Меню Рубрики

Признаки утомления у ребенка нарушение недавно сформированных умении

«Движение – это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна двигательная активность для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни. В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит – спокойнее будет». Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «учат» и «готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть за столами и много «заниматься». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика.

Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка!

Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Занятия с детьми, игры проходят за столом, а длительное нахождение в одном положении для детей очень тяжелая нагрузка. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию. Во время статического напряжения происходят изменения в деятельности всего детского организма, которые приводят к переутомлению нервной системы, снижению умственной работоспособности. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления :
• нарушение недавно сформированных умений;
• нарушение координации мелких движений, их замедленность;
• длительные отвлечения;
• примитивные манипуляции;
• повышенная раздражительность;
• зевота

Эффективными способами предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности, для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста являются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Физкультминутка способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность, развивает речь, произвольное внимание, память, способность сосредотачиваться, координацию движений и мелкую моторику. Проводится физкультминутка с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.

Цели проведения физкультурной минутки:
• Повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях,
• Обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

На эффективность проведения физкультминуток влияет прежде всего предварительно продуманная работа воспитателя по подготовке и подбору материала, упражнений и составлению комплекса физкультминутки.

Основные требования при организации физкультминуток:
• упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
• упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
• выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность;
• произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;
• выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
• никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания;
• если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Виды упражнений для физкультминуток:
• упражнения для снятия общего или локального утомления;
• упражнения для профилактики нарушения осанки;
• упражнения для профилактики плоскостопия;
• упражнения для кистей рук или пальчиковые гимнастики;
• гимнастика для глаз;
• гимнастика для улучшения слуха;
• упражнения, корректирующие осанку;
• дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика
• представляет собой систему упражнений для развития мелкой моторики рук;
• предусматривает игровой характер упражнений, которые являются прекрасным средством развития интеллектуальных, эмоциональных и когнитивных способностей ребенка, делая сам процесс обучения интересным и увлекательным;
• предполагает совместные выполнения упражнений ребенком и взрослым, что ведет к удовлетворению потребности в эмоциональном контакте, межличностном общении, успехе. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Игры с пальчиками – одни из самых простых и полезных занятий. Простых – потому что они не требуют никаких приспособлений, а полезных – потому что помогают развитию речи и мышления. Игры лучше подбирать к лексической теме – это позволит закрепить материал, «поиграв» его руками. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3-х до 5-и раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Для детей 3-х лет задача выучить стихи не стоит, поэтому не следует заставлять ребенка проговаривать слова. Он только повторяет за педагогом движения.

ОСЕНЬ
Вышла осень погулять Стала листья собирать

ГРИБЫ
Красный-красный мухомор – Белых крапинок узор. Ты красивый, но не рвем! И в корзину не берем!

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право лево.

ЧАСТИ ТЕЛА
(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.) У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть.

На занятиях мы предлагаем детям выполнить кинезиологические упражнения (кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта).

1.«Кулак – ладонь» Вот ладошка, вот кулак. Все быстрей делай так. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за правильностью выполнения упражнений.
2. «Оладушки» Мы играли в ладушки – Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. (По мере усвоения – движения ускорять.)
3. «Перебор пальцев» (Поочередное соединение всех пальцев с большим) Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве, (Смена рук) И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак – ребро — ладонь) Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут!
5. «Цепочка» Пальчики перебираем и в цепочку собираем. Подушечками пальцев дети поочередно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка.
6. «Лезгинка» Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Стоит обратить внимание на часто болеющих детей простудными заболеваниями, бронхитами, на детей, выздоравливающих после воспаления лёгких, страдающих бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Такие упражнения необходимы детям, имеющим речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:
• Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
• Тренировать силу вдоха и выдоха.
• Развивать продолжительный выдох.

Глазная гимнастика – физкультминутка, которая:
• положительно влияет на состояние органа зрения,
• способствует формированию рефракции глаз у детей,
• снимает зрительное утомление,
• улучшает мозговое кровообращение,
• укрепляет склеру глаза, глазные мышцы и глазные нервы.

Зрительная работоспособность во многом определяется состоянием глазных мышц. Поэтому гимнастика для глаз важна не меньше, чем общие физические упражнения. Упражнения глазной гимнастики выполняют медленно, спокойно, с размеренным спокойным дыхание. При выполнении упражнений глазной гимнастики стараться не моргать. При проведении упражнений для глаз хорошо использовать различные ориентиры – зрительные стимулы (цветные шарики, любые игрушки и др.). Их применение позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение.

Использование ростовых кукол вносит в физкультминутку разнообразие и делает занятие более интересным.

Физкультминутки не должны мешать проведению занятий, выполняемые упражнения не должны вызывать утомление или возбуждение. Упражнения должны увлекать детей, вызывать положительные эмоции. Каждый педагог, работающий с дошкольниками, обязан помнить, что главное назначение физкультминуток – активный отдых. Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша задача!

источник

Начало ученого года у детей связано с повышенной умственной деятельностью, ведь начинаются занятия в школе, в секциях и кружках. Именно в это время у школьников отмечаются первые симптомы переутомления: сонливость, вялость, апатия. Иногда это случается из-за незрелости ребенка, когда его рано отправляют учиться в школу, иногда это связано с нарушением распорядка дня, или от того насколько сильно ребенок загружен уроками и другими развивающими занятиями. И здесь важно понимать, что как бы не хотелось вложить в свое чадо все, что сами родители в свое время не успели, как и объять необъятное, просто невозможно. Поэтому важно уметь распознавать первые симптомы переутомления у детей, чтобы не усугубить ситуацию и не стать причиной развития неврозов, ведь детская психика еще очень неустойчива. В материалах этой статьи мы поговорим о том, каковы причины и признаки детского переутомления, о способах снижения нагрузки и о том, сколько же кружков и секций являются нормой для детей разных возрастов.

Причины процесса переутомления у ребенка делятся на несколько категорий, в зависимости от социальных, психологических и физиологических факторов:

  1. Социальные факторы обуславливают следующие причины переутомления:
    • перевод в новую школу или учебное заведение, в котором ребенок не прошел еще процесс адаптации и не привык к новым сверстникам;
    • развод между родителями;
    • несоблюдение ребенком расписания режима дня, за счет чего ему трудно контролировать степень переутомляемости.
  2. К психологическим причинам переутомления относятся:
    • неправильный адаптационный процесс ребенка в новом учебном заведении;
    • постоянные стрессовые ситуации, которые приобрели хроническое состояние;
    • ярко выражающийся темперамент ребенка и особенности его характера;
    • неустойчивая нервная система и постоянное нервозное состояние;
    • плохие семейные отношения — неполный состав семьи, пьющие родители.
  3. Физиологическими факторами, являющиеся причинами переутомляемости, считаются:
    • неправильно установленный режим питания;
    • нарушения давления в мозговой части головы;
    • нарушение режима сна и отдыха;
    • несоответствие нагрузок ребенка по отношению к его способностям;
    • наличие заболеваний, способствующих быстрому утомлению ребенка — сбой работы щитовидной железы, нарушение в кровеносной системе, признаки сахарного диабета;
    • употребление лекарств, которые влияют на организм ребенка таким образом, что вырабатывают в нем повышенную утомляемость;
    • нарушение психической и нервной системы ребенка.
Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

Последствиями переутомления ребенка могут являться бессонница, плохое настроение, перерастание болезней в их хроническое состояние, вялость и безразличие, отсутствие аппетита.

Процесс переутомления у детей сопровождается рядом симптомов, которые характерны для любых возрастных категорий:

  1. У ребенка присутствует вялое, сонливое состояние, он ведет малоподвижный образ жизни.
  2. У ребенка отсутствует желание учить уроки, выполнять домашнее задание, помогать родителям по дому, играть с друзьями.
  3. У ребенка отмечается пониженный уровень внимания и время его концентрации на одном деле. У него проявляется симптом плохого запоминания и забывчивости, ему трудно порой вспомнить то, что ему рассказывали на уроке в школе.
  4. Проявляются признаки раздражения на любые действия и слова, сказанные в адрес ребенка. В ответ сверстники и взрослые люди могут услышать грубые и обидные слова, которые на подсознательном уровне вырываются на фоне общей агрессивности. Раздражительное состояние граничит со слабым состоянием, которое начинает охватывать большую часть его времени. Это ведет к тому, что нервная система подорвана и ребенку требуется медицинская помощь.
  5. Ребенку становится трудней учиться, он не может усваивать школьный материал в тех объемах, в которых учил его раньше.
  6. Он все чаще не может уснуть, постоянно просыпается в ночное время суток из-за кошмарных сновидений. Зато в дневное время спит крепко и долго.
  7. Изменение настроения и эмоционального состояния происходит довольно часто и резко. Оно колеблется от раздражительного настроения до внезапного плача и грусти.
  8. Из-за того, что организм ребенка постоянно находится в состоянии переутомления, его иммунная система дает сбой, и он часто болеет. Болезни могут возникать самые различные от обычных простудных заболеваний и до обширных аллергических болезней.
  9. Ребенок все время мучается от боли в голове, которые могут сопровождаться кружением головы, резкими скачками давления, болевыми ощущениями в области живота, потовыми выделениями, отдышкой.

Таким образом, самое главное постоянно обеспечить контроль за поведением ребенка. Тем самым это позволит во время определить наличие переутомляемости и уровень ее развития. В результате чего необходимо обратиться в медицинское учреждение за квалифицированной помощью и сдать все назначенные анализы.

Для того, чтобы ребенок перестал находиться в состоянии постоянного переутомления необходимо обеспечить ему снижение уровня нагрузки. Прежде всего, необходимо начать с эмоциональной нагрузки. Приходя домой, родителям необходимо не заводить разговоры о трудном рабочем дне и о том, как они устали. Так как дети очень восприимчивы и перенимают на себя эмоциональную усталость родственников.

Также не стоит ребенка ругать в грубой форме и довольно часто за его проступки и неуспеваемость в школе. Необходимо попытаться понять, что беспокоит его, поговорить с ним, провести беседу и разобрать проблему более детально.

Следующим этапом, является понижение уровня физического напряжения детского организма. Первоначально, необходимо выяснить, какое заболевание не дает нормально развиваться ребенку и переводит его состояние в стадию переутомления. Это может происходить из-за неправильно организованного режима и меню питания, а также из-за отсутствия в его рационе витаминных комплексов и продуктов. В связи с этим придется потрудиться и разработать оптимальное меню, которое будет способствовать укреплению общего эмоционального и физического состояния ребенка.

Также огромную роль в жизни детей играет оптимальное время нахождения на природе и свежем воздухе. Для этого необходимо пересмотреть режим дня ребенка и спланировать его таким образом, чтобы он чаще бывал на улице. Чтобы ему было интересно можно придумать для него игры на свежем воздухе.

Для того, чтобы у ребенка не происходило нарушение его сна, необходимо чтобы он укладывался спать до наступления 22:00. Это будет способствовать стабильному обменному процессу, а также в утреннее пробуждение ребенка будет сопровождать прилив бодрого и прекрасного настроения.

Для того, чтобы ребенок был всесторонне развитым, и ни в чем не обделенным, родители пытаются вовлечь его во многие кружки и занятия. Получается, что помимо школьных занятий ребенок вместо отдыха спешит на остальные кружки и не имеет свободного времени. В связи с этим он погружается в состояние переутомленности. Многие родители не сразу замечают такое состояние ребенка, так как для них главное успеваемость на всех этих кружках.

Каких-либо определенных норм по назначению количества кружков для ребенка не существует. Каждый родитель при определении количества кружков должен исходить из способностей и возможностей ребенка, а также из его физиологических особенностей. Каждый ребенок индивидуален – кто-то может заниматься кружками и занятиями весь день, а какой-то ребенок с трудом осваивает школьные уроки. Самое главное после занятий в кружке следить за состоянием ребенка и расспрашивать о том, нравится ли ему его посещение и какие эмоции и знания ему это дает.

Чтобы избавить ребенка от возможности переутомления и исключить ее появление, необходимо проводить профилактические мероприятия, основанные на следующем:

  • Не производить максимальную нагрузку ребенка кружками и занятиями. Определить достаточное их количество, среди которых у ребенка будет личное время на отдых и занятие тем, что ему хочется самому.
  • Не стоит прививать ребенку заучивание больших объемов информации. Необходимо распределить занятия таким образом, чтобы они чередовались от заучивания, к занятиям на внимательность, на развитие памяти, логические задачи, проводить анализ и резюмировать изученное.
  • Если в жизни ребенка присутствуют спортивные мероприятия, то следует произвести побор подходящего режима занятий и тренировочного процесса индивидуально под него. Так, чтобы они были направлены на развитие и укрепление здоровье ребенка, а не ухудшали и подрывали его.
  • Ребенок должен жить по разработанному режиму дня, начиная от питания, занятия спортом и изучением домашнего материала и заканчивая режимом сна. При соблюдении режима, подобранного специально под него, он будет чувствовать себя бодрым и полным сил.
  • Не стоит разрешать ребенку длительное время просматривать телевизор, играть в гаджеты и компьютерные игры. Ребенок не только подрывает состояние органов зрения, но и переутомляет свой организм.
  • Как можно больше проводить время на свежем воздухе, заниматься активным образом жизни, участвовать в спортивных мероприятиях, делать зарядки и упражнения по поддержанию иммунитета.
  • Разработать систему правильного режима и меню питания для ребенка. Включить в рацион все необходимые продукты и витаминные комплексы. Питание следует максимально разнообразить полезными продуктами – молочной продукцией, мясной, рыбной, зеленью, грибами, несколькими сортами орехов и семечек, морскими продуктами, яйцами, фруктами и овощными культурами.
  • Необходимо проводить процедуры по закаливанию и укреплению общего иммунной системы ребенка. Для этого следует подобрать ряд спортивных мероприятий и закаливающих процедур, среди которых могут быть процедуры по обливанию, утренняя пробежка, зарядка. В дополнение к программе укрепления здоровья включить употребление витаминных комплексов, особенно осенью и весной. Для того, чтобы правильно разработать комплекс мероприятий можно обратиться к квалифицированному специалисту, который грамотно все разработает и проконсультирует.

Всестороннее развитие ребенка очень важно для формирования его личности, но часто родители хотят вложить побольше знаний в свое чадо, ведь их за плечами не носить. Иногда психика ребенка не выдерживает эмоциональных и физических перегрузок и малыш начинает заболевать. Задача родителей – относиться с умом ко всем этим занятиям, помнить, что помимо обучения, у детей должно быть время на отдых, игры, здоровый полноценный сон.

источник

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

на физическое состояние и умственную работоспособность детей дошкольного возраста

Содержание Программ детского сада предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей.

Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжение мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.

Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):

— нарушение недавно сформированных умений;

— нарушение координации мелких движений, замедленность их;

— примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.) ;

— появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например сосание пальцев, раскачивание;

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки. Их рекомендуется проводить, начиная со средней группы, в течении 1, 5 – 2 минут.

Основные требования при организации физкультминуток:

1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 упражнений:

для рук и плечевого пояса типа потягивания – выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки;

руки в стороны или вверх – в стороны; к плечам, перед собой;

для туловища – наклоны, повороты;

для ног – приседания, подскоки и бег на месте.

При подборе упражнений необходимо помнить об объёме и характере двигательной деятельности на занятии. Так на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабления мышц рук.

Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус коры в целом.

Определённое значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образцов или заданий, и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко. Например, на занятиях по РЭМП: «Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов», на занятиях по лепке: «Медвежата мёд искали, дружно дерево качали» (наклоны вправо – влево) .

Однако следует отметить, что на некоторых занятиях по изобразительной деятельности дети бывают настолько увлечены, что отрывать их нецелесообразно. Утомление проявляются лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.) . В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения на выпрямление корпуса.

Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. При этом нужно акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях. Воспитатель подчёркивает: «Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать». Такие упражнения целесообразно использовать в подготовительной группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительных процессов.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными, по возможности связанными с содержанием занятий.

источник

Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей
методическая разработка на тему

Перед современными дошкольными образовательными организациями на сегодняшний день в условиях требований ФГОС встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, а также формированию навыков здорового образа жизни. Содержание Программ детского сада предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно при проведении непосредственно-образователной деятельности по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжение мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению. Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга. Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявление нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления:

— нарушение недавно сформированных умений;

— нарушение координации мелких движений, замедленность их;

— примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);

— появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например сосание пальцев, раскачивание;

Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7-9-й минуте занятия; старшей – на 10-12-й; подготовительной к школе – на 12-14-й минуте.

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультурные минутки.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения, которые проводятся с детьми дошкольного возраста в перерыве между непосредственно-образовательной деятельностью, а также во время пауз в процессе непосредственно-образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).Физминутка строится из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации, а также дополняется приемами художественной выразительности и изобразительности. Роль физминуток огромна, ведь любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для детской психики характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомляются, снижается устойчивость их внимания, теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей, уменьшить утомление и снизить отрицательное влияние однообразной рабочей позы; активизация внимания детей и повышение способности к восприятию образовательного материала. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток в процессе непосредственно-образовательной деятельности снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомлённым мышцам, а также органам зрения и слуха.

Помимо очевидной цели физминуток – повышения или удержания умственной работоспособности детей на занятиях (по развитию элементарных математических представлений, развитию речи и т. п.) и обеспечения кратковременного активного отдыха дошкольников во время занятий, физминутки помогают решить также следующие задачи:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-формировать правильное дыхание;

-развивать способности ориентации в пространстве;

-вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

-развивать фонематический слух;

-развивать и корректировать музыкально-ритмические движения.

Физминутки являются профилактикой правильной осанки. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма. Физминутки развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма, а также создает условия для правильного дыхания, которое обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку.

Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Упражнения, корректирующие осанку;

• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

Требования при организации физкультминуток:

— упражнения должны быть просты, интересны и хорошо знакомы детям;

— выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность;

— упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

— произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;

— выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

— никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания;

— если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

В комплекс физкультминуток необходимо включать хотя бы по одному упражнению, направленному на активную работу различных мышечных групп, их расслабление, на формирование и укрепление осанки, для выпрямления позвоночника, расширения грудной клетки, для ног, рук. Ещё помимо физических элементов могут входить упражнения для глаз, упражнения на дыхание, самомассаж.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:

1. Оздоровительно- гигиенические

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».

Во время непосредственно-образовательной деятельности можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Зависят от фантазии и творчества воспитателя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т. д.: работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

7. Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения.

Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании непосредственно-образовательной деятельности я стараюсь не допускаю однообразия работы.

При подборе упражнений я стараюсь помнить об объёме и характере двигательной деятельности на занятии. Так на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими я включаю упражнения на расслабления мышц рук.

Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае от меня требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус коры в целом.

Однако следует отметить, что на некоторых занятиях по изобразительной деятельности дети бывают настолько увлечены, что отрывать их нецелесообразно. Утомление проявляются лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.). В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения на выпрямление корпуса.

При подборе физкультминутки я стараюсь, чтобы её смысловое содержание было связано с содержанием непосредственно-образовательной деятельности, тогда переход от непосредственно-образовательной деятельности, и наоборот, совершается легко.
При подражательных физкультминутках дети с удовольствием подражают движениям лягушат, зайцев, обезьян, медведей и др.животных. Например, на занятии сообщаю, что сегодня идём гулять в зоопарк или в лес на экскурсию. Дети, подражая движениям животных, незаметно для себя погружаются в природоведение, т.е. знакомятся с повадками животных, птиц, зверей.
Некоторые физкультминутки помогают при изучении какой-либо темы. Например, на занятии по математике при счёте предметов хороши такие физкультминутки, которые незаметно для ребёнка помогают ему играючи усваивать материал.

Давайте присядем столько раз,

Сколько подснежников у нас.

Столько мы подпрыгнем раз.

Определённое значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образцов или заданий, и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко. Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. В таких случаях я стараюсь акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях, я подчёркиваю: «Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать». Но такие упражнения целесообразно использовать лишь в подготовительной группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительных процессов.

При подготовке и проведении физминуток я стараюсь помнить, что продолжительность не должна превышать 1,5-2 минуты. При подборе речевого материала учитываю возраст, речевые, двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия. Перед началом физкультминутки особое внимание уделяю тому, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг друга и приняли исходное положение. Во время непосредственно- образовательной деятельности, когда у детей возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц, помогаю детям расслаблять мышцы. Это делаю в игровой форме. Например, кричалка:

-Вот так! (дети показывают большой палец вверх)

-Вот так! (любой вид плавания)

-Вот так! (дети подносят ладонь к глазам)

-Вот так! (подкладывают ладошку под щёчку и закрывают глаза)

-Вот так! (дети надувают щёки и хлопают по ним ладошками)

Пусть растет пшеница гуще!

Дети во время произношения кричалки встряхивают кистями рук.

Наравне с расслаблением мышц кистей рук, развиваю и их мелкую мускулатуру. Массаж сопровождается словами:

Этот пальчик самый сильный,

Этот пальчик самый длинный

А мизинчик хоть и мал, он и ловок и удал.

Использую и такие физкультминутки, которые одновременно помогают развивать речевой аппарат.

Мила пол мела (наклон туловища вперёд, махи руками в стороны).

Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Михаил уснул (присесть, руки под щеку).

Иногда применяю релаксационные физкультминутки:

Игра «Цветок» (с закрытыми глазами)

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Также в своей работе стараюсь не забывать про гимнастику для глаз.

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

На мой взгляд, каждому воспитателю было бы полезно иметь блок физминуток, так сказать свою копилку, на каждый случай жизни. Картотека физминуток может состоять и из материалов, применимым к конкретной возрастной группе, и из материалов, объединяющих в себе все возраста. Имея картотеку физкультминуток, воспитатель сможет без особого труда упростить или усложнить ход и особенности проведения физминуток в зависимости от цели, задач и возрастной группы детей.

Читайте также:  2 стадия утомления характеризуется

Для удобного хранения физминутки в моей группе лежат в тематически оформленной коробке, в виде отдельных карточек. Карточки оформлены по цветам, каждый цвет означает свою возрастную группу.

Порядок хранения физминуток определяет каждый воспитатель для себя сам. Их можно хранить по видам, по тематике, но удобнее по сочетанию этих признаков. А также на них могут быть наклеены рисунки, по которым можно было сразу понять о чем говорится в данной физминутке. Это будет удобнее при поиске нужной карточки.

Подобная систематизация обеспечивает быстрый и точный доступ к необходимым материалам. Систематизация и организация хранения картотеки физминуток, находящиеся у воспитателя, – дело его личное.

Наряду с вышеизложенными обозначениями картотека может быть классифицирована по видам (речевые, двигательные и др.) и тематике (животные, времена года, игрушки и др.).

Таким образом, используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я ставлю перед собой ряд задач:

-обеспечить каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья;

-укреплять здоровье каждого ребёнка во время образовательного процесса.

Правильно подобранная мною физкультминутка способствует тому, что ребята переключают внимание с одного вида деятельности на другой, развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются и проверяются знания. А веселые физкультминутки наполняют нашу непосредственно-образовательную деятельность радостью и становятся ниточкой приятного общения между мною и ребятами.

Примеры физкультминуток:

Игровые упражнения на мышечное расслабление.

Как у наших у зверят (хлопки в ладоши)

Топ – топ – топ, топ – топ – топ. (топание ногами)

Хлоп – хлоп — хлоп, хлоп – хлоп – хлоп (хлопают в ладоши)

А потом в присядочку (приседания)

Пляшут звери рядышком.(прыжки на месте)

Ни кому их не догнать.(бег на месте)

Вверх и вниз рывки руками,

Разминаем наши плечи, (одна рука вверх, другая вниз

Руки движутся на встречу. рывками руки меняются)

Вправо — влево наклонись. (наклоны в стороны)

Не спиши, не отставай. (приседания)

А в конце — ходьба на месте

Это всем давно известно. (ходьба на месте).

Упражнения для пальчиков и рук.

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руками)

Раз, два три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

Повертели. (круговые движения кистью)

И работать захотели. (потираем руками)

Поработали немножко, (хлопаем в ладоши)

Мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

Повертели. (круговые движения кистью)

И опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)

(поглаживаем подушечками пальцев поверхности стола)

(касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытых рук)

Где листок к листку прилип,

(поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскладываем широко)

(указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки)

(сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его).

Самомассаж кистей и пальцев рук.

При проведении игрового самомассажа происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует и оздоравливает весь организм.

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх, вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.

(Дети соединяют поочерёдно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д., до больших пальцев под счёт).

(А вслед за этим идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца).

Этот пальчик самый сильный.

(правого указательного пальца)

(левого указательного пальца)

Этот пальчик самый длинный…

(правого безымянного пальца)

(левого безымянного пальца)

(после этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхивают их).

источник

Марина Михайленко
Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей

Содержание Программ детского сада предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитие математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжение мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.

Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявление нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени (Н. Аксарина). Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):

— нарушение недавно сформированных умений;

— нарушение координации мелких движений, замедленность их;

— примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);

— появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например сосание пальцев, раскачивание;

Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7-9-й минуте занятия; старшей – на 10-12-й; подготовительной к школе – на 12-14-й (Н. Терехова, М. Антропова и др.)

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки. Их рекомендуется проводить, начиная со средней группы, в течении 1,5 – 2 минут.

Основные требования при организации физкультминуток:

1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 упражнений:

для рук и плечевого пояса типа потягивания – выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки;

руки в стороны или вверх – в стороны; к плечам, перед собой;

для туловища – наклоны, повороты;

для ног – приседания, подскоки и бег на месте.

При подборе упражнений необходимо помнить об объёме и характере двигательной деятельности на занятии. Так на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабления мышц рук.

Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус коры в целом.

Определённое значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образцов или заданий, и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко. Например, на занятиях по РЭМП: «Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов», на занятиях по лепке: «Медвежата мёд искали, дружно дерево качали» (наклоны вправо – влево).

Однако следует отметить, что на некоторых занятиях по изобразительной деятельности дети бывают настолько увлечены, что отрывать их нецелесообразно. Утомление проявляются лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.). В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения на выпрямление корпуса.

Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. При этом нужно акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях. Воспитатель подчёркивает: «Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать». Такие упражнения целесообразно использовать в подготовительной группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительных процессов.

Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10-15 подскоков, 10-12 приседаний или 30-40 секунд бега на месте, по возможности связанными с содержанием занятий.

Примерные комплексы физкультминуток для различных занятий.

Упражнения для занятий по РЭМП:

(текст произносится до начала выполнения упражнений)

— На носочки встанем, потолок достанем (5 раз)

(И. п. – основная стойка, руки на поясе; поднимаясь на носки, руки вверх – в стороны, потянуться);

— Наклонились столько раз, сколько уточек у нас (4-5 раз)

(И. п. – стоя, ноги врозь; при наклонах ноги не сгибать);

— Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5х3 раз)

Упражнения для занятий по развитию речи:

(текст произносится во время выполнения упражнений; все упражнения выполняются стоя)

— Лебеди летят, крыльями машут

(плавные движения руками с большой амплитудой);

— Прогнулись над водой, качают головой

(наклоны вперёд, прогнувшись);

— Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся (2-3раза)

Упражнения для занятий по изобразительной деятельности:

(текст произносится во время выполнения упражнений; все упражнения выполняются сидя)

— Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали,

(плавно поднять руки перед собой);

— Наши пальчики встряхнём, снова рисовать начнём

— Долго, долго мы лепили, наши пальцы утомили

Пусть немного отдохнут и опять лепить начнут

(встряхивание кистями перед собой);

— Дружно руки разведём и опять лепить начнём

(отвести руки назад-вниз, отклонясь на спинку стула).

Дидактическая игра для малышей «Кто в домике живёт?» Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минутку и заглянул на мою страничку. Я всегда рада гостям. Сегодня я хочу предложить вашему.

Патриотическое воспитание дошкольников Одним из важнейших направлений в работе детского сада является «Патриотическое воспитание». В нашем коллективе этому вопросу уделяется достаточно.

источник