль в мышцах чувствуется всё сильнее и сильнее;
  • сон становится нестабильным и неспокойным, человек может несколько раз за ночь проснуться без причины, а быстро заснуть не получится;
  • заметно нарушение эмоционального состояния — пострадавший будет то ленивым, раздражительным и невнимательным, то слишком веселым и шутливым;
  • может появляться боль или подозрительные ощущения в сердце, возможны повышенное давление, тахикардия;
  • аппетит у тех, кто страдает от утомления, обычно на нуле;
  • на языке может появиться белый налет, иногда язык даже начинает дрожать;
  • происходит быстрое снижение веса, что приводит к ослаблению иммунитета;
  • появляются проблемы с менструациями, исчезает регулярность.

Чаще всего этот тип переутомления принимается за обычную усталость. Многие представительницы прекрасного пола просто отдыхают, выбираются на природу или просто долго спят в уютной постели. Но доктора говорят, что одного такого отдыха совершенно недостаточно, может потребоваться самый настоящий курс лечения.

Симптомы утомления психического следующие:

  • без очевидных причин появляются частые головные боли;
  • спутницей жизни является сильная усталость, которая не покидает даже после полноценного сна;
  • под глазами буквально «прописываются» мешки и темные круги, а кожа приобретает бледные, сероватые оттенки;
  • артериальное давление то поднимается, то падает;
  • глаза заметно краснеют;
  • девушкам, имеющим умственное утомление, становится трудно заснуть.

Самой распространённой и основной причиной является непропорциональное соотношение отдыха и работы. Вы работаете намного больше времени, чем отдыхаете, забывая о выходных и отпусках, не поднимая головы занимаетесь требующими затраты сил делами, Тогда и появляются все вышеперечисленные симптомы.

К утомлению еще приводят плохие условия работы или быта. Сюда можно отнести неудобное рабочее место, постоянный шум за окном или в самом помещении. Некоторые люди склонны ненавидеть свою работу, быть хронически недовольными собственной жизнью. Всё это незаметно, но уверенно порождает утомление.

Также можно выделить еще несколько основных причин утомления:

  • постоянная депрессия;
  • слабый иммунитет;
  • беременность;
  • ПМС, климакс;
  • неподходящие условия – нестабильная температура воздуха, жара или, наоборот, холод.

Также полезны овощи в зимний период для поддержания и укрепления иммунитета и энергии.

При первых проявлениях симптомов обдумайте сложившуюся ситуацию и выделите определенное время для отдыха и расслабления.

Вот основные методы борьбы с переутомлением:

1. Сон — один из основных способов восстановления сил и здоровья. На ранней стадии утомления полноценного ночного сна будет достаточно. На выходных выделите дополнительных полчаса на дневной сон, подремите в тишине. Также полезно будет добавить в рацион молочные продукты с приличным содержание мелатонина – это вещество делает процесс засыпания легким и быстрым.

2. Неуравновешенная физическая активность. Это происходит, если в первую половину дня вы сидите за рабочим столом, а вечером, для очищения совести, бежите в спортзал и тратите уйму энергии и сил, выполняя физические упражнения. После такого графика у вас не остается времени на легкие прогулки на свежем воздухе. Чтобы не причинять вред своему организму, выполняйте физические упражнения по мере собственных возможностей или вообще заменяйте иногда поход в зал обычной прогулкой.

3. Если вы работаете уже который месяц без нормального отдыха, напомните себе (а заодно и своему начальнику) о своем заслуженном отпуске. Это еще одна отличная возможность восстановить свои силы. И главное, не терзайте себя, принимая отдых за отлынивание от работы. Помните, что это жизненная необходимость и, если не отдохнуть сейчас, то потом вам может понадобиться не отдых, а больничный.

4. Вы можете обратиться к неврологу, психотерапевту или психологу, когда утомление дошло до критической черты. Специалисты откорректируют ваше дневное расписание, дадут много полезных советов, пропишут подходящие лекарства и пищевые добавки.

5. Массаж — это еще один эффективный метод для борьбы с утомлением. Он поможет мышцам расслабиться, а мысли приведет в долгожданный порядок.

Профилактика тоже очень важна, чтобы ее провести, от вас потребуется знания, а также соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. И это не значит, что нужно искать новую, более легкую, не требующую много времени и сил, работу, либо кардинально менять образ жизни.

  • по выходным не нагружайте себя никакими дополнительными заданиями, не берите работу на дом;
  • если ваша работа требует физических нагрузок, то дома постарайтесь поменять деятельность, например, почитайте книгу, решите логическую задачу или головоломку и т.д.;
  • если наоборот, ваша робота умственная, то вечером сходите на прогулку, покатайтесь на велосипеде или отправьтесь в бассейн, спортзал (но не сильно нагружайте свои мышцы, всё по мере возможности, как говорилось выше);
  • иногда разрешите себе полное расслабление — это может быть сауна, массаж или ароматерапия в пенной ванной;
  • не употребляйте алкоголь при появлениях симптомов утомления;
  • перед тем, как ложиться спать, не смотрите слишком тяжёлые и высокоэмоциональные фильмы;
  • жесткая диета тоже может привести к утомлению, и даже к депрессии – не мучьте себя голодом, просто правильно питайтесь, балуясь иногда вкусняшками;
  • найдите себе хобби или увлечение — специалисты утверждают, что такого рода деятельность служит дополнительным мотиватором и способом борьбы с утомлением.

И самое главное – научитесь просто радоваться жизни, не «париться» по пустякам и не трепать зря нервы, себе и окружающим! И тогда вы точно навсегда забудете о столь неприятном явлении, как утомление.

источник

Утомление — физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений.Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое — уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному напряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость — естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни.

Читайте также:  Абсолютных возможностей приводящей к утомлению необходимо включение

Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, повышается еще некоторое время.Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние — переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма.Переутомление — патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Меры профилактики утомления:1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного.2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.3. Регламентация физической и умственной нагрузки.4. Использование функциональной музыки.5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика. 7. Использование фармакологических препаратов, снижающих утомление, например, глюкозы, витамина С, элеутерококка, женьшеня и т.д.

Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии.

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса. Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие: Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней; Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций. Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

источник

Из опыта работы «Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения»
статья по теме

Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения

Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения

Здоровье — это не все, что надо

человеку, но если его нет, то

человеку уже ничего не надо.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.

Утомление имеет двойное биологическое действие: с одной стороны, это защитная, охранительная реакция, оберегающая организм от чрезмерного истощения; с другой — оно стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей; и при тренировке одна и та же нагрузка будет постепенно все менее утомительной.

*** Количественно оценить утомление довольно сложно. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. И, наконец, вопрос: можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее — это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

*** Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала
  • эмоционального состояния учащихся
  • насыщенности видов учебной деятельности

***Начальные признаки утомления :
1) снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
2) ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
4) ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

***Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.

1. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

1. Недельная динамика работоспособности: понедельник – врабатывание, вторник, среда – наиболее высокая и устойчивая работоспособность; с четверга – спад работоспособности;

2. Дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с восьми до одиннадцати); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от шестнадцати до восемнадцати часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение;

3. Фазы работоспособности детей на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижения работоспособности.

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
— 3—5 минут — врабатывание;
— 5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
— 2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
-5—10 минут — период средней работоспособности;
-оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

***2. Стараюсь уделять большое внимание на гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Отмечено, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

***3. Урок должен носить деятельностный характер

Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

В первую очередь стараюсь вызвать у детей эмоциональный настрой на работу.

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

Я принесла волшебный мешок. Давайте положим туда все плохое и выбросим его.

Мои глазки внимательно смотрят.

Мои ушки внимательно слушают.

Мои ручки старательно пишут.

Мой язык не болтает без дела.

* Также стараюсь поддерживать интерес детей на протяжении всего урока. В этом помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик – задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры – диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки, обязательно учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные дезорганизующим .

* Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок, используемых учителем. На разных этапах урока можно использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Важно число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.

Необходимо помнить, что оптимальная продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 минут, в 7—8 лет — 10 минут ; непрерывного письма — до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.
Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1—2 минуты, во I I полугодии — 5—8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

***4. Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь.

Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);

активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);

методы проблемное обучение.

***5. Психофизический комфорт ребенка на уроке

Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

Снятие эмоционального напряжения
Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать). Также наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. отдаляют момент наступления утомления.

Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

Особое внимание обращаю на позу ребенка на уроке. Так как степень естественности позы школьников на уроке служить хорошим показателем психологического воздействия учителя, степень его авторитаризма. Механизм здоровьеразрущающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

***6.Включение в урок физминуток.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому в содержание физкультминуток нужно вводить упражнение для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Естественно, основная цель таких пауз – повышение работоспособности, а отсюда и эффективности обучения. Но в зависимости от ситуации могут быть разные «отдыхи». Иногда детей нужно «встряхнуть», зарядить бодростью; или, наоборот, успокоить когда надо размять затекшее от долгого сидения тело; а когда снять утомление с мышц; есть психогимнастика, снижающая умственное утомление.

Советы по преодолению трудностей, мешающих провести физкультурные паузы

1. Приучите себя к мысли, что, потратив на уроке 2–5 минут, вы сторицей восполните это время за счет эффективности процесса усвоения на уроке.
Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

2. Постепенно школьники привыкнут и будут выполнять как должное, особенно если вы подберете комплекс, соответствующий их возрасту и нагрузкам.
3. Применяйте комплекс, не включающий махи, прыжки, т.е. такие упражнения, для которых нужно много пространства (это могут быть, например, изометрические упражнения).
4. Не включайте упражнения, требующие слишком активных движений, смешных поз, двусмысленных выражений (хотя и не мешало бы иногда хорошо расслабиться).
5. Возможно, слишком вялые движения или очень короткая пауза просто не позволили снять усталость. Подберите более интенсивный комплекс. А может быть, лучше провести упражнения на релаксацию?
Относитесь бережно к здоровью своих учеников и к своему собственному, и оно не останется в долгу, даст возможность плодотворно трудиться и всегда быть в хорошем настроении!

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

— упражнения для снятия общего или локального утомления;

— упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение .

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение .

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую:

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.

Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.

Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

Упражнения для профилактики утомления
I. В начале урока
1.Растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма.
2.Перекрестные движения – активизирует оба полушария головного мозга. С правой рукой движется левая нога, и наоборот.
3.Качания головой – улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
4.Ленивый восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
5.Симметричные рисунки – улучшает зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки.
II. Во время урока
1.Лобно-затылочная коррекция – улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 1 минута.
2.Медвежьи покачивания – расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
3.Поза дерева – снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, потянуться всем телом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно выполнять стоя и сидя.
4.Поза скручивания – улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
5.Гимнастика для глаз – снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
III. В конце урока
1.Медуза – сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
3.1. Релаксация

Цель – снятие мышечного напряжения.

Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря… Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся.Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Данная методика включает в себя валеологическое обоснование необходимости проведения тепинг-теста на общеобразовательных уроках в школе. Методика исследования утомления полезна для всех учителей, заинтересованных в организации своего урока на здоровьесберегающих технологиях и организаторов оздоровительной работы в школе.

Методика оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся
по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест» (tap – стучать, англ.)
Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.
Для проведения теста раздаются заранее приготовленные бланки с нанесенными на них квадратами или ребят просят самих начертить на листе бумаги квадрат. Сторона квадрата 14 см. Этот большой квадрат делится на 4 малых со сторонами 7 см. Квадраты нумеруются следующим образом: рядом с квадратом 1 справа квадрат 2, под 2 квадратом – 3, под 1 – 4.
Даются инструкции: «По команде «НАЧАЛИ» вы должны в первом квадрате ставить точки, по команде «ПЕРЕХОД» — ставить точки в каждом последующем квадрате, по команде «СТОП» — закончить работу». Время работы в одном квадрате 5 секунд. Общее время – 20 секунд.

При этом карандаш или ручка располагаются в руке вертикально бланку. Предплечье должно полностью располагаться на поверхности стола. Движения совершаются только кистью руки. Максимальное удаление кончика ручки от листа при размахе кисти руки не должно быть больше 3-5 см.
После завершения работы собрать бланки.
Обработка и оценка результатов.
1.Подсчитывается количество точек в каждом квадрате.
2.Подсчитывается коэффициент моторной частоты для каждого квадрата по формуле: КМЧ1=
Где КМЧ1 – коэффициент моторной частоты для первого квадрата; N1 – количество точек в первом квадрате; t – время проведения теста (5 секунд). Так же рассчитываются КМЧ2, КМЧ3, КМЧ4. Отмечается изменение КМЧ в ходе пробы. В условиях утомления сумма КМЧ двух последних квадратов всегда меньше, чем таковая для двух первых квадратов, или к концу пробы величина КМЧ уменьшается от первого к четвертому квадрату.
3.Для упрощения расчетов при проведении массовых исследований ограничиваются подсчетом КМЧ для первого и четвертого квадратов (КМЧ1 и КМЧ4). Составляют пропорцию:

4.Оценка результатов. Если отношение разности между показателями первого и четвертого квадратов к показателю первого квадрата будет больше 10% (х больше 10%), то считается, что объективно утомление уже наступило; если в пределах 10% — утомления еще нет, хотя субъективно человек и может ощущать усталость. Такой ученик будет иметь более устойчивую работоспособность, так как он меньше склонен к развитию утомления. Может случиться и так, что КМЧ4 будет больше КМЧ1. В таком случае мы будем иметь дело с учащимся, который отличается высокой устойчивостью к развитию утомления. Важно выявить детей, у которых будет значительное превышение этого критерия, т.е. много больше 10%.
К обработке результатов тестирования можно привлечь и самих обследуемых.
Таким образом, тепинг-тест является простым и эффективным приемом индивидуальной или групповой диагностики утомления детей в ходе их учебной деятельности, позволяет дать валеологическую оценку уроку, организации учебно-воспитательного процесса в динамике.

Результаты анкетирования детей по школе, в классе.

Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.

источник

Утомление – это состояние, зарождающееся вследствие чрезмерной нагрузки и проявляющееся понижением продуктивности деятельности. Возникнуть может при выполнении физических операций и решении интеллектуальных задач. Физическая усталость выражается упадком сил, снижением быстроты, точности, рассогласованностью действий. Умственная усталость характеризуется спадом плодотворности интеллектуальной деятельности, снижением концентрации, замедлением мыслительных процессов. Быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы – оно скорее «нападёт» при выполнении однообразной операции, длительном нахождении в однообразной позиции. Ритмичные движения и разносторонняя деятельность являются менее утомительными.

Современные реалии вынуждают людей всесторонне развиваться, тратить много времени на самообучение, делать стремительную карьеру, заниматься спортом. Активный стиль бытия, безусловно, лучше, нежели пассивное движение по жизненному руслу. Но в бесконечной погоне за благами цивилизации, постоянном стремлении добиться успеха большинство людей функционирует на пределе. Они забывают, что ресурс организма отнюдь неисчерпаемый.

Именно поэтому утомление сегодня стало неизменным спутником многих успешных личностей. Субъективно оно ощущается как усталость и проявляет себя временным снижением плодотворности труда. Продолжительное утомление нередко порождает переутомление, которое наносит урон здоровью. При этом прекрасная половина в большей мере склонна к переутомлению вследствие хрупкости нервной системы.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

Утомлением называется преходящее функциональное состояние, являющееся результатом выполнения длительной либо интенсивной работы. Проявляется оно спадом работоспособности. Утомление является предохранительной реакцией организма от изнурения при продолжительном или напряженном труде. Физиологические сбои при утомлении имеют черты стрессовой симптоматики, которой сопутствует нарушение гомеостаза. При этом частое утомление, не переходящее в переутомление, является методом повышения функционального резерва организма. Поскольку при таком состоянии человеческий организм попадает под воздействие стрессора и сигнализирует о необходимости восстановления, после чего возвращается к обычному полноценному функционированию.

Люди часто ощущают усталость физического характера вследствие беспрерывной нагрузки, имеющей связь с телом, пребывающем либо длительный период в одной позе, либо в напряжении.

Возникать может утомление при физической и умственной работе. Бывает либо остро резвившимся, либо хронически протекает. Острая усталость наблюдается при относительно непродолжительном труде, когда уровень физической подготовки субъекта не соответствует интенсивности деятельности. Оно выражается резким спадом сердечной производительности, нарушением регуляторной функции эндокринной системы и ЦНС влияний со стороны ЦНС, избыточным потоотделением, водно-солевым дисбалансом.

Хроническая усталость являет собой следствие отсутствия восстановления после нагрузки. При данной разновидности описываемого состояния теряется способность усваивать новые моторные навыки, снижается работоспособность, уменьшается природная резистентность организма к различного рода недугам.

Утомление, вызванное физическим трудом, в котором участвуют группы мышц, именуется общим. Ему характерно расстройство регуляторной функции ЦНС, согласованности вегетативной и двигательной функций, спад результативности волевого контроля над качеством выполнения операций. Сопровождается данное состояние увеличением ЧСС, неадекватным нагрузке, снижением пульсового давления и легочной вентиляции. Субъективно рассматриваемая симптоматика ощущается в виде резкого упадка сил, сердцебиения, одышки, неспособности продолжать деятельность.

Когда интенсивная нагрузка приходится на отдельные мускулы, возникает локальное утомление. Оно обусловлено снижением лабильности и активности нервных центров, дисбалансом возбудительно-тормозных функций.

В компенсируемой фазе формирования усталости высокая работоспособность сохраняется, но поддерживается волевым ресурсом. При этом экономичность деятельности падает. Продолжение деятельности вызывает некомпенсируемое утомление, основным признаком которого является спад работоспособности на фоне ослабления функций двигательного аппарата и внутренних систем: наблюдается дисфункция надпочечников, падает активность цитохром с-оксидазы (дыхательный фермент), выраженные процессы анаэробного энергетического обмена порождают накопление недоокислённых веществ и снижение щелочного резерва крови.

Наиболее встречаемым фактором, вызываемым утомление, является несоответствие периодов отдыха и времени, затраченного на деятельность. Довольно часто люди отдают работе намного больше времени, нежели уделяют полноценному отдыху, не давая, таким образом, возможности организму восстановить ресурсы.

Следовательно, основной причиной усталости является продолжительная интенсивная рабочая нагрузка.

Среди дополнительных факторов, ускоряющих развитие рассматриваемого состояния, можно выделить такие:

– плохие условия деятельности;

– неблагоприятные условия быта;

– воздействие негативных факторов среды (например, шума);

– физическая нагрузка перед совершением основных задач либо чрезмерная по силе умственная деятельность.

Также можно выделить факторы, являющиеся предрасполагающим компонентом к зарождению усталости, а именно:

– нарушение адекватного режима питания, распорядка дня;

– продолжительные промежутки между деятельностью;

– остаточные функциональные расстройства после затяжных недугов;

– недостаточная физическая подготовка;

– недостаточный уровень физического развития.

Помимо того, рассматриваемое состояние может наступать при таких условиях:

– продолжительной деятельности независимо умственной направленности либо требующая физических усилий;

– монотонном или однообразном труде;

– длительном воздействии раздражителей (слабая освещённость, сильный шум);

– неблагоприятном микроклимате в профессиональной среде;

– отсутствии заинтересованности, как в деятельности, так и в её результатах;

– изнуряющем длительно текущем заболевании;

– отсутствии полноценного питания.

Также утомление может настать по причине недостаточности сна, воздействия стрессоров, недостатка физической активности, психического перенапряжения.

Группой риска считаются спортсмены, люди, характеризующиеся неустойчивой психикой, подвергающиеся непомерным физическим нагрузкам.

Помимо перечисленных факторов, возникновение утомления нередко бывает обусловлено употреблением лекарственных средств, например, противокашлевых, антигистаминных препаратов, противопростудных микстур. Признаки усталости могут обнаруживаться у лиц, принимающих наркотические вещества или злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями.

Умственное утомление является частым спутником, сопровождающим студентов в самое «страшное» для них время – время сессии.

Эмоциональное утомление появляется вследствие коммуникативного взаимодействия с большим числом незнакомых лиц.

Сенсорное утомление зарождается вследствие неоптимальных условий труда (например, при избыточном освещении или наоборот недостаточном, при сильном шуме, в холодном помещении).

Помимо известных факторов существует ряд теорий, объясняющих появление утомления. В ходе произведения физических упражнений происходит продукция молочной кислоты, поступающей в мускулы и кровь, тем самым провоцируя утомление.

Концепция истощения энергии гласит что, выполняя физические упражнения либо интеллектуальную деятельность, индивид утрачивает энергию, вследствие чего уменьшается мышечный объем, что и порождает усталость.

Ещё одно толкование объясняет утомление нарушением регулирования функционирования нервной системы, расстраивается координация процессов возбуждения и торможения. Усталость как результат длительного процесса торможения является защитной функцией, предохраняющей ЦНС от изнурения.

Некоторые личности ненавидят свою работу, характеризуются хроническим недовольством собственным бытием, семейными взаимоотношениями, склонны завидовать, что незаметно, но уверенно катализирует наступление утомления.

Рассматриваемое состояние является физиологическим. Зарождается оно как результат различного рода деятельности. Однако первичная симптоматика утомления довольно разнообразна, что обусловлено генезисом состояния. Так, например, усталость породила интенсивная интеллектуальная работа, то признаки умственного утомления включают: ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, снижение быстроты трансформации информации, возникновение ощущение пустоты в голове. Появление описываемой клиники обусловлено продолжительной и напряженной интеллектуальной работой (студенческая сессия, бухгалтерские квартальные отчёты).

Если профессиональная сфера деятельности индивида предполагает физическую нагрузку, ранние признаки физического утомления следующие: сонливость, понижение работоспособности и продуктивности труда, апатия, появление автоматизма в операциях (то есть индивид выполняет задачи бездумно, механически), сбой координации, увеличение расхода энергии, нарушение внимания, рост количества брака. Среди вегетативных проявлений можно акцентироваться на таких: увеличение потоотделения, учащение пульса, гиперемия дермы, потребность сделать вдохи более глубокими и участить их.

При перегрузках любой этиологии меняется состав крови, а у организма возникает потребность ускорить её передвижение в капиллярах. За выполнение этой задачи ответственна сердечно-сосудистая система. Поэтому интенсивная физическая деятельность, прежде всего, затрагивает функционирование миокарда, поскольку увеличиваются объёмы крови, растёт уровень заполнения и опорожнения его желудочков. Организм тем временем вынужден затрачивать больше усилий, сжигая больше ресурсов, дабы получить необходимую энергию для функционирования мышц.

Основным элементом восполнения энергии и питания является кислород, поступающий через дыхательные органы. В состоянии бездействия человеческому организму надобно в минуту до 300 см3 воздуха (количество обусловлено половой принадлежностью и возрастом). При интенсивных физических операциях потребность в О2 приумножается в разы, что приводит к увеличению объёмов вентиляции лёгких.

Ранними признаками физико-химических изменений можно считать оседание в волокнах мускул токсинов, молочной кислоты и иных продуктов метаболических процессов.

Признаки утомления условно подразделяют на объективные проявления и ощущения субъективного характера.

– понижения продуктивности деятельности;

– ослабление чувства осторожности;

– учащение сердечного ритма;

Среди субъективных ощущений выделяют такие :

– понижение мышечного тонуса;

– локальная усталость (индивид ограничено чувствует усталость, например, в нижних конечностях);

– появляется огромное желание прекратить всякую деятельность;

– при физическом труде в конечностях возникает лёгкое подёргивание и слабость.

Помимо перечисленных категорий проявлений, существуют ещё и внешние признаки утомления, а именно:

– изменение оттенка кожных покровов (тон дермы может варьироваться от тускло розового цвета до пунцового с ярко выраженным цианозом, что обусловлено интенсивностью нагрузки);

– усиление функционирования потовых желез (при незначительной интенсивности нагрузки наблюдаются крошечные капли пота, преимущественно в лобной зоне лица, при тяжёлом труде – потоотделение довольно обильное, также могут появляться солевые пятна на месте потения);

– нарушения в координации двигательных операций (вначале деятельности движения индивида скоординированы и требуют меньших энергетических ресурсов, при утомлении двигательные акты становятся рассогласованными, возникает тремор, покачивание).

Классификация видов усталости обусловлена содержанием деятельности работы. При интенсивном интеллектуальном труде возникает нервно-психическое утомление, а при чрезмерной, однообразной либо продолжительной телесной деятельности появляется мышечное или физическое утомление.

Нервно-психическое утомление порождает спад продуктивности деятельности вследствие сбоя в центральной нервной регуляции. Типичными симптомами считаются: замедленная трансляция информации, ослабление мыслительных функций, когнитивных процессов, ухудшение сенсорной перцепции. Рассматриваемый вид усталости сопровождает отвращение к профессиональной деятельности и низкая результативность труда. Иногда вслед за описанной симптоматикой может прийти депрессивный настрой, тревожность, эмоциональная лабильность, раздражительность.

Ниже перечислены ситуации, способствующие наступлению нервно-психической усталости :

– продолжительный интеллектуальный труд, требующий концентрации, высокой компетентности;

– монотонный и однообразный ритм деятельности;

– некомфортные условия деятельности;

– нарушение питания, различные хвори, семейные проблемы.

Рассматриваемая разновидность утомления может ликвидироваться в отличие от физической усталости если :

– одна деятельность, порождающая усталость, сменяется другой;

– организм оказывается в состоянии страха или тревоги, при опасности;

– происходит смена обстановки;

– возобновляется интерес к выполнению задачи, например, по причине появления новой информации;

Физическая усталость наступает как следствие изменений в мускулах, вызванных продолжительным телесным трудом. Обусловлено оно исчерпанием энергетического ресурса и скоплением молочной кислоты. Данные процессы и вызывают спад продуктивности деятельности.

Данному виду утомления сопутствуют следующие нарушения: ослабление силы, снижение точности и ритмичности движений, рассогласованность двигательных актов, что свидетельствует о причастности к формированию физической усталости нервных структур, отвечающих за движение.

Поскольку существует принципиальная общность рассматриваемых вариаций утомления, то сегодня приобрела широкое распространение классификация, базирующаяся на локализации усталости в структурах нервной системы. Поэтому также выделяют и сенсорное утомление (нарушение деятельности органов чувств), которое бывает информационным (информационная перегрузка или дефицит информации) и перцептивным (сложность в обнаружении сигнала), и эффекторное утомление (спровоцированное интенсивной физической активностью, локализуется, как правило, в участках ЦНС, отвечающих за движения).

Поскольку базисом для развития утомления является устойчивое несоответствие промежутков отдыха длительности и интенсивности труда, то самым важным профилактическим методом коррекции, цель которого состоит в недопущении доведения до усталости организма, будет правильная организация дня.

Также как уже отмечалось выше, возникновению состояния изнурённости организма способствуют неблагоприятные условия деятельности, неорганизованный быт, плохое питание, недостаток сна, громкие или интенсивные звуки. В этом случае профилактика утомления должна заключаться именно в корректировке дискомфортной обстановки.

Помимо того быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы: значительно стремительнее оно приходит при деятельности, сопровождающейся напряжением мышц, вследствие однообразной позы. Менее утомительны для человеческого организма ритмичные движения.

Итак, можно обозначить следующие профилактические коррекционные мероприятия, предупреждающие зарождение утомление, а именно:

– своевременный отдых, который может быть активным (прогулки) либо пассивным (сон);

– увеличение промежутков отдыха между выполнением отдельных задач;

– физиологическая рационализация деятельности (подразумевается антропометрическая совместимость, охватывающая учёт параметров человеческого тела, возможности обозрения пространства вокруг, положения индивида при работе, то есть организация места труда, расположение его составляющих должны быть сопоставимы антропометрическим данным работника, а также его психофизиологическим характеристикам);

– регламентация физической нагрузки и интеллектуальной деятельности;

– оптимизация рабочей позы (следует учитывать физическую тяжесть деятельности, размеры рабочей области, необходимость перемещения в ней работника в ходе выполнения задач, технологические специфики процесса деятельности, статическая нагрузка рабочего положения, время пребывания);

– механизация деятельности, санитарное благоустройство помещений (микроклиматические условия, освещённость, кубатура, вентиляция, эстетическое оформление);

– использование методов, направленные на повышение потока афферентных стимулов в ЦНС, к примеру, выполнение гимнастики, самомассаж;

– применение фармакопейных препаратов, понижающих утомление, к примеру, препаратов глюкозы, элеутерококк, витамины;

Важным профилактическим этапом является внедрение в организации, предприятии, учреждении наиболее рационального режима деятельности и отдыха, то есть разработка оптимальной системы смены периодов работы перерывами между ними. Также надобно учитывать, что продолжительность промежутков отдыха при выполнении одинакового задания должна отвечать возрастным спецификам организма.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии утомления обязательно проконсультируйтесь с врачом!

источник