Меню Рубрики

Признаки утомление в процессе учебы является

Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомлению является правильная организация урока, уровня его гигиенической направленности. Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье.

В распорядке дня ученика утомительные статические нагрузки преобладают над динамическими, которые естественны для младших школьников, так как развитие двигательных центров, особенно активный в 3-6 лет, у них продолжается. Выполнение домашнего задания тоже требует длительного вынужденного сохранения статической рабочей позы. Следствием этого является длительное и значительное нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и нервную системы, что приводит к нарушению их функций.

Объективной реакцией на деятельность является утомление.

Усталость (утомление) — закономерный процесс временного снижения работоспособности, возникающее вследствие длительной, интенсивной работы.

Ученые используют также термин «усталость». Утомление и усталость являются объективными явлениями, а утомленность — субъективным.

Усталость — субъективное психическое явление, которое сопровождается ощущением слабости и нежеланием работать.

Довольно часто усталость развивается вследствие отсутствия привычки к систематическому труду. Чтобы преодолеть усталость необходимо отдыхать, в противном случае развивается переутомление.

Переутомление — нарушение нормального физиологического функционирования организма, что может свидетельствовать определенное заболевание.

Это промежуточная между здоровьем и болезнью состояние организма, которое требует немедленного педагогического и медицинского вмешательства.

Биологическое значение утомления состоит в том, что она приводит к возникновению торможения в нервных клетках, обеспечивая таким образом защиту всего организма, прежде всего центральной нервной системы, от перенапряжения и разрушения. Проблема усталости решается в три этапа: выявляют ее причины и механизмы развития; диагностируют усталость и оценивают работоспособность; разрабатывают методы профилактики усталости.

При различных видах мышечной деятельности основными причинами развития утомления является совокупность нарушений в основных функциональных системах организма:

а) нервно-мышечном аппарате в связи с изменением обмена веществ и снижением проводимости синапсов;

б) центральной нервной системе вследствие снижения возбудимости нервных центров через сильную и длительную действие рецепторных импульсов;

г) эндокринной системе в связи с избыточным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечников за эмоционального напряжения или. наоборот, вследствие ослабления функций этой системы при длительной изнуряющей работе;

г) системах кровообращения и дыхания за счет ослабления сократительной способности сердечной мышцы и дыхательных мышц, что замедляет кислородное снабжение организма и окисление продуктов обмена.

Значение каждой причины усталости изменяется в зависимости от характера, интенсивности и продолжительности трудовой деятельности. Например, усталость быстро развивается при монотонной, статической и сенсорно обедненной деятельности.

Среди факторов учебного среды наиболее на работоспособность учащихся влияют микроклимат помещения, особенно температура, влажность и скорость движения воздуха, уровень шумов, характер освещения. Развитие утомления зависит от состояния здоровья учащихся, психологических показателей — уровня тревожности, волевых качеств, внимания и тому подобное.

Проявления (признаки) усталости бывают такими:

1) ощущение слабосилля (человек чувствует ухудшение работоспособности даже тогда, когда производительность труда не снижается; оно выражается как переживание особого, отягчающего напряжения и неуверенности; человеку кажется, что он не может продолжать работу надлежащим образом);

2) расстройство внимания, что является одной из наиболее чувствительных к усталости психологических характеристик;

3) расстройства моторной сферы (замедление или беспорядочная торопливость движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координации движений);

4) ухудшение памяти и мышления (особенно при усталости в процессе умственной деятельности);

5) ослабление воли (уменьшение решительности, выдержки, самоконтроля);

6) сонливость (проявление защитного торможения).

В учебном процессе наиболее важными являются внешние признаки утомления (табл. 2.1).

Внешние признаки утомления при умственной деятельности

источник

Утомление у младших школьников проявляется прежде всего в изменении высшей нервной деятельности, в изменении соотношения тормозных и возбудительных процессов и протекает в 2 фазы:

В 1-й фазе происходит ослабление процессов активного торможения — «растормаживание тормоза», которое особенно ярко проявляется у младших школьников. В поведении детей отмечаются характерные изменения, которые можно квалифицировать как речевые и двигательные реакции возбуждения. В этой стадии утомления (фаза возбуждения) возникают речевые реакции: посторонние разговоры, подсказывания, выкрики, неадекватный смех, хоровые ответы, пение. Кроме того, наблюдаются двигательные реакции возбуждения: посторонние движения, вскакивание с места; залезание под парту, сосание ручки, почесывания и причесывания, игра с посторонними предметами, гримасничание.

Затем наступает II-я фаза утомления (фаза торможения), которая характеризуется ослаблением процессов возбуждения и преобладанием процесса торможения. В поведении детей можно отметить характерные речевые и двигательные реакции торможения: , замедленные, вялые ответы, молчание в ответ на вопросы учителя, расслабленная поза, дети полулежат на парте, зевают, потягиваются, трут глаза, не участвуют в работе.

Учащиеся средних и особенно старших классов активными волевыми усилиями могут подавлять 1-ю фазу утомления, поэтому процессы утомления у них носят более глубокий характер.

Переутомление можно охарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Могут также наблюдаться различные вегетативные

расстройства, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы.

1) стойкое снижение умственной и физической работоспособности;

2) выраженные нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии);

3) стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);

4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Продолжение учебных занятий на фоне переутомления неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма ребенка, на состоянии его здоровья. Г.Н. Сперанский справедливо считал переутомление виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; в- третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения.

Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом: вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и, наконец, постепенно снижается (период снижения работоспособности или утомления).

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наивысшего уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы.

В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо, так как при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Суммарный недельный объем учебных нагрузок не должен превышать в 1-х классах — 20 учебных часов, во 2-х — 22, в 3-4-х — 24, в 5-8-х —30ив9-11-х— 32 часа. Количество факультативных занятий также должно регламентироваться. Проводить их желательно в дни с наименьшим количеством уроков и не менее, чем через 45-60 мин после обязательных занятий. Для 6-летних школьников разработан специальный «тренирующий», ступенчатый режим обучения. Он предусматривает ограничение длительности урока, постепенное увеличение количества уроков, отсутствие домашних заданий в 1-м полугодии. В сентябре-октябре для этих учащихся рекомендуют проводить не более 3 уроков в день продолжительностью по 30 мин, в ноябре- декабре — 4 урока по 30 мин, с января — 4 урока по 35 мин.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная продолжительность урока равна 45 мин. Однако достоверно доказано, что в течение первых трех лет обучения (у 6-8-летних детей) быстрое снижение работоспособности наступает уже после 35 мин занятий. На последних 10-15 мин урока у них нарушается нейродинамика коры большого мозга, а также проявляется чрезмерная статическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат при длительном сидении. Для учащихся 1-х классов максимальная продолжительность урока — 35 мин. Для учащихся 2-х классов гигиенисты рекомендуют проводить комбинированный урок, т.е. последние 10 мин дети находятся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.

При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. На продолжительность времени активного внимания влияет тип высшей нервной деятельности, состояние здоровья ребенка, степень его развития, методика учебного процесса и условия внешней среды. Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. При этом способность к вниманию сначала снова возрастает, а затем опять падает, причем более быстро. Продолжительность активного внимания укорачивается в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижается под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). Хорошо известно, что дети устают быстрее, если нагрузка во время занятий приходится преимущественно на один анализатор.

Физиологи доказали, что переход от одного вида деятельности к другому благотворно влияет на функциональное состояние организма школьников. Согласно учению И.П. Павлова это объясняется возникновением отрицательной индукции, т.е. возбуждение, сконцентрированное в одном участке коры головного мозга, обуславливает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение. В связи с этим необходимо, особенно у младших школьников, в течение урока чередовать различные виды деятельности (чтение должно сменяться рассказом по картинке, письмом и др.).

Кроме того, очень важно широко использовать наглядные пособия, т.к. при наглядном методе обучения в большей степени участвует 1-я сигнальная система, в то время как при словесном способе обучения — 2-я сигнальная система, которая (особенно в младшем школьном возрасте) развита хуже. Использование технических средств обучения (телевидение, кинофильмы, диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональную окраску и в итоге способствует повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако не следует нарушать при этом нормативов, разработанных в отношении длительности использования ТСО на уроках, в связи с повышением нагрузки на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения учитель начальных классов обязательно должен проводить на уроках физкульт- минуты.

Читайте также:  Базарный в ф нервно психическое утомление в школьной среде
Сдваивать уроки не рекомендуется во всех классах, за исключением случаев, когда проводятся лабораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время (лыжи).

Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Любой урок вызывает некоторое утомление, которое должно быть устранено в течение перерыва. Физиологами установлено, что на перемене происходят: восстановление сниженной к концу урока работоспособности и упрочение ее на этом уровне. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы ученики проводили его, сидя за партой. Перемены необходимо проводить на свежем воздухе. Имеется ряд работ, убедительно показывающих, что движения на свежем воздухе благоприятно влияют на работоспособность детей в течение следующего урока.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Сочетания видов деятельности в режиме учебного дня могут быть чрезвычайно разнообразными. Однако следует отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на высоком уровне.

Для рационального составления расписания должны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, которые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях. Известно, что с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока (в старших классах) быстро падает работоспособность и укорачивается продолжительность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у старших — вторыми, третьими уроками), т.е. проводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся, 3-й урок в начальной школе (соответственно, 4-й урок — у учащихся средних и старших классов) должен быть с преобладанием динамического компонента, что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.

Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Школа, к сожалению, часто не может выполнить этих условий, так как не имеет достаточного количества учителей, которые бы обеспечили выполнение такого расписания.

Динамика недельной работоспособности, несомненно, должка учитываться при составлении расписания занятий. Известно, что в понедельник работоспособность учащихся не самая высокая, т.к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особенно удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду работоспособность повышается, начиная с четверга наблюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность в другие дни недели. В настоящее время многие школы перешли на 5-дневную неделю. Два выходньх дня обеспечивают более благоприятные условия для детей. Исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота). Более продолжительный отдых в течение двух дней дает возможность активно использовать их для занятий физкультурой, поездок с семьей за город и др. Однако гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки.

Все виды внешкольной работы учащихся должны исходить из тех же положений, что и школьная работа, составляя с ней единое целое. Так, приготовление домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м — 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3 ч в 9-11 классах. Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления школьников. Так же, как и в школе, после 45 мин домашней подготовки нужно устраивать короткий перерыв, предназначенный для домашнего отдыха. Для детей младшего школьного возраста период непрерывной работы должен составлять 30 мин. При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту и т.д. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения. Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении. Рабочее место, за которым ученик готовит домашние задания, должно отвечать тем же требованиям, что и в школе.

источник

Код кнопки
для вставки на ваш сайт

Универсальный номер для вызова служб МЧС по мобильному телефону:

Система условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников создается:

• Администрацией ОУ в рамках своих полномочий

• В соответствии с требованиями Министерства Образования РФ

• Медицинской службой образовательного учреждения

• Специалистами по физическому воспитанию и психологической службой ОУ

В случае «штормового предупреждения» НЕ следует:

□ плотно закрыть окна и двери

□ отключить газ, потушить возможные источники огня

Выбрать правильный вариант

Первая помощь в Российской Федерации оказывается:

• Всем лицам, находящимся на ее территории

• Только гражданам, имеющим медицинский полис

• Только людям, за жизнь которых несете ответственность.

Серьезные повреждения зданий, оборудования, повлекшие большие человеческие жертвы, называются:

При длительных прогулках или работе в холодную погоду опасно:

□ использовать одежду из нескольких слоев

□ увеличивать нагрузку до появления пота

Выбрать правильный ответ. Утомление в процессе учебы является:

□ причиной ухудшения здоровья

□ следствием неправильной организации учебного процесса

□ нормальной защитной реакцией организма

В комплекс мероприятий по оказанию первой помощи входит:

• Применение обезболивающих препаратов

• Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение

• Вызов скорой медицинской помощи

Выбрать два правильных ответа

Пострадавшего следует транспортировать своими силами в том случае, если:

□ нет надежды на быстрое прибытие медицинской помощи

□ нужно немедленно удалить из опасных для жизни условий

□ имеется опасное кровотечение

К признакам сотрясения головного мозга относятся:

Здоровый образ жизни зависит в большей степени от:

□ экологической ситуации в стране
□ качества продуктов питания

□ эпидемической обстановки в регионе

□ осознанного индивидуального поведения человека

Выбрать два правильных ответа

Реанимационные мероприятия продолжают:

□ до прибытия квалифицированной помощи

□ до восстановления сознания

Федеральный закон РФ № 323-Ф’3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» здоровье человека
определяет как:

о отсутствие болезней и физических недостатков

о состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма

о отсутствие у человека болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом

о врожденная невосприимчивость к простудным заболеваниям

Уход за пострадавшим, получившим какую-либо травму- или внезапное повреждение, до того, как успеет приехать скорая медицинская помощь или врач это:

□ первая медицинская помощь:

□ «первая доврачебная помощь:

Максимальное наказание, которое предусмотрено за ложное сообщение об угрозе террористического акта

Наиболее важным фактором переутомления является:

□ излишняя требовательность и настойчивость педагога

□ различные заболевания ребенка

□ игнорирование в учебном процессе гигиенических требований и индивидуальных особенностей ребенка

□ неудовлетворительная физическая подготовка

Что собой представляет мировоззрение человека?

• взгляды личности на определенные события и явления:

• система взглядов на состояние окружающей среды:

• система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней;

• отношение ко всему- происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу,

Индивидуальный подход в организации образовательного процесса подразумевает:

• защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний:

• ограничение, учащимся с отклонениями в состоянии здоровья учебных нагрузок;

• освобождение от внеурочной деятельности:

• тщательное выполнение медицинских рекомендаций

Охрана здоровья участников образовательной деятельности прерогатива:

Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

• выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку
эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ:

• анкетирование школьников для оценки риска употребления психоактивных веществ в
ближайшем будущем;

• проведение биохимических тестов для выявления учащихся, употреблявших психоактивные
вещества в течение последних месяцев;

• выявление путей распространения психоактивных веществ в ОУ и прерывание их с помощью
правоохранительных органов.

источник

Каждые родители хотят вырастить своих детей умными, талантливыми и успешными. Однако благие намерения иногда приносят больше вреда, чем пользы. Чрезмерная нагрузка в школе, масса дополнительных факультативов приводят к переутомлению ребенка. А это в свою очередь чревато ухудшением успеваемости в школе и даже возникновением проблем со здоровьем.

Утомлением называют такое состояние, которое формируется вследствие напряженной умственной или физической нагрузки. Утомление, прежде всего, проявляется снижением работоспособности и субъективным ощущением слабости.

Основным механизмом развития утомления является изменение соотношения тормозных и возбудительных процессов в мозге. Утомление протекает в две фазы:

  • Первая фаза — возбуждение нервной деятельности;
  • Вторая фаза — торможение нервной деятельности.

В первой фазе происходит ослабление процессов торможения и на первый план выступают реакции возбуждения. Как это проявляется? Ребенку сложно удерживать внимание. Он то и дело отвлекается на посторонние разговоры, что-то выкрикивает, смеется. Отмечается и двигательное возбуждение. Школьнику буквально сложно усидеть на месте, он ерзает на стуле, вскакивает с места. Также утомление проявляется тем, что малыш начинает вертеть в руках ручку, рисовать что-то в тетрадке, ни с того ни с сего почесываться или гримасничать.

Во второй фазе процессы возбуждения угнетаются и преобладают процессы торможения. На этом этапе утомление очень хорошо заметно. Ребенок становится вялым, зевает и потягивается, может подпирать голову рукой или вовсе обессилено лечь на парту. Школьник не принимает участие в дискуссии, а на вопросы учителя отвечает вяло и невпопад.

Утомление является защитной реакцией организма, развивающейся в ответ на чрезмерную физическую и умственную нагрузку. Это нормальное состояние. Признаки утомления бесследно исчезают после отдыха, и ребенок снова становится активным и способным к обучению.

Читайте также:  Абсолютных возможностей приводящей к утомлению необходимо включение

Когда же ни смена деятельности, ни продолжительный отдых или сон не приводят к исчезновению этих признаков — говорят о развитии переутомления. По большому счету переутомление — это продолжительное, накопившееся утомление. Это уже патологическое состояние, которое создает предпосылки к развитию нервно-психических, а также соматических заболеваний.

Признаками переутомления являются:

  • Снижение умственной работоспособности — ребенок с трудом запоминает новый школьный материал, допускает ошибки при выполнении заданий, ухудшается успеваемость;
  • Снижение физической работоспособности — минимальная физическая нагрузка быстро вызывает у малыша слабость;
  • Выраженные психические расстройства, проявляющиеся бессонницей, плохим аппетитом, повышенной тревожностью малыша, появлением страхов, плаксивостью, эмоциональной лабильностью;
  • Вегетативные нарушения — колебания артериального давления, аритмия, головные боли;
  • Снижению реактивности организма — частые простудные заболевания.

При правильно организованном режиме работы и отдыха, а также умеренных физических и умственных нагрузках переутомление ребенку не грозит. Наиболее часто к появлению утомления приводят такие факторы:

  1. Несбалансированный режим дня;
  2. Недосыпания;
  3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  4. Отсутствие физических нагрузок;
  5. Большой объем учебной информации, получаемый ребенком в школе и на факультативах;
  6. Длительные однообразные занятия;
  7. Отсутствие чередования труда и отдыха.

Переутомление – это состояние, которое негативно сказывается не только на успеваемости малыша, но и на его здоровье. А поэтому допускать развития утомления крайне нежелательно. Родителям нужно вовремя остановиться в стремлении вырастить из ребенка гения. Когда у ребенка буквально каждый час расписан занятиями в школах раннего развития и всевозможных кружках — переутомления избежать не удастся. С таким большим объемом учебной информации малыш попросту не способен справиться.

Стоит помнить, что для нормального развития ребенка очень важно организовать режим труда и отдыха. У малыша должен быть полноценный сон, причем продолжительность сна различна для разных возрастных групп. Так, ночной сон для младшеклассников должен длиться десять часов, а для школьников средних классов — девять часов. Отход ко сну — не позже 22.00. При этом ко сну нужно подготовить ребенка: не подпускать поздно вечером к компьютеру, проветрить комнату. Кроме того, первоклашкам не стоит игнорировать и дневной сон.

О правилах здорового детского сна рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

При организации режима дня нужно учитывать физиологические подъемы работоспособности в течение суток. Так, максимальная работоспособность наблюдается в период между 8-12 и 16-18 часами. В утреннее время ученики очень хорошо воспринимают школьную информацию, ну а в период 16-18 часов вечера необходимо запланировать выполнение домашних занятий.

Правильно организованное рабочее место позволит ребенку быстро и эффективно делать домашнее задание, не испытывая при этом усталости.

Рабочее место малыша дома также нужно обустроить должным образом. Стол должен располагаться на уровне солнечного сплетения школьника, а стул — быть удобным и обязательно со спинкой. Рабочее место нужно располагать в освещенной части комнаты, также необходимо водрузить на стол лампу.

Очень важно чередовать виды деятельности. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Во время выполнения домашних занятий нужно делать небольшие физкультминутки. Ребенку стоит встать, немного размяться. Особенно хорошо будет, если родители будут делать физкультминутки с малышом в игровой форме. Ну а проведение гимнастики для глаз позволит снять напряжение с органа зрения.

Записывая ребенка на многочисленные факультативы и кружки, родители лишают малыша свободного времени. А ведь это время необходимо школьнику для того, чтобы отдохнуть и восстановить свои ресурсы. Но свободное время нужно проводить с пользой, а не за компьютером или планшетом. Ежедневный режим дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе, даже в холодную пору года. Общая продолжительность пребывания школьника на свежем воздухе должна составлять около трех часов в день.

Не стоит забывать и о правильном питании. Детский организм растет очень быстро и нуждается в полезных веществах. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кратность приемов пищи 4-5 раз в день. При этом последний прием пищи должен быть не позже, чем за два часа до сна.

Родителям стоит помнить, что своевременная профилактика переутомления поможет ребенку эффективнее осваивать школьные предметы, расти здоровым и счастливым ребенком.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

8,837 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

источник

Универсальный номер для вызова служб МЧС по мобильному телефону:

Система условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников создается:

  • Администрацией ОУ в рамках своих полномочий
  • В соответствии с требованиями Министерства Образования РФ
  • Медицинской службой образовательного учреждения
  • Специалистами по физическому воспитанию и психологической службой ОУ

В случае «штормового предупреждения» НЕ следует:

  • плотно закрыть окна и двери
  • отключить газ, потушить возможные источники огня
  • отключить радио
  • укрыться в помещении

Выбрать правильный вариант

Первая помощь в Российской Федерации оказывается:

  • Только гражданам России;
  • Всем лицам, находящимся на ее территории
  • Только гражданам, имеющим медицинский полис
  • Только людям, за жизнь которых несете ответственность.

Серьезные повреждения зданий, оборудования, повлекшие большие человеческие жертвы, называются:

  • аварией
  • катастрофой
  • экстремальной ситуацией
  • террористическим актом

При длительных прогулках или работе в холодную погоду опасно:

  • одеваться тепло
  • надевать шапку и шарф
  • использовать одежду из нескольких слоев
  • увеличивать нагрузку до появления пота

Утомление в процессе учебы является:

  • признаком заболевания
  • причиной ухудшения здоровья
  • следствием неправильной организации учебного процесса
  • нормальной защитной реакцией организма

В комплекс мероприятий по оказанию первой помощи входит:

  • Обработка раны
  • Применение обезболивающих препаратов
  • Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение
  • Вызов скорой медицинской помощи

Выбрать два правильных ответа

Пострадавшего следует транспортировать своими силами в том случае, если:

  • нет надежды на быстрое прибытие медицинской помощи
  • нужно немедленно удалить из опасных для жизни условий
  • имеются обширные травмы X отсутствует сознание
  • имеется опасное кровотечение

К признакам сотрясения головного мозга относятся:

  • рвота и головная боль
  • судороги
  • повреждения кожи головы
  • обширные гематомы (шишки)

Здоровый образ жизни зависит в большей степени от:

  • экологической ситуации в стране
  • качества продуктов питания
  • эпидемической обстановки в регионе
  • осознанного индивидуального поведения человека

Выбрать два правильных ответа

Реанимационные мероприятия продолжают:

  • 3 — 5 минут
  • 30 минут
  • до прибытия квалифицированной помощи
  • до восстановления сознания

Федеральный закон РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» здоровье человека определяет как:

  • отсутствие болезней и физических недостатков
  • состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функ ций органов и систем организма
  • отсутствие у человека болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом
  • врожденная невосприимчивость к простудным заболеваниям

Уход за пострадавшим, получившим какую-либо травму или внезапное повреждение, до того, как успеет приехать скорая медицинская помощь или врач это:

  • первая медицинская помощь;
  • первая доврачебная помощь;
  • доврачебная помощь;
  • первая помощь;

Максимальное наказание, которое предусмотрено за ложное сообщение об угрозе террористического акта:

  • выговор
  • денежный штраф
  • принудительные работы
  • административный арест
  • лишение свободы

Наиболее важным фактором переутомления является:

  • излишняя требовательность и настойчивость педагога
  • различные заболевания ребенка
  • игнорирование в учебном процессе гигиенических требований и индивидуальных особенностей ребенка
  • неудовлетворительная физическая подготовка

Что собой представляет мировоззрение человека?

  • взгляды личности на определённые события и явления;
  • система взглядов на состояние окружающей среды;
  • система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней*;
  • отношение ко всему происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу;

Индивидуальный подход в организации образовательного процесса подразумевает:

  • защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличи ем у них каких-либо заболеваний
  • ограничение, учащимся с отклонениями в состоянии здоровья учебных нагрузок;
  • освобождение от внеурочной деятельности:
  • тщательное выполнение медицинских рекомендаций.

Охрана здоровья участников образовательной деятельности прерогатива:

  • медицинской службы ОУ;
  • администрации ОУ
  • членов семьи учащегося;
  • граждан

Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

  • выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых в образовательном у чреждении превентивных программ
  • анкетирование школьников для оценки риска употребления психоактивных веществ в ближайшем будущем;
  • проведение биохимических тестов для выявления учащихся, употреблявших психоактивные вещества в течение последних месяцев;
  • выявление путей распространения психоактивных веществ в ОУ и прерывание их с помощью правоохранительных органов.

источник

Утомление – это состояние, зарождающееся вследствие чрезмерной нагрузки и проявляющееся понижением продуктивности деятельности. Возникнуть может при выполнении физических операций и решении интеллектуальных задач. Физическая усталость выражается упадком сил, снижением быстроты, точности, рассогласованностью действий. Умственная усталость характеризуется спадом плодотворности интеллектуальной деятельности, снижением концентрации, замедлением мыслительных процессов. Быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы – оно скорее «нападёт» при выполнении однообразной операции, длительном нахождении в однообразной позиции. Ритмичные движения и разносторонняя деятельность являются менее утомительными.

Современные реалии вынуждают людей всесторонне развиваться, тратить много времени на самообучение, делать стремительную карьеру, заниматься спортом. Активный стиль бытия, безусловно, лучше, нежели пассивное движение по жизненному руслу. Но в бесконечной погоне за благами цивилизации, постоянном стремлении добиться успеха большинство людей функционирует на пределе. Они забывают, что ресурс организма отнюдь неисчерпаемый.

Именно поэтому утомление сегодня стало неизменным спутником многих успешных личностей. Субъективно оно ощущается как усталость и проявляет себя временным снижением плодотворности труда. Продолжительное утомление нередко порождает переутомление, которое наносит урон здоровью. При этом прекрасная половина в большей мере склонна к переутомлению вследствие хрупкости нервной системы.

Утомлением называется преходящее функциональное состояние, являющееся результатом выполнения длительной либо интенсивной работы. Проявляется оно спадом работоспособности. Утомление является предохранительной реакцией организма от изнурения при продолжительном или напряженном труде. Физиологические сбои при утомлении имеют черты стрессовой симптоматики, которой сопутствует нарушение гомеостаза. При этом частое утомление, не переходящее в переутомление, является методом повышения функционального резерва организма. Поскольку при таком состоянии человеческий организм попадает под воздействие стрессора и сигнализирует о необходимости восстановления, после чего возвращается к обычному полноценному функционированию.

Люди часто ощущают усталость физического характера вследствие беспрерывной нагрузки, имеющей связь с телом, пребывающем либо длительный период в одной позе, либо в напряжении.

Возникать может утомление при физической и умственной работе. Бывает либо остро резвившимся, либо хронически протекает. Острая усталость наблюдается при относительно непродолжительном труде, когда уровень физической подготовки субъекта не соответствует интенсивности деятельности. Оно выражается резким спадом сердечной производительности, нарушением регуляторной функции эндокринной системы и ЦНС влияний со стороны ЦНС, избыточным потоотделением, водно-солевым дисбалансом.

Хроническая усталость являет собой следствие отсутствия восстановления после нагрузки. При данной разновидности описываемого состояния теряется способность усваивать новые моторные навыки, снижается работоспособность, уменьшается природная резистентность организма к различного рода недугам.

Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

Утомление, вызванное физическим трудом, в котором участвуют группы мышц, именуется общим. Ему характерно расстройство регуляторной функции ЦНС, согласованности вегетативной и двигательной функций, спад результативности волевого контроля над качеством выполнения операций. Сопровождается данное состояние увеличением ЧСС, неадекватным нагрузке, снижением пульсового давления и легочной вентиляции. Субъективно рассматриваемая симптоматика ощущается в виде резкого упадка сил, сердцебиения, одышки, неспособности продолжать деятельность.

Когда интенсивная нагрузка приходится на отдельные мускулы, возникает локальное утомление. Оно обусловлено снижением лабильности и активности нервных центров, дисбалансом возбудительно-тормозных функций.

В компенсируемой фазе формирования усталости высокая работоспособность сохраняется, но поддерживается волевым ресурсом. При этом экономичность деятельности падает. Продолжение деятельности вызывает некомпенсируемое утомление, основным признаком которого является спад работоспособности на фоне ослабления функций двигательного аппарата и внутренних систем: наблюдается дисфункция надпочечников, падает активность цитохром с-оксидазы (дыхательный фермент), выраженные процессы анаэробного энергетического обмена порождают накопление недоокислённых веществ и снижение щелочного резерва крови.

Наиболее встречаемым фактором, вызываемым утомление, является несоответствие периодов отдыха и времени, затраченного на деятельность. Довольно часто люди отдают работе намного больше времени, нежели уделяют полноценному отдыху, не давая, таким образом, возможности организму восстановить ресурсы.

Следовательно, основной причиной усталости является продолжительная интенсивная рабочая нагрузка.

Среди дополнительных факторов, ускоряющих развитие рассматриваемого состояния, можно выделить такие:

– плохие условия деятельности;

– неблагоприятные условия быта;

– воздействие негативных факторов среды (например, шума);

– физическая нагрузка перед совершением основных задач либо чрезмерная по силе умственная деятельность.

Также можно выделить факторы, являющиеся предрасполагающим компонентом к зарождению усталости, а именно:

– нарушение адекватного режима питания, распорядка дня;

– продолжительные промежутки между деятельностью;

– остаточные функциональные расстройства после затяжных недугов;

– недостаточная физическая подготовка;

– недостаточный уровень физического развития.

Помимо того, рассматриваемое состояние может наступать при таких условиях:

– продолжительной деятельности независимо умственной направленности либо требующая физических усилий;

– монотонном или однообразном труде;

– длительном воздействии раздражителей (слабая освещённость, сильный шум);

– неблагоприятном микроклимате в профессиональной среде;

– отсутствии заинтересованности, как в деятельности, так и в её результатах;

– изнуряющем длительно текущем заболевании;

– отсутствии полноценного питания.

Также утомление может настать по причине недостаточности сна, воздействия стрессоров, недостатка физической активности, психического перенапряжения.

Группой риска считаются спортсмены, люди, характеризующиеся неустойчивой психикой, подвергающиеся непомерным физическим нагрузкам.

Помимо перечисленных факторов, возникновение утомления нередко бывает обусловлено употреблением лекарственных средств, например, противокашлевых, антигистаминных препаратов, противопростудных микстур. Признаки усталости могут обнаруживаться у лиц, принимающих наркотические вещества или злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями.

Умственное утомление является частым спутником, сопровождающим студентов в самое «страшное» для них время – время сессии.

Эмоциональное утомление появляется вследствие коммуникативного взаимодействия с большим числом незнакомых лиц.

Сенсорное утомление зарождается вследствие неоптимальных условий труда (например, при избыточном освещении или наоборот недостаточном, при сильном шуме, в холодном помещении).

Помимо известных факторов существует ряд теорий, объясняющих появление утомления. В ходе произведения физических упражнений происходит продукция молочной кислоты, поступающей в мускулы и кровь, тем самым провоцируя утомление.

Концепция истощения энергии гласит что, выполняя физические упражнения либо интеллектуальную деятельность, индивид утрачивает энергию, вследствие чего уменьшается мышечный объем, что и порождает усталость.

Ещё одно толкование объясняет утомление нарушением регулирования функционирования нервной системы, расстраивается координация процессов возбуждения и торможения. Усталость как результат длительного процесса торможения является защитной функцией, предохраняющей ЦНС от изнурения.

Некоторые личности ненавидят свою работу, характеризуются хроническим недовольством собственным бытием, семейными взаимоотношениями, склонны завидовать, что незаметно, но уверенно катализирует наступление утомления.

Рассматриваемое состояние является физиологическим. Зарождается оно как результат различного рода деятельности. Однако первичная симптоматика утомления довольно разнообразна, что обусловлено генезисом состояния. Так, например, усталость породила интенсивная интеллектуальная работа, то признаки умственного утомления включают: ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, снижение быстроты трансформации информации, возникновение ощущение пустоты в голове. Появление описываемой клиники обусловлено продолжительной и напряженной интеллектуальной работой (студенческая сессия, бухгалтерские квартальные отчёты).

Если профессиональная сфера деятельности индивида предполагает физическую нагрузку, ранние признаки физического утомления следующие: сонливость, понижение работоспособности и продуктивности труда, апатия, появление автоматизма в операциях (то есть индивид выполняет задачи бездумно, механически), сбой координации, увеличение расхода энергии, нарушение внимания, рост количества брака. Среди вегетативных проявлений можно акцентироваться на таких: увеличение потоотделения, учащение пульса, гиперемия дермы, потребность сделать вдохи более глубокими и участить их.

При перегрузках любой этиологии меняется состав крови, а у организма возникает потребность ускорить её передвижение в капиллярах. За выполнение этой задачи ответственна сердечно-сосудистая система. Поэтому интенсивная физическая деятельность, прежде всего, затрагивает функционирование миокарда, поскольку увеличиваются объёмы крови, растёт уровень заполнения и опорожнения его желудочков. Организм тем временем вынужден затрачивать больше усилий, сжигая больше ресурсов, дабы получить необходимую энергию для функционирования мышц.

Основным элементом восполнения энергии и питания является кислород, поступающий через дыхательные органы. В состоянии бездействия человеческому организму надобно в минуту до 300 см3 воздуха (количество обусловлено половой принадлежностью и возрастом). При интенсивных физических операциях потребность в О2 приумножается в разы, что приводит к увеличению объёмов вентиляции лёгких.

Ранними признаками физико-химических изменений можно считать оседание в волокнах мускул токсинов, молочной кислоты и иных продуктов метаболических процессов.

Признаки утомления условно подразделяют на объективные проявления и ощущения субъективного характера.

– понижения продуктивности деятельности;

– ослабление чувства осторожности;

– учащение сердечного ритма;

Среди субъективных ощущений выделяют такие :

– понижение мышечного тонуса;

– локальная усталость (индивид ограничено чувствует усталость, например, в нижних конечностях);

– появляется огромное желание прекратить всякую деятельность;

– при физическом труде в конечностях возникает лёгкое подёргивание и слабость.

Помимо перечисленных категорий проявлений, существуют ещё и внешние признаки утомления, а именно:

– изменение оттенка кожных покровов (тон дермы может варьироваться от тускло розового цвета до пунцового с ярко выраженным цианозом, что обусловлено интенсивностью нагрузки);

– усиление функционирования потовых желез (при незначительной интенсивности нагрузки наблюдаются крошечные капли пота, преимущественно в лобной зоне лица, при тяжёлом труде – потоотделение довольно обильное, также могут появляться солевые пятна на месте потения);

– нарушения в координации двигательных операций (вначале деятельности движения индивида скоординированы и требуют меньших энергетических ресурсов, при утомлении двигательные акты становятся рассогласованными, возникает тремор, покачивание).

Классификация видов усталости обусловлена содержанием деятельности работы. При интенсивном интеллектуальном труде возникает нервно-психическое утомление, а при чрезмерной, однообразной либо продолжительной телесной деятельности появляется мышечное или физическое утомление.

Нервно-психическое утомление порождает спад продуктивности деятельности вследствие сбоя в центральной нервной регуляции. Типичными симптомами считаются: замедленная трансляция информации, ослабление мыслительных функций, когнитивных процессов, ухудшение сенсорной перцепции. Рассматриваемый вид усталости сопровождает отвращение к профессиональной деятельности и низкая результативность труда. Иногда вслед за описанной симптоматикой может прийти депрессивный настрой, тревожность, эмоциональная лабильность, раздражительность.

Ниже перечислены ситуации, способствующие наступлению нервно-психической усталости :

– продолжительный интеллектуальный труд, требующий концентрации, высокой компетентности;

– монотонный и однообразный ритм деятельности;

– некомфортные условия деятельности;

– нарушение питания, различные хвори, семейные проблемы.

Рассматриваемая разновидность утомления может ликвидироваться в отличие от физической усталости если :

– одна деятельность, порождающая усталость, сменяется другой;

– организм оказывается в состоянии страха или тревоги, при опасности;

– происходит смена обстановки;

– возобновляется интерес к выполнению задачи, например, по причине появления новой информации;

Физическая усталость наступает как следствие изменений в мускулах, вызванных продолжительным телесным трудом. Обусловлено оно исчерпанием энергетического ресурса и скоплением молочной кислоты. Данные процессы и вызывают спад продуктивности деятельности.

Данному виду утомления сопутствуют следующие нарушения: ослабление силы, снижение точности и ритмичности движений, рассогласованность двигательных актов, что свидетельствует о причастности к формированию физической усталости нервных структур, отвечающих за движение.

Поскольку существует принципиальная общность рассматриваемых вариаций утомления, то сегодня приобрела широкое распространение классификация, базирующаяся на локализации усталости в структурах нервной системы. Поэтому также выделяют и сенсорное утомление (нарушение деятельности органов чувств), которое бывает информационным (информационная перегрузка или дефицит информации) и перцептивным (сложность в обнаружении сигнала), и эффекторное утомление (спровоцированное интенсивной физической активностью, локализуется, как правило, в участках ЦНС, отвечающих за движения).

Поскольку базисом для развития утомления является устойчивое несоответствие промежутков отдыха длительности и интенсивности труда, то самым важным профилактическим методом коррекции, цель которого состоит в недопущении доведения до усталости организма, будет правильная организация дня.

Также как уже отмечалось выше, возникновению состояния изнурённости организма способствуют неблагоприятные условия деятельности, неорганизованный быт, плохое питание, недостаток сна, громкие или интенсивные звуки. В этом случае профилактика утомления должна заключаться именно в корректировке дискомфортной обстановки.

Помимо того быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы: значительно стремительнее оно приходит при деятельности, сопровождающейся напряжением мышц, вследствие однообразной позы. Менее утомительны для человеческого организма ритмичные движения.

Итак, можно обозначить следующие профилактические коррекционные мероприятия, предупреждающие зарождение утомление, а именно:

– своевременный отдых, который может быть активным (прогулки) либо пассивным (сон);

– увеличение промежутков отдыха между выполнением отдельных задач;

– физиологическая рационализация деятельности (подразумевается антропометрическая совместимость, охватывающая учёт параметров человеческого тела, возможности обозрения пространства вокруг, положения индивида при работе, то есть организация места труда, расположение его составляющих должны быть сопоставимы антропометрическим данным работника, а также его психофизиологическим характеристикам);

– регламентация физической нагрузки и интеллектуальной деятельности;

– оптимизация рабочей позы (следует учитывать физическую тяжесть деятельности, размеры рабочей области, необходимость перемещения в ней работника в ходе выполнения задач, технологические специфики процесса деятельности, статическая нагрузка рабочего положения, время пребывания);

– механизация деятельности, санитарное благоустройство помещений (микроклиматические условия, освещённость, кубатура, вентиляция, эстетическое оформление);

– использование методов, направленные на повышение потока афферентных стимулов в ЦНС, к примеру, выполнение гимнастики, самомассаж;

– применение фармакопейных препаратов, понижающих утомление, к примеру, препаратов глюкозы, элеутерококк, витамины;

Важным профилактическим этапом является внедрение в организации, предприятии, учреждении наиболее рационального режима деятельности и отдыха, то есть разработка оптимальной системы смены периодов работы перерывами между ними. Также надобно учитывать, что продолжительность промежутков отдыха при выполнении одинакового задания должна отвечать возрастным спецификам организма.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии утомления обязательно проконсультируйтесь с врачом!

источник