Меню Рубрики

Профилактика утомления при физическом труде

Утомление — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием работы и приводящий к снижению работоспособности.

Перенапряжение следует рассматривать как неблагоприятное функциональное состояние между нормой и патологией, обус­ловленное воздействием чрезмерно сильных раздражителей или хроническим воздействием стимулов, формирующееся при недо­статочном отдыхе и проявляющееся застойным процессом возбуж­дения физиологических функций. Исход этого состояния в различных условиях своего раз­вития неравнозначен: возврат к нормальному состоянию здоровья или переход с развитием нового качества — болезни. Дальнейшее продолжение деятельности без отдыха и активных мер профилак­тики приводит к тому, что восстановительные процессы запускают имеющиеся физиологические резервы. Исчерпав последние, в усло­виях продолжающихся нагрузок происходит развитие состояния переутомления, которое сопровождается резким падением произ­водительности и эффективности труда, а чаще — отказом от даль­нейшей работы. Сущность состояния переутомления заключается в проявлении различных предпатологических и патологических син­дромов, что сопровождается существенным нарушением ряда фун­кций, резким снижением эффективности, качества деятельности и нормализующееся только в результате лечения и реабилитации. В зависимости от вида трудовых нагрузок эти синдромы различны в своем проявлении. Так, физические перегрузки приводят к разви­тию ряда форм профессиональных заболеваний опорно-двигатель­ного аппарата и периферической нервно-мышечной системы (мио­зиты, нейромиофасциты, тендовагиниты и пр.). Не исключается, что интенсивные и продолжительные мышечные нагрузки влияют на развитие такой распространенный заболеваний дегенеративного характера, как деформирующий остеоартроз и остеохондроз. При интенсивном умственном труде, связанном с нервно-эмоциональ­ными перегрузками, это может проявиться некоторыми формами общесоматической патологии: невротические расстройства, вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и др. Особое значение при этом приобретают инди­видуальная чувствительность и диагностика ранних доклиничес­ких признаков заболевания.

Профилактика утомления, перенапряжения и сохранения здо­ровья работников физического труда должна включать комплекс мероприятий.

Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и техноло­гии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологичес­ким особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на рабо­ты, выполняемые в положении сидя или стоя (ГОСТ 12.2.033-78; ГОСТ 12.2.032-78). Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфо­раторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответс­твующей нормативно-технической документации.

Основой профилактики физических перегрузок и последствий, вызванных ими, является оптимизация условий труда рабочих и устранение неблагоприятных производственных факторов. Основные факторы трудового процесса, характерные для работ, связанных с физическими (мышечными) нагрузками, а также факторы производственной среды (вибрация, микроклимат и др.), усугубляющие состояние функционального перенапряжения опорно-двигательного аппарата, должны находиться в пределах оптимальных, реже — допустимых величин, установленных в соответствии с нормативными документами. При выполнении работ, связанных с частыми подъемами и перемещениями тяжестей вручную (труд подсобных рабочих, штукатуров, фрезеровщиков, токарей и многих других), масса перемещаемого груза не должна превышать 15 кг для мужчин и 7 кг для женщин (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05; СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»).

Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем раньше после начала смены должны быть введены регламентированные перерывы, а продолжительность их должны быть больше. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками (оператоторы ВДТ, перфораторщики, наборщики типографий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать 2-3 регламентированных перерыва продолжительностью 15-20 минут.

Для профессий, связанных с региональными нагрузка (станочники, штукатуры, формовщики мелких изделий и многие другие), в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3-х peгламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 20 минут.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими (глобальными) мышечными нагрузками (шахтеры, грузчики, формовщики крупных изделий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3-х регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 35 минут.

Регламентированные перерывы следует заполнять производс­твенной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа, гидромассажа рук (ног) или пассивного отдыха.

Для лиц физического труда, связанных с непрерывным произ­водственным процессом и имеющих сменный график работы, следу­ет предусматривать полноценный отдых между сменами.

Большое значение в комплексной профилактике профессиональ­ной и общей заболеваемостей, укрепления здоровья работающих имеют занятия, проводимые во вне рабочее время в специально созданных «Центрах восстановления работоспособности» (ЦВР). Занятия в ЦВР проводятся под контролем врача. Подготовленные инструкторы составляют комплексы физических упражнений на тренажерах, обновляют и совершенствуют программы целенап­равленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации с учетом характера физического труда и физической подготовленности рабо­тающих. Физические упражнения целесообразно выполнять стоя, если работать приходится в позе сидя; сидя и лежа, когда работа осуществляется в позе стоя.

В целях предупреждения развития профессиональной патологии опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы следует проводить (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 83 от 16.08.2004г.) предварительный медицинский осмотр для отбора лиц, принимаемых или переводимых с другой специальности в профес­сии, связанные с физическим трудом. Кроме того, для выявления ранних проявлений поражений ОДА профессионального и общего характеров, предупреждения их прогрессирования и осложне­ний следует проводить периодические медицинские осмотры (1 раз в 1-2 года) лиц, работающих с физическими нагрузками (приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)).

источник

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).

Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) ‘имеет большое значение в спорте. Дело в том что, но мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.

Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.

Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро — и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.

Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.

Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т. п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.

Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима, работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред — и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.

Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы.Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.

Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности. Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.

Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств ‘следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.

источник

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.

В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Как уже отмечалось, принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением?

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата:

— ускорение процесса врабатывания;

— повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда;

— поддержание здоровья трудящихся.

Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Читайте также:  Абсолютных возможностей приводящей к утомлению необходимо включение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10749 — | 8060 — или читать все.

источник

Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.

Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350—400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150—200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого — хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности.

В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.

Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.

Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.

О гигиене умственного труда

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

История отечественной и мировой науки и культуры дает множество примеров того, как правильно организованный творческий труд позволил людям преклонного возраста сделать великие открытия и создать шедевры искусства, В то же время известно, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда, творческая активность, создаются условия для возникновения нарушений в состоянии здоровья.

Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.

Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к невозможности продолжать работу. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.

Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других — бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение «разбитости», раздражительность, понижается работоспособность. Кроме того, беспокоит страх перед очередной бессонной ночью.

Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Комплекс упражнений, передаваемых по радио, могут выполнять люди любого возраста. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке.

Для наиболее интенсивной и трудной умственной работы лучше отводить утренние часы. Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой предстоит работать, в достаточной степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в помещении была в пределах 18- 20 °С. Источник освещения рабочего места должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно исключить.

Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше.

Умственная деятельность часто сопряжена с большой нагрузкой на зрительный анализатор (чтение, письмо). Для того чтобы не вызвать утомления глаз, нужно периодически во время работы на несколько секунд закрывать глаза и прикрывать их ладонями. За это короткое время расслабляются и отдыхают мышцы глаз. Совершенно недопустимо курение во время работы.

Большую роль в профилактике умственного утомления играют положительные эмоции. Труд, протекающий в благоприятной психологической атмосфере, дает значительно больший экономический эффект, чем труд в неблагоприятной обстановке. Положительные эмоции вызывают перестройку в организме, способствующую улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга, активации деятельности вегетативной нервной системы. В результате этого увеличиваются резервы восприятия, улучшается память и возрастают творческие возможности мозга. Есть данные, что использование функциональной музыки (по специально разработанной программе) позволяет в течение длительного времени поддерживать высокий уровень работоспособности лиц, занятых умственной деятельностью. Музыка действует как раздражитель, формирующий положительные эмоции. Однако в период напряженной умственной работы музыка часто является отвлекающим фактором и создает помехи в работе.

Под влиянием отрицательных эмоций у человека притупляется внимание, снижается качество мышления. Для того чтобы компенсировать потерю работоспособности, человек делает дополнительные усилия, которые в итоге ведут к быстрому утомлению.

Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие «погасить» продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Всем здоровым людям вполне доступны такие виды спорта, как бег, катание на велосипеде, игра в волейбол. Теперь уже твердо установлено, что малоподвижный образ жизни приводит к развитию многих заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе.

Немаловажную роль в организации режима труда играет и питание. Питание должно быть 3-4-разовым. Нужно следить за тем, чтобы пища была разнообразной, богатой белковыми веществами, витаминами. Утром следует позавтракать плотно. Пища в первой половине дня должна быть более калорийной, чем во второй. Ужин не должен быть обильным, в него следует включать молочно-растительные блюда. Не следует ужинать непосредственно перед сном. Необходимо широко использовать сырые овощи и фрукты. Не следует злоупотреблять острыми приправами к еде. Рекомендуется несколько ограничивать количество сахара, так как удельный вес углеводов в питании и без того занимает большое место. Вредно читать во время еды.

Часто возникает вопрос о целесообразности повышения работоспособности в период утомления с помощью специальных средств. Известно с давних пор, что кофе и чай, содержащие кофеин, являются стимуляторами умственной деятельности. В умеренных дозах они не приносят вреда. Прием чая и кофе рекомендуется уменьшить во второй половине дня и совсем не принимать их на ночь. Сильно действующие стимулирующие средства применять не рекомендуется. Не следует принимать и алкогольные напитки. Давно известно, что после приема даже малых доз алкоголя работоспособность уменьшается и увеличивается число ошибок в производимой работе. В некоторых случаях показан прием витаминов группы В и С.

Правильное чередование ритма труда и отдыха — наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.

Соблюдение требований психогигиены труда необходимое условие эффективности работы, т.к. «запасы прочности» человеческого мозга не безграничны. Есть такие нагрузки, которые способны нарушить нормальное течение психической, да и не только психической, деятельности человека, ослабить его здоровье, снизить производительность работы.

Психологам и гигиенистам приходится констатировать, что мало кому присущи самоорганизованность и пунктуальность. Поэтому надо стараться себя дисциплинировать, научиться распределять время и распоряжаться им разумно. Спешка, постоянные опасения туда опоздать, а здесь не успеть, нарастающий, словно снежный ком, список дел, которые надо выполнить, — все это приводит к нервно-психической перегрузке, расстройству регуляторных механизмов организма человека. Как следствие, это приводит к целому «букету» так называемых психосоматических заболеваний: артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и др. Данные за последнее время показывают, что эти заболевания значительно » помолодели», и их можно смело назвать «студенческими». Поэтому важно заранее подготовить себя так, чтобы соответствовать требованиям психогигиены труда.

Читайте также:  Баллов 1 наиболее ранними признаками утомления являются

Важно постоянно помнить: если хорошо «взят старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.

Бойся опоздать, ибо «догоняющий» студент всегда рискует не успеть и потерпеть неудачу.

Здесь опять нелишне еще раз подчеркнуть: залог успеха — в планировании своего времени. Помни: кто регулярно в течение 10 минут подготавливает свой рабочий день, тот сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Возьми за правило: каждый день выигрывать 1 час времени — «золотой час!». В течение этого часа тебе никто и ничто не может помешать. Таким образом, ты получаешь время — возможно, самое важное для себя — личное время или время для себя. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Возьми за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление, по меньшей мере, несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий выбирай спокойное место — нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор.

Подготовься и разложи все материалы и принадлежности, необходимые для работы, на столе в строгом порядке. Этот порядок должен быть постоянным, чтобы легко, без суеты можно было пользоваться всем необходимым.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Правильно чередуй труд и отдых: после занятий в университете и обеда 1,5-2 часа на отдых (прогулка, хозяйственные дела и пр.). Вечернюю работу проводи в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхай 10 минут (сделай легкую гимнастику, проветри комнату, пройдись по коридору, не мешая работать другим).

Физкультура и спорт повышают работоспособность. Следует регулярно заниматься зарядкой (а утром — обязательно), сопровождая ее водными процедурами, спорт придает свежесть, бодрость и восстанавливает умственную работоспособность.

Избегай переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

Для того чтобы за время обучения в университете сохранить свое здоровье, надо познать самого себя, особенности своего темперамента и индивидуального стиля деятельности с тем, чтобы дать себе выйти на простор творчества, самореализации в соответствии со своими биосоциальными возможностями.

Например, для лиц экспрессивного типа, ориентированных на общение, эмоциональную открытость, свойственны быстрота творческого мышления и «угрожаемые» качества — высокий уровень притязания, нарушение режима трудовой деятельности, повышенная возбудимость. Для лиц противоположного типа — импрессивного, склонных к самоанализу, нарушению режима отдыха, которые не притязательны к потребительским ценностям, характерна высокая направленность на сам процесс творчества. У лиц импульсивного типа с пониженным самоконтролем, склонным к срывам в деятельности, мотивационный профиль имеет «прыгающий» характер. Они устойчивы в стрессовых ситуациях. Конфликтные личности характеризуются чертами ригидности (недостаточной подвижностью психических процессов), упрямства, неустойчивой самооценкой, склонны к односторонним увлечениям. Поэтому тактика каждого человека должна быть направлена в одном случае на включение в творчески развивающую деятельность, в другом — на недостающее общение, в третьем — на удовлетворение хобби (например, коллекционирование).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 3447 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Что такое утомление, каким оно бывает и какая профилактика существует, об этом вы узнаете в данной статье.

Жизнь современной женщины протекает часто в бешеном ритме. Мы работаем, учимся, ведем домашнее хозяйство, воспитываем детей, занимаемся спортом, и делаем еще много-много разных дел, часто – одновременно! Вполне естественно, что постоянным нашим спутником является утомление. Мириться с этим нельзя, с этой неприятностью можно и нужно бороться. О том, как это правильно делать, мы расскажем ниже.

Всего докторами выделено два основных вида утомления – это физическое и умственное. Ниже мы рассмотрим их, а также причины возникновения, как у взрослых, так и у детей.

Развиваться оно способно постепенно и незаметно, в этом – его главное коварство. Сначала человек может почувствовать небольшую усталость и слабую боль в мышечной ткани. Обычно на первые признаки мало кто обращает внимание. Женщины живут в обычном темпе, продолжают заниматься спортом и вести крайне активную жизнь. Вследствие этого как раз и наступает физическое утомление.

В этом случае возможны следующие его симптомы:

  • усталость чувствуется всегда, и ее не помогает снять ни сон, ни другие расслабляющие процедуры, такие как массаж, ванная и т.д.;
  • боль в мышцах чувствуется всё сильнее и сильнее;
  • сон становится нестабильным и неспокойным, человек может несколько раз за ночь проснуться без причины, а быстро заснуть не получится;
  • заметно нарушение эмоционального состояния — пострадавший будет то ленивым, раздражительным и невнимательным, то слишком веселым и шутливым;
  • может появляться боль или подозрительные ощущения в сердце, возможны повышенное давление, тахикардия;
  • аппетит у тех, кто страдает от утомления, обычно на нуле;
  • на языке может появиться белый налет, иногда язык даже начинает дрожать;
  • происходит быстрое снижение веса, что приводит к ослаблению иммунитета;
  • появляются проблемы с менструациями, исчезает регулярность.

Чаще всего этот тип переутомления принимается за обычную усталость. Многие представительницы прекрасного пола просто отдыхают, выбираются на природу или просто долго спят в уютной постели. Но доктора говорят, что одного такого отдыха совершенно недостаточно, может потребоваться самый настоящий курс лечения.

Симптомы утомления психического следующие:

  • без очевидных причин появляются частые головные боли;
  • спутницей жизни является сильная усталость, которая не покидает даже после полноценного сна;
  • под глазами буквально «прописываются» мешки и темные круги, а кожа приобретает бледные, сероватые оттенки;
  • артериальное давление то поднимается, то падает;
  • глаза заметно краснеют;
  • девушкам, имеющим умственное утомление, становится трудно заснуть.

Самой распространённой и основной причиной является непропорциональное соотношение отдыха и работы. Вы работаете намного больше времени, чем отдыхаете, забывая о выходных и отпусках, не поднимая головы занимаетесь требующими затраты сил делами, Тогда и появляются все вышеперечисленные симптомы.

К утомлению еще приводят плохие условия работы или быта. Сюда можно отнести неудобное рабочее место, постоянный шум за окном или в самом помещении. Некоторые люди склонны ненавидеть свою работу, быть хронически недовольными собственной жизнью. Всё это незаметно, но уверенно порождает утомление.

Также можно выделить еще несколько основных причин утомления:

  • постоянная депрессия;
  • слабый иммунитет;
  • беременность;
  • ПМС, климакс;
  • неподходящие условия – нестабильная температура воздуха, жара или, наоборот, холод.

Также полезны овощи в зимний период для поддержания и укрепления иммунитета и энергии.

При первых проявлениях симптомов обдумайте сложившуюся ситуацию и выделите определенное время для отдыха и расслабления.

Вот основные методы борьбы с переутомлением:

1. Сон — один из основных способов восстановления сил и здоровья. На ранней стадии утомления полноценного ночного сна будет достаточно. На выходных выделите дополнительных полчаса на дневной сон, подремите в тишине. Также полезно будет добавить в рацион молочные продукты с приличным содержание мелатонина – это вещество делает процесс засыпания легким и быстрым.

2. Неуравновешенная физическая активность. Это происходит, если в первую половину дня вы сидите за рабочим столом, а вечером, для очищения совести, бежите в спортзал и тратите уйму энергии и сил, выполняя физические упражнения. После такого графика у вас не остается времени на легкие прогулки на свежем воздухе. Чтобы не причинять вред своему организму, выполняйте физические упражнения по мере собственных возможностей или вообще заменяйте иногда поход в зал обычной прогулкой.

3. Если вы работаете уже который месяц без нормального отдыха, напомните себе (а заодно и своему начальнику) о своем заслуженном отпуске. Это еще одна отличная возможность восстановить свои силы. И главное, не терзайте себя, принимая отдых за отлынивание от работы. Помните, что это жизненная необходимость и, если не отдохнуть сейчас, то потом вам может понадобиться не отдых, а больничный.

4. Вы можете обратиться к неврологу, психотерапевту или психологу, когда утомление дошло до критической черты. Специалисты откорректируют ваше дневное расписание, дадут много полезных советов, пропишут подходящие лекарства и пищевые добавки.

5. Массаж — это еще один эффективный метод для борьбы с утомлением. Он поможет мышцам расслабиться, а мысли приведет в долгожданный порядок.

Профилактика тоже очень важна, чтобы ее провести, от вас потребуется знания, а также соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. И это не значит, что нужно искать новую, более легкую, не требующую много времени и сил, работу, либо кардинально менять образ жизни.

  • по выходным не нагружайте себя никакими дополнительными заданиями, не берите работу на дом;
  • если ваша работа требует физических нагрузок, то дома постарайтесь поменять деятельность, например, почитайте книгу, решите логическую задачу или головоломку и т.д.;
  • если наоборот, ваша робота умственная, то вечером сходите на прогулку, покатайтесь на велосипеде или отправьтесь в бассейн, спортзал (но не сильно нагружайте свои мышцы, всё по мере возможности, как говорилось выше);
  • иногда разрешите себе полное расслабление — это может быть сауна, массаж или ароматерапия в пенной ванной;
  • не употребляйте алкоголь при появлениях симптомов утомления;
  • перед тем, как ложиться спать, не смотрите слишком тяжёлые и высокоэмоциональные фильмы;
  • жесткая диета тоже может привести к утомлению, и даже к депрессии – не мучьте себя голодом, просто правильно питайтесь, балуясь иногда вкусняшками;
  • найдите себе хобби или увлечение — специалисты утверждают, что такого рода деятельность служит дополнительным мотиватором и способом борьбы с утомлением.

И самое главное – научитесь просто радоваться жизни, не «париться» по пустякам и не трепать зря нервы, себе и окружающим! И тогда вы точно навсегда забудете о столь неприятном явлении, как утомление.

источник