Меню Рубрики

Стресс и утомление в труде

Неблагоприятные функциональные состояния снижают работоспособность человека и, соответственно, продуктивность труда. Поэтому для поддержания оптимальной работоспособности важно знать виды неблагоприятных состояний, причины их возникновения и пути преодоления.

К числу наиболее распространенных неблагоприятных функциональных состояний относят, прежде всего, утомление, возникающее в результате интенсивной и продолжительной работы.

Признаками утомления являются:

· ухудшение работы тех функциональных систем, которые испытывают максимальную нагрузку; соответственно выделяют двигательное (ухудшается, прежде всего, координация движений), сенсорное (зрительное, слуховое и др., в которых нарушаются действия по приему и переработке информации), умственное (нарушаются, в первую очередь, функции мышления и памяти), позотоническое, вызванное гиподинамией, например, длительным сидением за столом;

· появление симптомов физиологического дискомфорта (слабости, болей, неприятных ощущений в различных частях тела);

· проявление отрицательных эмоций (раздражительность, апатичность, чувство бессилия, иногда агрессивность); работа становится неприятной, доминирует желание отдохнуть;

· ухудшение внимания, что приводит к увеличению числа допускаемых ошибок.

В процессе развития утомления можно выделить несколько стадий. На начальной стадии компенсируемого утомления продуктивность труда остается высокой за счет привлечения вспомогательных средств, например, более рациональных приемов выполнения трудовых операций, мобилизации волевых усилий.

Постепенно возможности компенсации исчерпываются, начинает развиваться некомпенсируемое утомление, или стадия декомпенсации. В это время происходит заметное ухудшение количественных и качественных показателей выполнения трудовой деятельности. Дальнейшее продолжение работы может привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма (обморокам, коллапсоидным состояниям и пр.).

Различают острое, развивающееся в течение одного трудового дня, и хроническое утомление. Крайней формой развития хронического утомления является переутомление. Характерными признаками этого состояния являются:

· резкое ухудшение показателей труда;

· затруднение в выполнении привычных, легких заданий, повседневных обязанностей;

· резкое ухудшение памяти, невозможность длительно концентрировать внимание на предмете деятельности, даже прилагая значительные волевые усилия;

· депрессия, раздражительность, затруднительным становится общение с коллегами по работе, близкими людьми.

При появлении подобных признаков наряду с обращением к врачу необходимо тщательно проанализировать режим труда и отдыха, ввести в него проведение интенсивных восстановительных процедур (общеукреплящей и дыхательной гимнастики, релаксации, аутотренинга и пр.).

Для профилактики состояний острого и хронического утомления особое значение имеют подбор соответствующего режима работы, периоды активного и пассивного отдыха, в рамках которых выделены и распределены трудовые нагрузки, предусмотрены микроперерывы для активного отдыха. Так, при интенсивных зрительных нагрузках целесообразно и во время трудовой деятельности ввести короткие микроперерывы для выполнения простых упражнений, во время которых необходимо посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, сделать несколько поворотов глазными яблоками, 20-30 секунд посидеть спокойно, с закрытыми глазами.

По внешним признакам на утомление похоже и другое неблагоприятное функциональное состояние — монотония. Для монотонии также характерно ухудшение количественных и качественных показателей продуктивности (уменьшение скорости работы, увеличение числа ошибок), появление неприятных эмоций. Однако причины возникновения данного состояния иные.

Состояние монотонии развивается вследствие однообразной или неинтересной работы, частого повторения стереотипных действий, содержательной бедности и, значит, малой привлекательности выполняемых заданий, отсутствия разнообразия в окружающей обстановке (приглушенная освещенность помещения; однообразный, монотонный шум).

· снижение тонуса, уменьшение энергозатрат организма;

· затруднение в восприятии и переработке новой информации;

· отключение внимания, осуществление действий в автоматическом режиме;

· преобладание чувства апатии, скуки, сонливости; доминирует желание прекратить данный вид деятельности, переключиться на более интересное занятие.

Состояние монотонии опасно тем, что в условиях уменьшения сознательного контроля за поведением человек теряет возможность быстро реагировать на изменившиеся условия, что может привести к аварийной ситуации, травматизму.

Для преодоления состояния монотонии необходимо обогащение содержательной стороны трудовой деятельности, что предполагает:

· обеспечение осознания важности, необходимости работы, возможности видеть ее результаты;

· объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные, разнообразные по содержанию;

· специально подобранный режим трудовой деятельности, чередование видов трудовых операций, изменение ритма работы, введение дополнительного перерыва;

· введение различных активизирующих влияний, например, функциональной музыки.

При этом желательно учесть, что у взрослого человека период «привыкания» к выполнению однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 минут, после чего происходит выраженное падение работоспособности.

Следует отметить, что в ситуации однообразной деятельности может сформироваться полярное монотонии по проявлениям состояние психического насыщения, отличающееся резко выраженным эмоциональным неприятием ситуации, аффективной формой разрядки накопившейся неудовлетворенности работой.

В процессе трудовой деятельности под действием чрезмерно сильных, представляющих угрозу для нормальной жизнедеятельности человека событий, может возникнуть такое неблагоприятное функциональное состояние, как стресс. При этом происходит мобилизация защитных сил организма, чтобы найти выход из экстремальной ситуации. До тех пор пока такой способ не найден, организм работает в режиме сверхзатрат. Продолжительные, частые стрессы могут привести к исчерпыванию энергоресурсов организма, к развитию целого ряда физических и даже технических заболеваний.

Выделяют физиологический и психологический стресс в зависимости от причины стресса.

Физиологический стресс вызывают простые физические воздействия, например, сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

Условиями противодействия физиологическому стрессу являются совершенствование технологии различных производств, культуры труда, а также специальная тренировка в подготовке к специфическим видам стресса (например, у космонавтов, водолазов).

Психологический стресс может возникнуть в условиях неожиданного изменения задания, отсутствия необходимой подготовки, дефицита времени или информации. Экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению, оценкой его сложности, осознанием высокой значимости выполняемой работы и личной ответственности за достижение успеха.

Если, исчерпав психические ресурсы, человек не может добиться успеха, говорят о состоянии дистресса, который проявляется в дезорганизации процесса трудовой деятельности. При этом выделяют 2 формы дистресса. Одна из них, тормозная, характеризуется замедленностью двигательной активности, ее заторможенностью, затруднениями в восприятии новой информации, неспособностью выполнить простые умственные действия, нарушением навыков письма, чтения, счета, невозможностью переключить внимание.

Другая, импульсивная форма эмоциональной напряженности проявляется в хаотичной, неупорядоченной активности, стремлении выполнить одновременно несколько различных дел, невозможности долго сосредоточиться на одном из них; крайней неуравновешенности настроения, возбуждении, нервозности.

Следует учесть, что у разных людей отмечается склонность к одной из форм реагирования, которая может проявляться и в смягченной форме.

Р.М. Грановская выделяет некоторые приемы управления своими эмоциями и выхода из стресса:

· переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задачи и тактических приемах;

· предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, что уменьшает шанс получить неблагоприятное решение;

· разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;

· переключение на другие, не менее важные виды деятельности; при этом новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связанный со стрессом;

· в случае поражения общая переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», понижение субъективной значимости события;

· использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например, в компьютерных играх.

Большое влияние на снижение эффективности трудовой деятельности может оказать профессиональное (эмоциональное) «выгорание», которое особенно сильно проявляется в профессиях типа «человек — человек». Профессиональное «выгорание» проявляется в эмоциональном истощении — чувстве опустошенности, исчерпанности эмоциональных ресурсов, деперсонализации, связанной с возникновением равнодушного, негативного или даже циничного отношения к окружающим, профессиональном редуцировании достижений, которое проявляется в постоянном недовольстве собой, негативном восприятии себя как профессионала, чувстве некомпетентности, безразличии к работе.

Как отмечает Е.П. Ильин, быстрота «выгорания» зависит как от личностных особенностей (необщительность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, высокая эмпатия и реактивность), так и от производственных факторов, которые приводят к оценке работником своей работы как незначимой, неудовлетворенности профессиональным ростом; переживанию недостатка самостоятельности, излишнего контроля; ролевой неопределенности вследствие нечетких к нему требований; недогрузке или перегрузке трудовыми обязанностями (последнее порождает чувство собственной ненужности).

С целью предотвращения «выгорания» следует проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния, развивать положительное отношение к труду через систему соответствующего стимулирования, а также способствовать овладению работником навыками саморегуляции психической деятельности.

Среди наиболее распространенных в последнее время и получивших научное обоснование способов регуляции и управления собственным состоянием выделяют нервно-мышечную релаксацию и аутогенную тренировку.

Методика нервно-мышечной релаксации предполагает снятие эмоционального напряжения путем мышечного расслабления в различных участках тела.

Особенностью предлагаемых в данной методике упражнений является контрастное чередование сильного сокращения и полного расслабления определенной группы мышц.

Последовательное выполнение упражнений за 15-20 минут позволяет добиться полного расслабления всего тела, а поскольку между нервным и мышечным напряжением существует взаимосвязь, то и снятия неприятных эмоциональных переживаний.

Занятия необходимо проводить в спокойном месте с приглушенным освещением, сидя в кресле в удобной позе. Каждое упражнение желательно выполнять дважды, в течение 3-5 секунд каждое. При возникновении неприятных болевых ощущений следует снизить степень произвольного сокращения или отказаться от упражнения. Вдох желательно производить во время напряжения, выдох — во время расслабления мышц.

Для этого выполняют специальные активизирующие упражнения: энергичные вдохи и выдохи, на фоне которых по счету от 10 до 1 слегка напрягаются основные участки тела. После релаксации в этом случае полезно выполнить несколько простых гимнастических упражнений, по возможности сопровождаемых музыкой.

Методика аутогенной тренировки основана на самовнушении, на установлении связей между определенными формулами самовнушения и изменением состояния разных органов и функций, их расслаблении, нормализации деятельности.

Основные формулы самовнушения усваиваются в шести стандартных упражнениях.

Первое стандартное упражнение вызывает ощущение тяжести: «Моя правая (у левшей — левая) рука тяжелая. » Второе стандартное упражнение направлено на расширение кровеносных сосудов путем самовнушения тепла: «Моя правая (левая) рука теплая. » Третье упражнение регулирует ритм сердечной деятельности: «Мое сердце бьется ровно и спокойно. » Следующее упражнение предназначено для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно. » Пятое упражнение влияет на органы брюшной полости: «Мое солнечное сплетение излучает тепло». Заключительное упражнение способствует снятию нервного напряжения и повышению умственной работоспособности: «Мой лоб приятно прохладен. «

В занятия, основанные на использовании методики аутотренинга, включается также овладение специальными формулами — самоприказами, направленными на активизацию состояния, возникновение ощущения бодрости, энергичности, готовности приступить к работе. Такие формулы применяются при необходимости управления своим состоянием в случаях мобилизации усилий, выдержки.

Следует учесть при этом, что методы воздействия на человека имеют свою специфику, поэтому на первых порах приобщения к аутотренингу желательно прибегнуть к помощи специалистов соответствующего профиля (психологов, психотерапевтов).

источник

В качестве примеров традиционно исследуемых видов функциональных состояний следует назвать утомление, монотонию, напряженность и различные формы стресса.

Наиболее существенными для выявления специфики функционального состояния являются показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно — сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и др. систем.

Для разных состояний характерны определенные сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы.

Состояние человека невозможно представить в виде простого изменения в функционировании какой-либо одной системы организма. Оно является сложной системной реакцией индивида.

Так, например, для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы. При воздействии интенсивной и продолжительной нагрузки увеличиваются энергетические потребности организма, что неизбежно приводит к увеличению скорости и объема кровотока. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Необходимые для выполнения работы скорость и объем кровотока в течение некоторого времени могут поддерживаться за счет возрастания частоты сокращений и повышения тонуса сосудов. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений, повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении, а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними.

Попытки описания, а тем более оценки функционального состояния человека вообще, безотносительно к тому виду реальной деятельности, в процессе которой оно возникает и эффективность которой определяет, не может привести к успеху. Главным критерием, на основании которого выводы относительно изменения функционального состояния можно считать правомерными, является снижение или повышение эффективности выполнения отдельных действий или всего трудового процесса. Критически важными при этом оказываются не только выраженные изменения в количественных показателях производительности труда, но и качественные изменения в характере и способах выполнения работы.

Между определением функционального состояния и главным критерием его оценки — т.е. эффективностью деятельности пользователя — имеется определенное противоречие. Оно состоит в богатстве и многообразии включаемых в функциональное состояние психических и физиологических процессов и относительной скудности и односторонности главного критерия его оценки. Конечно, лабораторный эксперимент позволяет использовать для диагностики функционального состояния большое число дополнительных аппаратных методик: электрокардиографию, электроэнцефалографию, миограммы и т.п. Однако, практика компьютеризации вынуждает отказаться от громоздких лабораторных методов. В то же время остро ощущается необходимость в надежных методах измерения не только эффективности деятельности пользователя, но и психологических и психофизиологических причин ее изменений.

Читайте также:  Активный отдых как средство восстановления организма при утомлении

Показано, что ухудшение функционального состояния пользователя компьютера в значительной мере определяется сбоями в когнитивной (познавательной) сфере человека. Нарушаются некоторые процессы переработки зрительной информации: увеличивается инерционность следа памяти, затрудняется его кодирование в кратковременной памяти, ухудшается доступ в долговременную память, нарушаются семантические преобразования. Для того чтобы не допускать все эти нарушения, их надо своевременно выявлять. Если этого удастся достигнуть, откроется новая страница в разработке так называемых адаптивных пользовательских интерфейсов, изменяющих режим работы в зависимости от функционального состояния пользователя.

Виды функциональных состояний человека

Исходным представлением для большинства современных исследователей является идея о существовании некоторого упорядочения множества состояний. Изменения состояния человека могут быть представлены в виде подвижной точки внутри этого множества. Однако его содержание описывается с помощью разных понятий, разрабатываемых на основе конкретных аспектов изучения проблемы.

В физиологических исследованиях анализ функциональных состояний чаще всего ведется в терминах теории активации. В наиболее общем смысле под АКТИВАЦИЕЙ понимается степень энергетической мобилизации, необходимой для реализации того или иного поведенческого акта.

Своим успехом понятие активации обязано, прежде всего, активационной теории и данным относительно деятельности неспецифического образования головного мозга — ретикулярной формации. Ее функционирование непосредственно определяет уровень активированности различных физиологических систем организма и, следовательно, играет ведущую роль в регуляции функциональных состояний.

Традиционным стало изучение динамики работоспособности и утомления. Чаще всего встречается определение утомления как временного снижения работоспособности под влиянием нагрузки. При этом принципиально различны физическое и умственное утомление, утомление острое и хроническое.

Существует проблема различения утомления и других состояний, также связанных с динамикой работоспособности. Так, выделяются три близких, но не тождественных состояния, приводящих к снижению эффективности работы — утомление, монотония и психическое пресыщение. Если утомление можно охарактеризовать как естественную, связанную с нарастанием напряжения реакцию, прежде всего, на продолжительность выполняемой работы, то два других состояния являются следствиями однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.п.).

Различия между этими состояниями проявляются как в поведении, так и в характере субъективных переживаний, им сопутствующих. Для монотонии основной тенденцией в сдвигах наблюдаемых параметров является постепенное снижение активности протекания соответствующих процессов. Для утомления, напротив, характерно нарастание напряженности в деятельности различных систем и рост рассогласования между отдельными показателями.

В зависимости от типа нагрузки выделяются различные виды утомления, в наиболее общем виде — умственное и физическое. Если для первого характерным являются изменения в сенсомоторной сфере и сопутствующие им субъективные ощущения, то второму типу в большей степени присущи симптомы психического истощения, в первую очередь сдвиги в восприятии, памяти, внимании и мышлении.

В течение много лет ученые стремятся определить и по возможности измерить утомление вследствие различных факторов производственной среды. Имеется большое число исследований, описывающих причинные связи утомления человека и особенностей его труда и производственной среды. Некоторым удалось описать практические ситуации связи утомления и индивидуального поведения в труде. Однако полной системы связей между отдельными аспектами трудовой деятельности и производственной средой пока не создано.

Большинство методов исследования идут в двух направлениях: изучение объективных показателей деятельности в ответ на определенные задания и профессиональные ситуации, и изучение субъективных показателей.

Объективные методы выделяют составные части трудового задания и описывают «человеческий фактор» на каждой фазе или компоненте задания. Эти методы могут соответствовать задаче изучения утомления в том случае, когда компоненты утомления определены точно, и имеется масштаб, в соответствии с которым измерение интенсивности утомления возможно. Однако, и в определении этого масштаба еще достаточно проблем и, прежде всего, когда сами исследователи пытаются выделить внешние, объективные величины, связанные с утомлением.

Следует сказать, что человек в состоянии самостоятельно, «изнутри» описать характер и интенсивность собственного утомления. Это используется в субъективных методах. От испытуемого требуют описать собственное состояние, опираясь на вопросники. Первая проблема состоит в том, чтобы правильно формулировать вопросы. Для этого нужны ясные представления о компонентах производственной нагрузки. Кроме того, вопросы должны быть понятны, однозначны и точны настолько, чтобы они помогали работнику ясно оформить свое мнение.

Техника субъективного опроса используется достаточно часто во многих отраслях. Тем не менее, не существует единого опросника, способного надежно сравнить степени нагрузки и утомления в различных видах труда. Невозможно пока сравнительное изучение различий в утомлении при выполнении одного и того же трудового задания разными способами; например, при новом способе организации деятельности или при внедрении технических новшеств.

Каждый человек имеет в соответствии со своей физической и психической конституцией определенные возможности и границы в производительности. И если не принимать во внимание эти возможности и границы наряду с организационными и техническими аспектами труда, то возникает феномен перенапряжения и переутомления. Каждый из нас по-разному реагирует на изменения в организационной и технической структуре труда. Любое новшество может влиять по-разному на разных людей. Многое зависит и от отношения к труду, его престижности, а также от личной мотивации работающего.

Когда анализируют напряженность в конкретном виде труда, прежде всего, пытаются выяснить, какие личностные, профессиональные или внешние факторы и в какой мере несут за это ответственность. Только после этого возможны обоснованные предположения, способные оптимизировать работу.

Сначала пытаются установить вид испытываемого человеком утомления, затем степень утомления и способ влияния утомления на трудовое задание, а также обстоятельства, в большей или меньшей степени способствующие развитию утомления. Кроме того, важно изучение личности работника и его отношения к делу.

Объективные и субъективные реакции человека отчетливо проявляются в трех аспектах:

    в индивидуальном опыте, т.е. в личном мнении, субъективных высказываниях;
  • в величине и изменениях продуктивности труда (в изменении числа ошибок, величине производительности и ее стабильности);
  • в физиологических реакциях; например, ЭЭГ-активности, частоте дыхания, пульса и т.п.
  • Сначала исследователи пытались выделить критерии физического и психического утомления, основываясь на этих трех категориях реакций. При этом проблема состояла в том, что не существовало достаточно надежного и качественного метода общего описания этих реакций. А потребность в таком методе росла пропорционально тому, как выяснялось, что многие ситуации падения производительности и даже отказы неразрывно связаны именно с психологическими аспектами труда.

    источник

    Объективные, закономерные, типичные для большинства про­фессионалов процессы снижения возможностей организма рабо­тающего человека осуществлять трудовые функции по мере уве­личения длительности работы принято обозначать термином «утом­ление». Характеристика самой трудовой деятельности и ее усло­вий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда обозначается термином «утомительность». Подвер­женность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности называется утомляемостью. Субъективное переживание работником развития состояния утомления получило название «усталость».

    · В пределах физиологической нормы;

    Состояние утомления в труде является разновидностью обра­тимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.

    Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления ра­ботоспособности. Нормальное утомлениеразвивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. В том случае, если чело­век выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, разви­вается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

    В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколь­ко недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечи­вают и человек продолжает интенсивно работать, развивается пе­реутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения. К. К. Платонов выделил четыре степени пе­реутомления.

    На поздних этапах выраженное утомление проявляется в об­щих симптомах, встречающихся в самых разных видах труда неза­висимо от его функционального содержания. Феноменология об­щего утомления включает следующие признаки: снижается ла­бильность процессов центральной нервной системы (ЦНС), ухуд­шается самочувствие, снижается уровень активности, притупля­ется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латен­тный период реакций, снижается чувствительность всех анализа­торов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнемические процессы.

    Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симп­томами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомле­ние физическое, эмоциональное, утомление когнитивных функ­ций. Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физи­ческая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь систе­мы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сбор­щицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения; у телеграфиста, зву­кооператора, телефонистки в первую очередь нагружены слуховой анализатор и оперативная память; труд учителя средней школы ежедневно требует напряженного функционирования голосового аппарата и эмоционально-волевой регуляции своего состояния.

    До сих пор не утихли споры о природе явлений утомления. Сосуществуют разные концепции, а именно:

    а) теории, в кото­рых подчеркивается роль местных периферических явлений, раз­вивающихся при утомлении в наиболее нагруженных органах и системах субъекта труда (примером могут служить идеи о роли молочной кислоты и других продуктов обмена в работающих мышцах);

    б) утверждается, что ведущее значение при утомлении име­ют явления торможения в ЦНС (И. М. Сеченов);

    в) подчеркивает­ся значение адаптационно-трофических воздействий вегетативной нервной системы и гуморальных влияний — гормонов, биохими­ческих составляющих тканей и жидкостей при утомлении (Л. А. Орбели, К.Х. Кекчеев и др.).

    Подтверждением важной роли нервной системы (коры больших полушарий мозга, а также вегетативной нервной системы) в явлениях утомления могут служить эксперименты, проведенные в 30-х гг. Д. И. Шатенштейном (1939). В его опытах испытуемые вводились в состояние гипноза и им предлагались объективно легкая работа (перенос на небольшое расстояние пустой ур­ны) и объективно относительно тяжелая физическая работа — удерживание и перенос груза массой около 10 кг на небольшое расстояние). Испытуемым последовательно внушалось, что пустаякорзина является очень тяжелой, а тяжелый груз — якобылегким. При выполнении задания производились измерения затраченной энергии испытуемыми с помощью метода газообмена, фиксировались частота сердечных сокращений и частота дыхания, а также проводилось наблюдение за внешним видом испытуемых, мимикой. В результате экспериментов было установлено, что физиологические реакции, сопровождающие выполнение заданий, были адекватны внушенной задаче, а не задаче, реально выполняемой испытуемым. Организм человека подстраивался на выполнение работы в связи с командами из ЦНС, а не органов периферии тела, выполняющих определенную мышечную работу. Оказалось, что «момент наступления утомления не зависит не только от того, какое количество работы фактически выполнено испытуемым, но и от того, каково соотношение периодов фактической работы и периодов отдыха.

    Ученый предложил рассматривать явления утомления в контексте понимания места и роли ЦНС в деятельности различных частей организма. Эта роль понималась ими не только как общая координация. ЦНС, по его мнению, «меняет состояние органов и тканей, их функциональные свойства, их реактивность, установкана определенный уровень деятельности в соответствии с изменением своего состояния». Такое понимание близко физиологическому понятию лабильности Введенского —Ухтомского. Но Шатенштейн не отождествлял явление утомления только с уменьшением лабильности нервных центров, для него базовым оказа­лось представление об установке органов и тканей на определен­ный уровень деятельности, меняющейся под воздействием гуморальных влияний, и о воздействии нервных импульсов со стороны не только ЦНС, но и вегетативной нервной системы.

    А. Б.Леонова и В.И.Медведев (1981) предложили рассматри­вать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом

    На морфофизиологическом уровнесубъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процес­сов активации в организме, нейродинамические свойства. В про­цессе работы организм человека может испытывать неблагопри­ятные воздействия со стороны факторов производственной сре­ды, к которым относятся: температура, влажность и скорость дви­жения воздуха (микроклимат); атмосферное давление; шум, виб­рация, излучения — электромагнитное, инфракрасное и пр.; па­раметры освещения рабочего места; временной режим работы; контакт с ядами, пыль; контакт с микроорганизмами. Эти воз­действия (если их интенсивность превышает допустимые величи­ны) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания отно­сительного постоянства внутренней среды организма и функции жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

    При анализе работоспособности субъекта труда на психологи­ческом уровнеобсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение тру­довых задач (временной режим труда и отдыха, рабочая поза, функциональные особенности трудовой нагрузки). При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических про­цессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональ­ных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъек­тивной значимости труда и его компонентов.

    Читайте также:  Баллов 1 наиболее ранними признаками утомления являются

    Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенче­ском уровне, можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятель­ности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации. Могут изучаться типичные для большинства работников данной профессиональной сферы при­чины снижения работоспособности, а также индивидуальные ва­рианты профессионального поведения. Выделение типичных фак­торов снижения работоспособности, понимание природы разви­тия неблагоприятных функциональных состояний в конкретных видах труда составляют основу для выработки способов оптимизации труда, повышения работоспособности, рационализации орудий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий.

    В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособ­ности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудо­вого процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в ис­следовании причин профессионального утомления и путей повы­шения работоспособности важное значение имеет психологиче­ский анализ профессиональной деятельности и условий ее осу­ществления.

    Состояние монотонии и психического пресыщения в труде

    Монотонными принято называть однообразные по содержа­нию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельно­сти особое функциональное состояние монотонии. Данное состо­яние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состоянии характер­ны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формиру­ется уже в начале рабочего дня. Выделяют сенсорную и моторную монотонии. Сенсорная монотониякак состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бед­ности впечатлений. Моторная монотониявстречается при выпол­нении работником повторяющихся трудовых действий и опера­ций.

    Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен. Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размеще­ние наперстков в отверстия специального планшета и т.п. задания. В инструкции испытуемым рекомендовалось выполнять задание ДО тех пор, пока сохранится желание работать. Разрешалось пре­кратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за осо­бенностями динамики поведения, фиксировал высказывания ис­пытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору.

    В опы­тах исследовалась динамика процесса насыщения по отношению к квазипотребности, побуждавшей испытуемого выполнять задание. Как известно, К.Левин выделял биологически важные потребности личности и квазипотребности как потребности искусственные, порожденные социальной жизнью. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией на квазипотребности. Обнаружились типичные для большинства испытуемых особенности, сопровождавшие процесс насыщения и пе­реход его в пресыщение данным видом занятия. Занятие воспринималось как искусственная задача, не имевшая общественного значения и смысла. Смыслом его наделял испытуемый, и этот разный смысл задания сказывался на результатах ею действий. Большинство испытуемых варьировали способ выполнения за­дания, включали основное задание в качестве фона в процесс выполнения некоторой другой деятельности (при штриховке, на­пример, испытуемые напевали, насвистывали мелодии). В послед­нем случае тягостные переживания были менее острыми. Аффек­тивные негативные эмоции предшествовали окончанию работы. А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процесса выполнения экспериментального задания не была главной при­чиной снижения продуктивности испытуемых, ошибок и вариа­ции их действий (по отношению к заданному образцу). Все дело было именно в снижении актуальной потребности выполнять эк­спериментальное задание, которое обозначалось как процесс «на­сыщения» (или психического пресыщения). Возможность продол­жения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевы­ми усилиями, иди переосмыслением задания, изменением струк­туры выполняемого действия.

    В исследовании участвовали несколько безработных, которым платили за их труд. В отличие от основной группы испытуемых безработные выполняли экспериментальные задания без призна­ков насыщения и пресыщения квазипотребности.

    Экспериментальное задание моделировало виды реальной про­изводственной работы, представлявшей собой выполнение повто­ряющихся однообразных, простых по исполнению операций, которые приводили к получению полуфабриката, часто неизвестного назначения. По причине непосредственного интереса к содержанию и результатам труда у работника (испытуемого) не могло быть. Такая работа воспринималась им как бесконечный, не продвигающийся к концу бессмысленный процесс, имеющий внешний опосредованный смысл — заработную плату. Таким образом, эксперимент моделировал психологическую природу развития отчуждения субъекта труда от выполняемой деятельности и продукта, позволял понять истоки негативных проявлений психического состояния монотонии.

    В динамике продуктивности при таких видах труда может отсутствовать период высокой устойчивой продуктивности, часто обнаруживаются колебания продуктивности, отражающие всплески волевых усилий, необходимые работнику для «самоподстеги-рания». Состояние монотонии в труде отличается от состояния психического пресыщения. Хотя имеется и много общего, раз­личие заключается в том, что при монотонии исполнитель отда­ет себе отчет в том, что он занят трудом, что результат его дея­тельности нужен и оплачивается организатором компании, по­этому исполнитель заставляет себя продолжать работу (если он заинтересован в оплате). Состояние психического пресыщения развивается особенно остро в искусственных ситуациях, заведо­мо не связанных с настоящим трудом. При этом если выполне­ние задания не оплачивается, квазипотребность, питающая по­будительную мотивацию испытуемого, утрачивается особенно быстро и человек ищет и находит способ выйти из надоевшей экспериментальной ситуации. Таким образом, различие между психическим пресыщением в эксперименте и состоянием моно­тонии в труде состоит в понимании испытуемым контекста, в который включена деятельность, в статусе продукта выполняе­мой деятельности (искусственная, игровая цель или продукт тру­да, возможно, непонятный, но нужный для организации и оп­лачиваемый).

    Адекватная объяснительная модель позволила психологам на­метить пути преодоления монотонности труда в промышленно­сти.

    Монотонный труд может сопровождаться не только снижени­ем уровня активации, сонливостью, апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых стра­дают нервно-мышечный аппарат, связки. Примером может быть «писчий спазм» — функциональное нарушение движений мелкой моторики рук у людей, которым приходится много писать в быс­тром темпе. Такие трудовые задачи можно рассматривать как тре­бующие не усложнения, а напротив, облегчения.

    Профессиональный стресс

    В современной психологии труда профессиональным называют состояние субъекта труда, характеризующееся мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблей профессиональной деятельности. Стрессораминазывают факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Сельс, в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. Использование биологического понятия стресса в психологии привело к тому, что егопервоначальное значение осталось за термином «физиологический стресс». В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности: инфор­мационный, эмоциональный. Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оператив­ной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для дан­ного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

    А. Б.Леонова выделяет три концептуальные ориентации в исследовании профессионального стресса: 1) экологический под­ход, 2) трансактный подход и 3) регуляторный подход.

    В рамках экологического подхода, популярного в 60-е гг. XX в., или эпидемиологического подхода, стрессовые реакции живого организма рассматриваются как неспецифичес­кий ответ на воздействия среды в форме физиологических реак­ций и поведения живого существа, имеющие для него приспособительное значение. Применительно к человеку, профессионалу данный подход не утратил своего значения, ибо людям прихо­дится трудиться, приспосабливаясь к неблагоприятным факторам среды. Этот подход и категория физиологического стресса служат основой для работ в области эргономики, профессиональной ги­гиены, психофизиологии труда, инженерной психологии, ори­ентированных на оптимизацию, оздоровление функционирова­ния человека в производственной среде в эргатических системах.

    Трансактнып подходв изучении профессионального стресса сложился в русле когнитивной пси­хологии в 70-е гг. XX в. Его отличительной чертой является представление о работающем человеке как субъекте деятельности и общения, личности, сознательно регулирующей свое поведение. Мобилизация ресурсов организма человека в форме нервно-психичсской напряженности понимается как результат его оценки профессиональной ситуации, осознания личностного смысла стрессовых ситуаций для субъекта деятельности. В русле этого подхода, опирающегося на исследования Р.Лазаруса и многих других психологов, факторами стресса стали не только физиче­ские параметры среды, но и организационные факторы труда, возможности профессионального продвижения, потенциальные мотивы труда, особенности производственных взаимодействий, конфликтные ситуации. В рамках данного подхода получили раз­витие исследования приспособительных стратегий поведения про­фессионалов (копинг-стратегий). Степень мобилизации нервно-психического напря­жения субъекта деятельности оказалась зависящей не от объек­тивной реальности трудовой ситуации, а от ее отражения в созна­нии работающей личности.

    Регуляторный подходв исследовании профессионального стрес­са, представленный современными работами эргономистов, пси­хологов труда, рассматривает работающего человека как субъекта трудовой деятельности с точки зрения особенностей регуляции и саморегуляции выполняемых им эргатических функций и их ре­зультативности. Данный подход не является достижением послед­них лет, он реализует задачи, традиционно рассматривавшиеся в науках о работающем человеке в интересах обеспечения высокой продуктивности, качества труда, надежности эргатических сис­тем.

    Стресс в русле данного подхода рассматривается не только как источник возможных негативных последствий для работника, его здоровья и результатов труда. Стресс оказывается и фактором развития и профессиональной самоактуализации личности. Под ру­ководством Л. Г.Дикой выполнено исследование стратегий пре­одоления стресса у здоровых людей и спинальных больных с по­следствиями травм и аварий. Было обнаружено, что ведущая роль в адаптации к стрессу как тяжелому периоду жизни человека при­надлежит ценностно-смысловой сфере личности, где сосредото­чено ядро переживаний, позволяющих выдержать тяжелое испы­тание за счет выработки новых жизненных смыслов.

    Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда

    Рассмотрим некоторые способы оптимизации состояний рабо­тоспособности человека — субъекта труда.

    Режимы труда и отдыха. Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени была продемонстрирована в опытах Ф. У. Тейлора. Он эмпирически уста­новил, что при одинаковой степени субъективной усталости грузчик может увеличить объем выполненной работы с 12,5 до 48 тонн в день, если будет соблюдать рекомендованный менеджерами ре­жим работы. Чем больше была масса груза, тем больший процент времени в течение смены рабочий должен был отдыхать.

    В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда раз­работаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. При 8-часовой рабочей сме­не рекомендуются часовой обеденный перерыв после четырех ча­сов работы и регламентированные паузы: для видов труда с не­большими физическими усилиями и умеренным нервным напря­жением — 5-минутные перерывы через каждые 2 часа работы; при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабо­чей позы — рекомендуют 5-10 минутные перерывы через каждые 1,5 часа работы; при работе, связанной с большими физическими усилиями и нервным напряжением, — 5— 10-минутные паузы че­рез каждый час работы; при работе в неблагоприятных условиях с большим физическим и нервным напряжением рекомендуют 3 — 5-минутные паузы через каждые 30 минут работы при органи­зованном пассивном отдыхе в специальном помещении. Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останав­ливаться во время работы, так как участвуют в общем производ­ственном процессе (например, при работе на конвейере).

    Активный отдых.Принцип активного отдыха вместо отдыха пассивного был сформулирован И. М. Сеченовым в его опытах на ручном эргографе. Это был прибор, позволявший записывать тра­екторию подъема груза и вычислять суммарную работу, проде­ланную во времени. Сеченов сам был испытуемым и установил, что если, доведя работу до изнеможения (когда приходилось пре­кращать подъем груза из-за нестерпимой мышечной боли в руке), пассивный отдых заменить активным — работой левой рукой, то процесс восстановления работоспособности правой руки ускоря­ется и увеличивается объем работы, выполненный этим органом за время эксперимента. Парадоксальный результат опыта он объяс­нил потоком афферентации от работающих мышц левой руки в ЦНС, который увеличивал энергетический ресурс ЦНС, ее функ­циональные возможности. Источником афферентных импульсов, по Сеченову, могли быть не только движения мышц, но и чув­ственные впечатления от музыки, зрительных ощущений, от вли­яния интереса испытуемого к выполняемой работе. Таким обра­зом, функциональное состояние ЦНС понималось как определяющее ее потенциал работоспособности человека, и активный отдых рекомендовался вместо пассивного. В последующих экспериментах — школе В.М.Бехтерева было установлено, что принцип активногоотдыха имеет ограничения. Так, метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошибкам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не ком­пенсировать его. Следует иметь в виду степень развития утомления при выполнении первого вида работы, учитывать уровень владе­ния навыками, требуемыми в чередуемых видах труда, склонность работника к выполнению этих видов занятий, соотношение на­груженных в работе психических и физических функций и дли­тельность процессов их восстановления после прекращения рабо­ты. Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществле­ние перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремором. Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же фун­кциональные системы (например, работа по восприятию тексто­вой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).

    Читайте также:  Базарный в ф нервно психическое утомление в школьной среде

    Температурные воздействия.В лаборатории К. X. Кекчеева (1947) было экспериментально установлено, что холод повышает умствен­ную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслаб­ление, успокоение и поэтому снижает работоспособность. Этот факт издавна был хорошо известен невропатологам и психиатрам. Кекчеев экспериментально установил еще в 1932 г., что погруже­ние рук в теплую воду ведет к понижению чувствительности па­лочкового аппарата глаза, а холод ее повышает. Основа этих фе­номенов — в адаптационно-трофической роли вегетативной не­рвной системы.

    Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы.Как из­вестно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин в качестве стиму­лирующего средства. В 30-е гг. XX в. К.Х.Кекчеевым было выполне­но экспериментальное исследование роли проприоцепции в поддержании работоспособности в труде. Вкусовые ощущения (кис­ло-сладкая таблетка, которую следовало пососать) применялись в годы Великой Отечественной войны как средство для ускоре­ния темновой адаптации глаз военных летчиков, разведчиков, снайперов. Механизм действия — адаптаци­онно-трофические влияния вегетативной нервной системы и аф­ферентных импульсов от проприорецепторов на ЦНС и состояние зрительного анализатора.

    Использование светоцветовых воздействий в промышленности.Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систе­му человека, а голубой, синий, зеленый — успокаивают; фиоле­товый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опы­ты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (бе­лый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые.

    Общие закономерности влияния цвета на состояние рабочих и их работоспособность учитываются при окраске помещения, обо­рудования, при этом уделяется внимание характеру работы, температурным условиям, предпочтениям рабочих, обусловлен­ным их культурными традициями. Так, если рабочие выполняют монотонные работы, рекомендуют стимулирующие цвета (жел­тый, розовый, оранжевый, их сочетания). Если работа требует пер­цептивного контроля (зрительного, слухового), сопряжена с ум­ственным напряжением, рекомендуют спокойные тона. В произ­водственных помещениях, где имеются источники тепла, предла­гают использовать светлые зеленоватые и голубоватые тона; в хо­лодных помещениях, напротив, теплые цветовые оттенки. В кон­торских помещениях предлагается избегать использования темной мебели. Конечно, цветовые решения окраски стен, пола в произ­водственном помещении должны обеспечивать хорошее различе­ние объектов труда, восприятие сигналов, особенно сигналов бе­зопасности. Движущиеся и опасные части машин окрашивают желтой и оранжевой красками, часто с черными полосами (для лучшего их выделения из фона). Французский инженер Р. Дерибере рекомендует меньше использовать серые тона в производствен­ном интерьере, применять светлые оттенки, ибо на них лучше видны пыль и грязь, а это стимул для поддержания чистоты в помещениях. Универсальные правила использования цвета на про­изводстве должны обязательно применяться на основе предвари­тельного изучения конкретных видов производства, ибо цвет дол­жен использоваться функционально, а не в отрыве от реальном рабочей ситуации. Конструктивный опыт использования цвета в дизайне предметов потребления, производственных интерьеров, машин и оборудования накоплен и отечественными художника­ми-конструкторами, эргономистами, использовавшими световые решения как средство информации, как фактор психоло­гического комфорта рабочего в труде и как средство композиций (Насколько эффективно применение функциональной окраски на предприятиях? По данный А. А. Перроте, на одном из шотландских заводов по производств элементов для кислотных батарей в начале 60-х гг. XX в. после спе­циальной окраски производственных помещений и оборудования выработка работниц возросла за год на 18 %. На английской обув­ной фабрике «Райт Шоу К°» окраска стен и оборудования в свет­лые тона улучшила условия восприятия заготовок обуви, и в ре­зультате выработка выросла на 14 %.

    функциональная музыка.Этот прием стал широко применять­ся на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50—60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздейство­вать не только на эмоции работников, но и на состояние цент­ральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напря­жение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены исполь­зование музыки преследует особые цели: 1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» — марши; такая музыка начинается за 10—15 минут до начала рабочей смены, а также через 5—10 минут после окончания работы; 2) для сниже­ния утомления за 1 час до конца первой и второй половины сме­ны — «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом; 3) «музыка во время обеденного перерыва» — легкая, песенная мелодия. По содержанию музыка должна нра­виться большинству работников, мелодии следует ежедневно об­новлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке фор­мируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, ко­торые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слы­шать», но не «слушать». Слишком выраженный интерес к музыке может привести к падению продуктивности труда, к росту числа ошибок, к браку и травматизму. Музыка не должна вызывать раз­дражение у рабочих. Консультанты по функциональной музыке для производства проводят предварительное обследование типа производства, учитывают возраст, уровень образования, культур­ные запросы персонала. Они принимают во внимание уровень и Качественные особенности шума в производственных помещени­ях, а также степень загрузки сознательного контроля работников. Установлено, что для видов труда, требующих восприятия слухо­вой информации, использующих активное речевое общение и связанных с интенсивными умственными процессами, функцио­нальная музыка может быть вредной. Если в цехе уровень шума 80 — 90 децибелл или имеется интенсивный импульсный шум, музыка не применяется. Функциональная музыка подбирается по темпу и ритму: ритм музыки рабочих периодов должен по возможности приближаться к ритму трудовых движений. Во время работы используются инструментальные мелодии, песенные и хоровые произведения не рекомендуются, так как могут отвлекать людей От работы. Негативное влияние оказывают также мелодии слишком громкого звучания, способные привести к увеличению нервного напряжения и утомления. Если трудовые процессы достаточно разнообразны, музыка предлагается в форме коротких программ по 10—15 минут; если работа монотонная, длительность музыкаль­ных сеансов увеличивается до 30—45 минут. Установлено, что об­щая продолжительность музыки во время работы не должна пре­вышать 2 — 2,5 часов за смену, непрерывная музыка в течение всей рабочей смены оказывает несомненный вред работоспособности персонала, так как усиливает утомление.

    Какова эффективность использования функциональной музы­ки? Исследования американских специалистов 50-х гг. XX в., ох­ватившие несколько предприятий в течение трех месяцев, проде­монстрировали, что функциональная музыка, организованная в соответствии с правилами ее грамотного использования, позво­ляет повысить продуктивность труда на 4—25 %, при этом сред­ний прирост выработки в дневные смены — 7 %, в ночные — 17%.

    Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение.Данная группа методов используется для формирования состоя­ния повышенной работоспособности, а также для снятия стрес­совых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезбо­ливать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по само­приказу), улучшать функции внимания, памяти. Применение дан­ных методов в работе со спортсменами высшей квалификаций демонстрируется Р. М. Загайновым.

    Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эффективности, если обучение будет построено на основе предварительного обследования клиентов и установления индивидуального типа психической саморегуляции. Л. Г. Дикая и В. И. Щедров установили четыре типа такого рода стилей: «гармо­ничный», «накопительный», «затратный» и «экономный» — на основе диагностики свойств энергетического, психодинамического и психологического уровней индивидуальной структуры саморегуляции. Теоретической основой их исследований послужили: концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, концепция индивидуального стиля деятельности Е. А. Климова, идеи Г.Айзенка о свойствах экстраверсии/интроверсии, нейротизма и М.Люшера об эрготропном или трофотропном типе реа­гирования личности, а также учение о психической вариабельно­сти О.Микшика. Л. Г.Дикая и В.И.Шедров смогли выделить эф­фективные типы саморегуляции, которыми чаще обладают эрготропные экстраверты и интроверты (гармоничный и накопитель­ный типы), и типы саморегуляции чаще низкоэффективные (зат­ратный и экономный). Представители гармоничного стиля саморе­гуляции обладают большим запасом энергии, хорошим здоровь­ем, быстро восстанавливают силы после утомления, стресса; это чаще экстраверты с чертами эрготропности (положительными, стеничными эмоциями).

    Представители накопительного стиля саморегуляции (интровер­ты с чертами эрготропности) обладают большими энергетически­ми ресурсами, но относительно низкой активностью. Они склонны к сильным переживаниям и способны к отдельным действиям и поступкам, требующим сильных эмоций без ущерба для работоспо­собности. Представители затратного и экономного стиля саморегуля­ции (соответственно экстраверты и интроверты с чертами трофотропности) обладают низкими энергетическими ресурсами, плохо соотносят задачи и свои возможности. В стрессовых ситуациях у них быстро развиваются утомление, истощение, депрессия. Они отлича­ются тем, что чаще страдают хроническими заболеваниями, чаще не справляются со своим настроением, не владеют способами улучше­ния своего функционального состояния. Это люди с высоким уров­нем ситуативной и личностной тревожности, для них типичны в большей мере ошибки, снижение внимания в условиях монотонии. Именно такие люди нуждаются в помощи психологов. Индивидуа­лизированные обучающие программы по освоению эффективных стилей саморегуляции могут быть полезны оптантам, студентам вузов и колледжей, адаптантам, впервые входящим в самостоятельную профессиональную жизнь, интерналам, сталкивающимся с трудными, стрессовыми профессиональными ситуациями.

    В последние годы в зарубежных работах по психологии труда, индустриальной и организационной психологии получили распространение формы консультативного и тренингового воздействия психологов на персонал производственных организации которые объединяются под названием «наставничество» или «коучинга. В этих программах задачи обучения навыкам саморегуляции, эффективным формам поведения в стрессовых условиях включены в обширные обучающие программы содействия личностному развитию клиентов, самопониманию, програм­мы управления собственной мотивацией, развития уверенности в себе, преодоления личностных и профессиональных кризисов содействия карьерному росту и пр. Консультанты-коучеры не зат­рагивают проблемы клинической психологии или вопросы, тре­бующие глубокого анализа личности клиента, типичные для не-медицинской психотерапии. Коучинг ориентирован на помощь в профессиональной, социальной и личностной адаптации клиен­тов в труде, в производственных организациях с учетом конкрет­ных особенностей профессии и типа организации, в которой ра­ботает клиент.

    Методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний

    Для характеристики влияния на состояние работоспособности неблагоприятных факторов условий труда и трудовой нагрузки в Московском НИИ труда в 70-е гг. XX в. была разработана медико-физиологическая классификация работ по тяжести. На основе классификации создана методи­ка экспертной количественной оценки тяжести работ (под тя­жестью работы понимается интегральная оценка неблагоприят­ного влияния труда на функциональное состояние работника, а не только физическая нагрузка).

    Можно выделить группу методов, специализированных на вы­явлении факторов стресса в труде. Это могут быть опросники, в которых выявляются типичные неблагоприятные стороны профес­сии, ведущие к развитию неблагоприятных функциональных со­стояний в труде. Примером могут служить «Опросник факторов про­фессионального стресса» Ч. Спилбергера (1994), в котором респон­денту (профессионалу) требуется оценить частоту встречаемости каждого пункта опросника и степень интенсивности действия каж­дого фактора; опросник под названием «Инструмент для анализа стресса на работе» Н. Земмера и др. (1998).

    Для оценки функциональных состояний субъекта труда применяют диагностические методы разного вида:

    а) поведенческие (хронометраж продуктивности работы, анализ брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирующие работу психики в профессиональных задачах, например коректурная проба Бурдона);

    б) психометрические (методы, ориентированные на оценку со­стояния психических функций, например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти или проба измерения критической частоты слияния мельканий — КЧСМ);

    в) физиологические (оценивающие состояние физиологических функций, например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления);

    г) методы субъектной оценки и шкалирования ощущений уста­лости, самочувствия, настроения (методика «САН») или сбор количества симптомов утомления и измерение их интенсивности (Леонова А.Б., 1984).

    Выбор диагностических методов определяется задачей иссле­дования функциональных состояний и должен основываться на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности субъекта труда. Психологическое изучение профес­сии необходимо для понимания причин профессионального утом­ления, факторов снижения работоспособности или стресса в кон­кретной ситуации, а также для выделения наиболее подвержен­ных утомлению или стрессу функциональных систем работающе­го человека.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник