Меню Рубрики

Средства и методы восстановления при утомлении

Утомление и переутомление: признаки и причины их возникновения, профилактический и восстанавливающий комплексы организма. Меры психологической профилактики утомления и переутомления. Восстановление организма: комплекс восстановительных мероприятий.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Нижегородский строительный техникум»

По дисциплине: Физическая культура

Понятие об утомлении и переутомлении. Средства восстановления

Студент 1 курса, группы СЭЗС Б

Ковальковский Виктор Вячеславович

преподаватель Стругов Константин Анатольевич

1. Утомление и переутомление: признаки и причины

1.3 Признаки утомления и переутомления

2. Профилактика утомления и переутомления

3. Восстановление организма

Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.

Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.


Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.

Задачи работы — рассмотреть признаки утомления и переутомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при утомлении и переутомлении.


Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами.

Утомление физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Различают умственное и физическое утомление, но это деление условно, так как в трудовых процессах умственный труд сочетается с физическим. Оба вида утомления — следствие изменений функций центральной нервной системы, а при физическом труде — и функций двигательного аппарата. Утомление — это снижение или потеря работоспособности.

До снижения работоспособности наблюдается дискоординация движений и вегетативных функций и снижение эффективности физиологических затрат организма во время мышечной деятельности.

При утомлении появляется усталость. Но усталость не всегда соответствует утомлению. Труд, производимый с большим интересом, с сознанием цели, вызывает положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше и больше, когда нет интереса к труду, хотя признаки утомления отсутствуют.

Особенности строения и свойств нейронов коры головного мозга обусловливают сравнительно медленное наступление умственного и физического утомления при переключении с одного вида умственной работы на другой и при периодической смене ее физическими упражнениями, а также при активном отдыхе после физической работы.

Адинамия и гиподинамия при умственной работе способствуют наступлению умственного утомления вследствие снижения функций проприоцепторов и резкого уменьшения притока проприоцептивных импульсов в нервную систему, понижающего ее тонус. При утомлении падает и возбудимость рецепторов.

Таковы безусловнорефлекторные механизмы утомления. Кроме того, утомление вызывается и условнорефлекторным путем. Обстановка, в которой многократно возникало утомление, может стать условным комплексным раздражителем, вызывающим утомление и без предшествующей работы. Обстановка, в которой производилась интересная работа, не вызывает утомления.

Умственное утомление проявляется в ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, вялости, сонливости. После интенсивного умственного труда значительно понижаются мышечные усилия и динамическая работа.

Умственное и физическое утомление зависит от здоровья, гигиенических условий труда, характера и продолжительности нагрузки.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Переутомление — не нормальное физиологическое явление, а нарушение функций организма. Оно возникает при многократном повторении умственной и физической работы без достаточного интервала для восстановления работоспособности, когда наступающее утомление суммируется с остатком утомления от предшествовавшей работы. Оно результат нарушения смены работы и отдыха, чрезмерной сложности и передозировки умственного и физического труда, его однообразия, монотонности или, наоборот, чрезмерного насыщения эмоциями.

Физиологическая основа переутомления — нарушение функций больших полушарий головного мозга, что проявляется в расстройстве двигательных и вегетативных рефлексов и их координации. Признаки переутомления — хронические нарушения психики: ослабление внимания, усвоения, памяти, мышления, а также головные боли, апатия, вялость, сонливость днем, бессонница ночью, ухудшение аппетита, мышечная слабость. Переутомление и перетренировка сопровождаются снижением естественных иммунологических факторов. Переутомление может привести к нервным и психическим заболеваниям. Поэтому нужно предупреждать его появление.

1.3 Признаки утомления и переутомления

Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится к:

— проблемам к скорости переработки информации;

— появлению ощущения пустоты и тумана в голове.

Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом, например, подготовка студента к экзамену, работа связана с постоянным решением умственных задач.

Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются следующим образом:

— возникает желание поспать;

— сбой в координации движения;

Как результат — такая ситуация может привести к несчастному случаю.

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому. Такого человека преследует постоянная сонливость, его могут одолевать постоянные, практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется, несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.

Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи человек чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня. Все это является результатом сниженного иммунитета.

Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления. В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы, возникают нервные срывы, резкая смена настроения, истерики, ощущение тревоги и повышенная раздражительность.

2. Профилактика утомления и переутомления

Профилактика утомления и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные умственные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. В повышении работоспособности и предупреждении утомления существенную роль играет минимизация усилий, затрачиваемых на поддержание позы тела, удержание инструмента, приборов и т.п. утомление переутомление гиподинамия

Меры психологической профилактики утомления. Чрезвычайно важными для поддержания оптимальной работоспособности, предупреждения нежелательных степеней напряжения являются удовлетворение результатами своих действий и другие моральные факторы.

Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т. е. рациональной системы чередования периодов работы и перерывов между ними. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, а также санитарное благоустройство производственных помещений (кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

Для предупреждения возникновения переутомления немаловажно находиться в хорошем расположении духа, уметь радоваться своим успехам и успехам окружающих, быть оптимистом. Лечение переутомления будет успешным только в тех случаях, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни.

3. Восстановление организма

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме, как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановлеuие, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев: 1) устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования; 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения; 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

В комплекс восстановительных мероприятий входят самые разнообразные средства — рациональное построение тренировки, массаж, фармакологические средства, аутогенная тренировка, кислородные коктейли и др.

Особое значение приобретает изучение закономерностей восстановительных процессов, характера утомления и методов, повышающих эффективность восстановления и активного отдыха. Разумное применение средств восстановления в тренировочном (соревновательном) режиме возможно при четком понимании тренером, врачом, спортсменом сути утомления, его характера, особенностей вида спорта.

Умелое сочетание всех форм восстановления на различных этапах учебно-тренировочного процесса является залогом эффективности тренировочного процесса, дает возможность избежать неблагоприятных последствий от тренировочных нагрузок.

Изучение методов восстановления в спорте важно еще и потому, что они направлены на укрепление здоровья и продление жизни спортсменов, на создание условий обеспечивающих наиболее успешное восстановление их работоспособности.

В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5-8 мин. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным для повторения скоростной работы будет интервал в 5-8 мин.

Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, Т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью.

Как уже стало понятно, оптимальная дозировка тренировочной нагрузки является одним из критериев эффективности занятий физической культурой. Помимо специальных тестов, которые позволяют определить уровень физической подготовки и подобрать соответствующую нагрузку, существуют способы регулярно контролировать свое состояние и тем самым регулировать интенсивность занятий.

Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

В связи с возможностью варьировать величину тренировочных нагрузок (начиная с ходьбы) в широких пределах, абсолютные противопоказания к тренировке на выносливость весьма ограниченны:

врожденные пороки сердца и стеноз (сужение) предсердно-желудочкового отверстия;

сердечная или легочная недостаточность любой этиологии;

выраженная коронарная недостаточность, проявляющаяся в покое или при минимальной нагрузке;

хронические заболевания почек;

высокое артериальное давление (200/120 мм рт. ст.), которое не удается снизить с помощью гипотензивных средств;

ранний период после перенесенного инфаркта миокарда (3-6 месяцев и более — в зависимости от тяжести заболевания);

выраженные нарушения сердечного ритма (мерцательная аритмия и т. д.);

гиперфункция щитовидной железы (тиреотоксикоз).

Занятия физкультурой временно противопоказаны также после любого острого заболевания или же обострения хронической болезни.

Не менее важное значение при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок, их эффективности имеет и грамотный самоконтроль, который позволяет занимающимся оперативно и регулярно контролировать текущее функциональное состояние. Он включает определение объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и оценку субъективных ощущений.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является ЧСС. Величина ЧСС, полученная за первые 10 сек. после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин. после окончания занятия. Через 10 мин. пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 сек., а через 1 час должен быть на 10—12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины.

Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 час после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека.

Подводя общий итог, хочется отметить, что рассматриваемые выше понятия — утомление и переутомление — это похожее состояние в организме человека. Такое состояние возникает у человека как от физических, так и от психических нагрузок. Утомление и переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.

Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.


В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

1. Волков, В.М. Тренировка и восстановительные процессы : учебное пособие / B. М. Волков ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. — Смоленск : [б.и.], 1990. — 140 с.

2. Палатурян, Ю. С. Усталость, утомление и переутомление во время самостоятельных занятий физической культурой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 375-379

3. Функциональные состояния в спорте / И.В. Левшин, А.С. Солодков, Ю.М. Макаров, А.Н. Поликарпочкин // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 6. — С. 71-75.

4. Электронный ресурс. Режим доступа: / http://www.studfiles.ru/preview/6334538/page:2/ /Дата обращения (02.10.2017 г.)

Физиологические особенности организма спортсмена в периоды утомления и восстановления. Методические приемы построения тренировки. Психологические, гигиенические и медико-биологические средства, способствующие улучшению восстановительных процессов.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 07.01.2014

Сущность врачебного контроля и самоконтроля. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки, тренировочная нагрузка и критерии переутомления. Педагогические и медико-биологические средства восстановления.

реферат [34,4 K], добавлен 01.06.2010

Физиологические особенности организма в период утомления. Наиболее эффективные средства, ускоряющие процессы восстановления. Апробация возможностей средств, ускоряющих процессы восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных нагрузок.

дипломная работа [71,3 K], добавлен 29.08.2014

Физиологические особенности организма в периоды утомления и восстановления. Активный отдых, аутогенная тренировка. Биологические факторы восстановления работоспособности. Эффективность применения массажа с целью восстановления после физической нагрузки.

курсовая работа [77,2 K], добавлен 28.10.2010

Проблемы соревновательной нагрузки в боксе, особенности применения восстановительных средств. Комплекс мер, направленных на профилактику переутомления. Управление предстартовым состоянием и психорегуляция. Медико-биологические средства восстановления.

дипломная работа [213,9 K], добавлен 02.07.2015

Утомление при физической, умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки. Контроль величины тренировочной нагрузки. Упражнения на расслабление. Питание как главный фактор восстановления работоспособности. Применение бани, самомассаж.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 28.11.2014

Физический потенциал, особенности и составляющие. Понятие о физической подготовке человека, её роль. Показатели функциональной подготовленности. Роль и взаимосвязь процессов утомления, восстановления. Состояние функций организма, локализация утомления.

дипломная работа [950,4 K], добавлен 18.06.2014

Утомление в изолированном нервно-мышечном аппарате. Изменение физиологических функций организма при его развитии. Циклические упражнения как средство рекреации. Сравнение уровня физического восстановления у спортсменов, использующих плавание и бег.

курсовая работа [126,8 K], добавлен 16.03.2015

Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление. Питьевой режим спортсмена. Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности. Препараты, влияющие на энергетические и метаболические процессы.

дипломная работа [108,1 K], добавлен 25.05.2015

Исследование влияния утомления на общее состояние организма человека. Назначение разных способов отдыха людям умственного и физического труда. Изучение понятия о первичной и вторичной физиопрофилактике. Методы и средства общего и специального закаливания.

реферат [22,1 K], добавлен 21.12.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Утомление следует рассматривать как сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточный, органный, системный, целостного организма) и проявляющийся в совокупности изменений, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирующих, вегетативных и исполнительных систем, развитием чувства усталости, временным снижением работоспособности.

Утомление — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении реакций и скорости переработки информации, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлениях.

При рассмотрении проблемы утомления в спорте широко используются такие понятия, как утомительность, утомляемость, утомленность, переутомление.

Утомительность — объективное свойство работы вызывать утомление. Утомительность любого вида деятельности определяется, с одной стороны, величиной нагрузки на организм, а с другой — степенью физической и психической подготовленности человека к определенным видам работы.

Утомляемость — сойство организма человека в целом, отдельных его частей или систем быть подверженным утомлению. Конкретная реализация этого свойства, т. е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке, зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психологического состояния, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения.

Утомленность — состояние всего организма или отдельных его частей, соответствующее определенной степени утомления. Градация степени утомленности человека оценивается по субъективным ощущениям, состоянию различных психофизиологических функций, изменению эффективности работы.

Переутомление — совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих за время отдыха и являющихся неблагоприятными для здоровья человека. Длительное переутомление является одной из причин развития перенапряжения и различного рода заболеваний.

Следует различать содержание понятий утомление и усталость. Утомление — это объективный процесс, возникающий вследствие напряженной или продолжительной деятельности, а усталость — субъективное восприятие и отражение этого процесса, предохраняющее организм от чрезмерного истощения.

Острые и хронические формы утомления могут быть обусловлены самыми различными причинами, которые можно свести к пяти основным группам — физиологические, психологические, медицинские, материально-технические и спортивно-педагогические. Что касается других групп причин, приводящих к утомлению, то соответствующий материал вошел в содержание других глав книги, в которых рассматриваются вопросы нагрузки и отдыха, развития различных двигательных качеств, построения подготовки, травматизма, питания и применения средств восстановления и др.

Восстановление — процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и работоспособности. Восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение функций организма к исходному или близкому к нему уровню. Если бы после тренировочной работы функциональное состояние организма спортсмена лишь возвращалось к исходному уровню, исчезла бы возможность его совершенствования путем целенаправленной тренировки.

Прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что следовые реакции, наблюдающиеся в организме после отдельных тренировочных нагрузок, не устраняются полностью, а сохраняются и закрепляются. Выполнение напряженной мышечной работы связано с расходованием потенциала функций, его восстановлением к дорабочему уровню, сверхвосстановлением и последующей стабилизацией на дорабочем или близком к нему уровне. Наличие этих этапов определяет и колебания работоспособности спортсмена. Различают фазу снижения работоспособности, ее восстановления, сверхвосстановления (суперкомпенсации) и стабилизации.

Изменения в функциональных системах организма спортсмена, возникающие в восстановительном периоде, служат основой повышения тренированности. В силу этого при анализе послерабочего периода после нагрузок следует различать две фазы: 1) фазу измененных соматических и вегетативных функций под влиянием мышечной работы (ранний восстановительный период), исчисляемую минутами или несколькими часами, в основе которой лежит восстановление гомеостаза организма; 2) конструктивную фазу (период отставленного восстановления), в процессе которой происходит формирование функциональных и структурных изменений в органах и тканях вследствие суммирования следовых реакций.

Рассматривая восстановительные процессы, протекающие в организме в ответ на выполнение интенсивной или продолжительной работы, нельзя упускать такое понятие, как текущее восстановление по ходу выполнения работы, заключающееся в поддержании состояния равновесия и величин гомеостаза, которые изменяются в процессе мышечной деятельности. Центральное место среди этих процессов занимают метаболические превращения, направленные на поддержание должной концентрации АТФ в работающих мышцах.

Диагностика утомления очень важна для рационального планирования различных структурных образований тренировочного процесса. И если определение явного утомления практически не представляет сложности в силу четкого и объективного критерия его проявления — работоспособности, то оценить скрытое утомление значительно сложнее. Поддержание стабильного уровня работоспособности при выполнении работы различной мощности у спортсменов высокой квалификации практически с самого начала работы осуществляется при постоянном изменении основных функциональных показателей. Определить, на каком этапе работы компенсаторные изменения связаны с формированием скрытого утомления, довольно сложно, тем более, что время его наступления и характер протекания зависят от индивидуальных возможностей спортсменов, степени их тренированности, характера нагрузки и др. Первые признаки скрытого утомления, связанные со снижением экономичности работы, ухудшением внутримышечной и межмышечной координации, значительными изменениями в координационной структуре движений, появляются чаще всего в начале второй половины работы. Постепенно эти изменения усиливаются в направлении все более глубокого исчерпания функциональных резервов и достигают максимально доступных для данной работы величин в период перехода скрытого утомления в явное, т. е. в момент заметного снижения работоспособности спортсмена.

Основным показателем, свидетельствующим о наступлении скрытого утомления и его усугублении при стабильной работоспособности спортсмена, могут служить энергозатраты на единицу механической работы. Именно существенное повышение энергозатрат по отношению к показателям устойчивого состояния свидетельствует об использовании нерациональных компенсаторных механизмов поддержания работоспособности и развитии скрытого утомления. В это время начинает развиваться скрытое утомление — процесс накопления функциональных сдвигов во внутренней среде организма и изменения регуляции его функций, развивающийся задолго до снижения работоспособности. Скрытое утомление сопровождается субъективными, зачастую весьма сильными ощущениями усталости. Применительно к работе иной направленности компенсированное утомление развивается позднее, обычно после выполнения 60-75 % общего объема работы до наступления явного утомления.

Процесс развития утомления наглядно можно проследить и по изменениям электрической активности работающих мышц при выполнении продолжительной работы. Сохранение работоспособности на заданной уровне происходит за счет увеличения затрачиваемых и полезных усилий в цикле педалирования, перераспределения активности между исследуемыми мышцами: крупная мышца — разгибатель голени (наружная головка четырехглавой мышцы бедра) снижает свою активность, что компенсируется возросшей активностью сравнительно более мелких мышц — передней большеберцовой и двуглавой мышц бедра. У квалифицированных велосипедистов полезные усилия возрастают в большей степени, чем затрачиваемые в цикле педалирования. Наличие биомеханических целесообразного перераспределения активности между исследуемыми мышцами и времени их участия в акте педалирования у велосипедистов высшей квалификации является одним из механизмов рационального использования полезных усилий, несмотря на снижающуюся сократительную способность мышечных волокон под влиянием развивающегося утомления. Увеличение времени занятости основных мышц, обеспечивающих двигательный эффект, возрастание затрачиваемых и полезных усилий (особенно перед отказом от работы), перераспределение мышечной занятости наиболее активных мышц в цикле педалирования, а также повышение их электрической активности следует рассматривать как компенсаторную реакцию организма за счет непрерывного усиления центральной импульсации. При этом выдающиеся спортсмены в условиях утомления демонстрируют более рациональное изменение мышечной активности по сравнению со спортсменами высокой квалификации. В условиях компенсируемого утомления у обоих спортсменов возрастает время занятости мышц в цикле педалирования, изменяется величина их биоэлектрической активности. Однако у выдающегося спортсмена эти изменения носят более рациональный и экономичный характер.

Тренировка в состоянии компенсируемого утомления является весьма эффективной для создания специфических условий, адекватных деятельности спортсмена в соревнованиях, когда он, преодолевая утомление, стремится достигнуть высокого спортивного результата.

Читайте также:  Анализы при утомлении у детей

Напряженную работу в условиях соревнований, связанную с компенсацией утомления на последней трети дистанции, следует рассматривать как весьма действенное педагогическое воздействие, направленное на расширение функциональных возможностей организма спортсмена. В связи с этим целесообразно в период, предшествующий ответственным соревнованиям, моделировать затрудненные условия соревновательной деятельности.

Результаты научных исследований и опыт соревновательной деятельности выдающихся спортсменов убедительно показывают, что работа выполняемая в условиях компенсируемого утомления и направленная на сбалансированное совершенствование компонентов технико-тактического, функционального и психологического порядка, является эффективным средством обеспечения высокого уровня работоспособности в условиях развивающегося утомления и прогрессирующего чувства усталости.

В современной системе спортивной тренировки утомление играет в основном положительную роль, так как его развитие и компенсация являются необходимыми условиями для повышения функциональных возможностей организма, своего рода стресс-синдромом, который должен широко использоваться в различных видах спорта для стимулирования адаптационных сдвигов в организме спортсмена

Понимание основных механизмов обеспечения работоспособности при выполнении работы различного характера и продолжительности, особенностей развития утомления позволяет при планировании отдельных комплексов упражнений и программ тренировочных занятий моделировать весь спектр функциональных состояний и компенсаторных реакций, характерных для соревновательной деятельности спортсмена.

Не менее существенным для планирования рационального режима работы и отдыха в системе подготовки спортсменов является знание закономерностей восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок.

В связи с этим в первую очередь следует выделить специфичность восстановительных реакций, тесную взаимосвязь характера и продолжительности как раннего, так и отставленного периода восстановления с направленностью и величиной тренировочных и соревновательных нагрузок, глубиной, локализацией и механизмами развившегося утомления.

Не менее важной для теории и практики спортивной подготовки является фазность восстановительных реакций, которую обычно принято увязывать с показателями работоспособности — ее снижением, восстановлением, суперкомпенсацией и стабилизацией. Однако здесь следует учитывать теснейшую взаимосвязь работоспособности с важнейшими характеристиками состояния обеспечивающей функциональной системы во всем сложнейшем взаимодействии протекающих в ней процессов.

Выраженность, продолжительность фаз колебания работоспособности, физиологических, биохимических и психологических реакций находятся в теснейшей взаимосвязи со спецификой вида спорта, направленностью и величиной нагрузок, квалификацией, подготовленностью и состоянием спортсмена, его возрастом и др. В этом плане особое внимание должно быть уделено фазе суперкомпенсации как одному из явлений, лежащих в основе формирования долговременных адаптационных процессов.

Начало мышечной деятельности сопровождается постоянной активизацией деятельности регулирующих, вегетативных и исполнительных функций организма — происходит процесс срабатывания. Он характерен для любой мышечной деятельности и является биологической закономерностью. Периоду срабатывания предшествует период предрабочего возбуждения нервной системы и активизации деятельности вегетативных функций как настройки организма на осознанное выполнение заданной работы.

В период врабатывания налаживается необходимый стереотип движений: улучшается координация, уменьшаются энергозатраты на единицу работы, т. с. повышается ее КПД; улучшается регуляция вегетативных функций, причем процесс активизации отдельных систем происходит неодновременно. Так, период врабатывания двигательной системы (в зависимости от интенсивности работы) колеблется от 10-20 с до 2-3 мин, врабатывание вегетативной нервной системы происходит значительно медленнее — максимальная активизация деятельности систем кровообращения и дыхания может происходить в течение 4-6 мин. Причем одни показатели достигают устойчивого уровня быстрее, а другие — медленнее. Период врабатывания находится в прямой зависимости от интенсивности выполняемой работы: чем она интенсивнее, тем длительнее врабатывание. Процесс врабатывания протекает особенно успешно, если в разминке используют упражнения, которые выполняют в последующей деятельности. Этот период обычно короче у спортсменов, адаптированных к данной работе, а также у спортсменов более высокой квалификации, которых отличают достаточно стойкие и одновременно лабильные связи двигательной и вегетативной функций. Спортсмены высокого класса, адаптированные к применяемым упражнениям, достигают максимальных для данной работы показателей максимального потребления кислорода уже через 60-90 с. Спортсменам же II — III спортивных разрядов для этого часто не хватает 3-4 мин.

Утомление — сложное явление, обусловленное множеством различных процессов, специфичных для каждого вида двигательной деятельности. Выявление звена, играющего ведущую роль в развитии утомления, особенно затруднено в реальной тренировочной и соревновательной деятельности, отличающейся исключительным многообразием двигательных действий, процессов их регуляции и обеспечения, сложным характером проявления различных двигательных качеств. Существенным затруднением для установления специфического места, в котором развивается утомление, является большое число компенсаторных приспособлений, включающихся при напряженной двигательной деятельности различной интенсивности. Для преодоления утомления организм использует избирательное вовлечение различных двигательных единиц, а также чередование деятельности различных мышц-синнергистов, мобилизацию буферных систем для нейтрализации действия продуктов распада на мышечное волокно, преимущественное вовлечение различных источников энергообеспечения работы и др.).

Двигательное утомление — это не какой-то единый, общий для разных видов мышечной деятельности комплекс физиологических процессов. По-видимому, так же, как существуют различные виды мышечной деятельности, в неодинаковой степени вовлекающие различные физиологические системы и функции, имеются и разные виды утомления, в большей или меньшей степени различающиеся по феноменологии, локализации и механизму.

Общеизвестно, что квалифицированные или хорошо тренированные спортсмены отвечают на стандартную нагрузку меньшими сдвигами гомеостаза и ускоренным протеканием восстановительных реакций по сравнению с менее квалифицированными или недостаточно тренированными спортсменами.

На предельные нагрузки отмечается иная реакция. Спортсмены высокой квалификации при выполнении программ занятий с большими нагрузками способны доводить себя до значительно более выраженного утомления по сравнению со спортсменами низкой квалификации. Однако это относится лишь к функциональным системам, несущим основную нагрузку при выполнении данной работы. Одновременно у спортсменов высокой квалификации восстановительные реакции протекают значительно интенсивнее. Иллюстрирует это положение реакция организма пловцов высокой и низкой квалификации на выполнение программы занятия с большой нагрузкой аэробного характера. У пловцов высокой квалификации через б ч после занятия выносливость при работе аэробного характера снижена в большей мере, чем у спортсменов низкой квалификации. Однако суперкомпенсация функций у квалифицированных спортсменов отмечается через трое суток, а у неквалифицированных — через четверо. При этом суммарный объем плавания при выполнении программы занятия у высококвалифицированных спортсменов был больше практически в четыре раза, чем у неквалифицированных.

Аналогичным образом реагируют на предельные нагрузки спортсмены одной и той же квалификации, но тренированные в разной мере. Так, например, занятия с большими нагрузками, проведенные на первом этапе подготовительного периода, когда тренированность спортсменов невелика, связаны с менее выраженными сдвигами гомеостаза и снижением работоспособности и одновременно с более продолжительным периодом восстановления по сравнению с занятиями, проведенными во второй половине подготовительного периода при высоком уровне тренированности спортсменов. И это несмотря на то, что работоспособность тренированных спортсменов при выполнении программ занятий была в среднем на 40-50 % выше, чем нетренированных.

Современные мастера отличаются высокими способностями к быстрому восстановлению после перенесенных нагрузок. Для подтверждения этого сошлемся на результаты передовых для своего времени исследований воздействия на организм спортсменов высокой квалификации занятий с большими нагрузками, проведенных в Киевском институте физической культуры. В частности, было установлено, что последействие занятий с большой нагрузкой, направленных на повышение выносливости при работе аэробного характера, наблюдается в течение 5-7 дней и сопровождается снижением работоспособности и угнетением возможностей функциональных систем в 1-4-й дни после нагрузки, возвращением к исходному уровню на 5-й день, фазой суперкомпенсации — на 6-7-й дни после нагрузки.

Аналогичные исследования, проведенные более чем через 20 лет с участием спортсменов такой же квалификации, позволили выявить, что фаза суперкомпенсации после нагрузки наступила не через 6 суток, а на третьи сутки, а явное снижение работоспособности и возможностей функциональных систем, несущих основную нагрузку, наблюдалось всего в течение 24-30 ч. При этом существенным является еще один факт: спортсмены, принявшие участие во втором эксперименте, выполнили в 3-4 раза больший объем работы по сравнению со спортсменами, участвовавшими в исследованиях около 20 лет назад. Реакция же организма на нагрузку в остром периоде последействия была идентичной в обоих случаях. Причины такого явления различны. Это и несравнимый функциональный потенциал испытуемых, прежде всего способность к восстановлению, и принципиально различная психическая реакция на нагрузку: если занятие с большой нагрузкой, сопровождаемое работой “до отказа”, в начале 60-х годов было для спортсменов явлением редким (не чаще 1-2 раз в неделю), то на этапах современной тренировки такие нагрузки применяются практически ежедневно.

Таким образом, способность к большему исчерпанию функциональных резервов, развитию глубокого утомления, а также способность к интенсивному протеканию восстановительных реакций являются реакциями долговременной адаптации организма спортсмена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Люди, занимающиеся физическими упражнениями, больше внимания уделяют средствам, повышающим физическую нагрузку. Что касается вопросов восстановления, то о них либо вовсе забывают, либо уделяют им очень мало времени.

Однако, всегда следует помнить, режим физических нагрузок и режим восстановления представляют единый тренировочный процесс. Известные физиологи Н.В. Зимкин, В.С. Фарфель, А.Н. Крестовников всегда отмечали это единство, считая работу и восстановление равными сторонами тренировочного занятия. Если нарушается это единство, то занимающиеся в дальнейшем при занятиях поджидают травмы, утомление, усталость и даже депрессии.

1.Понятие работоспособности, утомления, переутомления, усталости при физических и умственных нагрузках.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить

целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека.

Определить работоспособность человека можно по отношению к любому виду деятельности (умственной, физической), однако для различных видов деятельности у одного и того же человека работоспособность будет разной.

Недельная динамика работоспособности также имеет свои особенности: понедельник характеризуется невысокой работо­способностью; вторник и среда – дни максимальной работоспо­собности; в четверг работоспособность понижается; в пятницу становится еще ниже; в субботу ее снижение продолжается, но иногда наблюдается некоторое повышение – «конечный порыв».

Утомление временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе преобладанием мотивации на прекращение деятельности, эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации её воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Утомление – это нор­мальная защитная реакция организма, и не следует его избе­гать. Смысл отношения к этому, состоянию заключается в том, чтобы отдалить его по времени, благодаря чему увеличить продолжительность периода оптимальной работоспособности в динамике учебного дня. Для этого при организации своего труда и образа жизни следует соблюдать принципы и условия оптимизации жизнедеятельности организма.

Утомление является естественной реакцией организма на физические и умственные нагрузки.

Утомление входит как необходимый элемент в сам процесс любой деятельности. Когда утомление не выходит за определённые пределы, оно имеет положительное значение; только перейдя эти рубежи (слишком сильное утомле­ние), начнет проявляться его отрицательное влияние на орга­низм и деятельность человека.

Усталость— комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Опасными для здоровья являются переутомление и хроническое утомление

Переутомление — накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п.

Переутомление и хроническое утомление опасны для здоровья, первое из них является состоянием, пограничным с нормой, а вто­рое, граничит с патологией. Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с возникающим вновь, при недостаточном отдыхе, а также при чрезмерной рабочей нагрузке в предыдущий день. Несоответствие отдыха и рабочей нагруз­ки приводит к длительному нарушению баланса процессов цикла расходование – восстановление. Переутомление харак­теризуется тем, что с самого начала работы работоспособность снижается и падает в течение дня; появляется повышенная утомляемость. Для снятия переутомления нужен более длительный отдых.

Хроническое утомление состояние, пограничное с заболе­ванием, возникает при систематически повторяющемся пере­утомлении. Хроническое утомление, может привести к заболеванию. Признаки хронического утом­ления достаточно явно выражены, и поэтому его диагностирование доступно любому человеку.

Признаки хронического утомления: ощущение усталости до начала работы; низкая работоспособность в течение всего рабочего дня; повышенная раздражительность; исчезновение интереса к работе; ослабление интереса к окружаю­щим событиям; снижение аппетита; падение веса; нарушение сна; понижение устойчивости к различ­ным инфекциям.

Кроме этих симптомов могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение су­хожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, иногда и век, понижение кровяного давления, усиленная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы.

Таким образом, хроническое утомление – это не что иное, как сильный стресс. Все перечисленные восемь признаков хро­нического утомления являются внешними проявлениями стресса.

Патологический стресс, связанный с учебой развивается по двум основным причинам: из-за информационных перегрузок и дефицита времени, а также из-за нездорового образа жизни.

Информационные перегрузки. В настоящее время отмечается стремительный рост объема научных знаний, которых необходимо усвоить. В связи с этим умственная деятельность студентов осуществля­ется при больших информационных нагрузках в условиях дефи­цита времени. При нездоровом образе жизни это приводит к переутомлению, хроническому утомлению и неврозам.

Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления, с возникающим вновь, при недостаточном отдыхе, а также при чрезмерной рабочей нагрузке в предыдущий день. Несоответствие отдыха и рабочей нагруз­ки приводит к длительному нарушению баланса процессов цикла расходование – восстановление. Переутомление харак­теризуется тем, что с самого начала работы работоспособность снижается и падает в течение дня; появляется повышенная утомляемость. Для снятия переутомления нужен более длительный отдых.

Если отдохнуть после тренировок полностью, то тело восстановит свои функции до уровня предыдущего. Соответственно, если отдых отсутствует, то это ведёт к истощению сил.

Запомните и выполняйте золотое правило: после тренировочных занятий организму требуется не менее 48 часов отдыха!

Грамотный подход к решению проблемы утомления, переутомления заключается в том, чтобы не избегать их, а путем рациональной организации заня­тий, полноценного отдыха и тренировок отдалить его во вре­мени и сохранить оптимальную работоспособность на дли­тельное время.

Для предупреждения возникновения умственного и физического утомления, переутомления, усталости применяют средства восстановления работоспособности.

Основными задачами рационального применения средств восстановления являются:

— предупреждение переутомления организма в целом и отдельных его систем и органов;

— обеспечение энергетических и пластических потребностей организма;

— повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

— повышение роста тренированности.

При решении первой задачи средства восстановления должны применяться комплексно, включая аутогенное расслабление, массаж, бани, фармакологические (успокаивающие средства) средства.

Подходы к эффективному решению второй задачи рассмотрены в разделе питания. Для восстановления израсходованных и создания дополнительных энергетических резервов, для образования новых тканевых структур необходимо сбалансированное питание, включающее необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов, минералов, воды.

Читайте также:  Анализ кривой утомления эргограммы

Решению третьей и четвертой задачи соответствуют восстановительные средства, применяемые для решения первых двух задач.

Средства восстановления и повышения работоспособности организма делятся на три группы:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

К педагогическим средствам восстановления относится в первую очередь варьирование интервалов отдыха между повторениями отдельных упражнений, забегов и т. п., между тренировочными занятиями, между недельными циклами с разной нагрузкой и т. п. Это выражается, прежде всего, в волнообразном планировании нагрузки как в пределах одного тренировочного занятия, так и в пределах месячных, годичных и олимпийских циклов тренировки.

К этой группе средств восстановления относят также использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т. п.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим спортсменов и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки. Они включают в себя:

-рациональное планирование тренировки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро-и макроциклов, широкое использование переключения, четкую организацию работы и отдыха (соответствии с функциональными возможностями организма человека, его полом и возрастом, чёткую организацию работы и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами);

-правильное построение отдельно тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов, мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создания положительного эмоционального фона);

-варьирование интервалов отдыха между выполнением отдельных упражнений и тренировочными занятиями;

-разработка системы планирования и использования различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

-разработка методики физических упражнений, направленной на ускорение восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

При построении физкультурных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению врабатываемости, обеспечивает высокий уровень работоспособности. Основная цель разминки (бег, прыжки, ОРУ, упражнения на растягивание), «прогревание» мускулатуры, то есть подготовить, размять организм для более интенсивной мышечной деятельности, физической работе (температура мышц в покое – 32-34* С, а после разминки повышается до 38,5* С. Под влиянием физических упражнений активизируются физиологические процессы в мышцах, повышается эластичность мышечных волокон. После разминки пульс не должен быть ниже 130 уд./мин.

Оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развивающееся утомление.

И.М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.

Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяются различные средства. Например, после беговых упражнений рекомендуется работа, выполняемая руками, упражнения на растягивание и расслабление.

Занятия физическими упражнениями и удобство одежды. В прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Обувь для занятий в спортзале должна быть легкой эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.

К педагогическим средствам восстановления также относятся различные формы активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы.

Оздоровительный бег, ходьба является самым доступным и эффективным средством поддержания и повышения работоспособности.

Плавание. Регулярные занятия плаванием благоприятно влияют на ЦНС, процессы восстановления и повышения работоспособности.

Фитнес-занятия. Использование различных направлений для физического самосовершенствования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Психологические средства восстановления снижают уровень нервно-психического напряжения, уменьшают состояние психической угнетённости, быстрее восстанавливают затраченную нервную энергию, оказывают существенное влияние на ускорение процессов восстановления.

К психологическим средствам восстановления относят психогигиену и психотерапию, музыка и цветомузыка, а также метод аутогенной психомышечной тренировки:

— психогигиену (разнообразие досуговых мероприятий, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций).

— психотерапия: внушённый сон-отдых, мышечная релаксация, дыхательные упражнения.

— музыка и цветомузыка. Музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Успокаивающие и нежные мелодии способствуют быстрому восстановлению работоспособности. Для профилактики переутомления, перегрузок, снятия усталости применяется цветомузыка. Воздействие звуков сочетается с лечебным влиянием цвета. Во время тренировки хоккеистов включают музыку, во время тренировки пловцов часто меняют очки (стёкла очков – разного цвета).

— метод аутогенной психомышечной тренировки (АПМТ). Сила самовнушения, воздействие на самого себя с помощью слов, мысленных образов называется психической саморегуляцией (ПСР). В психической сареголяции различают два направления — самоубеждение и самовнушение. Содержание формулы саморегуляции: «отношение к любым нагрузкам, полна уверенность в своих силах, моё внимание сосредоточено на предстоящей деятельности, ничто постороннее меня не отвлекает, любые трудности и разные помехи только мобилизуют меня на победу». Продолжительность 2-4 мин. 5-6 раз ежедневно.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

К медико-биологическим средствам восстановления относят:

Физио- и гидротерапия применяются для ликвидации болевого синдрома, стимуляции регенеративных процессов, реабилитации и восстановления физической работоспособности.

электросон – метод воздействия импульсами тока частотой 1-140 Гц. Продолжительность – 15-20 мин, курс 10-15 процедур; лекарственный электрофорез – это воздействие на ткани тока малой силы (до 50 мА) и низкого напряжения (до 30-60 В). Продолжительность – 15-20 мин., курс 10-15 процедур; лечебные грязи — грязевые аппликации 42-44* С. Продолжительность – 15-30 мин. Курс 10-12 процедур.

Гидротерапия. Это водолечебная, профилактическая процедура, при которой на тело человека воздействует подаваемая под давлением струя. По температуре душ: холодный (15-20*С), прохладный (20-30*С), теплые (37-38*С), горячие (свыше 38*С). Утром после зарядки холодные и горячие, которые действуют возбуждающе, освежающе; после тренировок, нагрузок – теплые, действующие успокаивающе перед сном. По форме струи различают: веерный (25-30*С), душ Шарко (30-35*С)-с помощью специального шланга струёй воды под давлением массируют 2-3 мин. до покраснения кожи; шотландский-комбинирование горячего (35-40*С) и холодного (10-20*С), каскадный-«массаж водой», при котором с высоты 2,5 м падает большое количество холодной воды. Дождевой, циркулярный.

Среди большого количества гидропроцедур в первую очередь рекомендуется использовать душ, контрастный душ, тёплые ванны, контрастные ванны. По температуре душ: холодный (15-20* С), прохладный (20-30*С), тёплые (37-38*С), горячие (свыше 38*С). Утром после зарядки холодные и горячие, которые действуют возбуждающе, освежающе; после тренировки, вечером перед сном – тёплые, действующие успокаивающе. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм. Его влияние на организм зависит от силы механического воздействия и отклонения температуры воды от температуры 34-36* С. Соответствующее сочетание этих факторов дает различный эффект. Горячий и продолжительный душ понижает возбудимость чувствительных и двигательных нервов, повышает интенсивность обменных процессов. Теплые души действуют успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышечной и сердечно-сосудистой системы.

Контрастный душ является эффективным средством восстановления и повышает работоспособность. Он принимается по следующей методике: 1 мин.-душ под горячей водой (38-40* С), 5-10 с душ под холодной водой (12-15* С), затем снова под горячей и т. д. Продолжительность процедуры – 5-7 минут.

Теплые ванны (32-34* С) способствуют быстрейшему восстановлению организма человека. Их рекомендуют применять после профессиональных и спортивных нагрузок или на ночь. Продолжительность приема – 10-15 минут. Если все же не удалось избежать перегрузки, примите теплую ванну с душистыми травами (мелиссой или лавандой) или морской солью и эфирными маслами (лаванды, розы, чайного дерева, мяты, сосны, можжевельника или розмарина – 3-5 капель на ванну). Полежать в воде 15 минут, стараясь отключиться от всего и максимально расслабиться.

К гидропроцедурам также относят морские купания (18-25*С)-способствует улучшению деятельности ЦНС, СС и дыхательной систем. Продолжительность – 10-15 мин.; тёплые ванны, контрастные ванны, ароматические ванны (хвойные, шалфейные, с ромашкой; кислородные ванны – воду насыщают кислородом из баллона под давлением; паровые – это воздействие водяным паром. Проводят в закрытой ванне, подводится горячий пар, который с помощью расположенных внутри узких металлических трубок с мелкими отверстиями распространяется равномерно. Температура паровой смеси 45-65*С и выше. Применяют после тренировок, для лечения хронических травм. Процедуру можно проводить в сочетании с приёмом кислородного коктейля, что способствует насыщению крови кислородом; вибрационная ванна (36-38*С) – воздействие механической вибрации в воде, с помощью аппарата «Волна» в ванне создаются волны. Их можно дозировать, они не должны вызывать неприятных ощущений. Продолжительность – 5-10 мин 1-2 раза в неделю.

Парная и суховоздушная (сауна) бани также оказывают положительный эффект на повышение работоспособности и восстановительные процессы. Время пребывания в сауне требует строгого нормирования с учётом физических нагрузок, состояния здоровья и индивидуальных способностей человека. Посещение бани следует сочетать с плаванием в холодной воде или приёмом холодного душа. Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ. Сауна или парная – замечательно расслабляет мышцы.

искусственное ультрафиолетовое облучение (ИУО). ИУО в осеннее-зимний период так же способствует укреплению здоровья, восстановлению и повышению работоспособности за счёт компенсации недостатка солнечной радиации. Для проведения этой процедуры можно использовать ультрафиолетовое облучение с помощью ртутно-кварцевых ламп. Продолжительность процедуры составляет 3 минуты.

ионизированный воздух. Создан искусственным путем, при вдыхании оказывает стимулирующее влияние на состояние здоровья и работоспособность человека. Аэроионизация – искусственное насыщение воздуха отрицательными ионами – оказывает положительное влияние на закалённость организма, витаминный обмен, на вестибулярную устойчивость.

Различные виды массажа (лечебный, гигиенический и спортивный) являются эффективным средством восстановления и повышения работоспособности. Массажные приемы действуют на заложенные в коже, мышцах и связках нервные окончания, оказывают влияние на центральную нервную систему, а через неё –на функциональное состояние всех органов и систем: улучшает кровообращение; повышает работоспособность мышц, они лучше снабжаются кислородом и питательными веществами; увеличивается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, улучшается подвижность в суставах; ускоряется ток крови и лимфы.

Формами массажа и самомассажа являются: общий (массируется все тело) и частный (или местный), при котором массируется отдельная часть тела (ноги, руки, спина и др.)

Лечебный массаж проводится при различных заболеваниях и повреждениях организма для нормализации функций отдельных органов, частей тела и всего организма.

Гигиенический массаж применяется как средство профилактики заболеваний, укрепление здоровья и поддержания активной деятельности организма. Проводится по 5-15 минут совместно с утренней гимнастикой. Это заметно повышает общий тонус организма, работоспособность и вызывает чувство бодрости.

Спортивный массаж является неотъемлемой частью спортивной тренировки. Способствует скорейшему достижению высоких спортивных результатов, длительному сохранению спортивной работоспособности, успешному преодолению утомления, восстановления сил организма после тренировочных занятий и спортивных соревнований.

Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, ударные приемы (поколачивание, рубление, похлопывание), вибрации (потряхивание, встряхивание).

Начинать самомассаж с поглаживаний, растираний, затем переходите к разминаниям, похлопыванию. Затем снова растираем и заканчиваем поглаживанием. Главное, никакой боли.

Рациональное питание также является важным фактором обеспечивающим рациональное протекание процессов восстановления (не менее 4 раз в сутки). Основное значение питания заключается в доставке энергетического и пластического материалов для восстановления расхода энергии, построения тканей и органов тела. Правильное соотношение питательных веществ в рационе – белков (14%), жиров (30%), углеводов (56%). С увеличением интенсивности физической нагрузки потребность в пище возрастает. Углеводы используются в качестве источника энергии для мышечной работы. Использование жиров в организме, особенно важно при длительной физической нагрузке. При больших физических нагрузках, сопровождающихся обильным потоотделением, резко возрастает потребность в минералах (калий, натрий).

Мы в ответе за своё тело: даёте ему нагрузку – давайте и питание соответственно.

В рационе должен присутствовать белок: в сутки порция мяса или рыбы размером с ладонь плюс стакан молока, или 60 г сыра, или 250 г кисломолочных продуктов. Желательно съесть порцию белка за 2 часа до тренировки. Ешьте побольше сладких фруктов: мышцам нужна фруктоза, а организму – витамины и минералы. Последних много в кашах.

Большое значение в поддержании естественных процессов восстановления имеют медикаментозные препараты, но их применение должно осуществляться только под контролем врачей. Самостоятельно использовать рекомендуется только общеукрепляющие, тонизирующие, витаминные растения и сборы.

Лекарственные растения-горечи (аир обыкновенный, горечавка жёлтая, айва продолговатая, полынь горькая, одуванчик лекарственный). Назначаются для возбуждения аппетита, при желудочно-кишечных заболеваниях.

Для нормализации сна применяются ряд лекарственных растений, обладающих успокаивающим, седативным эффектом (валериана, пион, пустырник, душица).

4.Принципы и условия предупреждения переутомления и

К основным прин­ципам предупреждения переутомления в процессе деятельности относят:

· постепенность: в работу следует входить постепенно, не раз­вивая сразу максимального темпа и интенсивности работы. Начинайте с самых простейших упражнений

· последовательность: в работу надо входить последовательно, переходя от простого к сложному, от известного к неизвестно­му;

· систематичность и ритмичность: необходимо работать сис­тематически, соблюдая определенный ритм. Не следует рабо­тать рывками, когда периоды «ничего неделанья», сменяются периодами авралов.

· оптимальное сочетание труда и отдыха.

Учитывая особенности труда студентов (а это по своей сути умственный труд) необходимо соблюдать следующие условия:

· соблюдение оптимального чередования занятий и отдыха на основе четкой системы распределения нагрузки в динамике учебного дня, недели и учебного года с учетом биоритмов;

· умственная тренировка: мозг, как и мышцы, нуждается в тренировке, только тренированный мозг в состоянии воспринимать и усваивать увеличивающийся по мере обучения в вузе объем сложной информации;

· физическая тренировка (систематическая). Физически тренированный человек обладает более вы­сокой работоспособностью и стрессоустойчивостью;

· закаливание организма также развивает способность справляться с большими нагрузками;

· рациональное питание подразумевает его сбалансированность, и соблюдение режима приема пищи;

· полноценный сон. Во время сна особенно интенсивно и полноценно протекают восстановительные процессы в го­ловном мозге;

источник