Меню Рубрики

Утомление при статической работе лабораторная работа готовая

Лабораторная работа утомление при статической работе вывод. Лабораторная работа на тему утомление при статической и динамической работе. Утомление при статической работе

Цель: показать, что статическая работа является более утомительной, чем динамическая.

Оборудование : секундомер, груз массой 1,5 или 3 кг.

Знать: фазы и виды утомления; особенности утомление при статической и динамической работе; факторы, влияющие на развитие утомления.

Уметь : определять утомление при статической и динамической работе.

Статические позы относятся к физическому напряжению, при котором одна и та же позиция или положение удерживаются во время нагрузки. Эти виды нагрузок увеличивают нагрузку или силу на мышцы и сухожилия, что способствует усталости. Это происходит потому, что не перемещение препятствует потоку крови, который необходим для приведения питательных веществ в мышцы и для удаления отходов метаболизма мышц. Примеры статических постов включают инструменты захвата, которые невозможно отложить, удерживая руки или выполнять задачи, или стоять в одном месте в течение длительного времени.

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения.

Влияние на организм от выполнения задач, требующих длительных достижений, усугубляется, когда достижения должны поддерживаться более чем на несколько секунд. Придерживание экстремальных позы создает очень высокие статические нагрузки на тело, что приводит к быстрой усталости. Не только статические позы добавляют к мускульному усилию, требуемому для выполнения задачи, но отсутствие движения препятствует кровообращению, которое необходимо для восстановления ткани.

Сжимаемый кровоток уменьшает подачу питательных веществ в мышцы и удаление кислот и других отходов вдали от тканей. Уменьшение кровотока также замедляет доставку кислорода в мышцы. Чем дольше или чаще возникает статическая нагрузка, тем больше риск получения травмы из-за чрезмерного использования мышц, суставов и других тканей.

Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы).
Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы).
Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Выполнение обширных ремонтных работ, когда автомобиль находится над головой на подъемнике автомобиля. Держа руку за использование мыши, которая находится на поверхности более чем на 15 дюймов от тела, потому что лоток для клавиатуры не достаточно большой, чтобы удерживать мышь. Когда неудобные рабочие положения должны поддерживаться, это также увеличивает статическую нагрузку мышц и сухожилий. Это заставляет организм утомляться еще быстрее.

Сидение на шлифовальном станке, где шлифовальный круг находится на высоте 24 дюйма над полом. Работа над вертикальным чертежным столом. . Должны поддерживаться более длинные позы, тем выше загрузка мышц и других тканей. Эта повышенная сила способствует усталости и деформации мышечного сухожилия.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

Воздействие контактного напряжения может быть побочным продуктом длительного статического нагружения. Когда мышцы устают, сотрудники ищут способы отдыха пострадавших районов. Иногда сотрудники могут опираться на руки и запястья на твердую поверхность и края рабочей станции. Например, операторы компьютеров могут сбросить статическую нагрузку на свои предплечья и запястья, положив запястья на край стола компьютера. Тем не менее, поток крови и движение их запястий могут продолжать уменьшаться из-за контактного напряжения.

  • Наблюдение за монитором компьютера, находящимся выше уровня глаз.
  • Удерживая мышь, расположенную перед клавиатурой.

Во многих работах рабочая ситуация требует, чтобы рабочий постоянно держал инструмент и не позволял работнику сбрасывать инструмент. В результате мышцы схватывания и другие поддерживающие мышцы постоянно активны или статически загружаются. Когда работники должны держать инструмент, не опуская его, они должны поддерживать сокращение мышц. Со временем возникает усталость мышц и воспаление сухожилий.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.
С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Постоянно удерживающий нож, используемый для обрезки куриных грудок на птицефабрике. Часто, когда тело используется для размещения и удержания объекта, зажимная часть тела поддерживает ту же позу. Статическая загрузка уменьшает кровоток, потому что мышцы не двигаются. Постоянное мышечное напряжение может привести к отеку и давлению на близлежащие нервы. Статическая нагрузка и высокие силы могут привести к разрыву в мышечной ткани. Статическая загрузка сухожилий может также приводить к воспалению и отеку до такой степени, когда движение ограничено, и набухание может оказывать давление на нервы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха И. М. Сеченов рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими.
При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений.
При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века И. М. Сеченов. Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, И. М. Сеченовым были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Является ли поворот между статической и динамической работой полезной для нашего состояния усталости.

  • Удержание накладной трубы при подготовке фитинга.
  • Удержание несогласованного животного на столе экзамена.

Расстройства плеча составляют значительную часть связанных с работой заболеваний опорно-двигательного аппарата. Факторы риска, такие как повторяемость и монотонность, могут вызывать усталость мышц и ослабляться вращением задачи. Мы исследовали вращение между задачами динамической коробки-подъема и относительно статической задачей выбора и поставили задачу определить, приводит ли высокая частота вращения к уменьшению усталости, чем к низкой частоте вращения, и самовыбранная частота вращения приводит к меньшему усталость, чем наложенные частоты вращения.

Различают две фазы утомления:
1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно- сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно- тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Десять участников выполнили четыре одночасовых графика вращения: два графика низкочастотного вращения, вращающиеся с интервалом 30 мин, один график высокочастотного вращения, вращающийся каждую шестую минуту, и самовыбранный график вращения. Частота вращения задачи не оказывала существенного влияния на какой-либо из параметров результата, тогда как самонабранный график вращения явно приводил к меньшему развитию воспринимаемой усталости, чем наложенные графики.

Проявления мышечной усталости. Диссертация посвящена изменению задачи при работе с малой интенсивностью рук. В настоящее время его основными исследовательскими интересами являются промышленная эргономика, влияние физической нагрузки и усталости на производительность и влияние автоматизации производства на операторов. Он был автором более 20 полных статей в международных научных журналах.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.
Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.
Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.
При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Он координирует и преподает несколько курсов по методологии исследований в костно-мышечной физиотерапии, эпидемиологии и статистике. Его основной исследовательский интерес лежит в области механики скелетно-мышечной системы, и особенно на верхней конечности. Основное внимание в его работе уделялось биомеханике и физиологии в профессиональной деятельности, такой как подъем, перенос, толкание и вытягивание. Его основное внимание уделяется системам роботов и их влиянию на человеческую производительность и благосостояние.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.
На развитие утомления влияет:
— ухудшение кровоснабжения мышц;
— угнетение активности ферментов;
— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
— кислородное голодание тканей.
Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Он охватывает физические, когнитивные и психо-социальные аспекты рабочей нагрузки. Его исследования вносят вклад в разработку и внедрение новых технологий, в основном в области производства и логистики. Дыхательный образ часто изменяется или даже блокируется во время упражнений по гибкости, но мало известно о сердечно-сосудистом ответе на сопутствующее растяжение и маневре Вальсальвы у здоровых людей.

Ключевые слова: Гибкость, сердечно-сосудистая физиология, здоровье, физические упражнения, физическая подготовка. Механический стресс, вызванный тренировкой по гибкости, может влиять на гемодинамические реакции. Было показано, что растянутые мышечные волокна активируют механорецепторы, которые вызывают коррекции сердечно-сосудистой системы посредством парасимпатического снятия и симпатической активации. — В этом контексте предыдущие исследования с животными моделями продемонстрировали, что мышечное напряжение, возникающее при растяжении, увеличивает сердечно-сосудистые реакции, особенно сердечный ритм.

Различают четыре основных вида утомления:
1) умственное (например, при игре в шахматы);
2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

Читайте также:  Изменение характера деятельности и эмоционального фона в момент утомления

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:
1) локальное;
2) региональное;
3) глобальное.

Кроме того, длительные сокращения больших мышечных групп увеличивают периферическое сосудистое сопротивление и, следовательно, влияют на сердечный выброс и кровяное давление. Учитывая эти накопленные данные, разумно предположить, что мышечная масса, затронутая упражнениями на растяжку, также может быть детерминантом сердечно-сосудистых реакций на тренировку гибкости.

Другой вопрос, который следует учитывать, — это увеличение преднагрузки в кармане из-за маневра Вальсальвы. В зависимости от положения тела, это не является необычным для блокирования дыхания во время растяжения. Кроме того, поддержание адекватной рабочей нагрузки в течение нескольких секунд может потребовать постоянных статических сокращений разумной интенсивности. Несмотря на эти соображения, исследования по острой сердечно-сосудистой реакции на гибкость обучения отсутствуют. Предполагая, что во время такого рода упражнений могут возникать важные уровни статического сжатия, возможно, что сердечно-сосудистые реакции достаточно велики, чтобы быть предметом озабоченности в программах упражнений, предназначенных для особых групп населения, таких как сердечные пациенты.

Рука с грузом не подвижна или опускается и поднимается до отметки на доске.

Было бы также интересно с клинической точки зрения исследовать потенциал гибких упражнений для индукции гипотензии после тренировки. Кроме того, ожидается, что послеоперационная гипотензия произойдет, по крайней мере, после растяжения больших групп мышц.

Все испытуемые в этом исследовании заявили, что имеют «очень ограниченную гибкость» и не растянулись регулярно в течение как минимум двух лет. Кроме того, им необходимо проявлять низкий уровень гибкости движений сгибания бедер и лодыжек. В общей сложности 22 здоровых мужских субъекта без предыдущего опыта обучения гибкости добровольно вызвались для исследования и удовлетворили критериям включения и исключения. Экспериментальный подход был одобрен институциональным этическим советом, и все субъекты подписали форму информированного согласия до участия в исследовании.

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место.

Дрожание рук, покраснение лица, потоотделение.

Рука до прежнего уровня подняться не может.

Лабораторная работа № 5.Утомление мышц.

Цель. Выяснить зависимость скорости наступления утомления мышц от выполняемой работы.

Все испытуемые были проинструктированы избегать употребления кофеина, алкоголя и любых физических упражнений за 24 часа до тренировки. Субъекты соответствовали их гибкости, чтобы гарантировать, что упражнения представляют собой аналогичную относительную нагрузку. Эта процедура была принята из-за возможной связи между уровнями гибкости и сердечно-сосудистыми реакциями. Гибкость была оценена универсальным гониометром, а низкий уровень гибкости был ратифицирован с помощью ранее упомянутых пунктов отсечения.

Упражнения на растяжку выполнялись пассивно, согласно статическому методу, в четырех наборах по 30 с, разделенных 15-секундными интервалами. Были отобраны два движения, направленные на растяжение большей группы мышц и меньшей группы мышц. Левая и правая конечности растягивались попеременно в каждой сессии, чтобы свести к минимуму возможные эффекты растяжения ишио-большеберцовой мышцы на гибкость икроножной мышцы. Все упражнения выполнялись при помощи опытного оценщика.

Оборудование и материалы: секундомер, груз весом 4-5 кг.

1.Встаньте к школьной доске спиной; возьмите в руку груз и по команде поднимите ее под прямым углом к туловищу. Засеките секундомером время начала опыта.

2.Отметьте груз, стараясь не отпускать руку и не сгибать ее в локте.

Время утомления при статической работе.

Рука с грузом не подвижна или опускается и поднимается до отметки на доске.

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место.

Дрожание рук, покраснение лица, потоотделение.

Рука до прежнего уровня подняться не может.

4. Проведите эксперимент,но теперь руку с грузом периодически опускаете и поднимаете.Засеките секундомером время начала опыта.

Время утомления при динамической работе.

Рука с грузом не подвижна или опускается и поднимается до отметки на доске.

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место.

Дрожание рук, покраснение лица, потоотделение.

Рука до прежнего уровня подняться не может.

6. Вывод. Определите, основываясь на результатах эксперимента,какая работа для мышц более утомительна.

источник

на заседании комиссии математического и общего естественнонаучного цикла

Протокол № __ от «__»________2013 г.

Пр. № __от «__»_______ 2013 г.

По дисциплине: «Естествознание»

Наименование работы: «Утомление при статической и динамической работе»

По специальности:080110 «Банковское дело» (базовая и углубленная подготовка)

Работа рассчитана на 2 часа

Тема: «Утомление при статической и динамической работе»

1. Образовательная: научиться гигиене труда — чередовать статическую и динамическую работу для повышения коэффициента полезной деятельности. Закрепить навыки написания уравнений химических реакций энергетического обмена.

2. Развивающая: развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение. Формирование умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами химической науки для обоснования выводов по изучаемой теме.

3. Воспитательная: развитие самостоятельности, взаимопомощи.

Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 11.

Литература: , , под ред. Алексашиной 10 класс (базовый уровень) — М.: Просвещение, 2010, Гл.3, §48, стр.146-148.

Карпенков естествознание Гл. 5, §2, стр.238-244.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Инструктаж по технике безопасности и проведению эксперимента. (5 мин.)

Контрольные вопросы допуска

1. На какие виды подразделяют утомленья?

2. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

3. Какая работа более утомительна?

Опыт 1. Утомление при статической работе

1. Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2. Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2. Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице

1. Чем отличается статическая нагрузка от динамической?

2. Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

3. Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

4. Форма отчета о работе: оформленная таблица и выводы в тетради для лабораторных работ.

Краткие сведения из теории

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения. Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы). Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы). Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.

С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими. При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений. При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века . Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Различают две фазы утомления:

1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.

Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц. Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах. На развитие утомления влияет:

— ухудшение кровоснабжения мышц;

— угнетение активности ферментов;

— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;

— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;

— кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы);

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида: 1) локальное; 2) региональное; 3) глобальное.

источник

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Читайте также:  Исчерпание запасов креатинфосфата в мышцах является основной причиной утомления при беге

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Лабораторная работа на тему « Утомление при статической и динамической работе»

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки

сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Утомление при статической и динамической работе

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе.

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление

2. Результаты оформите в таблице.

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

на заседании комиссии математического и общего естественнонаучного цикла

Протокол № __ от «__»________2013 г.

Пр. № __от «__»_______ 2013 г.

По дисциплине: «Естествознание»

Наименование работы: «Утомление при статической и динамической работе»

По специальности:080110 «Банковское дело» (базовая и углубленная подготовка)

Работа рассчитана на 2 часа

Тема: «Утомление при статической и динамической работе»

1. Образовательная: научиться гигиене труда — чередовать статическую и динамическую работу для повышения коэффициента полезной деятельности. Закрепить навыки написания уравнений химических реакций энергетического обмена.

2. Развивающая: развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение. Формирование умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами химической науки для обоснования выводов по изучаемой теме.

3. Воспитательная: развитие самостоятельности, взаимопомощи.

Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 11.

Литература: , , под ред. Алексашиной 10 класс (базовый уровень) — М.: Просвещение, 2010, Гл.3, §48, стр.146-148.

Карпенков естествознание Гл. 5, §2, стр.238-244.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Инструктаж по технике безопасности и проведению эксперимента. (5 мин.)

Контрольные вопросы допуска

1. На какие виды подразделяют утомленья?

2. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

3. Какая работа более утомительна?

Опыт 1. Утомление при статической работе

1. Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2. Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2. Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице

1. Чем отличается статическая нагрузка от динамической?

2. Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

3. Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

4. Форма отчета о работе: оформленная таблица и выводы в тетради для лабораторных работ.

Краткие сведения из теории

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения. Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы). Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы). Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.

С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими. При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений. При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века . Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Различают две фазы утомления:

1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.

Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц. Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах. На развитие утомления влияет:

— ухудшение кровоснабжения мышц;

— угнетение активности ферментов;

— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;

— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;

— кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы);

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида: 1) локальное; 2) региональное; 3) глобальное.

источник

Лабораторный практикум 8 класс

Изучение микроскопического строения клетки и тканей.

Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

  1. Рассмотрите под микроскопом строение животной клетки.
  2. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей.

зарисуйте рассмотренные препараты тканей;

Cделайте вывод об особенностях строения тканей.

Самонаблюдение мигательного рефлекса

и условий его проявления и торможения.

Цель: знакомство со строением рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

  1. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза нескол ь ко раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится.
  2. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные прич и ны. Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах ре ф лекторной дуги в первом и во втором случаях.
  1. Проверьте возможность с помощью волевого усилия заторм о зить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось.
  2. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
Читайте также:  Истощение сил при утомлении

используя рисунок 17, зарисуйте рефлекторную дугу миг а тельного рефлекса и укажите ее части.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

Микроскопическое строение кости.

Цель: Изучение микроскопического строения кости.

Оборудование : микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или пр о дольный срез вы рассматриваете?
  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
  4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочи с ленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует пр о чности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюрал ю миниевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

зарисуйте продольный и поперечный срез микроскопического строение кости.

Цель: знакомство со строением мышц человеческого тела.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник.

Используя рисунки и анатомическое описание, определите мест о положение мышечных групп и выполняемые ими движения.

I. Мышцы головы (по рисунку 35).

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные – к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1 . Определите функцию височных мышц. Приложите р у ки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца н а прягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх. Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Определите: височные и жевател ь ные мышцы – синергисты или антагонисты?

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Воз ь мите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или, когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. На й дите ее на рисунке. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая — рот.

II. Грудино-ключично-сосцевидная мышца на передней поверхно сти шеи (по рисунку 35).

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, стан о вятся синергистами и опускают голову вниз.

III. Мышцы туловища спереди (по рисунку 36).

Задание 4. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Задание 5. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее п о ложение при фиксированных ногах.

Задание 6. Найдите межреберные мышцы: наружные осущест в ляют вдох, внутренние – выдох.

IV. Мышцы туловища сзади (по рисунку 36).

Задание 7. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Задание 8. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает пл е чо вниз и отводит руки за спину.

Задание 9. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы сп и ны. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Задание 10. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро н а ми д. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека на и более сильно развиты в связи с прямохождением. Они противост о ит силе тяжести.

V Мышцы руки (по рисункам 28, 34 и 36).

Задание 11. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Задание 12. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Является ли они антагонистами или синергистами?

Задание 13. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу не чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Задание 14. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам пал ь цев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

VI. Мышцы ноги (по рисунку 36).

Задание 15. На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Чт о бы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удержив а ют корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.

На задней поверхности бедра расположены три мышцы, сгиба ю щие ногу в колене.

Задание 16. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напря г лись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому, что они поддержив а ют тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

подпишите мышцы на рисунке.

Утомление при статической и динамической работе.

Цель: наблюдение и выявление признаков утомления при статической работе.

Оборудование : секундомер, груз 4 — 5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в стор о ну строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой стро ч ке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проста в ляется их время. Выясняется, за какое время наступает предел ь ное утомление. Этот показатель записывается.

Выя с ните, за какое время наступает предельное утомление.

Результаты запишите в таблицу

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место

Дрожание рук, потеря коо р динации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение

Рука с грузом опускается; опыт прекращается

поясните различие между динамической и статической работой.

Выявление нарушений осанки.

Цель: выявить нарушения осанки.

Оборудование : сантиметровая лента.

  1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой ле н той измерьте расстояние между самыми отдаленными точками л е вого и правого плеча, отступя на 3 — 5 см вниз от плечевого суст а ва, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат ра з делите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше ед и ницы говорит о нарушении осанки.
  2. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопа т ки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей пр о сунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Цель: выявить плоскостопие .

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.

Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет (рис. 39).

Рассмотрение крови человека и лягушки под микроскопом.

Цель: знакомство с особенностями строения крови лягушки и человека.

Оборудование: готовый микропрепарат «Крови лягушки», временный микропрепарат крови человека, микроскоп.

  1. Рассмотрите микропрепарат «Кровь лягушки».
  2. Найдите эритроциты, обратите внимание на их размеры и форму.
  3. Рассмотрите микропрепарат крови человека.
  4. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.

Сравните эритроциты лягушки и человека, результаты занесите в таблицу.

Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Цель: знакомство с положением венозных клапанов в опущенной и поднятой руке, с изменением в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

I. Функция венозных клапанов.

Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные кл а паны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь по с ле того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное к о личество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя м и нуту положите обе руки на стол.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

II. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кров о обращение (по рисунку52).
Предварительные пояснения. Перетяжка конечности затрудняет
отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению,
в затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой.
В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода
плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление
крови возрастает (так как нет оттока крови), а отток лимфы по
лимфатическим сосудам также заблокирован. Тканевая жидкость
накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на
ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.

Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ни т кой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается сначала красным, потом фиолетовым, а затем белым? Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Как они проявляются? Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется каким-то ватным. Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены? Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Цель: учиться определять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложе.

Оборудование: секундомер, сантиметровая линейка.

Предварительные пояснения. Сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и мельчайшие артерии, называемые артериолами. Для определения скорости кровотока в этих сосудах н а до узнать длину пути – S, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, и время – t, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V = S

мы сможем узнать среднюю скорость кр о вотока в сосудах ногтевого ложа.

  1. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет с о судов.
  1. Определим время, которое необходимо крови для преодоления итого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освоб о дим сжатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь проделала свой путь.

рассчитайте по формуле скорость кровотока.

п о лученные данные сравните со скоростью кровотока в аорте. Объя с ните разницу.

У большинства людей получается около 1-0,5 см/с. Это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. Медленное течение крови в капиллярах дает возможность тканям получить из крови питательные вещества и кислород и о т дать ей углекислый газ и продукты распада.

Функциональная проба: реакция сердечно — сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Цель: определение зависимости пульса от физических нагрузок.

Предварительные пояснения. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозир о ванной нагрузки. На большом статистическом материале выясн е но, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возра с тает на ‘/ 3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спу с тя 2-3 мин после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

  1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 и з мерения за

10 с и среднее значение умножьте на 6. Результат зафиксируйте.

  1. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же изм е рьте ЧСС за 10 с после нагрузки. Затем спустя 30 с, 60 с, 90, 120. 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.

источник