Меню Рубрики

Стадия утомления признак утомления время таблица

Утомление – это временное снижение работоспособности, вызванное глубокими биохимическими, функциональными, структурными сдвигами, возникающими в ходе выполнения физической работы, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения) работы или вынужден отказаться от ее продолжения.

С биологической точки зрения утомление – это защитная реакция, предупреждающая нарастание физиологических изменений в организме, которые могут стать опасными для здоровья или жизни.

Механизмы развития утомления многообразны и зависят в первую очередь от характера выполняемой работы, ее интенсивности и продолжительности, а также от уровня подготовленности спортсмена. Но в каждом конкретном случае могут выделяться ведущие механизмы утомления, приводящие к снижению работоспособности.

При выполнении разных упражнений причины утомления неодинаковы. Рассмотрение основных причин утомления связано с двумя основными понятиями:

  1. Локализация утомления, т. е. выделение той ведущей системы (или систем), функциональные изменения в которой и определяют наступление состояния утомления.
  2. Механизмы утомления, т. е. те конкретные изменения в деятельности ведущих функциональных систем, которые обусловливают развитие утомления.
  1. регулирующие системы — центральная нервная система, вегетативная нервная система и гормонально-гуморальная система;
  2. система вегетативного обеспечения мышечной деятельности — системы дыхания, крови и кровообращения, образование энергетических субстратов в печени;
  3. исполнительная система — двигательный (периферический нервно-мышечный) аппарат.
  • Развитие охранительного запредельного) торможения;
  • Нарушение функции вегетативных и регуляторных систем;
  • Исчерпание энергетических резервов и потеря жидкости;
  • Образование и накопление в организме лактата;
  • Микроповреждения мышц.

При возникновении в организме во время мышечной работы биохимических и функциональных сдвигов с различных рецепторов (хеморецепторов, осморецепторов, проприорецепторов и др.) в ЦНС по афферентным (чувствительным) нервам поступают соответствующие сигналы. При достижении значительной глубины этих сдвигов в головном мозге формируется охранительное торможение, распространяющееся на двигательные центры, иннервирующие скелетные мышцы. В результате в мотонейронах уменьшается выработка двигательных импульсов, что в итоге приводит к снижению физической работоспособности.

Субъективно охранительное торможение воспринимается как чувство усталости. Усталость снижается за счет эмоций, действия кофеина или природных адаптогенов. При действии седативных средств, в том числе препаратов брома охранительное торможение возникает раньше, что приводит к ограничению работоспособности.

Утомление может быть связано с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы и желез внутренней секреции. Роль, последних особенно велика при длительных упражнениях (А. А. Виру). Изменения в деятельности этих систем могут вести к нарушениям в регуляции вегетативных функций, энергетического обеспечения мышечной деятельности и т. д.

При выполнении особенно продолжительной физической работы, возможно снижение функции надпочечников. В результате уменьшается выделение в кровь таких гормонов как адреналина, кортикостероидов, вызавающих в организме сдвиги благоприятные для функционирования мышц.

Причиной развития утомления могут служить многие изменения, в деятельности, прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой систем , отвечающих за доставку кислорода и энергетических субстратов к работающим мышцам, а также за удаление из них продуктов обмена. Главное следствие таких изменений — снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человека.

Снижение функциональной активности печени также способствует развитию утомления, поскольку во время мышечной работы в печени протекают такие важные процессы как гликогенез, бета–окисление жирных кислот, кетогенез, глюконеогенез, которые направлены на обеспечение мышц важнейшими источниками энергии: глюкозой и кетоновыми телами. Поэтому для спортивной практики используют гепатопротекторы для улучшение обменных процессов в печени.

Признаки Небольшое физическое утомление Значительное утомление (острое переутомление I степени) Резкое переутомление (острое переутомление II степени)
Дыхание Учащенное (до 22-26/мин на равнине и до 3-6/мин на подъеме) Учащенное (38-46/мин), поверхностное Резкое (более 50-60/мин), учащенное, через рот, пере­ходящее в отдельные вдохи, сменяющееся беспорядоч­ным дыханием
Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое покачива­ние, отставание на марше Резкие покачивания, появ­ление некоординированных движений, отказ от дальней­шего движения
Общий вид, ощущения Обычный Усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи), снижение интереса к окружающему Изможденное выражение лица, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет»), апатия, жалобы на резкую слабость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточное вы­полнение команд, ошибки при пере­мене направления Замедленное, неправильное выполнение команд; воспринимается только громкая команда
Пульс 110—150 уд/мин 160—180 уд/мин 180-200 уд/мин и более

Как известно, выполнение физической работы сопровождается большими энергозатратами, и поэтому при мышечной деятельности происходит быстрое исчерпание энергетических субстратов . Под этим понимается та часть углеводов, жиров и аминокислот, которая может служить источником энергии при выполнении мышечной работы. Такими источиками энергии считается мышечный креатинфосфат , который может полностью использован при интенсивной мышечной работе, большая часть мышечного и печеночного гликогена , часть запасов жира , находящаяся в жировых депо, а также аминокислоты, которые начинают окисляться при очень продолжительных нагрузках. Энергетическим резервом можно считать поддержание в крови во время физической работы необходимого уровня глюкозы.

Рис. 3. Схема изменения содержания глюкозы в крови и гликогена в печени и скелетных мышцах во время длительной работы

Исчерпание энергетических субстратов, ведет к снижению выработки АТФ и снижению баланса АТФ/АДФ. Снижение этого показателя в нервной системе приводит к нарушению формирования и передачи нервных импульсов, в.т.ч. управляющих скелетной мускулатурой. Такое нарушение в функционировании НС является одним из механизмов развития охранительного торможения.

Снижение скорости синтеза АТФ в клетках скелетных мышц и миокарда нарушает сократительную функцию миофибрилл, следствием чего становится снижение мощности выполняемой работы.

Для поддержания энергетических ресурсов при выполнении продолжительной работы (лыжные гонки, марафон и др. шоссейные велогонки) организуется питание на дистанции.

Обильное потоотделение во время длительных спортивных упражнений сопровождается значительной потерей хлоридов и изменением количественного соотношения ионов натрия, калия и кальция, хлора и фосфора в крови и тканях тела, что так же ведет к понижению работоспособности.

Утомление при длительной работе в условиях высокой температуры и высокой влажности окружающей среды может усиливаться в результате перегревания. Это нарушает деятельность центральной нервной системы и может привести к тепловому удару (головная боль, помутнение сознания, а также в тяжелых случаях потеря его).

Фактором, способствующим развитию утомления, является и охлаждение организма.

Молочная кислота в наибольших количествах в организме образуется при выполнении нагрузок субмаксимальной мощности, что существенно влияет на функционирование мышечных клеток.

В условиях повышенной кислотности снижается сократительная способность белков, участвующих в мышечной деятельности. Снижается активность белков-ферментов АТФ-азная активность миозина и активность кальциевой АТФ-азы (кальциевый насос). Изменяются свойства мембранных белков, что приводит к повышению проницаемости биологических мембран.

Лактат приводит к набуханию мышечных клеток, вследствие поступления в них воды что снижает сократительные возможности мышц.

Предполагается, что лактат связывает часть ионов Са и тем самым ухудшает управление процессами сокращения и расслабления мышц, что особенно сказывается на скоростных свойствах мышц.

Таблица 2. Подключение различных механизмов энергообеспечения в зависимости от продолжительности нагрузки максимальной мощности

Продолжительность нагрузки Механизмы энергообеспечения Источники энергии Примечания
1-5 с Анаэробный алактатный (фосфатный) АТФ
6-8 с Анаэробный алактатный (фосфатный) АТФ + КрФ
9-45 с Анаэробный алактатный (фосфатный) + анаэробный лактатный (лактатный) АТФ, КрФ + гликоген Большая выработка лактата
45-120 с Анаэробный лактатный (лактатный) Гликоген По мере увеличения продолжительности нагрузки выработка лактата снижается
120-240 с Аэробный (кислородный) + анаэробный лактатный (лактатный) Гликоген
240-600 с Аэробный Гликоген + жирные кислоты Чем больше доля участия жирных кислот в энергообеспечении нагрузки, тем больше ее продолжительность

Периферическое утомление может быть обусловлено не только метаболическими факторами, но и микроповреждениями мышечных волокон вследствие частых сильных сокращений.

Важно. Полагают, что такие микроповреждения приводят к послетренировочной миалгии — «крипатуре».

Эксцентрические мышечные сокращения приводят к более выраженным микроповреждениям чем концентрические или изометрические.

Определенный вклад в микроповреждении мышц при длительной эксцентрической нагрузке (например бег на длинные дистанции) могут вносить другие факторы:

  • истощение ресурсов,
  • изменения транспорта кальция,
  • и образование активных форм кислорода,
  • перекисным окислением липидов (ПОЛ).

Незначительная часть О2, поступающего в организм из воздуха, превращается в активные формы, называемые свободными радикалами. Свободные радикалы, обладая высокой химической активностью, вызывают окисление белков, липидов и нуклеиновых кислот.

Чаще всего окислению подвергается, липидный слой биологических мембран. Такое окисление называется перекисным окислением липидов (ПОЛ). Предполагают, что к повышению скорости свободно-радикального окисления приводит ацидоз и стрессорные гормоны. Чрезмерная активация ПОЛ негативно влияет на мышечную деятельность.

Так повышаемая проницаемость мембран нервных волокон и саркоплазматического ретикулума миоцитов затрудняет передачу двигательных нервных импульсов и снижает сократительные способности мышцы. Повреждение клеточных цистерн, содержащих ионы кальция, приводит к нарушению функции кальциевого насоса и ухудшения расслабляющих свойств мышц. При повреждении митохондральных мембран снижается эффективность тканевого дыхания.

источник

Дозирование физических нагрузок на уроке

Физическая нагрузка— это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена ниже, в таблице

Признаки Степень утомления
Легкая Значительная Очень большая
Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая, головы и туловища Очень сильная, выступление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение команд
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т. д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Читайте также:  Почему сердце работает на протяжении всей жизни без утомления

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. По указанной причине постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161—175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. Наиболее эффективными и доступными приемами являются:

—изменение количества повторений одного и того же упражнения;

—изменение суммарного количества упражнений;

—изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

—увеличение или уменьшение амплитуды движений;

—варьирование величин внешних отягощений;

—выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

—изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

—изменение длины дистанций в беге, плавании, лыжах;

—проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

—варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

—увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Общая и моторная плотность урока.Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В. Ф. Новосельский, 1989):

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tобщ:

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

—неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

—неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

—излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

—неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 6801 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Принято различать два вида утомления — умственное и физическое. Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться. Физическое — снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.

Небольшое утомление. Жалобы на состояние здоровья. Дыхание учащенное, но ровное. Умеренная потливость и небольшое покраснение кожи. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.

Значительное утомление (переутомление I степени). Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение координации. Восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно.

Резкое переутомление (переутомление II степени). Нарушение координации движений. Жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение или побледнение кожи. Подавленное состояние.

Чтобы не уставать, необходимы правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления I или II степени надо обратиться к учителю или врачу.

Билет №11 Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня (выполнить комплекс упражнений физкультминутки).

Физкультминутка проводится в течение 1—2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3—5 упражнений, повторяемых по 4—6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Вопрос№2 Требования безопасности по окончании занятий по плаванию.

По окончании занятий по плаванию следует:

— при низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько гимнастических упражнений;

— выйдя из воды (на озере, на речке, на море), вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в бассейне, местах организованного купания), вымыться в душевой;

— строго запрещается заходить в бассейн после окончания занятий.

Билет №12 От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?

Гибкостью называется способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений.

Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, причем у мальчиков показатели гибкости ниже, чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12—15 лет. Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость — способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнера и т. п.). Гибкость активная — способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счет напряжения соответствующих собственных мышц. Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления. Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны назад, вперед, в стороны, упражнения с помощью партнера и с захватом (самопринудительно). Все эти упражнения выполняются в одиночку или с партнером. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т. д. Размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить. Примерный набор упражнений для развития гибкости выглядит так.

Для развития рук и плеч: 1. Руки сцепить перед грудью. Выпрямить руки вперед, влево, вправо, поворачивая ладони вперед. 2. Наклоны вперед, руки на спинке стула. Пружинистые покачивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лежа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.

Читайте также:  Почему сердце сокращается без утомления

Для мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге. 2. Наклоны вперед, взяться руками за голени. Пружинистые наклоны вперед, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3. Лежа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания, оттягивая ноги назад.

Для мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками согнутую правую ногу к груди. Затем ноги сменить. 2. Стоя на правой, согнуть левую ногу и подтянуть ее назад. Затем сменить ноги. 3. Махи вперед, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8—16 раз, а весь комплекс 2—3 раза с отдыхом до одной минуты.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1576 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Усталость, утомление, переутомление. Фазы утомления. Типы утомления. Особенности деятельности водителей, способствующие их утомления

Утомление – процесс временного снижения работоспособности, наступающей в результате деятельности. Водитель в состоянии утомления может избежать ошибок даже при внезапном изменении обстановки путем повышения интенсивности внимания и готовности к действиям. Но от водителя потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии, что выражается в учащенном сердцебиении, более глубоком дыхании, избыточной потливости, покраснении кожи лица и т.д. Утомлению обычно предшествует чувство усталости.

Усталость – это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. При тяжелой, но выполняемой с удовольствием работе человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной ему работе.

Утомление, развившееся в течение работы – нормальное состояние организма, которое проходит после отдыха. Если же чувство усталости после ночного сна не проходит, то это свидетельствует о начинающемся переутомлении.

Переутомление – хроническое последствие после нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается. Причина – недостаточный отдых, так как для восстановления нарушений в организме, этого времени Вам недостаточно.

К особенностям трудовой деятельности водителей, способствующих возникновению утомления, следует отнести: неудобное сидение, высокая или низкая температура воздуха в кабине автомобиля, попадание в нее паров бензина и отработавших газов, плохая видимость и недостаточная освещенность дороги в темное время суток, шум, вибрация и др. (появляется сонливость, в дороге необходимо остановить автомобиль).

Необходим своевременный отдых и принятие пищи. Наилучшим методом борьбы с утомлением и переутомлением водителей является рациональный режим их труда и отдыха, обеспечивающий сохранение здоровья и работоспособности на протяжении рабочей смены, недели, месяца и года. Необходимо учитывать состояние водителя и продолжительность отдыха перед началом работы. Установлено, что 60 % водителей с остаточным утомлением до работы засыпает за рулем уже через 3,5 часа работы. Поэтому, если водитель не получит достаточного отдыха перед рейсом, то даже сокращение продолжительности рабочего дня не предотвратит от тяжелых последствий.

Развитие утомления проходит через три фазы:

1. фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;

2. фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы;

3. фазу полного утомления — когда наступает отказ от выполнения работы.

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления зависит от выполняемой работы. В зависимости от деятельности работы имеет место сочетание различных видов утомления. Такого рода деятельности относится работа водителя, при которой элементы физического труда сочетаются с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выраженного эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и является основным фактором, определяющим развитие утомления. Эмоциональное утомление водителя вызвано постоянной готовностью реагировать на различные внезапно возникающие изменения дорожной обстановки. Он должен быть готов выполнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП. В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению автомобилем в очень быстром темпе, близком к пределу его психофизиологических возможностей, что способствует развитию утомления.

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств; чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою собственную безопасность; неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту; частое принятие весьма ответственных решений.

Физическое утомление, связанное с большой физической нагрузкой, нередко возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение продолжительного времени, выполняют большую физическую работу. Иногда водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому развитию физического утомления в пути. Однако у большинства водителей физическое утомление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и однообразия управляющих действий. При работе, связанной с движениями, происходит постоянная смена напряжения и расслабление мышц. Во время расслабления мышцы отдыхают, что сохраняет их работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц при статическом напряжении не только исключает такой отдых, но приводит к недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и недостаточному обеспечению мышц кислородом. В результате физическое утомление развивается быстрее.

При управлении автомобилем статическое напряжение возникает не только в мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водителя немного приподняты, вытянуты вперед и полусогнуты в локтевых суставах. Такое положение постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению мышц кистей, предплечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В результате развивается утомление, которое выражается в мышечной слабости и ослаблении рулевого управления. Водители, чувствуя утомление мышц рук, начинают держать руль одной рукой и периодически менять их. Такое управление, с точки зрения безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на дорогах с интенсивным движением, совершенно недопустимо. Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном состоянии. Такое положение способствует частичному венозному застою и нарушению нормального кровообращения, особенно в стопах и голенях. В результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает его надежность. Для снятия статического напряжения при продолжительных перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15 — 20 мин через каждые 2ч.

Умственное утомление возникает при продолжительной и интенсивной умственной работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками головного мозга. Вес головного мозга составляет 2 —2,5 % от веса тела, а при интенсивной работе нервные клетки расходуют 20 % всех энергетических ресурсов организма. Умственная работа водителя в условиях интенсивного дорожного движения или при движении на больших скоростях выражается в непрерывной оценке быстро меняющейся обстановки и принятии соответствующих решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита времени и в состоянии эмоционального напряжения.[3,4]

источник

Данная таблица адресована учителю физической культуры. Приведенные в ней внешние признаки утомления могут быть использованы для субъективной оценки состояния учащегося на уроке физической культуры. Отдельные критерии могут быть рекомендованы для обучения учащихся приемам самоконтроля во время самостоятельных занятий.

Внешний признак утомления

Выраженное утомление (переутомление)

Побледнение или синюшность

Учащенное, периодические глубокие вдохи и выдохи

Резкое, учащен­ное, поверхно­стное и арит­мичное

Неуверенные движения, покачивания, нечеткое выпол­нение заданий

Дрожание конечностей, частые покачи­вания, отстание в ходьбе от группы

На усталость, боль в мышцах, сердцебиение

На головокру­жение, головную боль, шум в ушах, тошноту, слабость

В отдельных случаях могут быть использованы в процессе занятий с учащимися, которым не противопоказано выполнение отдельных тестов для оценки уровня физической подготовлен­ности. Тесты должны выполняться строго в соответствии с опи­санием, только в этом случае сохраняется их диагностическая ценность.

Тест 1. Прыжок в длину с места. Выполняется в спортив­ном зале.

На полу рисуется разметка: стартовая линия, на расстоянии 80 см от нее через каждый сантиметр рисуются тонкие линии для измерения дальности прыжка до 260 см. Сбоку цифрами обозначается расстояние от 80 до 260 см.

Исходное положение. Стойка ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки внизу, свободно. Носки у стартовой линии.

Выполнение. Приседая отвести руки назад. Разгибая ноги взмах руками вперед-вверх, толчок ногами, полет и, выбрасывая ноги веред, приземление на обе ноги. Перед выполнением дается установка на индивидуальный максимум.

Измерение. Дальность прыжка определяется расстоянием от стартовой линии до отметки приземления, расположенной ближе к стартовой линии.

Требования безопасности. Упражнение выполняют на полу в обуви, обеспечивающей плотное сцепление с полом при оттал­кивании. Под пятки рекомендуется подложить войлочную про­кладку. При потере равновесия и падении назад после призем­ления не подставлять руки за спину. Для смягчения падения назад тестируемых необходимо научить мягкому перекату назад из упора присев.

Тест 2. Наклон вперед. Выполняется в зале, без обуви.

Исходное положение. Тестируемый садится на пол на линии ОС (рис. 1) со стороны знака «-» (минус), пятки на ширине таза упираются в упоры для ног, стопы вертикально. Два парт­нера прижимают его колени к полу, не дают согнуть ноги.

Выполнение и измерение. Тестируемый кладет руки на пол, выполняет два предварительных наклона, скользя руками по линии CD. На третьем наклоне максимально сгибается в тазо­бедренном суставе и в этом положении задерживается 3 с. Ре-

Рис. 1. Разметка для выполнения упражнения «Наклон вперед»

зультат измеряют по отметке, достигнутой кончиками средних пальцев ровно сомкнутых рук со знаком минус («-») на ли­нии ОС и со знаком плюс («+») на линии OD.

Во время измерения требовать максимального наклона и добиваться, чтобы стопы удерживались вертикально, ноги в коленях не сгибались, указательные и большие пальцы рук были ровно сомкнуты.

Требования безопасности: перед измерением растянуть зад­нюю поверхность бедра, выполнив для этого несколько глубоких наклонов стоя, а затем сидя.

Тест 3. Челночный бег 4x9 м. Выполняется в зале одно­временно двумя тестируемыми.

Исходное положение. По команде «Приготовиться!» тестируе­мые заходят в полукруг радиусом 0,5 м со стороны «Старт— финиш» (рис. 2). В другой полукруг, на расстоянии 9 м, вплот­ную к линии кладут два бруска 50x50x100 мм на расстоянии 100 мм друг от друга. По команде «На старт!» учащиеся ставят одну ногу вперед вплотную к линии старта, не наступая на нее, вторую — назад в пределах полукруга, не выходя за него. По команде «Внимание!» принимают положение высокого старта.

Читайте также:  Почему сердце работает всю жизнь без заметного утомления

Выполнение. По команде «Марш!» тестируемый бежит к про­тивоположному полукругу. Подбежав к нему, берет один брусок

(не затронув второй), поворачивается и бежит обратно. Подбежав к полукругу «Старт—финиш», кладет в него брусок (бросать нельзя!), поворачивается и бежит за оставшимся бруском. Под­бежав к полукругу берет второй брусок, поворачивается и бежит к линии «Старт—финиш» и, не снижая скорости, пересекает ее.

Измерение. Время каждого тестируемого засекается отдель­ным секундомером. По команде «Марш!» секундомеры включа­ются одновременно. При пересечении линии финиша со вторым бруском секундомеры выключают одновременно с пересечением тестируемым воображаемой вертикальной плоскости финиша.

Перед выполнением упражнения тестируемого необходимо научить технически правильно, максимально быстро и экономно выполнять челночный бег: особое внимание надо обратить на обучение положению высокого старта, правильному уходу с него, быстрой остановке перед тем, как взять или положить брусок. Перед бегом тестируемого надо настроить на достижение макси­мально возможного результата.

Требования безопасности. Забегу должна предшествовать разминка. Бежать надо босиком или в обуви, обеспечивающей хорошее сцепление с полом. После того как тестируемый побе­жал за вторым бруском, первый брусок во избежание травмы следует немедленно убрать из полукруга «Старт—финиш».

Тесты по выбору (выбирается только один тест из № 4, 5, 6, 7).

Тест 4. Подтягивание (м). Выполняется на высокой перекла­дине в зале, без обуви.

Оборудование. Перекладина высокая. Стул. Маты под пере­кладиной на всю ее длину. Ящик с алебастром или магнезией. Наждачная бумага или ветошка для протирания перекладины.

Исходное положение. Вис хватом сверху.

Выполнение. Тестируемый подтягивается до перехода подбо­родком перекладины, без пауз для отдыха, раскачиваний и сги­бания ног в коленях. Тело прямое, ноги сомкнуты. При нару­шении этих требований тест прекращается.

Измерение. Засчитывают количество полных подтягиваний, выполненных в соответствии с изложенными требованиями. Во время измерений требовать максимально возможное количество подтягиваний.

Требования безопасности. Проверить надежность крепления перекладины, обеспечить страховку при подтягивании и при­землении.

Тест 5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выпол­няется в зале. Мальчики выполняют тест в упоре лежа на полу, девочки — в упоре лежа на гимнастической скамейке. Мальчики в возрасте 7—10 лет также выполняют тест в упоре лежа на гимнастической скамейке.

Выполнение. Упражнение выполняется «до отказа» с прямым телом. При сгибании рук тестируемые касаются грудью пола (гимнастической скамейки). При невозможности соблюдать эти требования тест прекращается.

Измерение. Засчитывается количество повторений упражне­ния «до отказа» или до невозможности соблюдать описание теста.

Тест 6. Поднимание туловища из положения лежа на спи­не, руки скрестно перед грудью (д). Выполняется в зале.

Исходное положение. Лежа на спине ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки скрестно перед грудью, кистями обхва­тить середину анатомического плеча. Партнер удерживает ноги за голеностопный сустав.

Выполнение. Поднять туловище, локтями коснуться колен. После этого опуститься в исходное положение до касания ло­патками пола. Упражнение выполнять в течение 1 мин. Мальчи­ки и девочки в возрасте 7—10 лет выполняют тест в течение 30 с.

Измерение. Засчитывается количество полных циклов, вы­полненных за 1 мин и за 30 с (соответственно), включающих поднимание туловища с касанием локтями колен и опускание до касания пола лопатками. Подсчет количества полных циклов ведут одновременно выполняющий упражнение и его партнер.

Перед измерением давать установку на выполнение макси­мально возможного количества повторений за 1 мин и за 30 с (соответственно). Во время выполнения не допускать отодвига­ния таза от пяток, добиваться опускания на лопатки, касания локтями колен.

Требования безопасности. Упражнение выполнять на жест­кой, не скользящей подстилке (ворсолан, тонкий поролоновый коврик, татами, войлок и им подобные). На гимнастических поролоновых матах принимать норматив не следует.

Тест 7. Вис на согнутых руках. Выполняется на высокой перекладине, в зале, босиком.

Оборудование. Перекладина высокая. Стул. Маты под пере­кладиной на всю ее длину. Ящик с алебастром или магнезией. Наждачная бумага или ветошка для протирания перекладины.

Инструкция тестирующего. «Примите положение виса хва­том сверху, руки на ширине плеч. Перекладину обхватите че­тырьмя пальцами сверху и большим — снизу. Я помогу вам принять положение в висе на согнутых руках, так чтобы под­бородок был выше перекладины, но не касался ее никогда. В этом положении вам необходимо удержать себя как можно дольше, сколько сможете. Тест прекращается по моей команде, после того как вы опуститесь до положения, когда перекладина будет на уровне глаз». После инструкции тест сразу же выпол­няется, без пробных попыток.

Измерение. После оказания помощи тестируемому в момент, когда он готов к тесту, тестирующий отпускает его и одновре­менно включает секундомер. Секундомер выключают в момент, когда перекладина оказалась на уровне глаз. Выполняется толь­ко одна попытка.

Ошибки выполнения. Неправильный хват руками (широко, узко, хват снизу), колебания туловища.

Требования к тестирующему. Помогите испытуемому при­нять правильное положение в висе на согнутых руках («подса­дите»), страхуйте его, во время выполнения теста не говорите ему время удержания. Результат в протоколе записывайте в секундах.

Тест 8. Бег 30 м. Выполняется на стадионе с высокого стар­та в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике одновременно двумя тестируемыми. Время каждого фиксирует­ся отдельным секундомером.

Тест 9. Шестиминутный бег. Выполняется на дорожке ста­диона, которую предварительно размечают: через каждые 20 м ставят таблички с указанием метража (20, 40, 60, 80 и т. д.).

Разметку можно нарисовать краской или мелом прямо на дорожке, если она асфальтирована.

Исходное положение. По команде «На старт!» тестируемые занимают исходное положение на линии старта. По команде «Марш!» начинают бег.

Выполнение. Бег продолжается 6 мин. Каждый тестируемый стремится пробежать за это время как можно большее расстоя-

ние. Для этого необходимо правильно рассчитать свои силы. В забеге не следует выпускать на дистанцию более 10—12 че­ловек.

Измерение. Для фиксирования результатов тестируемые де­лятся попарно на равные подгруппы для взаимного контроля. Когда один из пары бежит, второй считает количество кругов, пройденных партнером. Кроме этого каждый бегущий сам счи­тает пройденные круги. За 10—15 с до окончания бега тести­рующий подает условный сигнал. Например: «Внимание! До кон­ца бега осталось 15 секунд». После него бегущие и их контро­леры начинают обращать внимание на разметку. По сигналу «Время!» (или «Финиш») бегущие и контролеры запоминают число, возле которого оказался бегущий во время сигнала. Затем они сообщают тестирующему количество полных кругов, про­деланных бегуном за 6 мин, и это число. Допустимая точность измерения — 10 м. Тестирующий пересчитывает пройденные круги в метры. Например: длина дорожки 240 м, тестируе­мый пробежал 6 полных кругов, сигнал застал его между от­метками «40» и «60»; расстояние, которое он пробежал, равно: (240 • 6 м) + 50 м = 1490 м.

источник

Обычно под утомлением понимают уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, имеющее временный характер. Если оно возникает при умственной деятельности, то говорят об умственном утомлении, а если при физической работе — о физическом утомлении. Иными словами утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности, может возникнуть при любом виде деятельности, как при умственной, так и при физической работе.

Состояние утомления проявляется в изменении физиологических процессов, в снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса. Психологи отмечают, что при развитии утомления у человека появляется особое состояние психики, которое называется утомляемостью — субъективное отражение возникающих в организме процессов, приводящих к утомлению. Так, например, возникает чувство слабосилия. Оно появляется задолго до снижения производительности труда и заключается в том, что возникает переживание особого тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу. При этом возникает расстройство внимания — при развитии утомления человек легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, у него появляются хаотическая подвижность, неустойчивость. Возникают расстройства в сенсорной области — при утомлении изменяется работа рецепторов, например, возникает зрительное утомление — снижается способность перерабатывать информацию, идущую через зрительный анализатор; при продолжительной ручной работе снижается тактильная и кинестетическая чувствительность. Возникают нарушения в моторной сфере: происходит замедление движений, появляются торопливость движений, расстройства ритма, ослабление точности и координированности движений, деавтоматизация движений. Наблюдаются дефекты памяти и мышления, ослабляются воля, решительность, выдержка, самоконтроль. При сильном утомлении появляется сонливость. Выраженность изменений зависит от глубины утомления. Например, при слабом утомлении существенных изменений в психическом статусе почти нет, а при переутомлении все эти изменения крайне выражены.

В связи с изменением психического состояния ряд психофизиологов предлагает выделять 3 стадии утомления:

  • 1-я стадия: При ней проявление чувства усталости незначительно, производительность труда не снижена.
  • 2-я стадия — характеризуется значительным снижением производительности труда и выраженными психическими изменениями.
  • 3-я стадия, которую некоторые исследователи расценивают как острое переутомление, сопровождается выраженным переживанием утомления.

Определяют несколько степеней утомления: первичное утомление, которое развивается достаточно быстро, в начале рабочей смены и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков; оно преодолимо в процессе работы, в результате чего возникает «второе дыхание» — значительное повышение работоспособности. Вторичное, или медленно развивающееся утомление — собственно утомление, которое возникает примерно спустя 2,5-3 часа от начала рабочей смены, а для его снятия необходим отдых.

Переутомление, или хроническое утомление — еще один вид утомления. Оно обусловлено отсутствием надлежащего отдыха между рабочими днями, рассматривается как патологическое состояние. Проявляется общим падением производительности труда, увеличением заболеваемости, замедлением роста культурно-технического уровня и квалификации работающего; снижением творческой активности и умственной работоспособности, изменением в деятельности сердечнососудистой системы. Согласно К.К. Платонову выделяют четыре степени переутомления начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое, каждая из которых требует соответствующих методов борьбы. Так, для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени переутомления необходимо дождаться отпуска и эффективно использовать его. При выраженном переутомлении необходим срочный отдых, лучше — организованный. При тяжелой степени переутомления необходимо лечение.

источник