Меню Рубрики

Утомление и восстановление после физической и умственной нагрузки

Ключевые слова: УТОМЛЕНИЕ; РАБОТОСПОСОБНОСТЬ; ФАЗЫ УТОМЛЕНИЯ; ВЛИЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ НА УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ; FATIGUE; PERFORMANCE; PHASES OF FATIGUE; INFLUENCE OF FATIGUE ON THE LEVEL OF PERFORMANCE.

На этапах глубокой древности различные врачи и философы утверждали, что здоровым быть невозможно без проведения соответствующих за­нятий, связанных с применением физических нагрузок. Физическое воспита­ние, по их мнению, необходимо начинать развивать с самого детства и под­держивать в течение всей жизни. Философ древней Греции Платон называл движение «целительной частью медицины», а общественный деятель рим­ской эпохи Плутарх – «кладовой жизни». Существует большое количество великих врачей, учёных, педагогов, которые убеждены в том, что разделить умственный и физический труд невозможно. По их мнению, человеку необ­ходимо учиться совмещать и первый вид труда, и второй, потому что именно при их одновременном взаимодействии получится полноценно развить обра­зовательную часть человеческой жизни.

И.П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворённым, когда соединял голову с руками» [1]. Выдающийся организатор физического воспитания П.Ф. Лесгафт не раз говорил, что несоот­ветствие слабого тела и развитой умственной деятельности рано или поздно скажется отрицательным образом на общем состоянии и здоровье человека. Он считал необходимым, чтобы и умственное, и физическое воспитание протекало параллельно, иначе произойдёт нарушение процесса развития тех органов, которые останутся без нагрузок [3].

Как показывает практика, у людей, которые систематически занимаются спортом, в отличие от тех, кто ведёт пассивный образ жизни, более развиты аналитические способности, эмоциональная устойчивость, а также эффективнее действует умственная работоспособность. Различные исследо­вания, проводимые учёными, свидетельствуют о непосредственной взаимо­связи между специальной физической подготовкой и интеллектуальным уровнем развития человека.

На современных этапах развития человеческого общества физическое воспитание также не потеряло своей значимости. Чтобы соответствовать и идти в ногу со временем человеку необходимо поддерживать себя в опреде­ленной форме, выполняя при этом различные действия, направленные на поддержание и улучшение как умственной, так и физической устойчивости.

Уровень профессионального здоровья является основой достижения высоких результатов, надёжности и успешности людей, занимающихся разными видами спорта. Также от уровня профессионального здоровья спортсмена зависит успешность развития и сохранения свойств организма, отве­чающих за физическое, психическое и социальное благополучие. Тем самым это обеспечивает совершенствование двигательных умений и навыков нрав­ственное, эстетическое и интеллектуальное развитие [5].

Большинство людей понимают положительную роль физических упражнений. Но, несмотря на это, не для всех людей спорт стал спутником жизни. Социологи, проводящие исследования, вывели различные причины этому. Например, страх, отсутствие времени, условий для занятий физическими нагрузками, желание мгновенных результатов, лень и подобные вещи.

Одной из функций мышечной деятельности человека является повы­шение активности обменных процессов. Она тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, отвечающие за обмен этих самых веществ в организме, что положительным образом сказывается на работоспособности че­ловека.

При этом, у человека, увеличивающего количество физических или умственных нагрузок, начинают происходить изменения, оказывающие влияние на его здоровье, то есть начинает развиваться некое состояние, которое называется утомлением.

Вообще, данное понятие имеет достаточно широкий круг определений. Например, одно из них звучит следующим образом: утомление – это функциональное состояние, возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы [4], приводящее к снижению её эффективности.

Основные признаки утомления представлены в следующей схеме 1.

Учёные-исследователи дают следующую классификацию утомления:

  1. Острое утомление проявляется в короткий промежуток времени из-за вы­соких физических нагрузок. Характеризуется снижением человеческой рабо­тоспособности в целом;
  2. Хроническое утомление протекает значительно дольше, чем какой-либо другой вид утомления. Характеризуется появлением онемения в области по­ясницы, головной болью и ухудшением психического состояние человека;
  3. Общее утомление является неким предупреждением о возможной болезни. Если вовремя предпринять соответствующие действия, то как таковой бо­лезни, в том числе и других негативных последствий утомления, можно из­бежать;
  4. Локальное утомление возникает, как правило, при узконаправленной дея­тельности человека, когда задействована лишь определённая группа мышц [4].

Утомление делится на компенсированную, некомпенсированную фазы, а также фазу полного утомления.

Первая фаза характеризуется высокой работоспособностью человека за счёт его волевых качеств.

Вторая фаза заключается в том, что запас энергии человека начинает заканчиваться, в результате чего работоспособность начинает снижаться явно заметными темпами.

Третья фаза характеризуется полным отказом организма от выполне­ния каких-либо нагрузок.

Зависимость уровня работоспособности от фазы утомления наглядно пока­зана в графике 1 (по В.П. Афанасьеву).

Учёные в области спортивной педагогики разграничивают следующие виды утомления:

Умственное утомление проявляется вследствие достаточно продолжительного процесса умственной деятельности. Данный вид утомления харак­теризуется снижением работоспособности, отсутствием интереса к какой-либо работе, понижением эмоционального тонуса.

Сенсорное утомление же возникает в результате длительного периода воздействия раздражителей. Например, к этому может относиться избыточное освещение, сильный шум.

Эмоциональное утомление, в свою очередь, возникает, как правило, вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.

Физическое утомление считается многогранным. Это объясняется, к примеру тем, что нагрузки могут быть статистическими и динамическими при выполнении физических упражнений. А выполняемые упражнения, в свою очередь, могут различаться по мощности. Движения бывают равномер­ные и неравномерные. Отсюда и причины возникновения утомления могут быть очень разнообразными.

Систематические занятия на фоне усталости, напряжения, недовосстановления могут оказать негативное влияние на организм человека в целом. Например, это может привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы, болезням сердца и желудка, снижению уровня защитных свойств [6]. Все указанные выше явления возникают из-за нарушения баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Из курса биологии мы знаем, что нервная клетка является источником двигательных импульсов. В процессе мышечной деятельности как в нервной клетке, так и в мышцах затрачивается часть энергии, тем самым это вызывает изменение условий внутренней среды человеческого организма. По­этому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки напрямую зависит от процессов, которые происходят как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

Снижение во время физических нагрузок интенсивности работы вегетативных систем во многих случаях имеет предупредительный характер. Да­вая понять человеку, что необходимо прекратить выполнение нагрузок, он тем самым защищает организм от дальнейшего истощения [6].

Некоторые проявления вегетативных функций при развитии утомления в процессе бега у спортсменов показала Е.Б. Сологуб на графике 1.


График 1. Изменения некоторых функций (МОД, ЧД, ГД и tº тела) у спортсменов после 15-минутного бега.

По абсциссе: время, мин, цифры сверху — температура тела; по ординате: слева — МОД, л/мин, и ЧД, вд./мин, справа — ГД, л.

При длительной или интенсивной работе, нарушении режимов труда и отдыха симптомы утомления аккумулируются, и оно может переходить в хроническое утомление и переутомление. Динамика этих состояний представлена в Таблице 1 А.С. Солодков.

Динамика работоспособности, функциональных состояний и утомле­ния спортсменов

Таким образом, несмотря на появление различных технологий, человеку необходимо постоянно развивать, повышать уровень физического образования. По моему мнению, напряженный умственный труд требует хорошей физической активности. При отсутствии её, у чело­века будет проявляться утомление. Следует подчеркнуть некую особенность, что напряжённая и длительная физическая нагрузка почти всегда сопровожда­ется той или иной степенью утомления.

Необходимо понимать важность правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Грамотно выбранный порядок трудового дня, послерабочий отдых, спортивные занятия являются средством снятия утомления и служат способом профилактики невротических и психологических заболеваний.

Также можно сказать, что в любом деле, большом или малом, первоисточником всех успехов или неудач является сам человек. Все зависит только от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной органи­зации, в том числе и в организации взглядов на физическую культуру, а также на отношение к ней.

источник

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается состояние, называемое утомлением.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Оно связано с ощущением усталости и в то же время служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, — это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает как при физической, так и умственной работе и может быть:

  • • острым, проявляться в короткий промежуток времени;
  • • хроническим, носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев);
  • • общим, характеризующим изменение функций организма в

• локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

  • 1) компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности потому, что включаются резервные возможности организма;
  • 2) некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается.

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановле- ния, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно- психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы, обострениям сердечнососудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительных и тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, что в итоге может привести к развитию запредельного торможения, нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний в процессе мышечной деятельности как в нервной клетке, так и в мышцах, расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

На развитие утомления влияет ухудшение кровоснабжения мышц, угнетение активности ферментов, изменения рецепторов и сократительных структур мышцы, нарушение гормональной функции эндокринного аппарата, кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем и желез внутренней секреции во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Физическое утомление многогранно. Нагрузки могут быть статистическими и динамическими. Выполняемые упражнения различаются по мощности, могут быть циклического и ациклического характера. Поэтому причины возникновения утомления различны.

При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время. Статические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением, которое обусловливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении. Мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает аденозинтрифосфорная кислота. Так как ее запасы невелики, продолжение двигательной деятельности возможно только за счет постоянно происходящего ресинтеза [1] .

В зависимости от интенсивности выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям.

  • • в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);
  • • при замедлении или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);
  • • в нарушении согласованности между дыханием и движением.

Симптомы развития утомления:

  • • увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;
  • • неспособность к формированию и усвоению новых навыков;
  • • расстройство сформированных навыков.

Одно из проявлений дискоординации функции в состоянии утомления — увеличение энергетических трат на единицу выполненной работы как следствие повышения физиологической стоимости работы. Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Мышечное расслабление рассматривается как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной нервной системы. При этом в нервных центрах происходит активация восстановительных процессов, и это обеспечивает отдых в ходе деятельности.

Читайте также:  Анализы при утомлении у детей

Наоборот, при неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления. Во время работы процессы диссимиляции [2] преобладают над ассимиляцией [3] , и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток. Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев:

  • 1) устранение изменений и нарушений в системах нейрогумо- рального регулирования;
  • 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;
  • 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

Рациональное сочетание нагрузки и отдыха необходимо для того, чтобы сохранить и повысить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

Чтобы ускорить процесс восстановления, используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). Он доказал, что отдых в процессе трудовой деятельности должен сводиться не к полному покою, а к смене деятельности. При этом мышечная деятельность оказывается более эффективной в различных условиях, обеспечивающих восстановление работоспособности утомленных мышц. Кратковременный отдых такого рода (активный отдых) оказывается значительно эффективней, чем более продолжительный отдых в условиях полного покоя. Принципиальная возможность стимуляции мышечной работоспособности за счет переключения деятельности на неутомленные мышцы послужила основой нового направления в физиологии мышечной деятельности. Механизм активного отдыха — явление многостороннее, на него оказывает влияние целый ряд факторов. В его основе лежат индукционные взаимоотношения между нервными центрами. Включение в деятельность мышц, не участвовавших в процессе труда, приводит к возникновению в соответствующих центрах очага возбуждения, который в силу одновременной отрицательной индукции еще более углубляет тормозной процесс в центрах утомленных ранее мышц.

Само по себе торможение не только охраняет нервные клетки от функционального истощения, но и активно стимулирует течение восстановительных процессов. Поэтому усиление тормозного процесса в центрах утомленного ранее участка рассматривается как средство более быстрого восстановления израсходованной энергии в клетках больших полушарий головного мозга.

Определенную роль при этом играет и другая сторона межцентральных взаимоотношений: последовательная положительная индукция, сменяющая тормозной процесс состоянием повышенной возбудимости. В итоге облегчается начальный период работы и возрастает ее продуктивность. Эффект активного отдыха возникает вследствие нервно-рефлекторных влияний с определяющим значением проприоцептивной импульсации, свидетельствующим о ведущей роли двигательного анализатора.

Положительный эффект от дополнительной работы мышц является более стойким, более длительным по сравнению с эффектом афферентной сигнализации от других анализаторов. Физические упражнения являются более эффективными средствами активизации отдыха по сравнению с другими видами.

источник

4. Восстановление работоспособности после тренировки.

Тренировочная нагрузка. Критерии переутомления

В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение.

Характерной чертой современного спорта являются значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие требования к организму спортсмена. Нередко тренировочные занятия проводятся, к сожалению, на фоне хронического утомления. Частые физические перегрузки приводят к перенапряжению локомоторного аппарата и к различным предпатологическим и патологическим состояниям. Это имеет место в тех случаях, когда организация тренировочного процесса не отвечает научным требованиям и нагрузки не соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям (особенностям) спортсмена.

В комплекс восстановительных мероприятий входят самые разнообразные средства – рациональное построение тренировки, массаж, фармакологические средства, аутогенная тренировка, кислородные коктейли и др.

Особое значение приобретает изучение закономерностей восстановительных процессов, характера утомления и методов, повышающих эффективность восстановления и активного отдыха. Разумное применение средств восстановления в тренировочном (соревновательном) режиме возможно при четком понимании тренером, врачом, спортсменом сути утомления, его характера, особенностей вида спорта.

Умелое сочетание всех форм восстановления на различных этапах учебно-тренировочного процесса является залогом эффективности тренировочного процесса, дает возможность избежать неблагоприятных последствий от тренировочных нагрузок.

Изучение методов восстановления в спорте важно еще и потому, что они направлены на укрепление здоровья и продление жизни спортсменов, на создание условий обеспечивающих наиболее успешное восстановление их работоспособности.

В связи с возможностью варьировать величину тренировочных нагрузок (начиная с ходьбы) в широких пределах, абсолютные противопоказания к тренировке на выносливость весьма ограниченны:

— врожденные пороки сердца и стеноз (сужение) предсердно-желудочкового отверстия;

— сердечная или легочная недостаточность любой этиологии;

— выраженная коронарная недостаточность, проявляющаяся в покое или при минимальной нагрузке;

— хронические заболевания почек;

-высокое артериальное давление (200/120 мм рт. ст.), которое не удается снизить с помощью гипотензивных средств;

— ранний период после перенесенного инфаркта миокарда (3—6 месяцев и более — в зависимости от тяжести заболевания);

-выраженные нарушения сердечного ритма (мерцательная аритмия и т. д.); — тромбофлебит;

-гиперфункция щитовидной железы (тиреотоксикоз).

Занятия физкультурой временно противопоказаны также после любого острого заболевания или же обострения хронической болезни. Важным средством врачебного контроля является диагностика УФС путем проведения субмаксимальной велоэргометрической пробы (75 % МНЮ, определяющей верхний уровень толерантности (переносимости) физической нагрузки. При проведении этого теста нагрузка на велоэргометре увеличивается ступенчато (по 4 мин каждая ступень) до тех пор, пока ЧСС испытуемого не достигнет уровня, соответствующего 75 % МПК; например, для здоровых мужчин среднего возраста 300—600— 900 кгм/мин. Динамика этих показателей в процессе врачебного контроля объективно отражает изменения функционального состояния организма и эффективность использования оздоровительных программ. Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена также при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении ЖЕЛ и массы тела.

Не менее важное значение при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок, их эффективности имеет и грамотный самоконтроль, который позволяет занимающимся оперативно и регулярно контролировать текущее функциональное состояние. Он включает определение объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и оценку субъективных ощущений. Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является ЧСС. Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10—12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2—4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием ‘продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению·умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

источник

Физическая культура: текст лекций : [для бакалавров нефизкультурных вузов] / В.Ф. Тихонов, А.Х. Ермолаев, О.Б. Колесникова, Л.А. Яковлева ; [отв. ред. А.Х. Ермолаев] ; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. — 92с.: ил.

Выполнение физической работы всегда связано с тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц. По степени тяжести различают физический труд легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).

Умственный труд – это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе – гипотез и теорий. Результат умственного труда – это научные и духовные ценности или решения [12].

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление – это функциональное состояние организма, которое возникает вследствие умственной или физической работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении усталости.

В состоянии утомления замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление играет важную биологическую роль, служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом.

Суммирование сдвигов в ЦНС, опорно-двигательной системе и в других системах, возникающих при многократном утомлении, вызывает хроническое утомление. Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, неправильная организация труда, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерным нервно-психическим или физическим напряжением может привести к переутомлению.

Читайте также:  Адаптация и утомление слуха

Умственное переутомление, являясь более вредным для организма, чем физическое, граничит с заболеванием, имеет более длительный период восстановления. Оно является следствием того, что мозг человека, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только тогда, когда практически уже наступила фаза переутомления.

Средствами восстановления организма после утомления и переутомления являются: оптимальная физическая активность, переключение на другие виды работы, правильное сочетание работы с активным отдыхом, рациональное питание, личная гигиена. Ускоряют процесс восстановления достаточный по времени и полноценный сон, водные процедуры, баня, массаж и другие реабилитационно-восстановительные мероприятия.

Использование оздоровительных сил природы укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности студентов (зачеты, экзамены) являются важнейшим способом разрядки нервного напряжения и сохранения здоровья. Разрядка психической (нервной) напряженности через движение является наиболее эффективной. Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, показало, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные факторы внешней среды, которые влияют на физическое развитие и жизнедеятельность человека.

2. Какие объективные и субъективные факторы влияют на психофизиологическое состояние студентов?

3. Назовите механизмы влияния высокой двигательной активности на адаптационные возможности человека.

4. Какие дополнительные воспитательные и развивающие задачи решаются с целью сокращения сроков адаптации в начальном периоде обучения в вузе?

5. Что является причиной переутомления?

6. Какие средства восстановления организма после утомления и переутомления вы знаете?

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат
по дисциплине «Физическая культура»
Тема: «Утомление при физическом и умственном труде .
Методы восстановления.»

Содержание :
Введение. . . . 3
Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. . . ..4
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость
к умственной и физической работоспособности. . 7
Утомление при физической и умственной работе. Восстановление. 10
Заключение. . . . 17
Список использованной литературы. . . 18

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх – «кладовой жизни». Всегда ли мы ценим то чтобы эта «кладовая» не опустошалась? К сожалению, нет.
На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Так раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных паровых машин и вьючных животных. Сегодня, в век научно технического процесса человечество практически отошло от масштабного использования ручного труда тем самым «развязав руки» так называемым болезням века.Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие работники умственного труда, студенты пытаются уменьшить физические нагрузки, тем самым, подрывая свое здоровье. Они всеми путями пытаются добыть справки об освобождении и при этом находят поддержку у родителей и, что самое ужасное у врачей.
Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.
Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы, препятствующей образованию тромбов в сосудах. За счет умеренного увеличения общего содержания в крови ионов калия и уменьшения ионов натрия нормализуется сократительная функция миокарда. Надпочечники выделяют в кровь «гормон хорошего настроения».

Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.
Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие «труд» включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека — физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.
Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения)
Умственный труд — это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории. Результат умственного труда — научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда).

К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.
Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда составляет эмоциональную составляющую умственного труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения.
Одна из важнейших характеристик личности — интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.
Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных (нетренированных) свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.)
Учебный день у большинства людей насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки — все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде — активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.
В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.
Пример: Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию — одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше — тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются.Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.

II. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37-38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39°С и более.
. У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу.Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.
Есть большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей).Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот.
Афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ
Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем, что помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельности разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает (вплоть до полного удовлетворения потребности) поступление кислорода к работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть потребляемого кислорода используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и углеводов.
. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками.

Читайте также:  Баллов 1 наиболее ранними признаками утомления являются

Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом.
К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

III. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление.
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.
Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы. Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления:
— компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
-некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.
Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.
На развитие утомления влияет:
-ухудшение кровоснабжения мышц;
-угнетение активности ферментов;
-изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
-нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
-кислородное голодание тканей.
Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.
Различают четыре основных вида утомления:
-умственное (например, при игре в шахматы);
-сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
-эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
-физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).
Физическое утомление многогранно. Нагрузки могут быть статистические и динамические. Выполняемые упражнения различаются по мощности. Движения бывают циклического и ациклического характера. Отсюда и причины возникновения утомления будут различны.
При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время. Статистические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением. В данном случае утомление обуславливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении.
В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:
-локальное;
-региональное;
-глобальное.
Известно, что мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Так как ее запасы невелики, продолжение деятельности возможно только за счет постоянно происходящего ресинтеза. В зависимости от интенсивности выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям. Реакции, совершающиеся в бескислородной среде получили название анаэробных. Они является энергетически более эффективными по сравнению с аэробными.
К анаэробным реакциям относят:
-креатинфосфокиназную реакцию, связанную с расщеплением креатин фосфата;
-гликолиз – расщепление гликогена до молочной кислоты.
Утомление проявляется:
-в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);
-в притормаживании или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);
-в нарушении согласованности между дыханием и движением;
-в более выраженных колебаниях продолжительности двигательных и дыхательных циклов.

Показатели, сигнализирующие о приближении утомления:
-увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;
-неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;
-расстройство старых автоматических навыков.
Начальную стадию развития утомления можно разделить на три фазы:
-фаза простого преодоления чувства усталости, когда нет необходимости в компенсаторных изменениях;
-фаза деэкономизации работы (включаются дополнительные моторные единицы);
-фаза двигательной компенсации утомления.
На начальном этапе развития утомления снижение силы мышечных сокращений может быть восполнено увеличением темпа движений.
Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и после рабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению

Мышечное расслабление рассматривают как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной нервной системы. При этом в нервных центрах происходит активация восстановительных процессов, и это обеспечивает отдых в ходе деятельности. Наоборот, при неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления.
Характер мышечного расслабления зависит:
-от скорости выполнения движений – с увеличением скорости движений способность к расслаблению ухудшается;
-от величины произведенной работы – в условиях развивающегося утомления расслабление становится менее полным;
-от степени овладения двигательным навыком – для ранних этапов освоения движений характерна излишняя напряженность, которая в дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, исчезает.
В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляций, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой – через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.
Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.
Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.
Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов – готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

На сегодняшний день умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним. Но как было выше сказано, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека. В несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности – «тела и духа» рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. Так же мы разобрали, как распознать утомление, его первые симптомы и как его побороть. Многие считают, что поддерживать высокую умственную работоспособность помогает специальная «гимнастика мозга». Упражнение в сочетании с ритмичным сгибанием и разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах не только усиливает приток крови к клеткам мозга, укрепляет сосуды, но еще и способствует оттоку венозной крови от нижних конечностей и тазовых органов, т.е. является важным средством профилактики варикозного расширения вен, геморроя, почечнокаменной болезни.
Так же, популярным и простым методом борьбы с усталостью является считалочка : «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали . «. Этот метод сопровождает нас с малых лет и до сегодняшнего дня. Ведь особо сложных упражнений нет , стоит только задействовать кисти рук, сделать вращения головой, ступнями, при возможности всем корпусом.
Соблюдайте режим изо дня в день и ваш организм не будет знать что такое усталость!

источник