Меню Рубрики

Внешние признаки физического утомления

Покраснение, или побледнение кожи.

Резкая, чрезмерная, общая потливость.

Нарушение координации в ходьбе, беге, при выполнении гимнастических упражнений и пр.

Отсутствие интереса к занятию, рассеянность, трудность восприятия (объяснения преподавателя) команд, к показу упражнений.

Учащенное дыхание (аритмичное), одышка, дыхание ртом и др.

Плохое самочувствие, нежелание заниматься и пр.

— это физиологическое состояние организма, возникающее под влиянием физической работы и характеризующееся временным снижением работоспособности. При неправильной (чрезмерной нагрузке) развивается переутомление, которое считается патологическим состоянием организма. Важно, во время занятий физическими упражнениями следить за степенью утомления.

Степень утомления определяют по внешним и внутренним признакам:

изменение цвета кожи, выделение пота, ритм дыхания и координацию движений.

отклонения в функциональном состоянии организма: головокружение, подташнивание, появление острых болевых ощущений в мышцах.

Встать прямо, расслабленные руки опущены вдоль туловища; выдохнуть; начать медленно выполнять вдох, по мере заполнения легких поднимая плечи; опуская плечи сделать выдох. Вдыхая, по мере заполнения легких плечи медленно отводить назад, сводя лопатки и сближая за спиной руки; медленно выдыхать, двигая плечи и руки вперед, сжимая грудную клетку. Руки и плечи при выполнении упражнения не напрягать. Вдыхая отклониться влево, растягивая правый бок; выдыхая, занять исходное положение. То же упражнение выполнить в правую сторону. Шею и руки при выполнении упражнения не сгибать. Сделать выдох; медленно отклонить голову назад, сгибая позвоночник в грудном отделе; сделать вдох; выдыхая, наклонить голову вперед, сгибаясь в грудном отделе, и посмотреть на свои колени. Руки при выполнении упражнения должны висеть свободно, а движения должны быть плавными. Поочередно плечами выполнять плавные круговые движения, имитирующие движения гребца на байдарке, вначале в одну, а затем в другую сторону.

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161—175 уд./мин.

При появлении признаков переутомления необходимо прекратить занятие, восстановить функции организма под контролем учителя, инструктора, тренера, врача.

Основная часть тренировки должна включать в себя 5-6 упражнений на разные группы мышц. Новичкам надо начинать с 2-3-х подходов, подготовленные могут довести количество подходов до 4-6 или увеличить количество упражнений до 7-8.

Количество повторений в каждом подходе зависит от цели, которую вы ставите. Самую гармоничную нагрузку, развивающую и силу, и силовую выносливость, дают 15-20 повторений для упражнений на мышцы брюшного пресса и 8-12 повторений для упражнений на другие группы мышц, выполняемые в среднем темпе. Если вы хотите в первую очередь развивать силовую выносливость и сжигать жир, то надо уменьшить отягощение, а количество повторений увеличить до 25-30 для пресса и до 15-18 для других мышц; выполнять упражнения в высоком темпе (девушкам лучше заниматься именно так). Если ваша главная цель — развить силу, то надо увеличить отягощение и уменьшить количество повторений: 10-12 для пресса и 4-6 для других мышц; выполнять медленно (так тренироваться можно только хорошо подготовленным).

последнее повторение в каждом подходе должно быть действительно последним, у вас не должно остаться сил выполнить это упражнение еще раз. Иначе от тренировки пользы будет мало. Выбирайте упражнения и подбирайте отягощения соответствующим образом. Упражнения надо выполнять на полную амплитуду, от одного крайнего положения к другому, если иное не сказано в описании конкретного упражнения.

Упражнения выполняются по кругу: сделайте по 1 подходу все упражнения комплекса, отдохните 1-2 минуты, затем начинайте следующий круг. Хорошо подготовленные могут выполнять подряд 2-3 упражнения на одну группу мышц, отдыхая между подходами 30-60 секунд.

Комплекс упражнений для начинающих.

— подтягивание на перекладине;

— приседания без отягощения или с небольшим отягощением;

— подъем ног из положения лежа на спине;

— наклоны с небольшим отягощением;

Комплекс упражнений для средне подготовленных.

— прыжки на возвышение или через препятствие;

— сгибание туловища из положения лежа на спине;

— разгибание туловища лежа лицом вниз поперек тренировочной;

Комплекс упражнений для хорошо подготовленных.

— наклоны со штангой на плечах;

— подъем прямых рук с гантелями вверх через стороны, стоя;

источник

ОТВЕТ №8 и 31

Внешние признаки утомления

Усталость – это физиологическая характеристика человеческого организма, представляющая собой временное уменьшение способностей организма к полноценной деятельности. Внешне, основной симптом усталости – это ухудшение качества работы и снижения ее темпа. Еще внешние признаки утомления это:

· Меняется оттенок кожных покровов. В зависимости от интенсивности работы, он может колебаться от слегка розоватого до пунцово – красного (с выраженным цианозом -проступающей синюшностью).

· Усиление работы потовых желез. При легкой интенсивности – это незначительные капельки пота, локализованные в основном на лице в лобной части. При тяжелой физической работе выделение пота достаточно обильное. При этом на одежде можно наблюдать пятна от соли, выходящей совместно с потом.

· Изменение дыхательного ритма. Он может меняться от ровно – учащенного до более ритмичного и интенсивно – учащенного. Добавляется поднимание и опускание плеч в такт дыхания.

· Сбои в координации движения. Если в начале работы движения человека скоординированы и на их выполнение затрагивается меньше энергии, то в последующем движения становятся более рассогласованными, появляется покачивание, тремор в верхних и/или нижних конечностях, не остается ни сил, ни желания к дальнейшему передвижению.

Если человек начинает ощущать усталость или наблюдаются внешние признаки утомления у рядом работающего человека, стоит приостановить деятельность и сделать небольшой перерыв, дав возможность организму хотя бы частично восстановиться.

Признаки утомления и переутомления

Что же такое утомление и переутомление? Усталость – эту физиологическую реакцию организма на прикладывающуюся к нему нагрузку. Переутомление же – это продолжительное ощущение усталости, возникающее на фоне отсутствия длительное время отдыха. Так каковы же признаки утомления и переутомления и в чем различие этих двух терминов?

Утомление – это на физическом, психологическом и эмоциональном уровне истощение человеческого организма. Тогда как переутомление – это продолжительное ощущение чувства истощения, то есть утомления. Состояние переутомления является для многих современных людей постоянным чувством, в силу нашего ритма жизни и постоянного нахождения в стрессовом состоянии. В большей степени данный факт касается жителей мегаполисов. Данная ситуация является опасной для здоровья человека, а в некоторых случаях, может и не напрямую, и для его жизни.

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому.

· Такого человека преследует постоянная сонливость.

· Его могут донимать постоянные практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется.

· Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи такое лицо чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня.

· Несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.

· Преследуют такого человека и другие заболевания. Казалось бы, только пролечил одно, как тут же цепляется другое. Что есть результатом сниженного иммунитета.

· Признаком утомления и переутомления является ухудшение памяти и снижения работоспособности на физическом уровне.

· У человека появляется апатия и желание, чтобы его все оставили в покое.

· Появляется рассеянность внимания. Такому лицу бывает необходимо приложить определенные усилия, чтобы сосредоточится.

· Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления.

· В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.

Если человек длительное время подвергается неблагоприятным факторам, усталость переходит в стадию хронической. Именно хроническую усталость и именуют переутомлением. На фоне ее падает способность организма сопротивляться внешним воздействиям, что приводит к увеличению риска получить травму или заболеть.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы.

· У такого человека возникает желание побыть одному.

· Он может неадекватно реагировать, казалось бы, на незначительную реплику.

· Ощущение тревоги, повышенная раздражительность.

· Напряжение отношений с близкими людьми.

При этом к признакам физического утомления можно еще отнести и:

· Учащение частоты сердечных сокращений.

· Плохое настроение или отсутствие любых эмоций (апатию) — на них просто нет сил.

· Нередки случаи, когда человек начинает ощущать постоянную, различной интенсивности, головную боль.

· Переутомление может сказаться и на аппетите: у уставшего лица уменьшается или полностью пропадает желание покушать. Следовательно, организм получает меньше энергии – получается замкнутый круг.

· При хронической усталости можно наблюдать и расстройство кишечника.

· Переутомление может сработать и, наоборот, гиперактивностью организма. Такая ситуация приводит к еще большему усугублению ситуации, так как организм, вопреки логике, начинает еще больше тратить энергии, запуская механизм самоуничтожения. И если, чтобы расслабиться, человек начинает использовать алкогольные напитки, ситуация усугубляется, а состояние здоровья только ухудшается.

Признаки утомления детей начинают проявляться:

· Ослаблением дифференцирования в движениях.

· Снижение внимания и точности выполнения манипуляций.

· Появляется двигательное беспокойство.

Внешние признаки различной степени утомления делятся:

o Кожный покров слегка розовеет.

o Капельки пота выделяются в небольшом количестве. Локализуются в основном на лице в области лба.

o Ритм дыхания немного учащенный, но ровный, без срывов. Человек способен дышать как через рот, так и через нос.

o Координация и моторика остается в пределах нормы.

· Средний уровень усталости:

o Кожный покров приобретает красный оттенок.

o Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела.

o Интенсивность дыхательной активности возрастает, человек в состоянии дышать только через ротовую полость, объемов носового дыхания уже не хватает.

o Координация и моторика остается в пределах нормы.

· Высокий уровень усталости — переутомление:

o Кожный покров достаточно резко бледнеет, в треугольнике — уголки верхней губы и нос — появляется четко дифференцируемая синюшность, имеющая в медицине свой термин — цианоз.

o Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела. На одежде проступают, выходящие с потом, соли, которые проявляются в виде белесых пятен.

o Интенсивность дыхательной активности возрастает. Вдох и выдох дублируют плечи.

o Наблюдается рассогласованность координации движения. У человека начинают труситься как верхние, так и нижние конечности, туловище слегка покачивает, могут возникнуть проблемы с передвижением.

Чтобы поддержать свой организм и не довести его до полного изнеможения, стоит откорректировать режим, приняв на вооружение некоторые профилактические меры:

· Выделить время для прогулок на свежем воздухе перед сном.

· Пересмотреть свой рабочий график. В нем время нагрузок должно чередоваться с расслабляющими перерывами.

Читайте также:  Анализы при утомлении у детей

· Избегать стрессовых ситуаций.

· Спать не менее восьми часов в сутки.

· Стоит убрать из своей жизни вредные привычки.

· Питание человека должно быть рациональным и богатым микроэлементами и витаминами. Авитаминоз – одна из основных причин ослабления организма и его переутомления.

· Следует научиться переключать внимание или чередовать физическую работу с умственной, и наоборот.

Дата добавления: 2017-04-15 ; просмотров: 11436 | Нарушение авторских прав

источник

ПРИЗНАКИ УСТАЛОСТИ СТЕПЕНЬ УТОМЛЕНИЯ
Небольшое физическое утомление Умеренное физическое утомление Значительное физическое утомление
ОКРАСКА КОЖИ Небольшое покраснение Значительное покраснение Резко выраженное покраснение или побледнение
ПОТЛИВОСТЬ Небольшая Большая, особенно верхней половины тела Очень большая (все туловище), появление соли на висках, рубашке, майке
ДЫХАНИЕ Учащенное, но ровное Сильно учащенное Резко учащенное поверхностное с отдельными глубокими
Пульс (ЧСС), уд/мин. 110 — 135 136 — 155 156 — 175

Сущность реакции организма на различные разновидности утомления не одинакова и характеризуется локальным и глобальным утомлением.

Механизм утомлениязависит от интенсивностивыполнения упражнений, которую расценивают обычно как сочетание скорости движенияи временив течение которого это движение может эффективно выполняться.

Оценка степени утомления по внешним признакам представлена в таблице на предыдущей странице.

Быстрота– способность человека совершать действия в минимальный, для данных условий, отрезок времени, при этом предполагается, что выполнение двигательного действия длится небольшое время (не более 6 секунд) и при этом общего, а так же локального мышечного утомления не возникает. Поэтому под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

В спортивной практике наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов, например, бега, плавания и др. Однако скорость в целостном сложно координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. К примеру, в беге скорость передвижения зависит от длины шага и силы отталкивания.

ПРОЯВЛЕНИЕ БЫСТРОТЫ ЗАВИСИТ ОТ: — Скорости химических процессов в мышцах — Совершенства спортивной техники — Подвижности нервных процессов — Волевых усилий — Силы и эластичности мышц

Поэтому скорость целостного движения не может прямо характеризовать быстроту человека, и наиболее показательными являются элементарные формы скоростных способностей. К ним относят:

1. Латентное (скрытое) время двигательной реакции;

2. Скорость одиночного движения (при небольшом внешнем сопротивлении);

время двигательной реакции частота движений одиночное движение

Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Так, в спринтерском беге на 100 метров результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, выноса бедра) и частоты шагов. Причем все эти элементарные проявления быстроты относительно независимы друг от друга и отражают различные скоростные способности, которые обусловлены задатками, выраженными на генетическом уровне. Человек может обладать хорошей реакцией, но недостаточно развитой частотой движений и, наоборот, может развить высокую степень частоты движений и недостаточно быстро реагировать на сигнал.

Важной основой для высокой скорости является подвижность в суставах, которая прежде всего улучшается благодаря растяжению мышц и связок. Она ведет к увеличению амплитуды движения, обеспечивает оптимально длительный путь ускорения и препятствует тормозящему влиянию мышц-антагонистов.

Следует указать, что на показатель быстроты оказывает влияние состояния мышечного тонуса (уровень напряжения мускулатуры мышц).

Максимальная сила, как правило, оказывает положительное влияние на способность к ускорению и максимальнуюскорость.

Биохимическая основа быстроты.Для работы мышц необходим поступающий из нервной системы импульс, который активизирует все мышечные волокна.

Мышцы состоят из двух типов мышечных волокон – красных и белых, которые имеют различные механические и физиологические свойства. Отличие красных волоконв том, что они снабжаются богато разветвленной сетью капилляров и наделены относительно большой способностью обеспечивать себя энергией путем сгорания, что делает их выносливыми.

Белые волокнане обладают способностью очень быстро достигать своего максимального напряжения, но могут развивать большую силу, чем красные, они имеют малый запас энергии, поэтому называются скоростными.

Соотношение красных и белых волокон в мышцах индивидуально и наследственнообусловлено. Из этого можно сделать вывод, что человек, который родился с большим числом белых мышечных волокон, уже в юные годы обладает склонностью и способностью в видах спорта, основанных на быстроте и добивается в скоростных видах спорта значительных успехов.

Поскольку, физическое качество «быстрота»в большей мере обусловлено генетически, то после формирования организма человека, она поддается развитию со значительными трудностями.

Как правило, скоростные способности человека определяются по результату бега на 30, 60 м реже на 100 м.

ЗАДАНИЕ № 24.

Определите свои скоростные способности.

Выполнить прыжки на скакалке в течение 1 мин., количество выполненных прыжков занести в таблицу на стр. 47 – 48.

ЗАДАНИЕ № 25.

(Выполняется в максимально быстром темпе)

Из исходного положения: Аосновная стойка выполнить последовательные действия:

Б)«Упор присев» – опуская руки вперед принять упор присев, ладонями упереться в пол.

В)«Упор лежа» – единым движением занять положение с опорой на кисти рук и ног.(туловище и ноги составляют единую линию.)

Г)Прыжком перейти в положение «упора присев» (не сдвигая рук с опоры на пол).

Д)Выпрямится — принять исходное положение.

Повторить эти движения (А+Б+В+Г+Д) с максимальной быстротой шесть раз. По команде марш – секундомер включается, после выполнения шести упоров секундомер выключается. Время засекается в секундах. Свой результат записать в таблицу на стр. 47 – 48.

Шесть смешанных упоров в большей мере скоростные способности. Оценить свои способности можно по представленной ниже таблице.

Величина показателя (сек.) Оценка результата
ЮНОШИ ДЕВУШКИ
9,4 и менее отлично
9,5 – 12,0 хорошо
13,9 – 15,0 удовлетворительно

Сила.Наиболее полное физиологическое определение силы дает В.М. Зациорский (1966): «Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий». Силу мышц можно измерить с помощью различных приборов, в частности динамометров.

От чего зависит мышечная сила?

а) мышечная сила пропорциональна толщине мышечных волокон и их числу. Чем больше поперечное сечение мышцы, тем выше сила которую может развить мышца, так 4-главая мышца бедра «сильнее» 2-х главой мышцы плеча;

б) проявление мышечной силы зависит от состояния центральной нервной системы, от усиления нервной импульсации мышц. Согласованность «нерв – мышца» может быть улучшена с помощью тренировки, фармакологических препаратов, а также в какой-то мере от внешних раздражителей, например, наличие зрителей;

в) сила мышц зависит от ее длины. Чем больше растягивается мышца, тем больше напряжение она может развить и тем более тяжелый вес поднять.

Мышцы могут проявлять силу:

— без изменения своей длины (статический и изометрический режим работы мышц);

— при ее уменьшении (преодолевающий, миометрический режим);

— при ее удлинении (уступающий, плиометрический режим).

Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц обедняются понятием динамический режим.

г) сила мышц определяется не только их толщиной и длинной, но и отношением рычагов. ВЫУЧИТЬ ПОНЯТИЕ!

источник

Утомление – это состояние, зарождающееся вследствие чрезмерной нагрузки и проявляющееся понижением продуктивности деятельности. Возникнуть может при выполнении физических операций и решении интеллектуальных задач. Физическая усталость выражается упадком сил, снижением быстроты, точности, рассогласованностью действий. Умственная усталость характеризуется спадом плодотворности интеллектуальной деятельности, снижением концентрации, замедлением мыслительных процессов. Быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы – оно скорее «нападёт» при выполнении однообразной операции, длительном нахождении в однообразной позиции. Ритмичные движения и разносторонняя деятельность являются менее утомительными.

Современные реалии вынуждают людей всесторонне развиваться, тратить много времени на самообучение, делать стремительную карьеру, заниматься спортом. Активный стиль бытия, безусловно, лучше, нежели пассивное движение по жизненному руслу. Но в бесконечной погоне за благами цивилизации, постоянном стремлении добиться успеха большинство людей функционирует на пределе. Они забывают, что ресурс организма отнюдь неисчерпаемый.

Именно поэтому утомление сегодня стало неизменным спутником многих успешных личностей. Субъективно оно ощущается как усталость и проявляет себя временным снижением плодотворности труда. Продолжительное утомление нередко порождает переутомление, которое наносит урон здоровью. При этом прекрасная половина в большей мере склонна к переутомлению вследствие хрупкости нервной системы.

Утомлением называется преходящее функциональное состояние, являющееся результатом выполнения длительной либо интенсивной работы. Проявляется оно спадом работоспособности. Утомление является предохранительной реакцией организма от изнурения при продолжительном или напряженном труде. Физиологические сбои при утомлении имеют черты стрессовой симптоматики, которой сопутствует нарушение гомеостаза. При этом частое утомление, не переходящее в переутомление, является методом повышения функционального резерва организма. Поскольку при таком состоянии человеческий организм попадает под воздействие стрессора и сигнализирует о необходимости восстановления, после чего возвращается к обычному полноценному функционированию.

Люди часто ощущают усталость физического характера вследствие беспрерывной нагрузки, имеющей связь с телом, пребывающем либо длительный период в одной позе, либо в напряжении.

Возникать может утомление при физической и умственной работе. Бывает либо остро резвившимся, либо хронически протекает. Острая усталость наблюдается при относительно непродолжительном труде, когда уровень физической подготовки субъекта не соответствует интенсивности деятельности. Оно выражается резким спадом сердечной производительности, нарушением регуляторной функции эндокринной системы и ЦНС влияний со стороны ЦНС, избыточным потоотделением, водно-солевым дисбалансом.

Хроническая усталость являет собой следствие отсутствия восстановления после нагрузки. При данной разновидности описываемого состояния теряется способность усваивать новые моторные навыки, снижается работоспособность, уменьшается природная резистентность организма к различного рода недугам.

Утомление, вызванное физическим трудом, в котором участвуют группы мышц, именуется общим. Ему характерно расстройство регуляторной функции ЦНС, согласованности вегетативной и двигательной функций, спад результативности волевого контроля над качеством выполнения операций. Сопровождается данное состояние увеличением ЧСС, неадекватным нагрузке, снижением пульсового давления и легочной вентиляции. Субъективно рассматриваемая симптоматика ощущается в виде резкого упадка сил, сердцебиения, одышки, неспособности продолжать деятельность.

Когда интенсивная нагрузка приходится на отдельные мускулы, возникает локальное утомление. Оно обусловлено снижением лабильности и активности нервных центров, дисбалансом возбудительно-тормозных функций.

В компенсируемой фазе формирования усталости высокая работоспособность сохраняется, но поддерживается волевым ресурсом. При этом экономичность деятельности падает. Продолжение деятельности вызывает некомпенсируемое утомление, основным признаком которого является спад работоспособности на фоне ослабления функций двигательного аппарата и внутренних систем: наблюдается дисфункция надпочечников, падает активность цитохром с-оксидазы (дыхательный фермент), выраженные процессы анаэробного энергетического обмена порождают накопление недоокислённых веществ и снижение щелочного резерва крови.

Читайте также:  Антропоэкологическое напряжение и утомление

Наиболее встречаемым фактором, вызываемым утомление, является несоответствие периодов отдыха и времени, затраченного на деятельность. Довольно часто люди отдают работе намного больше времени, нежели уделяют полноценному отдыху, не давая, таким образом, возможности организму восстановить ресурсы.

Следовательно, основной причиной усталости является продолжительная интенсивная рабочая нагрузка.

Среди дополнительных факторов, ускоряющих развитие рассматриваемого состояния, можно выделить такие:

– плохие условия деятельности;

– неблагоприятные условия быта;

– воздействие негативных факторов среды (например, шума);

– физическая нагрузка перед совершением основных задач либо чрезмерная по силе умственная деятельность.

Также можно выделить факторы, являющиеся предрасполагающим компонентом к зарождению усталости, а именно:

– нарушение адекватного режима питания, распорядка дня;

– продолжительные промежутки между деятельностью;

– остаточные функциональные расстройства после затяжных недугов;

– недостаточная физическая подготовка;

– недостаточный уровень физического развития.

Помимо того, рассматриваемое состояние может наступать при таких условиях:

– продолжительной деятельности независимо умственной направленности либо требующая физических усилий;

– монотонном или однообразном труде;

– длительном воздействии раздражителей (слабая освещённость, сильный шум);

– неблагоприятном микроклимате в профессиональной среде;

– отсутствии заинтересованности, как в деятельности, так и в её результатах;

– изнуряющем длительно текущем заболевании;

– отсутствии полноценного питания.

Также утомление может настать по причине недостаточности сна, воздействия стрессоров, недостатка физической активности, психического перенапряжения.

Группой риска считаются спортсмены, люди, характеризующиеся неустойчивой психикой, подвергающиеся непомерным физическим нагрузкам.

Помимо перечисленных факторов, возникновение утомления нередко бывает обусловлено употреблением лекарственных средств, например, противокашлевых, антигистаминных препаратов, противопростудных микстур. Признаки усталости могут обнаруживаться у лиц, принимающих наркотические вещества или злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями.

Умственное утомление является частым спутником, сопровождающим студентов в самое «страшное» для них время – время сессии.

Эмоциональное утомление появляется вследствие коммуникативного взаимодействия с большим числом незнакомых лиц.

Сенсорное утомление зарождается вследствие неоптимальных условий труда (например, при избыточном освещении или наоборот недостаточном, при сильном шуме, в холодном помещении).

Помимо известных факторов существует ряд теорий, объясняющих появление утомления. В ходе произведения физических упражнений происходит продукция молочной кислоты, поступающей в мускулы и кровь, тем самым провоцируя утомление.

Концепция истощения энергии гласит что, выполняя физические упражнения либо интеллектуальную деятельность, индивид утрачивает энергию, вследствие чего уменьшается мышечный объем, что и порождает усталость.

Ещё одно толкование объясняет утомление нарушением регулирования функционирования нервной системы, расстраивается координация процессов возбуждения и торможения. Усталость как результат длительного процесса торможения является защитной функцией, предохраняющей ЦНС от изнурения.

Некоторые личности ненавидят свою работу, характеризуются хроническим недовольством собственным бытием, семейными взаимоотношениями, склонны завидовать, что незаметно, но уверенно катализирует наступление утомления.

Рассматриваемое состояние является физиологическим. Зарождается оно как результат различного рода деятельности. Однако первичная симптоматика утомления довольно разнообразна, что обусловлено генезисом состояния. Так, например, усталость породила интенсивная интеллектуальная работа, то признаки умственного утомления включают: ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, снижение быстроты трансформации информации, возникновение ощущение пустоты в голове. Появление описываемой клиники обусловлено продолжительной и напряженной интеллектуальной работой (студенческая сессия, бухгалтерские квартальные отчёты).

Если профессиональная сфера деятельности индивида предполагает физическую нагрузку, ранние признаки физического утомления следующие: сонливость, понижение работоспособности и продуктивности труда, апатия, появление автоматизма в операциях (то есть индивид выполняет задачи бездумно, механически), сбой координации, увеличение расхода энергии, нарушение внимания, рост количества брака. Среди вегетативных проявлений можно акцентироваться на таких: увеличение потоотделения, учащение пульса, гиперемия дермы, потребность сделать вдохи более глубокими и участить их.

При перегрузках любой этиологии меняется состав крови, а у организма возникает потребность ускорить её передвижение в капиллярах. За выполнение этой задачи ответственна сердечно-сосудистая система. Поэтому интенсивная физическая деятельность, прежде всего, затрагивает функционирование миокарда, поскольку увеличиваются объёмы крови, растёт уровень заполнения и опорожнения его желудочков. Организм тем временем вынужден затрачивать больше усилий, сжигая больше ресурсов, дабы получить необходимую энергию для функционирования мышц.

Основным элементом восполнения энергии и питания является кислород, поступающий через дыхательные органы. В состоянии бездействия человеческому организму надобно в минуту до 300 см3 воздуха (количество обусловлено половой принадлежностью и возрастом). При интенсивных физических операциях потребность в О2 приумножается в разы, что приводит к увеличению объёмов вентиляции лёгких.

Ранними признаками физико-химических изменений можно считать оседание в волокнах мускул токсинов, молочной кислоты и иных продуктов метаболических процессов.

Признаки утомления условно подразделяют на объективные проявления и ощущения субъективного характера.

– понижения продуктивности деятельности;

– ослабление чувства осторожности;

– учащение сердечного ритма;

Среди субъективных ощущений выделяют такие :

– понижение мышечного тонуса;

– локальная усталость (индивид ограничено чувствует усталость, например, в нижних конечностях);

– появляется огромное желание прекратить всякую деятельность;

– при физическом труде в конечностях возникает лёгкое подёргивание и слабость.

Помимо перечисленных категорий проявлений, существуют ещё и внешние признаки утомления, а именно:

– изменение оттенка кожных покровов (тон дермы может варьироваться от тускло розового цвета до пунцового с ярко выраженным цианозом, что обусловлено интенсивностью нагрузки);

– усиление функционирования потовых желез (при незначительной интенсивности нагрузки наблюдаются крошечные капли пота, преимущественно в лобной зоне лица, при тяжёлом труде – потоотделение довольно обильное, также могут появляться солевые пятна на месте потения);

– нарушения в координации двигательных операций (вначале деятельности движения индивида скоординированы и требуют меньших энергетических ресурсов, при утомлении двигательные акты становятся рассогласованными, возникает тремор, покачивание).

Классификация видов усталости обусловлена содержанием деятельности работы. При интенсивном интеллектуальном труде возникает нервно-психическое утомление, а при чрезмерной, однообразной либо продолжительной телесной деятельности появляется мышечное или физическое утомление.

Нервно-психическое утомление порождает спад продуктивности деятельности вследствие сбоя в центральной нервной регуляции. Типичными симптомами считаются: замедленная трансляция информации, ослабление мыслительных функций, когнитивных процессов, ухудшение сенсорной перцепции. Рассматриваемый вид усталости сопровождает отвращение к профессиональной деятельности и низкая результативность труда. Иногда вслед за описанной симптоматикой может прийти депрессивный настрой, тревожность, эмоциональная лабильность, раздражительность.

Ниже перечислены ситуации, способствующие наступлению нервно-психической усталости :

– продолжительный интеллектуальный труд, требующий концентрации, высокой компетентности;

– монотонный и однообразный ритм деятельности;

– некомфортные условия деятельности;

– нарушение питания, различные хвори, семейные проблемы.

Рассматриваемая разновидность утомления может ликвидироваться в отличие от физической усталости если :

– одна деятельность, порождающая усталость, сменяется другой;

– организм оказывается в состоянии страха или тревоги, при опасности;

– происходит смена обстановки;

– возобновляется интерес к выполнению задачи, например, по причине появления новой информации;

Физическая усталость наступает как следствие изменений в мускулах, вызванных продолжительным телесным трудом. Обусловлено оно исчерпанием энергетического ресурса и скоплением молочной кислоты. Данные процессы и вызывают спад продуктивности деятельности.

Данному виду утомления сопутствуют следующие нарушения: ослабление силы, снижение точности и ритмичности движений, рассогласованность двигательных актов, что свидетельствует о причастности к формированию физической усталости нервных структур, отвечающих за движение.

Поскольку существует принципиальная общность рассматриваемых вариаций утомления, то сегодня приобрела широкое распространение классификация, базирующаяся на локализации усталости в структурах нервной системы. Поэтому также выделяют и сенсорное утомление (нарушение деятельности органов чувств), которое бывает информационным (информационная перегрузка или дефицит информации) и перцептивным (сложность в обнаружении сигнала), и эффекторное утомление (спровоцированное интенсивной физической активностью, локализуется, как правило, в участках ЦНС, отвечающих за движения).

Поскольку базисом для развития утомления является устойчивое несоответствие промежутков отдыха длительности и интенсивности труда, то самым важным профилактическим методом коррекции, цель которого состоит в недопущении доведения до усталости организма, будет правильная организация дня.

Также как уже отмечалось выше, возникновению состояния изнурённости организма способствуют неблагоприятные условия деятельности, неорганизованный быт, плохое питание, недостаток сна, громкие или интенсивные звуки. В этом случае профилактика утомления должна заключаться именно в корректировке дискомфортной обстановки.

Помимо того быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы: значительно стремительнее оно приходит при деятельности, сопровождающейся напряжением мышц, вследствие однообразной позы. Менее утомительны для человеческого организма ритмичные движения.

Итак, можно обозначить следующие профилактические коррекционные мероприятия, предупреждающие зарождение утомление, а именно:

– своевременный отдых, который может быть активным (прогулки) либо пассивным (сон);

– увеличение промежутков отдыха между выполнением отдельных задач;

– физиологическая рационализация деятельности (подразумевается антропометрическая совместимость, охватывающая учёт параметров человеческого тела, возможности обозрения пространства вокруг, положения индивида при работе, то есть организация места труда, расположение его составляющих должны быть сопоставимы антропометрическим данным работника, а также его психофизиологическим характеристикам);

– регламентация физической нагрузки и интеллектуальной деятельности;

– оптимизация рабочей позы (следует учитывать физическую тяжесть деятельности, размеры рабочей области, необходимость перемещения в ней работника в ходе выполнения задач, технологические специфики процесса деятельности, статическая нагрузка рабочего положения, время пребывания);

– механизация деятельности, санитарное благоустройство помещений (микроклиматические условия, освещённость, кубатура, вентиляция, эстетическое оформление);

– использование методов, направленные на повышение потока афферентных стимулов в ЦНС, к примеру, выполнение гимнастики, самомассаж;

– применение фармакопейных препаратов, понижающих утомление, к примеру, препаратов глюкозы, элеутерококк, витамины;

Важным профилактическим этапом является внедрение в организации, предприятии, учреждении наиболее рационального режима деятельности и отдыха, то есть разработка оптимальной системы смены периодов работы перерывами между ними. Также надобно учитывать, что продолжительность промежутков отдыха при выполнении одинакового задания должна отвечать возрастным спецификам организма.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии утомления обязательно проконсультируйтесь с врачом!

источник

Во время занятий физическими упражнениями и спортивной тренировкой, как и при любой работе, наступает утомление. В результате напряженной работы или тренировки снижается возбудимость коры головного мозга. В клетках центральной нервной системы выявляются признаки преобладания тормозных процессов над процессами возбуждения, снижается работоспособность. Переутомление это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Читайте также:  Абсолютных возможностей приводящей к утомлению необходимо включение

Утомление сопровождается чувством усталости, невозможностью продолжать работу с прежней интенсивностью. Усталость сопровождается ухудшением согласованности движений, снижением силы, быстроты, ослабляется острота восприятия различных раздражителей, понижается острота зрения, слуха, в более выраженных случаях наступает сонливость.

Известно, что если утомление, вызванное определенной деятельностью, в результате отдыха не проходит, то развивается переутомление – умственное или физическое. И в том и другом случае имеется более или менее стойкое снижение работоспособности, наступившее в результате снижения функций центральной нервной системы и других органов. Очень важно знать, что умственное переутомление сопровождается снижением работоспособности при физических напряжениях, а физическое переутомление снижает работоспособность при умственном труде.

Под перенапряжением понимают патологическую реакцию спортсмена на физические нагрузки. Оно сопровождается рядом признаков, возникающих в организме в результате интенсивной физической нагрузки, к которой организм человека ещё не подготовлен. Большие физические нагрузки предъявляют непосильные требования к функции внутренних органов, обеспечивающих работоспособность, к двигательному аппарату и центральной нервной системе. В результате наступает болезненная (патологическая) реакция организма на нагрузку, снижается работоспособность и развивается заболевание. Перенапряжение свойственно малоподготовленным, плохо тренированным спортсменам, которые проводят тренировку с большими нагрузками и участвуют в соревнованиях без достаточной подготовки или совсем не тренированными.

Различают острое и хроническое перенапряжение. Острое перенапряжение развивается в результате однократного (реже повторного) большого физического напряжения, к которому спортсмен не был подготовлен. Хроническое перенапряжение встречается чаще, чем острое. Оно свойственно малоподготовленным спортсменам, лицам, приступившим к тренировкам с большими физическими нагрузками после длительного периода полного отдыха, спортсменам, продолжающим тренировку в болезненном состоянии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9731 — | 7571 — или читать все.

источник

Дозирование физических нагрузок на уроке

Физическая нагрузка— это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена ниже, в таблице

Признаки Степень утомления
Легкая Значительная Очень большая
Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая, головы и туловища Очень сильная, выступление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение команд
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т. д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. По указанной причине постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161—175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. Наиболее эффективными и доступными приемами являются:

—изменение количества повторений одного и того же упражнения;

—изменение суммарного количества упражнений;

—изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

—увеличение или уменьшение амплитуды движений;

—варьирование величин внешних отягощений;

—выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

—изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

—изменение длины дистанций в беге, плавании, лыжах;

—проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

—варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

—увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Общая и моторная плотность урока.Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В. Ф. Новосельский, 1989):

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tобщ:

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

—неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

—неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

—излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

—неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 6784 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник