Меню Рубрики

Утомление и переутомление учимся отдыхать классный час

Классный час «Как предупредить переутомление? Твой режим дня»

Класс: 5 класс

  • Изучить причины переутомления;
  • актуализировать и способствовать у учащихся потребность в
  • формировать чувства личной ответственности за здоровый образ
Вложение Размер
сценарий мероприятия 18.4 КБ
rezhim_dnya_moy_kl_ch.pptx 685.63 КБ

Классный час «Как предупредить переутомление? Твой режим дня»

  1. Изучить причины переутомления
  2. актуализировать и способствовать у учащихся потребность в
  1. формировать чувства личной ответственности за здоровый образ

Используемое оборудование : компьютер, проектор, экран, листы для учащихся

Здравствуйте ребята! Мы начинаем очередной разговор о здоровье.

Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю

Давайте посмотрим на Слайд 1 и уточним о чем же конкретно мы будем говорить. (переутомление) – причины переутомления и режиме нашего дня.

Как вы думаете что такое переутомление?

Давай те посмотрим что же это такое и прочитаем определение. Из словаря Ушакова. Слайд2

А как вы думаете, каковы причины переутомления. Обдумайте их в парах и запишите на листах, которые лежат у вас на партах.

Давайте обобщим их. Слайд 3

Из всех вышеперечисленных причин на какие вы можете повлиять?

Сегодня более подробно мы поговорим о режиме дня. Слайд 4

Что же такое режим дня? Слайд 5

Режим дня — это спланированный день.

А вы планируете свой день?

Поднимите руки кто соблюдает режим дня?

Для чего необходимо планировать свой день?

Предлагаю обратить ваше внимание на следующий слайд и посмотреть сколько учеников нашего класса планируют свой день. Слайд 6 . Чуть больше половины опрошенных учеников нашего класса планируют свой день, что говорить о рациональном использовании своего времени.

Посмотрите на следующий слайд , слайд 7 , где представлены различные действия ребят в течении дня. Давайте назовем их. А сейчас я попрошу вас поставить эти картинки в правильной последовательности. Как по вашему мнению необходимо распределить свои дела в течении дня. Слайд 8

Главные правила – разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание – должны соблюдаться во всех случаях. В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листике бумаги слева записывать каждое даже самое маленькое дело, а справа – указывать потраченное на него время. Затем посмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потери времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем. Слайд 9

Как мы уже говорили ранее режим дня — это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Слайд 10.

Многие школьники во время отдыха играют в компьютерные игры, разговаривают по телефону, смотрят телевизор. И это не секрет, что они вредны для здоровья.

А чем они вредны для здоровья? Компьютер, телефон, телевизор излучают вредную радиацию , а кроме того компьютер влияет на зрение.

Как правильно пользоваться компьютером? (полчаса работы на компьютере , а потом перерыв не менее получаса. Не смотреть телевизор более 2 часов). А сколько времени мы проводим за компьютером и телевизором. слайд 11

Еще одним из вопросов анкетирования был : « Делаете ли вы паузы при выполнении домашнего задания? » — что свидетельствует о переутомлении и влиянии на зрение. Слайд 12

Я хочу вам предложить зарядку для глаз, которая поможет расслабиться вашим глазам и сохранить зрение. Слайд 13 ( читаем и делаем )

Дома вам необходимо «сфотографировать» свой день и проанализировать его самостоятельно. А на следующем классном часу мы обсудим ваши «фотографии».

Давайте обобщим все выше сказанное и ответим на вопрос для чего же нам нужен режим дня?

источник

Один из основополагающих принципов режима — строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным. Эти требования вызваны тем, что организм привыкает к определенному ритму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных его функций. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья.

Второй принцип режима заключается в том, что все виды намеченной в нем деятельности должны быть посильными для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и распределение суточного бюджета времени (табл. 7).

Бюджет времени — это суммарная продолжительность всех компонентов режима: сна, прогулок на свежем воздухе, учебы, игр и отдыха по собственному выбору, приемов пищи, выполнения требований личной гигиены.

Своевременный подъем, утренняя гимнастика, обязательный горячий завтрак, кратковременная утренняя прогулка перед уроками — необходимые компоненты режима дня (фаза подготовки к учебной деятельности). При этом выполнение утренней гимнастики и прогулка — главные элементы гигиены. Они заряжают центральную нервную систему энергией и бодростью, способствуют хорошему эмоциональному настрою на весь день.

Учебные занятия с каждым годом занимают все большую часть времени в режиме дня. При составлении расписания занятий учитывают умственную работоспособность учащихся, которая утром обычно бывает больше, чем после пяти-шести уроков. Поэтому занятия на уроках чередуют с отдыхом на переменах. Он должен быть активным и включать подвижные игры, музыкальные паузы, физические и гимнастические упражнения.

Для периода после школьных занятий характерны повышенное чувство физической усталости и перевозбуждение центральной нервной системы в связи с перегруженностью информацией. Поэтому организму требуется продолжительный отдых (не менее 2—3 часов) прежде, чем приступать к выполнению домашних заданий на следующий день. В этот период необходимы такие элементы режима дня, как обед, активный отдых и подвижные игры на воздухе, домашний труд, выполнение поручений родителей.

Период самоподготовки должен совпадать с периодом биологической активности (16—18 часов) и по длительности не должен превышать у старшеклассников 3— 3,5 часа. В этот срок уложиться можно, если на уроке внимательно слушать учителя и активно воспринимать излагаемую информацию. Дома останется только уточнить отдельные вопросы и решить задачи на усвоение материала.

Чтобы утомление не развивалось быстро, рабочая поза должна быть удобной: прямое положение тела, грудь не упирается в край стола, плечи развернуты, локти на столе, между туловищем и краем стола должно быть расстояние 3—5 см. Книги и тетради должны находиться на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.

Чтобы повысить эффективность самоподготовки, придерживайтесь следующих рекомендаций:

• начинать готовить уроки надо с письменных заданий средней трудности, затем переходить к трудным;
• не нужно оставлять трудные задания на конец занятий;
• при выполнении устных заданий целесообразно несколько раз прочитать текст, выделить в нем главное, которое можно в виде плана записать в тетрадь;
• заучивание текста хорошо производить во время ходьбы по комнате;
• заучивать что-либо наизусть (стихотворение) лучше с вечера, а утром повторить;
• во время занятий каждые 20—30 минут нужно устраивать короткий перерыв для отдыха: проделать несколько физических упражнений, а также упражнения для глаз.

Свободное время после выполнения домашних заданий можно проводить по-разному, в зависимости от интересов. Важно, чтобы в нем присутствовал компонент активного действия.

Ложиться спать нужно в 22 часа. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять не менее 9 часов в сутки.

Быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну способствует нормально прожитый день в школе и дома, соблюдение гигиенических норм поведения (постоянное время отхода ко сну, ужин за 2—3 часа до сна, исключение в вечернее время обильного питья, употребления возбуждающих напитков (чая, кофе), прогулки на свежем воздухе, соблюдение гигиенических условий в помещении (свежий воздух, комфортная температура, чистота, тишина).

При выполнении этих рекомендаций ученик встает утром отдохнувшим, с хорошими настроением и работоспособностью.

2. Назовите составляющие наиболее рационального режима дня для учащихся.

3. Примите рекомендуемую позу для работы на уроке или над домашними заданиями, рационально разместите на столе учебники, тетради и другие необходимые предметы. Постарайтесь это запомнить и выполнять всегда.

4. Как повысить эффективность самоподготовки?

5. Какое время требуется школьнику для отдыха после учебных занятий и почему?

источник

Классный час

«Гигиена труда и отдыха»

Классный руководитель: Билявская Наталья Витальевна –

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2010 – 2011 учебный год

Тема: Гигиена труда и отдыха

  • Учить детей способам работоспособности
  • Формировать навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления

Оборудование: иллюстрации правильной посадки при работе с компьютером, чтении, мультимедиапроектор, музыкальный центр, диск «Релаксация».

I. Сообщение темы и целей занятия.

II. Вступительное слово учителя.

Ещё в начале века выдающийся учёный И.М.Секачёв установил, что время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

Утомление снижает работоспособность мышц, но стимулирует процессы восстановления. Во время отдыха восстановление энергии преобладает над процессами распада. Если же работа была достаточно, но не чрезмерно интенсивной, то происходит не только полное восстановление работоспособности до исходного уровня, но и превышение его.

Для профилактики утомления необходимо соблюдать режим дня, проводить физкультурные паузы каждые 30 минут при выполнении домашних заданий, посещать спортивные секции, играть на свежем воздухе.

III. Основная часть занятия.

1. Что такое утомление?

Необходимо помнить, что умеренное утомление быстро происходит при смене вида деятельности, отдыхе. В случае недостаточного отдыха может наступить переутомление организма, что ведёт к расстройству сна, потере аппетита, головным болям, снижению внимания и памяти. Переутомление требует специального лечения, т.к. ослабляет сопротивляемость организма к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям.

Основным сигналом к отдыху при физической работе служит чувство усталости, желание отдохнуть, появление мышечных болей.

При крайней степени утомления могут возникнуть такие симптомы, как головокружение, шум в ушах, тошнота, дрожание конечностей.

При умственном утомлении чувство усталости не бывает резко выражено. Оно обычно проявляется в снижении интереса к работе, рассеянности внимания, неуверенности и замедленности в действиях.

2. Прогрессивная релаксация.

Сжать в полную силу кулак, ослабить напряжение, почувствовать расслабление, то же – вполсилы.

3. Независимо от индивидуальных особенностей человека значительное влияние на работоспособность оказывает микроклимат в помещении (оптимальная температура и влажность воздуха, освещённость, звукоизоляция, окраска стен и т.д.).

По мнению учёных, интерьер и цвет комнаты отражают интересы и привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие.

Посторонние шумы, разговор, крики с улицы и другое снижают продуктивность работы. Уроки надо делать в тишине, чтобы не утомлять нервные клетки.

Утомление не разрушает организм, а поддерживает его. Чем больше утомление (до определённого предела), тем сильнее стимуляция восстановления и выше уровень последующей работоспособности.

4. Релаксация.

Учащимся предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести её в своём воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникли.

Учитель: Вызывает ли у вас утомление выполнение этой работы? Почему?

(ответы детей)

Учитель: Конечно, интерес к выполняемой работе, волевое усилие, эмоциональное напряжение могут компенсировать и маскировать наступление утомления. В то же время отсутствие интереса, неудовлетворённость трудом, неправильная его организация могут вызвать ускорение утомления.

— Каким образом ты постараешься преодолеть утомление глаз, если тебе необходимо продолжить заниматься?

Гимнастика для глаз: использование компьютера (Презентация гимнастики для глаз)

— Один ученик всё воскресенье смотрел телевизор, а другой гулял во дворе, катался на лыжах, помогал по хозяйству маме. Какой ученик провёл выходные с пользой для своего здоровья и получил необходимый заряд энергии на предстоящую учебную неделю? Почему?

6. Магия воды.

(Звучит музыка «Магия воды» с диска по релаксации).

— Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Расслабление, умиротворённость)

— Верно. Люди издавна используют звуки воды для снятия напряжённости. А как вы думаете, почему человек утомляется?

IV. Итог занятия.

— Что же такое утомление?

Утомление – это ощущение, возникающее вследствие длительной и возможно однообразной работы, временное ухудшение функционального состояния организма человека, снижение работоспособности, чувство усталости.

— Как можно снизить утомление?

источник

Цель: учить учеников распознавать признаки усталости и переутомления, выполнять упражнения для релаксации, отдыхать и заниматься любимыми делами; воспитывать любознательность.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Как вы считаете, почему людям нужно учиться?

— Назовите условия успешного обучения. Удается ли вам их выполнять?

— Все ли вы делаете для того, чтобы ваше обучение было успешным?

— Представьте, что вы заблудились в лесу и вдруг увидели три дороги. Какую дорогу выбрать?

• Направо пойдешь — богатство найдешь, а здоровье потеряешь.

• Налево пойдешь — половину богатства найдешь, а половину здоровья потеряешь.

• Прямо пойдешь — ничего не найдешь, а здоровье сохранишь.

Вывод. Лучше всего пойти третьей дорогой, поскольку здоровье — главное богатство человека.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете про упражнения для релаксации и снятия усталости.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 129-130)

— Докажите, что человек должен отдыхать.

— Что является главным для отдыха?

— Рассмотрите рисунок на с. 129. Каким образом организован отдых в школе?

— Рассмотрите рисунки на стр. 130. Объясните, как и когда следует выполнять домашние задания.

— Назовите признаки усталости.

• нарушения памяти, внимания.

— Назовите признаки переутомления.

— Когда наступает переутомление?

— К чему может привести переутомление?

Запомните! Устали — отдохните! Переутомление опасно для здоровья.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Вспомните свои любимые виды отдыха.

По очереди продолжите фразу: « Когда я устаю, я люблю. ».

— Отдых — важная составляющая здорового образа жизни. Какой способ отдыха самый лучший? Это зависит от того, от чего именно ты устал. Если долго играл в футбол, нужно дать отдых мышцам. А если учился, выполнял домашние задания, то лучший отдых для тебя — подвижные игры на свежем воздухе.

Поиграйте в игру «Пинг-понг». Для этого объединитесь в группы «Пассивный отдых» и «Активный отдых». За 3 мин напишите как можно больше способов пассивного и активного отдыха. Затем представители команд должны по очереди называть виды активного и пассивного отдыха. Выигрывает команда, которая закончит последней.

Запомните! Лучший отдых — это смена вида деятельности.

3. Продолжение работы по учебнику (с. 131-133)

— У каждого из вас среди многих видов отдыха есть любимые. Очень важно каждый день уделять внимание тому, что приносит радость и удовольствие.

— Из белых листов бумаги вырежьте облачка. Напишите на облаках то, что приносит вам радость. Создайте коллаж «Что дарит мне радость» из ваших рисунков.

— После напряженного учебного года нужно хорошо отдохнуть и восстановить силы. По очереди расскажите о ваших планах на лето, о том, как вы собираетесь отдыхать.

2) Упражнения на релаксацию.

— Жизнь современного человека насыщена различными событиями. Это приводит к физического и психологического напряжения. Приемы, которые помогают нам физически и психологически расслабиться и отдохнуть, называют упражнениями на релаксацию. их желательно выполнять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

— Рассмотрите фотографии на с. 131.

— Выполните упражнения на релаксацию и дыхательные упражнения (с. 132-133).

Запомните! Упражнения на релаксацию помогают снять физическое и психологическое напряжение.

— Обсудите, почему нужно соблюдать режим дня.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Назовите признаки усталости и переутомления.

источник

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Тема урока «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»

Цель урока: получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления; формирование основ здорового образа жизни и выполнения правил здоровьесбережения

Образовательные – способствовать расширению представления о здоровом образе жизни и формированию умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках ОБЖ и из средств массовой информации.

Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.

Воспитательны е – воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других, умения учиться, заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.

Оформление доски. Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. (И. Брехман)
Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир)

Тип урока : комбинированный.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

1. Организационный момент (психологический настрой на урок)

— Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы.

— Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.

Мотивация и целеполагание.

— послушайте спор «Счастья и здоровья»

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
— Я важнее!
— Почему?
— Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.
— Каждый также хочет быть здоровым.
— Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.
— Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?
— Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье?
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везёт тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

Итак, что же главней: здоровье или счастье?

— Конечно, каждый знает, что важнее – здоровье!

— Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке, чему научиться?

Тема сегодняшнего урока «Здоровый образ жизни и профилактика утомления». Слайд

Здоровье для человека самая главная ценность.

А что же такое здоровье (ответы детей).

Здоровье это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Слайд . Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия, которое связано с повседневной жизнедеятельностью и его личной безопасностью

ЗОЖ – это индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовывать свои возможности для сохранения здоровья и обеспечения благополучия.

Давайте вспомним из каких составляющих состоит ЗОЖ? (Составить ромашку ЗОЖ)

2. физическая культура и двигательная активность, прогулки на свежем воздухе

6. отсутствие вредных привычек

— А какое определение вы бы дали здоровому образу жизни – что это?

? чем вы занимаетесь в течение дня: (ответы)

— приготовление домашних заданий

— занятия физической культурой, в кружках, секциях…

— выполнение поручений родителей и т.д.

Ваши виды деятельности чередуется с отдыхом: между уроками это перемены, а между другими видами деятельности – это активный и пассивный отдых.

— Предлагаю обсудить: что такое активный и пассивный отдых?

Активный отдых – прогулка, спортивные игры

Как думаете, по какой причине возникает состояние утомления?

— человек не может распределить свои силы

Что же такое утомление? Стр.153 (определение зачитать)

Слайд Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека.

В чём может проявиться утомление?

— нарушение координации и т.д.

Ещё раз делаем вывод: что выполнение режима работы и отдыха обязательно

Поэтому для профилактики утомления необходимо владеть навыками самоконтроля:

Показатели самоконтроля делятся на субъективные и объективные

Работа в группах – с учебником заполнить таблицу

Учитель: Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите в глубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

1 ряд: Показатели самоконтроля делятся на субъективные (которые вы можете определить по своим ощущениям): самочувствие, работоспособность, сон и аппетит

2 ряд: объективные (не зависящие от ваших ощущений): частота сердечных сокращений и артериальное давление.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, его анализ помогает нам планировать нашу деятельность, рационально использовать время и добиваться поставленных целей.

Слайд Чтобы добиться увеличения двигательной активности необходимо:

использование физических упражнений; динамических пауз на уроках;

занятие различными видами спорта;

подвижные игры на свежем воздухе; систематическая физическая тренировка; оздоровительная ходьба;

ходьба на лыжах; езда на велосипеде; прыжки через скакалку, и так далее.

Закрепление: тест « Здоровый образ жизни и его составляющие».

Здоровый образ жизни – это?

Итог урока: допишите, какой вывод можно сделать по уроку?

2.Чередовать работу и отдых

3.Соблюдать правила здорового образа жизни

4.Соответствовала ли наша работа целям урока? Ответы?

— Мы раскрыли понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»,

-Изучили составляющие здорового образа жизни и профилактику утомления

-Давайте ещё раз вспомним составляющие здорового образа жизни

Слайд— А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

— Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”
IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание. Прочитать параграф 7.1

Подобрать высказывания, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни.

Составить синквейн по теме урока «здоровье, ЗОЖ»

Рефлекси я: «дерево ЗОЖ» ( прикрепить листочки к дереву).

Зеленый цвет – если урок вам понравился, вам было интересно и у вас было прекрасное настроение.

Жёлтый цвет – если вы были не совсем довольны уроком и у вас было грустное настроение.

Оранжевый цвет – если вы были недовольны уроком и у вас было мрачное настроение.

источник

Тема: Роль режима труда и отдыха для сохранения здоровья человека

Цель: Формирование и систематизация знаний учащихся о режиме дня

  • Способствовать формированию привычки выполнения режима дня;
  • Прививать умение правильно распределять время на работу и отдых.

Педагогическая инструментовка: : компьютер, экран, проектор

Организационный момент 2 мин.

Сообщение темы классного часа 2 мин.

Выбор слов для характеристики здорового человека 3 мин.

Правила составления режима дня 8 мин.

Составление режима дня школьника 5 мин.

Обсуждение ситуаций 10 мин.

Ребята, а вы знаете, что означает слово — здравствуйте?

Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья.

В приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья, наверно потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Сегодня у нас классный час посвящен здоровью человека.

Чтобы громче пелись песни,

Жить, чтоб было интересней,

Нужно сильным быть, здоровым.

Ребята, а здоровый человек. Какой он?

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Выберите слова для характеристики здорового человека.

красивый румяный сутулый стройный сильный толстый ловкий крепкий бледный неуклюжий

Каким способом можно достичь этих качеств?

Конечно! Все верно! А как же все успеть сделать за 1 день?

Верно! Сегодня мы с вами составим правильный режим дня. Для этого я вам расскажу сначала об основных правилах составления режима дня.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. У большинства людей в повседневной

жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека, так говорят ученые.

При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени, с которым связаны биологические ритмы. А что же такое биологические ритмы?

Биологические ритмы – это состояние организма, которое через некоторое время повторяется, например, ритмично бьется сердце, после отдыха организм требует отдыха. С биологическими ритмами связана наша работоспособность. Некоторые люди лучше и больше работают утром. Как их называют?

А те, кто лучше работают вечером и ночью?

А те, кто может одинаково работать днем и ночью?

известно, что в течение суток отмечаются изменения работоспособности с двумя “пиками” ее повышения – с 8 до 13 и с 16 до 19 часов.

Вот поэтому необходимо так организовывать свой режим дня, чтобы основная нагрузка была именно в эти часы.

Как вы думаете, что лучше делать в эти часы?

Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего заниматься в школе, а с 16 до 19 часов – выполнять домашнее задание.

Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего подъема до вечернего сна. Сутки должны быть распределены так: 7–8 часов работы, 9–10 часов сна, 6–7 часов отдыха, но обязательно активного.

Давайте по нашей схеме составим режим дня для вас.

На доске рисунок циферблата часов и надписи: сон, подъем, занятия в школе, завтрак, зарядка, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, свободное время…).

Вот какие мы молодцы! А теперь давайте все встанем и дружно покажем, как у нас проходит утро!

Мы умеем на кроватке – (встали, руки на поясе)

Простыню разгладить гладко. – (движения рук влево – вправо)

Кулачком задвинуть ушки. – (движения кулачками)

Умывались из-под крана, — (показ движений при умывании)

Дружно делаем зарядку. – (шагаем на месте)

Стой-ка смирно, руки вниз, — (ноги вместе, руки вдоль туловища)

Гнись пониже, не ленись! – (наклоны вперед)

Кто с зарядкой дружит смело, — (приседания)

Тот с утра прогонит лень. – (прыжки на месте)

Будет сильным и умелым (шагаем ан месте)

И веселым целый день. (хлопаем в ладоши)

Молодцы! Теперь мы уже знаем о режиме дня. А вот у меня есть 4 знакомых ребят. Давайте мы прочтем о них и скажем, в чем у них проблема!

Сережа очень любит читать книги и играть на компьютере. Придя из школы домой, пообедав, он идет к другу. Они обмениваются книгами или кассетами, немного гуляют, а затем расходятся по домам, чтобы выполнить домашнее задание. После этого Сережа занимается своим любимым делом: чтением книг или игрой на компьютере допоздна, иногда до 12 ч ночи. Утром ему нелегко встать, но, сделав утреннюю гимнастику, он чувствует себя лучше. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомленным.

Почему? Какой бы совет вы дали Сереже?

Света веселая, общительная девочка. После школы она любит поболтать с подружками, погулять по улице, никогда не спешит домой. Вернувшись поздно, она вспоминает, что должна выполнить поручения мамы. Выполняя их, часто отвлекается на звонки друзей, долго беседует с ними. Домашнее задание садится делать в разное время, иногда в 17ч, иногда в 19ч. Света начала замечать, что успеваемость в школе стала хуже, чаще появляется плохое настроение, устает.

Почему? Какой бы совет вы дали Свете?

Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать. В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая, ее чаем. Играет на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать домашнее задание. К вечеру он чувствует, что болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Денису?

Лиля не любит гулять на улице, предпочитает отдыхать у себя в комнате, занимаясь любимым делом. Никогда не открывает в комнате форточку, боится заболеть. К вечеру она чувствует себя утомленной и у нее часто болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Лиле?

Соблюдали ли ребята Сережа, Света, Денис и Лиля режим дня?

Как чувствовали себя ребята?

Изменилась ли успеваемость ребят?

Нужно ли соблюдать режим дня?

Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня на классном часе говорили именно о режиме дня?

Думаю, что все вы убедились в необходимости соблюдения режима дня, узнали, как распределять время на работу и отдых, узнали как вести себя в отношении своего здоровья.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый день перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

источник

Тема: «Помоги себе сам. Умственное утомление»

— формирование знаний о признаках умственного утомления и умений выполнять упражнения для снятия умственного утомления;

— формирование эмоционально — целостного отношения к здоровому образу жизни.

— «Карта страны Здоровья»; рисунок доктора Айболита.

— «Дерево раздумий» с ситуациями.

— Рисунок «Солнышко настроений», бантики.

— «Мудрые слова»: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

— «Новые» слова: утомление, переутомление, эмоции, оптимисты, пессимисты, депрессия.

1. Актуализация и целеполагание.

Задачи: актуализация знаний об умственном утомлении и его последствиях

(на основе наблюдений учащихся).

Какой вид деятельности является основным на уроке?

Мы учимся, а любое обучение — это большой умственный труд.

— Посмотрите вокруг себя. Вы видите много вещей: учебники, мебель, одежда, здание школы — кто это создал? (Руки человека, труд человека).

Как пианист или хирург заботятся о своих руках, об их ловкости, эластичности; как певец бережёт свое горло, чтобы не простудить его, не перенапрячь голосовые связки, так и мы с вами должны заботиться о том, чтобы пополняя свои знания, не доводить свой организм до переутомления.

Сегодня мы совершим путешествие на станцию «Помоги себе сам» и поговорим об умственном утомлении.

Кто встречает нас? (Доктор Айболит)

Айболит предлагает нам ответить на следующие вопросы: (Вопросы записаны на доске, как план).

— Как вы понимаете, что такое умственное утомление?

— Как проявляется утомление?

— Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?

— Как снять умственное утомление, если оно наступило?

2. Формирование знаний и умений.

— Скажите, ребята, бывали ли у вас ситуации, когда, выполняя задания в школе или дома, вы чувствовали сильную усталость? Расскажите о своих ощущениях.

— Продолжали ли вы после этого выполнять задания? Легко ли вам удавалось это делать?

Правильно, усталость проявляется в нежелании выполнять ту работу, которую до этого вы делали с удовольствием. Проявление головной боли, слабости, сонливости, потери аппетита — это сигнал к тому, что надо отдохнуть,

т. е. организм даёт сбой, наступает утомление. А если вы будете продолжать выполнять работу в состоянии усталости и будете это делать часто, то утомление может перейти в особое состояние — переутомление, а это уже болезнь.

Она проявляется в ослаблении памяти, снижении внимания, затруднении мышления. Человек становится рассеянным, раздражительным, ему неинтересно, что происходит вокруг, нарушается сон, снижается аппетит, часто мучают головные боли. При этом наблюдается также снижение устойчивости организма к различным заболеваниям, в первую очередь к простудным.

— Хотелось бы вам приобрести такое заболевание? (Конечно, нет).

— Для этого мы с вами разучим упражнение, которое называется «Сбрось усталость». Как только вы почувствуете утомление, выполняйте его в течение 1 — 2 минут.

в) Упражнение «Сбрось усталость»

1. Встаньте, ноги врозь, слегка согнув в коленях, немного наклонитесь вперёд, руки свободно опустите вдоль туловища, расправьте пальцы, склоните голову к груди.

2. Плавно покачивайтесь из стороны в сторону и вперёд — назад.

3. Резко встряхните головой, руками, ногами, всем телом.

Вы встряхнули почти всю усталость.

Чуть-чуть осталось? Повторите это упражнение, Вы почувствовали прилив бодрости, настроение улучшилось?

Можно проговорить со словами:

Медвежата в чаще жили, А потом они играли

Головой своей крутили: Выше лапы поднимали

Вот так, вот так (Вращения головой). Вот так, вот так.

Медвежата мёд искали, (Поднимают руки и ноги

Дружно дерево качали. попеременно).

Вот так, вот так. (Показываем руками).

г) Анализ ситуаций (работа в группах). «Дерево раздумий».

К доктору Айболиту пришли письма от ребят. Они просят о помощи.

Может быть, мы поможем Айболиту ответить на письма ребят?

— Вы работаете в группах. Каждой группе Айболит поручает обсудить ситуацию. С«Дерева раздумий» получите конверт, раскройте, прочтите, обсудите ситуацию, сделайте вывод о том, из-за чего наступает утомление, дайте совет. (Конверты разного цвета).

Мой брат Серёжа — ученик 3 класса. Он очень любит читать книги и играть на компьютере. Придя из школы домой, наскоро пообедав, он идёт к другу. Они обмениваются книгами, кассетами или дисками, немного гуляют, а затем расходятся по домам, чтобы выполнить домашнее задание. После этого Серёжа занимается своим любимым делом: чтение книг или игрой на компьютере допоздна, иногда до 12 часов ночи. Утром ему нелегко вставать, но, сделав утреннюю зарядку, он чувствует себя лучше. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомлённым. Почему? Какой бы совет вы дали Серёже?

Света весёлая, общительная девочка. После школы она любит поболтать с подружками, погулять по улице, никогда не спешит домой. Вернувшись поздно, она вспоминает, что должна выполнить поручения мамы. Выполняя их, часто отвлекается на звонки друзей, долго беседует с ними.

Домашнее задание садится делать в разное время, иногда в 17 часов, иногда в 19 ч. И так на протяжении месяца, Света начла замечать, что успеваемость в школе стала хуже, чаще появляется плохое настроение, усталость.

Почему? Какой бы совет вы дали Свете?

Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать.

В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая её чаем. Играет на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать уроки. К вечеру он чувствует, что болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Денису?

Лиза не любит гулять на улице, она предпочитает отдыхать у себя в комнате, занимаясь любимым делом, Она никогда не открывает в комнате форточку, боится заболеть. К вечеру она чувствует себя утомлённой, и у неё часто болит голова. Почему? Какой бы совет вы дали Лизе?

Физкультминутка «Оживлялки, прогонялки утомилок»

Упражнение для снятия утомления и улучшения мозгового кровообращения.

Ей вращаем вправо – влево. (Медленное вращение головой)

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд – назад).

В стороны разводим. (Потягивание – руки вверх – в стороны).

Плавно производим. (Повороты туловища вправо – влево).

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд).

А теперь – конец разминке. (Дети садятся).

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

« Рисуем в воздухе цифру 8 носом».

Упражнение для профилактики простудных заболеваний и снятия напряжения.

Разотрите пальчиками мочки ушей, теперь край ушной раковины — сверху-вниз, при этом поцокайте язычком, как лошадка. 15-20 секунд.

Под носом ты теперь потри (1,2,3)

Брови надо причесать (1,2,3,4,5)

Вытри пот теперь со лба (1,2)

Серьги на уши повесь, если есть (1,2)

Заколкой волосы скрепи (1,2,3)

На шею бусы надеваем: примеряем, расправляем.
А на грудь повесим брошку,

Вот как славно мы трудились

Упражнение для отработки правильной артикуляции.

Дотянитесь язычком до подбородка, ещё дальше. 6 раз.

Упражнение для утверждения своей самооценки, своей успешности.

Быстро-быстро сожмите и разожмите пальцы рук, поморгайте, затем крепко зажмурьтесь, сожмите кулачки и скажите: «Я справлюсь! Я смогу! Я ничего не боюсь!»

3. Обсуждение ситуаций о мерах профилактики умственного утомления

От каждой группы после обсуждения ситуаций выходят по 1 человеку.

Ситуация 1. У Серёжи наступает утомление из-за неполноценного сна.

Спать нужно ложиться не позднее 22 часов и вставать в 7 часов утра.

— Бывали ли у вас такие ситуации, когда вы приходили в школу не выспавшись?

— Можете вспомнить, как прошёл тогда ваш день? Для чего необходимо хорошо высыпаться?

(Сообщение ученика из группы)

Сон для человека имеет важное значение. Как бы вы не отдыхали днём, организму необходим полный покой, который возможен только во время сна, когда отдыхает прежде всего нервная системе и её самый высший отдел — головной мозг. Отдыхают и внутренние органы, их работа замедляется, сердце бьётся спокойнее, мышцы расслабляются, позвоночник распрямляется. Для человека лишение сна опаснее, чем лишение пищи. Был проведён эксперимент со щенятами, которых кормили, но не давали спать. На пятые сутки они умерли.

У невыспавшегося человека нарушается деятельность головного мозга, которая приводит к нервным заболеваниям. Чем меньше возраст, тем больше нужно спать. Детям 10-12 лет надо спать не меньше 10 часов. Хорошо высыпаешься, если ложишься в одно и то же время. Недосыпание приводит к быстрому утомлению, к плохой работоспособности в течение дня.

Ситуация 2. Света не соблюдает режим дня и из-за этого устаёт.

— Почему важно соблюдать режим дня?

Режим дня — это определённый ритм жизни, по которому вы живёте: спите, занимаетесь в школе, обедаете, гуляете, учите уроки, занимаетесь любимым делом, у вас остаётся время почитать, помочь маме по хозяйству. У каждого есть режим дня, только у одних он правильный, а у других — нет.

Какой режим дня можно назвать правильным?

Тот, при котором рационально распределено время для труда и отдыха. При правильном режиме дня вы всё успеваете сделать, у вас хорошее настроение, активное и бодрое состояние.

Умственная работоспособность человека в течение дня меняется. Лучший период её в утренние часы — с 9 до 11 часов, а затем уровень работоспособности несколько снижается. Кчасам начинается второй подъём работоспособности. В это время лучше всего готовить домашние задания.

Ситуация 3. Денис устаёт из-за того, что неполноценно питается.

Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет, нормальная деятельность всех органов нарушается. Пища — это «строительный материал» для растущего организма. Поэтому так важно полноценно питаться в одни и те же часы. Тот, кто не садится вовремя кушать или, наоборот, постоянно что-то жуёт (конфету, булочку, печенье), портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.

Ситуация 4. Лиза не гуляет на улице и не проветривает комнату, поэтому чувствует себя усталой.

Детям необходимо гулять в любую погоду не менее 2 часов в день и обязательно проветривать комнату, так как из-за недостатка кислорода могут возникнуть головные боли, головокружение, тошнота и даже потеря сознания.

Как помочь себе, чтобы не допускать умственного утомления? (Ответы детей)

— Рассмотрев ситуации, вы поняли: чтобы не допускать умственного утомления, необходим чёткий режим дня, полноценный сон, рациональное питание и свежий воздух.

4. Снятие психоэмоционального напряжения.

— Познакомимся ещё с некоторыми секретами преодоления умственного утомления. .

С древнейших времён музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.

(Звучит лёгкая, спокойная музыка)

А) Аутотренинг (аффирмация — утверждение).

Чтобы снять эмоциональное напряжение, вы можете повторять такие слова. (Повторяют за учителем).

Меня любят, и я нужен. Мои родители меня обожают, они гордятся мной. Я люблю себя. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей.

Я умею любить. Я добрый и любящий. Я умею заботиться о себе. Я прощаю всех, кто обидел меня. Я прощаю самого себя. У меня всё хорошо. Я успешный. Я сильный. Я всё преодолею и смогу.

5. Положительные эмоции и хорошее настроение.

Есть ещё один очень важный компонент преодоления умственного утомления, о котором невозможно умолчать.

Представьте, что это лица людей. (Картинка схематично изображает выражение лица радостного, грустного, сердитого, печального человека). Что вы в них заметили? (У них разные выражения).

— От чего зависит выражение лица? (От чувств, которые человек испытывает, от настроения).

— Какое чувство мог бы испытывать каждый из этих людей? (Радость, горе, страх, скуку).

— А ещё какие чувства способен испытывать человек? (Гордость, обиду, злобу, досаду, равнодушие, разочарование и т. д.)

— Чувства по — другому называют эмоциями. В словаре сказано:

«Эмоция — чувство, душевное переживание». От эмоций зависит и наше (настроение). Настроение — это душевное состояние человека.

Вы наверное слышали выражения: «Меня захлестнули эмоции. Эмоциональный человек». Как понять эти выражения?

— А теперь подумайте и скажите, может ли настроение влиять на здоровье и как?

— С какими прилагательными мы чаще всего употребляем слово «настроение»? (Плохое, хорошее, замечательное, великолепное, отличное, никакое).

Закройте глаза и попробуйте увидеть, какого цвета хорошее настроение.

В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? (При хорошем самочувствии, хороших отметках и т. д.)

Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство лёгкости, всё кажется прекрасным, интересным).

Закройте глаза и представьте цвет плохого настроения. (Оно тёмное, мрачное, Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие отметки, плохо себя чувствуешь, В этот момент никого не хочется видеть, ничего не хочется делать …)

— Да, настроение бывает разное: хорошее, плохое, никакое — оно зависит от душевного состояния. Есть люди, у которых чаще всего бывает хорошее настроение, таких людей называют оптимистами, а тех, у кого часто плохое настроение — пессимисты.

— К кому бы вы себя отнесли? Как вы думаете, у кого быстрее наступает умственное утомление: у человека с плохим настроением, вечно всем недовольным, или у человека с хорошим настроением?

— Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче, приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).

Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить.

С человеком злым, постоянно чем-то недовольным, трудно общаться, он чаще всего бывает одинок, с ним не хотят дружить, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит ваше самочувствие, ваше здоровье.

— А как поднять себе настроение, если оно у вас плохое? (Послушать любимую музыку, посмотреть мультфильм, почитать интересную книгу, пообщаться с другом выполнить физические упражнения, покататься на лыжах, коньках, помочь маме и т. д.)

— А сейчас почитайте советы психологов, которые помогают избавиться от плохого настроения.

Советы доктора Айболита «Помоги себе сам.

Как избавиться от плохого настроения».

Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и злость.

· Замесить тесто понарошку, раскатать его.

Злость улетучится, так как работать с тестом — очень увлекательное занятие.

Рассказать кому — нибудь о своём плохом настроении: близким, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.

· Спеть бодрую песенку, послушать весёлую музыку, сплясать быстрый танец.

Набрать в ванну тёплой воды, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает всё дурное, или постоять под душем.

Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух — с ним улетит далеко и плохое настроение.

— Теперь вы знаете, что нужно сделать, если вам плохо оттого, что у вас скверное настроение, вы разозлились на кого-то. Вам плохо от совершённого некрасивого поступка, надо признаться и попросить прощения, вы мучаетесь.

Выйти из этого состояния надо обязательно, это просто необходимо. Иначе, это просто отразится на вашем здоровье и на самочувствие в течение дня, а может быть, и несколько дней вы будете чувствовать себя удручённо.

Вы находитесь в школе с 8 до 13 часов, и очень важно какое настроение будет у вас преобладать весь день. Ведь от этого зависит ваше здоровье, ваш

умственный труд, учёба, ваши отношения с одноклассниками и учителями.

Мы, взрослые, стараемся сделать всё, чтобы вам в школе было уютно и комфортно. А ты помоги себе сам.

6. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Встаём в круг, перебрасывая мяч друг другу, говорим друг другу приятные слова-комплименты.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Что полезного вы унесёте с нашего занятия?

Что вы будете делать для того, чтобы не получить умственного утомления?

На парте у вас разноцветные бантики, выберите тот цвет бантика, какое у вас сейчас настроение, прикрепите к солнышку.

Оранжевый – восторженное, бодрое.

Красный цвет – напряженное, возбуждённое.

Синий, фиолетовый – грустное, печальное.

А нашим гостям мы подарим песню и пожелаем им крепкого здоровья и прекрасного настроения. (Звучит песня «Знай своё тело»)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 городского округа г. Буй

(Путешествие по стране ЗДОРОВЬЯ)

высшей квалификационной категории

источник

Читайте также:  Баллов 1 наиболее ранними признаками утомления являются