Меню Рубрики

Профилактика утомления у детей в доу

Автор: Перлина Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33 «Березка»
Населённый пункт: город Королев, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика переутомления детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 09.02.2017
Раздел: дошкольное образование

«Физиологические основы утомления.

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».

Введение
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными явлениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Поэтому главная задача нашей работы — это заботиться об укреплении физического и психического здоровья детей. Забота об охране нервной системы в условиях дошкольного воспитания особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определённые обязательные задания, требующие подчас немалых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Всё это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают её расстройства. Поэтому так важна роль воспитателей, педагогов в регуляции поведения детей, их деятельности. Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребёнка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества.
Каковы же причины, предрасполагающие к развитию у детей отклонений в неврологической сфере? Прежде всего, это чрезмерное утомление ребёнка.
1.

Физиологические основы утомления
Под утомлением мы понимаем временное уменьшение работоспособности, наступающее во время работы, которому предшествует дискоординация функций, приводящая к снижению экономичности работы, и появления чувства усталости. Внешние проявления мышечного утомления многообразны: нарушается координация движений, падает производительность работы, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и др. Умственное утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость. Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других — в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.
На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям. Утомление может возникать в связи с различными факторами:  нарушения режима,  несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма,  предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения,  недостаточная продолжительность сна,  длительные отрицательные эмоции и др. В трудах выдающихся отечественных физиологов — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского указывается на неоднозначную биологическую роль утомления. С одной стороны, утомление можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую организм от переутомления, нервные клетки от истощения. С другой — утомление, сопутствующее в той или иной мере любой работе, является необходимым условием повышения выносливости организма, тренировки. Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, предназначенный для защиты нервных клеток и различных систем организма от чрезмерных перегрузок, приводящих к истощению функционального потенциала. Как правило, снижению работоспособности при утомлении предшествует появление усталости Усталость — это комплекс ощущений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и возникающий во время длительной или интенсивной работы, при которой наступает момент, когда дальнейшее поддержание мышечного напряжения на заданном уровне становится трудным, и требуются всё возрастающие усилия для продолжения работы. Человек ещё некоторое время продолжает выполнение прежнего объёма работ на фоне усталости, затем наступает утомление и работоспособность
снижается. А усталость нарастает. Таким образом, утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия. Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Малоутомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье. Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности. А.А. Ухтомский придавал большое значение ощущению усталости как натуральному предупредителю о начинающемся утомлении. Воспитатели и родители должны реагировать на появление усталости ребёнка, которое указывает на развившееся утомление.
Начальными признаками переутомления считаются:
 изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);  снижение успеваемости;  потеря аппетита;  появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).
Выраженными признаками переутомления являются:
 резкое и длительное снижение умственной и физической работоспо- собности;  нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность );
 стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);  снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
2.

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста
В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:  свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;  режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);  продолжительность и кратность сна;  время пребывания на воздухе в течение дня; При организации свободного времени у детей и подростков обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая,
например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года. В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет. В 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет – 10-9 ч, в 15-17 лет – 9-8 ч. Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна
составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч. Целью занятий детей преддошкольного и дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую — 5-6 лет и подготовительную — 6-7 лет. С детьми проводятся занятия по развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепка, конструирование, музыкальные занятия. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10-15 мин, в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей — 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной — 19 занятий в неделю по 25-30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Заключение
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. — В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически
более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются. В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития так и нецелесообразными. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо учитывать вес эти факторы и не допускать переутомления.
Со

по предупреждению развития переутомления
Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний. Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни,
деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни. При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать. При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом. Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами. Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников. В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон. Ведение занятий должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов. Речь педагога должна быть негромкой, немногословной, но чёткой и выразительной по интонации. Важно правильно организовать перерывы между занятиями (8-10 минут), которые устраивают для отдыха детей, переключения их на другой вид деятельности, смену позы. Не перегружать детей с отставанием, задержкой развития, но и не сдерживать развитие детей, у которых оно происходит более быстрыми темпами.
Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не меньше 12- 14 часов. Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе. Обеспечить достаточную освещённость, хорошее качество наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, т.к. напрягаются зрение, поза. Детям, имеющим некоторое отклонение в состоянии здоровья или отставание в развитии психофизиологических функций, нужен дополнительный отдых. Использовать в работе с детьми:  релаксационные игры и упражнения для снятия напряжения, на расслабление,  лечение музыкой,  точечный, обычный массаж,  дыхательную гимнастику,  упражнения для рук Следуя этим рекомендациям, советам вы повысите работоспособность детей, сохраните их нервную систему, предупредите переутомление.

Читайте также:  2 стадия утомления характеризуется

источник

2.1 Развитие утомления у детей

Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности [9].

Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления [7].

Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе [6].

Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.

Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа — по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.

Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.

Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.

Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.

Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.

Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.

Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.

В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.

Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе — они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.

Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным — психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.

В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.

Читайте также:  Баллов 1 наиболее ранними признаками утомления являются

Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.

Чувство усталости, иногда выражающееся в сонливости, может проявляться и при отсутствии утомления как результата продолжительной работы. Такая «усталость» иногда наблюдается даже утром на первом уроке после недостаточной продолжительности ночного сна. Такая «усталость» наблюдается также и при хроническом переутомлении детей и подростков. Ощущение усталости без наличия утомления, называемое сонным торможением, может быть и при болезненном состоянии школьника.

Усталость иногда наблюдается при монотонных внешних раздражениях окружающей среды. Монотонное преподнесение учителем учебного материала, трафарет и формализм в преподавании, отсутствие наглядности и иллюстративности — всё это содействует возникновению у детей и подростков подобной «усталости», особенно в тех случаях, когда к этому имеются благоприятные предпосылки (недостаточное освещение в классе, испорченный воздух и т. п.).

Чем младше ребёнок, тем нагляднее это проявляется, так как организм детей особенно реактивен и податлив в отношении внешних воздействий и менее приспособлен, по сравнению со взрослыми, к монотонным слабым раздражениям. Чувство «усталости» от монотонного преподавания и других подобных причин быстро проходит при изменении методов преподавания, внесении моментов заинтересованности при проведении урока, улучшении гигиенических условий в классе и т. п. Между тем усталость, являющаяся субъективным выражением утомления, не проходит столь быстро и требует отдыха. В противном случае усталость продолжает нарастать.

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, — всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.

Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса [7].

2.2 Развитие переутомления у детей

При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.

Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.

Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.

Прикованные к телевизору и экрану монитора дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни [8].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Утомление и переутомление — состояния, которые должны насторожить родителей. Они проявляются по-разному: один малыш капризничает, другой — носится по квартире, а третий — сладко зевает. Поговорим, какие факторы вызывают такие состояния, и как мы, родители, можем помочь своим детям.

Заметить, что с дошкольником что-то происходит, не сложно. Если он утомлен, его внимание рассеивается, он перестает слышать и слушать взрослого, может кривляться или капризничать. Мамы детей до года могут не замечать таких перемен, поскольку еще только учатся понимать своих детей. Но когда малышу три, пять, шесть лет, изменение поведения хорошо заметно.

Переутомление — более сложное состояние, из-за которого могут появляться головные боли, ухудшается аппетит, нарушается сон, снижается внимание и работоспособность. Такие признаки нельзя упускать из вида, чем бы они ни были вызваны, и желательно получить консультацию специалиста.

Педиатры и педагоги говорят, что современные дети растут в условиях повышенного информационного потока. Родители стараются записать малышей на все кружки, которые возможно, начиная с танцев и заканчивая английским. Также в жизни ребенка практически с младенчества появляются гаджеты — телефоны, смартфоны, ноутбуки, телевизоры.

Чтобы «переварить» это в той дозировке, которую дают родители, нужен вундеркинд с хорошо развитым мозгом, устойчивым вниманием, умением сосредоточиться и обучаться. Но у дошкольников все органы чувств и мозговая активность только формируются, поэтому они физически не способны выдерживать такие нагрузки. Отсюда утомление и переутомление.

Помимо этого, родители часто забывают о том, что режим — в глобальном понимании — дошкольникам необходим. Это и режим сна, и режим питания, и режим занятий и отдыха. Заставляя посещать по несколько кружков в день, разрешая посмотреть еще один мультик, вместо того, чтобы почитать сказку, заменяя легкий перекус перед сном очередной конфеткой, родители сами провоцируют перевозбуждение, утомление и переутомление дошкольников.

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста заключается в соблюдении правильно подобранного режима жизнедеятельности. У маленького человечка должно быть всего в меру: и занятий, и прогулок (физических движений), и отдыха. Обязательно нужно уделить время состоянию покоя, чтобы дошкольник восстановил силы. Просмотр мультиков, когда напрягаются и глаза, и мозг, нельзя назвать отдыхом, а прогулка в коляске не может заменить полноценного сна. Не забывайте про правильное питание: в шоколадных конфетах хоть и много калорий, но шоколад возбуждает нервную систему, а потому перед сном (дневным и тем более ночным) давать его не рекомендуют.

Но ни один специалист не сможет выписать рецепт, сколько именно должен спать, гулять или заниматься ваш малыш, чтобы не было утомления или переутомления. Родителям приходится подбирать продолжительность занятий и прогулок индивидуально, пользуясь личными наблюдениями. Есть еще среднестатистические рекомендации, которые тоже помогут не допустить утомления (переутомления) у дошкольника. Нормы сна, активной физической и умственной деятельности по СанПиН 2.4.1.3049-13 представлены в таблице:

Возраст дошкольника (лет) Продолжительность сна Длительность прогулки на свежем воздухе Оптимальная продолжительность занятий (мин) Количество занятий в день с минимальным перерывом в 10 минут
3-4 • дневной: 2-2,5 часа;
• в ночное время— не менее 10 часов
2 раза в день продолжительностью 3-4 часа 10-15 2
4-5 • дневной: 2-2,5 часа;
• в ночное время— не менее 10 часов
2 раза в день продолжительностью 3-4 часа 15-20 2-3
5-6 • дневной: 2-2,5 часа;
• в ночное время— не менее 10 часов
2 раза в день продолжительностью 3-4 часа 20-25 2-3
6-7 • дневной: 2-2,5 часа;
• в ночное время— не менее 10 часов
2 раза в день продолжительностью 3-4 часа до 30 3

Такой режим введен почти во всех детских садах, где соблюдается профилактика утомления детей дошкольного возраста. И родители, чьи малыши ходят в ДОУ, немного освобождены от необходимости устанавливать режим. Но если вы замечаете, что ребенок постоянно устает, возможно, нагрузка на него в саду чрезмерная. Либо он не высыпается во время обеденного перерыва. Об этом стоит поговорить с воспитателем и выяснить, возможно, необходима консультация педиатра или невропатолога.

источник

Алгоритм использования игровых и психотехнических методов

в образовательном процессе ДОУ

Профилактика утомления детей в условиях ДОУ

Здоровье ребенка напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность любой деятельности ребенка. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и воспитания детей. В детском возрасте такая негативная тенденция опасна. Исследование, проводимое на базе средней группы показало, что у 41% детей в дни высокой физиологической активности уровень умственной работоспособности низкий, у 44% — средний и только у 15% — высокий. Поэтому, отдельно необходимо выделить проблему утомления детей, которая является одной из актуальных в физиологии и неразрывно связана с представлениями об адаптации, о работоспособности, восстановлении и функциональных резервов организма человека.

Утомление — это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости.

Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность детей дошкольного возраста и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в дошкольных учреждениях на занятиях и дома.

Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

На сохранение высокого уровня работоспособности дошкольников и её благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы: состояние здоровья, наличие или отсутствие хронических заболеваний, иммунитет – степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, физическое и психическое развитие ребёнка. Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей.

К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, занятия по физической культуре, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность, использование в образовательном процессе игр и упражнений, методик, приемов ликвидации неблагоприятных эмоциональных состояний и их последствий.

Учитывая все выше сказанное, в рамках общей системы психологических мероприятий по сохранению психического здоровья детей, с целью профилактики переутомления и снятия психоэмоционального напряжения в ДОУ был разработан алгоритм использования психотехнических методов в средней группе. При разработке алгоритма были учтены:

— недельная динамика работоспособности: понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности;

— дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение;

— фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;

— продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3 – 4 года – 10 минут, 4 – 5 лет – 15 минут, 6 – 7 лет – 25 минут.

— модель двигательной активности ДОУ.

Для работы с детьми педагогами используются следующие рекомендации:

• необходимо создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;

• использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;

• в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, перед занятиями проводить упражнения на активизацию мыслительных процессов, между и после занятий необходимо включать элементы психогимнастики, позволяющие снять накопившееся психоэмоциональное напряжение;

• в дни, с повышенными физическими нагрузками включать в режим дня психогимнастические игры и упражнений, релаксационные паузы.

Таким образом, профилактика переутомления у детей заключается, прежде всего, в обеспечении всех условий, необходимых для нормального развития и укрепления их здоровья.

Алгоритм использования игровых и психотехнических методов

источник

Настя Сидачева
Профилактика утомляемости детей на занятии

Профилактика утомления детей на занятии.

№п/п Требования к занятию

(по профилактике утомления детей на занятии)

1 Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения.

2 Построение занятия с учётом динамики умственной работоспособности ребёнка:

— учёт особенностей врабатывания детей данного возраста;

— обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

— поддержание работоспособности при проявлении первых внешних признаках утомления.

3 Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приёмов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия

4 Соответствие объёма и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей

5 Снижение утомляемости за счёт совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.)

6 Использование приёмов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

7 Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):

— своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);

— рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определёнными видами учебной деятельности);

— соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 мин занятия по 1 мин оздоровительной)

8 Количество видов деятельности ребёнка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов, их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразие и монотонность утомительны, а хаотичность потребует у детей дополнительных адаптационных усилий)

9 Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т. п.)

10 Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН

Консультация для родителей «Профилактика гриппа у детей» Консультация для родителей на тему:«Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя.

Консультация профилактика травматизма у детей в ДОУ Травматизм у детей представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни малышей. Любопытство, потребность в экспериментах и тяга к познанию.

Массажные коврики. Профилактика и укрепление здоровья детей Массажные коврики,изготовленные моими руками, для профилактики и укрепления здоровья детей. Коврики выполнены из подручных средств,много.

Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста». Из всех органов человека глаза считаются самым драгоценным даром. Зрение.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Оптическая.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 484 комбинированного вида «Профилактика.

Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии развития, ее формирование еще не завершено, а организм отличается большой пластичностью,.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Мы, работники детских садов участвуем в воспитании детей особенно раннего возраста, принимая немалые усилия, чтобы первые шаги в общество.

источник

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

муниципального образования Абинский район

Старший воспитатель МБДОУ детский сад №5

Дать определение понятия «утомление»;

Познакомить педагогов с причинами утомления и внешними проявлениями его у детей дошкольного возраста;

Определить возможные средства предупреждения утомления у дошкольников, используемые в ДОО.

Один из принципов здоровьесберегающей педагогики – приоритет действенной заботы о здоровье детей – предполагает, что все, происходящее в ДОО должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей. В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьясбережения в процессе обучения.

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.

Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений.

Работа в организованной образовательной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).

неправильно подобранный материал;

излишняя статичность детей;

излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности;

большое количество детей в группе (шум);

незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,

неправильное соотношение нагрузки (деятельности) и отдыха.

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из – за отсутствия у них каких – либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.

Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.

Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет — отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.

Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.

Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

Средства предупреждения утомления у детей:

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.

Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПиН.

Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:

рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

Обеспечение эмоционального комфорта. Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

источник