Меню Рубрики

Зрительные гимнастики на снятие зрительного утомления

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц

1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8—10 раз.

2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно-так 8—10 раз.

3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; так 8—10 раз.

4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4—6 раз.

Упражнения на улучшение процесса аккомодации

1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2—3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25—30 см, через 3—5 секунд руку опустите; повторите так 10—12 раз.

2. Обоими глазами смотрите 3—5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6—8 раз.

3. В течение 3—5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3—5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6—8 раз.

4. «Метка на стекле». Находясь в 30—35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3—5 мм, затем, вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2—3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1—2 секунды, после чего поочередно переводите взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренируйтесь по 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10— 15 дней. Упражнение можно выполнять 2—3 раза в день.

Упражнения на снятие зрительного утомления

Упражнения выполняйте через каждые 20—25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева — направо.

2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх — вниз и вниз — вверх.

3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева — направо.

4. То же самое, но справа — налево.

5. Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.

Комплекс упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата (комплекс Ю.А. Утехина)

Упражнения в домашних условиях выполняются с применением специальной маски и не требуют дополнительных затрат времени, так как осуществляются при просмотре телевизионных передач и чтения книг.

Маска изготавливается из плотного картона, наподобие карнавальной, с той лишь разницей, что отверстия диаметром 10 мм делаются не против зрачков глаз, а смещаются на 15—20 мм к виску. Больной должен смотреть телевизор одним глазом, сильно скашивая его к виску, то есть тренируя наружную мышцу глаза. Постепенно, по мере усиления мышц глаза, учитывая настойчивость и успехи пациента, отверстия в маске можно делать все дальше от переносицы. Ребенка нужно сажать так, чтобы, например, при «смотрении» правым глазом правое плечо было направлено к экрану. Глаза тренируются постепенно: продолжительность работы каждого глаза индивидуальна; вначале 15—20 мин., впоследствии до 1 часа. При косоглазии дольше должен работать глаз, который чаще косит.

Для этой цели можно использовать и оправу от очков (ее размер должен соответствовать межзрачковому расстоянию у ребенка), заклеив два очковых проема лейкопластырем так, чтобы больной не мог подглядывать ниже или выше, а мог только смотреть вбок к виску, за краем оправы.

При выполнении упражнения обычная окклюзионная наклейка снимается. Чтение книги выполняется по этому же методу, однако книгу вместе с подставкой размещают выше поверхности стола на 10—15 см, используя при этом какой-либо предмет или стопку книг, журналов.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1290 | Нарушение авторских прав

источник

Ежедневно человек воспринимает из окружающего мира большое количество информации, что требует много внимания и почти постоянного напряжения глаз. Естественно, что в конце дня, особенно после работы за компьютером, глаза устают, появляется ощущение сухости.

В результате незначительные симптомы могут перетекать в серьезные проблемы с органом зрения. Поэтому даже если человек является счастливым обладателем хорошего зрения и не имеет проблем со здоровьем, ему все равно требуется полноценный отдых для глаз, который может быть не только пассивным, но и активным. Он заключается в выполнении группы упражнений.

От состояния глазных мышц во многом зависит работоспособность. Поэтому глазам, как и всему телу, требуется здоровая физическая нагрузка, получаемая при выполнении комплекса определенных упражнений. Но необходимо помнить, что эти упражнения для глаз полезны и эффективны только тогда, когда они выполняются регулярно и правильно. Основная цель такой зарядки — тренировка глазных мышц, бездеятельных при выполнении трудовых операций, и расслабление тех, на которые ложится основная нагрузка. Гимнастика — это эффективная профилактика переутомления и заболеваний органа зрения.

Рекомендуется упражнения для улучшения зрения делать несколько раз в день. Это не отнимает много времени, достаточно всего пяти минут для выполнения одного комплекса. Вы сразу ощутите более комфортное состояние, исчезнет усталость глаз. А регулярность упражнений для улучшения зрения обеспечит Вам избавление от усталости глаз.

Упражнение 1. Крепко закройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 6–8 раз.

Упражнение 2. Положите три пальца соответствующей руки на закрытые глаза и слегка надавите на них. Удерживайте руки на веках в течение 1–3 секунд. Повторите действие 3–4 раза.

Упражнение 3. Не меняя положения головы

начинайте медленно переводить взгляд справа налево,

с потолка на пол и обратно. Повторите действие 8–12 раз.

Упражнение 4. Вытяните правую руку и поднимите указательный палец. Посмотрите на него в течение 3–5 секунд обоими глазами.

После этого на 3–5 секунд закройте один глаз и смотрите другим. Затем снова посмотрите двумя.

То же самое сделайте для другого глаза. Повторите действие 6–8 раз.

Упражнение 5. Положите пальцы на виски и слегка сдавите их подушечками. После этого 10 раз моргните в быстром темпе, но не зажмуривайтесь.

Затем закройте глаза и расслабьте веки, глубоко вдохните 2–3 раза. Повторите действие 3 раза.

Упражнение 6. Быстро поморгайте 2 минуты, но не зажмуривайтесь. Это способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 7. На 3–5 секунд крепко зажмурьтесь, после чего на 3–5 секунд откройте глаза.

Повторите действие 7 раз. Данное упражнение способствует укреплению мышц век, улучшению, расслаблению мышц глаз, кровообращения.

Упражнение 8. Перемещайте в разных направлениях взгляд: по кругу (сначала по, затем против часовой стрелки), влево — вправо, вверх — вниз, рисуя восьмерку. Глаза можно оставить открытыми или закрыть, как Вам удобнее. Если занимаетесь с открытыми глазами, то при перемещении взгляда смотрите на ближайшие от Вас предметы. Это способствует укреплению мышц глаз.

Упражнение 9. Положите три пальца соответствующей руки на верхние веки и слегка нажмите. Через 1–2 секунды можете убрать пальцы с век. Повторите действие 3 раза. Это необходимо для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости.

Упражнение 10. Встаньте около окна и сосредоточьте взгляд на предмете, который находится близко от Вас (например, на точке на стекле).

Затем переведите свой взгляд на дальний объект за окном. Повторите действие 10 раз. Упражнение способствует снятию утомления со зрительной системы, особенно при выполнении работы на близком расстоянии.

Особая эффективность наблюдается от гимнастики для глаз при работе на компьютере.

Выполнив каждое упражнение, закройте и расслабьте глаза на 1 минуту.

Слабая циркуляция крови возле глазных мышц является одной из причин ухудшения зрения и частой усталости глаз. Чтобы улучшить кровообращение необходимо двигать глазами вправо, влево, вверх и вниз по прямой горизонтальной и вертикальной линиям, а также по диагонали. Затем необходимо вращать глазами почасовой и против часовой стрелки. После этого можно быстро и интенсивно зажмуривать и расслаблять глаза. Поставив палец на переносицу необходимо постараться увидеть его одновременно обоими глазами, после чего быстро поморгать. Можно наклеить на окно небольшую метку, например, вырезанный из бумаги круг, и определить объект, находящийся далеко. Отойдя от окна на расстояние двух метров необходимо переводить взгляд с оконной метки на объект, расположенный вдали и обратно.

Если ваша работа связана с компьютером, тогда это упражнение для улучшения зрения стоит делать каждый час, делая перерыв в работе всего на три минуты. Необходимо сидя на стуле отклониться назад, сделав глубокий вдох, и на выдохе вернуться вперед. Откинувшись на спинку стула стоит сильно зажмуриться, а вернувшись в исходное положение — открыть глаза. Держа руки на поясе нужно повернуть голову влево и вправо таким образом, чтобы увидеть локти. Закончив упражнение, необходимо посмотреть вверх, и вращать глазами сначала почасовой, а затем и против часовой стрелке. Вытянув руки перед собой, не двигая головой необходимо приковать свой взор к кончикам пальцев. На вдохе можно поднять руки вверх, а на выдохе — опустить вниз. При этом голова остается на месте, а за пальцами важно следить исключительно глазами.

Упражнения для остроты зрения будут действенными, только если глаза будут избавлены от усталости. В этом упражнении необходимо плавно и медленно нарисовать глазами в воздухе восьмерку. Повторить это упражнение стоит пять раз в разных направлениях. Вытянув правую руку перед собой необходимо зафиксировать взгляд на большом пальце, отведя руку вправо важно провожать взглядом большой палец правой руки, не двигая головой. То же самое необходимо проделать с левой рукой и повторить по пять раз. Можно поочередно фиксировать свой взгляд на ближнем и дальнем объекте.

Ну и конечно же не забывайте проходить профилактические осмотры у врачей — офтальмологов. Причин ухудшения зрения много, но определить это могут только специалисты.

У нас Вы можете пройти обследование у высококвалифицированных врачей, кабинет офтальмолога оборудован всем необходимым современным диагностическим оборудованием.

Читайте также:  Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Записаться на прием Вы можете по телефону или через свой личный кабинет — выбрав наиболее удобное для Вас время приема.

источник

В данном материале описывапются симптомы зрительного утомления, значимость гимнастики для глаз и основные правила ее проведения . Также описаны три оздоровительных комплекса упражнений для глаз.

Упражнения для снятия зрительного утомления.

Ученые утверждают, что более 80 % всей информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью органов зрения. Ни один другой орган чувств не испытывает большей нагрузки, как глаза, причем это происходит не только во время профессиональных обязанностей, но и в свободное от работы время.

Симптомы зрительного утомления:

  • снижение работоспособности,
  • возникновение головной боли, чувство тяжести в затылке,
  • рассеянность,
  • чувство апатии,
  • глаза краснеют, слезятся,
  • возникает резь,
  • размытое изображение, двоится в глазах.

Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может на 90% снизить способность думать и концентрировать внимание.

В результате однообразных, постоянно повторяющихся действий глаза не могут расслабиться, они не имеют возможности перемещаться с темного фона на светлый, с близких расстояний на удаленные, с мелких предметов на крупные, чтобы испытывать необходимый контраст. Таким образом, центральное и периферическое зрение не подвергаются нагрузке (центр. Позволяет рассматривать мелкие детали предметов, периферическое – дает возможность ориентироваться в пространстве). Это приводит к тому, что глаза напрягаются, их работоспособность снижается, и общее состояние зрения ухудшается. Следовательно, необходима тренировка зрения, включающая упражнения для снятия напряжения с глазных мышц и восстановления работоспособности глаз. Цель – за короткое время эффективно снять напряжение глаз, уставших от интенсивной работы на близком расстоянии.

Гимнастика для глаз – простой, но чрезвычайно эффективный способ помощи самому себе в форме упражнений для расслабления глазных мышц и тренировки подвижности глазных яблок.

Она впервые с успехом была применена в начале 20-х годов нью-йоркским офтальмологом, доктором медицинских наук Уильямом Бейтсом при лечении пациентов с нарушением зрения. Его гимнастика для глаз легла в основу современной методики целостной тренировки зрения. Его последователями стали : Брэгг, Хаксли, Корбетт, Агарвал и другие.

Выполнение гимнастики для глаз не требует больших затрат времени, однако, приступая к упражнениям, необходимо соблюдать определенные правила:

  • Во время выполнения упражнений всегда снимать очки
  • Сидеть прямо, свободно, не напрягаясь
  • Голову не опускать
  • Шея должна составлять прямую линию с позвоночником
  • Следить за дыханием
  • Сосредотачивать все свое внимание на глазах

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами (повороты, круговые движения и т.п.) несомненно, они приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление.

  • Укрепляют глазные мышцы, снимают с них напряжение
  • При ежедневном их выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость до преклонного возраста
  • Активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода
  • Наблюдается улучшение зрения

История разработки отечественными специалистами упражнений для глаз начинается с предложений украинского офтальмолога профессора А.Б.Дашевского. По его предложению, с 1946 года стали внедрять в практику ежедневные упражнения (по 15-20 минут) с вогнутыми линзами. Дальше разработки продолжили – Э.С.Аветисов, Е.Е.Сомов, Федоров и другие.

Приведем несколько простых упражнений. Которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом 1-2 мин

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 сек
  • Поморгать
  • Зажмуриться
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (8-10 раз)
  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

В современной офтальмо-гигиенической литературе приводятся разнообразные комплексы упражнений для детей и взрослых.

Важно помнить, что любой комплекс упражнений эффективен, если его выполнять произвольно, в ритме и систематически.

Оздоровительный комплекс упражнений для глаз

Указанные упражнения можно выполнять с любого возраста ребенка, главное суметь обучить его правильно и регулярно делать упражнения.

— улучшение и сохранение зрения

— профилактика близорукости и дальнозоркости

1 комплекс : простейшие упражнения для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности (релаксационный комплекс)

Использование приемов этой группы должно стать привычкой в процессе рисования, длительного наблюдения, просмотра телепередач и т.п.

К первой группе относят приемы, которые можно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы. По содержанию – это манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и т.д.

Для достижения наибольшего эффекта в плане снятия напряжения с глаз, офтальмологи рекомендуют накрывать глаза ладонями (без надавливания), добиваясь максимального отдыха глаз в условиях темноты (пальминг).

Например, прикрытие глаз актуально использовать после зрительного сравнения двух или нескольких объектов между собой между собой, при рассматривании иллюстрации сюжетной картины (по установке взрослого), после обводки трафаретов и выполнения геометрических заданий.

  • Использование элементов аутотренинга (до 10 минут)

Основоположником аутогенной тренировки считается австрийский профессор И.Шульц. Аутогенную тренировку рекомендуется проводить 2-3 раза в день по 7-10 минут.

  • Использование элементов бесконтактного массажа (тепловое нагревание) (продолжительность до 2 минут)
  • Выполнение упражнения «пальминг» (по методике У.Бейтса и М.Корбетт) (продолжительность от 50сек до 3 мин)

Нет более эффективного и простого упражнения для снятия напряжения с глаз и зрительного центра в головном мозге, чем пальминг (в переводе с англ. «palm» — «ладонь») при ежедневной работе, связанной с длительным рассматриванием близко расположенных мелких предметов

  • Снять очки
  • Сесть прямо, свободно, дышать естественно и легко
  • Энергично потереть ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими
  • Поставить локти на стол
  • Расслабить плечи, не поднимать их вверх
  • Закрыть глаза и прикрыть ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза.

После пальминга несколько раз поморгайте, поднимите руки вверх, хорошо потянитесь. Воздействие пальминга можно усилить за счет визуализации (мысленного представления приятных различных образов). Например: медленно плывущие, но лазурному летнему небу облака; легкие волны на озере; лужайку, покрытую молодой ярко-зеленой травою и т.п.

Спокойная тихая музыка может дополнительно усилить воздействие упражнения

2 комплекс : упражнения для тренировки и укрепления глазодвигательных мышц и окологлазных мышц. (динамический комплекс)

это комплекс упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются мышцы глаз, улучшается аккомодация, улучшается циркуляция крови и внутриглазной жидкости, расслабляются аккомодационные мышцы. Внимание: перед выполнением упражнений рекомендуется выполнить комплекс (не менее 5 минут)

с индивидуальным выбором наиболее эффективных упражнений, снижающих зрительное напряжение. Все упражнения выполняются без очков и без напряжения зрения

  • Выполнение поворотов глазного яблока по горизонтальной, вертикальной, диагональным траекториям (направлениям)
  • Снять очки
  • Сесть удобно
  • Двигаются только глаза, голова остается неподвижной
  • Смотрим вверх-вниз
  • Повтор 5-6 раз
  • Потом поморгать
  • Смотрим влево-вправо
  • Повтор 5-6 раз
  • Потом быстро поморгать
  • Смотрим по диагонали: вправо вниз, влево вниз

Продолжительность до 3 мин, все упражнения делаются сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми

  • Выполнение поворотов глазного яблока по различным направлениям с использованием «тест-объекта» (флажок, ручка, карандаш, игрушка на палочке и т.д.)

Двигаем флажок по разным направлениям и одновременно следим за движением флажка

  • Выполнение поворотов глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки с открытыми и закрытыми глазами

3комплекс: дополнительный релаксационный и аккомодационный.

Упражнения направлены на сброс зрительного напряжения

  • перемещение
  • взгляда с одного предмета на другой

Несколько раз переводить взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от вас

Упражнение выполняется медленно

  • взгляда по периметру окружающих предметов
  • взгляда на отдаленно расположенные объекты на открытом пространстве (на улице)

Направить свой взгляд вдаль

Однако в отличие от первого упражнения делаем поэтапно, перемещая взгляд от близко расположенного предмета к более удаленному, затем к предмету, расположенному еще дальше и, наконец, к совсем далекому

Перемещая взгляд, не торопимся

Когда взгляд дошел до самого далекого предмета, задержите на нем внимание не несколько секунд, а затем перемещайте взгляд обратным путем. Т.е. с самого дальнего на все менее удаленный

  • повороты глаз по зрительным контурам окружающих предметов
  • повороты глаз в различных направлениях с помощью партнера
  • упражнение «Метка на стекле»

Продолжительность выполнения упражнений – 3 минуты

В последнее время, стали для снятия зрительного напряжения, стали применять соляризацию или солнечные ванны.

Солнце также благотворно влияет на укрепление клеток сетчатки и зрительного нерва, поддерживает здоровые глаза в хорошем состоянии и укрепляет слабые глаза, активизирует обмен веществ в них, снимается глазное, нервное и мышечное напряжение и т.д.

Дайте несколько минут отдыха глазам. В ясную солнечную погоду регулярно укрепляйте глаза

Главное требование: делать это упражнение только с закрытыми глазами

На начальном этапе достаточно 30 секунд, затем продолжительность увеличивается до 5 минут.

  • Снять очки
  • Закрыть глаза, встать лицом к солнцу (обязательно на свежем воздухе, а не в помещении через оконное стекло)
  • Свободно поворачивайте голову то влево, то вправо, чтобы солнечный свет заливал ваше лицо со всех сторон
  • Потом сделать пальминг

И в заключении хочется сказать, берегите свое зрение и зрение детей, имейте правильные зрительные привычки:

  • моргайте и двигайтесь: непрерывно и автоматически
  • дышите: легко и непрерывно
  • смотрите на ближние и удаленные объекты
  • возбуждайте в себе интерес: во время рассматривания объекта постоянно перемещать взгляд по нему
  • воспринимайте все, что увидели, без усилия
  • часто закрывайте глаза, чтобы им дать отдых

(при близорукости – с того расстояния, с которого вы видите без труда, а затем следует немного отодвигать)()

источник

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Возможные причины нарушения зрения:

Читайте также:  Скорость утомления мышцы зависит от

1. Перенапряжение зрительного органа.

2. Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

3. Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

4. Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

«Зрительная гимнастика как компонент здоровьесберегающий технологии на уроках по обучению и воспитанию детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психического и личностного развития»

1 Причины нарушения зрения школьников

2 Зрительная гимнастика на уроках

3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

1 Причины нарушения зрения школьников

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Возможные причины нарушения зрения:

Перенапряжение зрительного органа.

Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

Нарушение зрения у детей большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной

работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение н. с. и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий

на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у

детей как большую, сложную проблему.

2 Зрительная гимнастика на уроках

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты

Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.

Профилактические упражнения для глаз.

— Исходное положение — сидя за партой.

-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.

-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.

-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.

— Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.

— Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.

-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза. — Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.

— Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза.

— Закрыть глаза. Выполнить круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2,3 раза в каждую сторону.

— Поморгать глазами. Повторить 5,6 раз.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для снятия зрительного утомления:

Капля первая упала «кап — кап» — пальцем стучать

И вторая побежала «кап — кап» — по ладошке

Мы на небо посмотрели — смотреть вверх

Капельки «кап — кап» запели — постучать по голове

Намочились лица, — вытирать лицо

Туфли — посмотрите — посмотреть на туфли

Мокрыми стали — показать руками

Плечами дружно поведем — трясти плечами

От дождя убежим — бег на месте

Под кусточком посидим — присесть

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет и не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!

Очень важно обращать внимание ребят на настроение, с которым они выполняют упражнения физкультминутки. Радостное, приподнятое настроение освежает, дает заряд энергии.

Упражнение «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.

Чертим круг по часовой стрелке и обратно.

Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.

Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.

Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.

Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.

Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

Рисование носом. Садимся прямо, закрываем глаза, представляем, что наш нос – это карандаш. Которым можно выводить буквы или рисунки. Медленно опускаем и поднимаем голову, очерчивая им любое угодное вам послание. Упражнение не только помогает расслабить глаза, но и снимает усталость с шеи.

Сквозь пальцы. Перед лицом ставим согнутые в локтях руки, смотря через пальцы вдаль переводим взгляд из стороны в сторону, не фокусируясь на определенном объекте.

3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

Все работы с детьми осуществляются по принципу играя — лечимся.

Все мероприятия в классах профилактики глазной патологии должны

быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.

Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах проводятся по принципу ограничения зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.

В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные упражнения). Осуществлять контроль за правильной посадкой.

Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды

Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер

.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером

источник

Екатерина Барановская
Зрительная гимнастика, ее место и роль в организованной образовательной деятельности

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые приходится основная нагрузка.

Зрительная гимнастика предполагает совершенствование движений глазами в различных направлениях из разных исходных положений. Последовательно переводить взгляд с предмета на предмет, находящиеся в разных местах, фиксировать взгляд на предметах, находящихся на различных участках площадки, зала, комнаты; находить предметы вблизи, вдали; прослеживать глазами действия согласно словесному слогу.

Офтальмологами доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связаны со зрительным напряжением, на 10-11 минуте в течение 2-3 минут,

— на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут,

— в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтение, рассказывание, то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой — это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Читайте также:  Синдром психологического выгорания стадии утомления

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

— сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

— следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным;

— сосредоточить все внимание на глазах;

— после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

— с индивидуальными офтальмотренажерами;

— с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

— анимированные зрительные гимнастики.

Виды зрительной гимнастики для глаз.

Упражнения на улучшение и укрепление аккомодации (рекомендуется для детей с расходящимся косоглазием)

«Круговые движения головой»

Зрительная гимнастика на укрепление глазодвигательных мышц.

Зрительная гимнастика на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости.

Упражнения для снятия зрительного утомления

Игры на развитие прослеживающей функции глаза.

«Проследи за движением флажка»

«Проследи за движением машин»

«Проследи, как летит бабочка»

«Посмотри, как качается фонарик»

• Лабиринты разнообразные.

Игры, способствующие развитию фиксации взора и повышению остроты зрения.

• Магнитные игры: «Ловись, рыбка!», «Посади бабочку на цветок такого же цвета»

«Подбрось мяч вверх и поймай его»

«Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик»

«Сколько лампочек загорится на панели и какого они цвета?»

«Нарисуй фигуры по трафарету»

• Закрашивание контура, силуэта.

• Штриховка контура, силуэта.

• Собирание мелких предметов по группам.

Упражнения, способствующие развитию органов зрения.

• Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения.

• Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

• Упражнения по улучшению процесса аккомодации.

• Упражнения на снятие зрительного утомления.

Комплекс упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата.

• Упражнения на укрепление наружных мышц глаз.

• Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза.

• Упражнения на укрепление окологлазных мышц.

• Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питания глаз и лечение близорукости.

• Общеукрепляющие упражнения для глаз.

Игровые упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста по снятию зрительного утомления.

• Массажный тренинг «Третий глаз»

• Игровая гимнастика для пальцев

В век компьютерных технологий появилась возможность и необходимость использовать в работе анимированную зрительную гимнастику.

Упражнения имеют лечебный, образовательный и игровой характер, что важно для детей дошкольного возраста. Дети отправляются в путешествие вместе со сказочным персонажем под музыку, закрепляют умение ориентироваться в пространстве.

Анимированные зрительные гимнастики создаются в программе PowerPoint. Чаще всего, на практике презентации, созданные в данном редакторе, используют только для эффективной визуализации выступлений перед аудиторией. Но возможности PowerPoint очень разнообразны. Одной из таких возможностей является анимация и функция триггер.

Триггер – это средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку.

Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными, то есть предметы могут двигаться в разных направлениях, появляться и исчезать, привлекая внимание детей сказочными персонажами и героями.

Триггер в переводе с английского означает спусковой крючок, затвор. С помощью триггера можно задать действие любому объекту, причем последовательность этих действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации. Открывать задания можно по мере их выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации. Несомненно, презентации с триггерами очень интересны. Они уже больше похожи на флеш-игры, ведь мы задействуем анимационные эффекты. А если добавить еще и звуки!

На самом деле создать презентацию с триггерами не так уж сложно. Самое главное — четко усвоить алгоритм действий.

По рекомендациям врача-офтальмолога, учитывая зрительные диагнозы и зрительные нагрузки плеоптического или ортоптического периодов лечения, составляются комплексы гимнастик с использованием ИКТ.

Комплекс составляется также с учетом возрастных особенностей с постепенным усложнением, содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных прослеживающих движений глаз и пространственной ориентировки. Также в него включаются задания, способствующие развитию графических способностей детей, внимания, мышления.

Зрительная гимнастика как здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях для детей с нарушением зрения Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «В гостях у бабушки» в младшей группе.

Опыт работы по теме: «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Опыт работы по теме «Место и роль.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Зрительная гимнастика младшая группа повторять 2-3 раза сентябрь Огуречик Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.

Зрительная гимнастика для дошкольников Зрительная гимнастика:• проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; • благотворно.

Зрительная гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций,.

Зрительная гимнастика в коррекционной работе логопеда Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное.

источник

Презентация физкультминутка «Упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия зрительного утомления»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Комплексы физических упражнений для проведения физкультурных минуток на уроках и переменах

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения Так эффективны и занимают так мало времени, что могут проводиться не только на обычных уроках, но и во время контрольных работ. Особенно необходимы старшеклассникам.

Исходное положение –сидя, голова прямо. 1-плавно наклонить голову влево; 2-плавно наклонить голову вправо. Плечи не поднимать. Повторить 5-6 раз.

Исходное положение –сидя, голова прямо. 1-плавно наклонить голову вперед; 2-плавно наклонить голову назад. Плечи не поднимать. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.

Исходное положение –сидя или стоя, голова прямо, руки на поясе. 1-плавно голову повернуть влево; 2- И.п. 3-плавно голову повернуть вправо; 4- И.п. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.

Исходное положение –сидя, голова прямо. 1-в среднем темпе сделать 5-6 круговых движений головой в правую сторону; 2- И.п. 3-столько же круговых движений головой сделать в левую сторону; 4- И.п. Повторить 1-2 раза. Темп медленный.

Упражнения для снятия зрительного утомления Должны дать отдых глазам в интервалах между чтением. Необходимы после занятий с компьютером

Исходное положение – сидя, голова прямо. 1-закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, сосчитать до 5; 2-широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить 5 – 6 раз.

Исходное положение – сидя, голова прямо. 1-быстро поморгать; 2- закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считать до 5. Повторить 5-6 раз.

Исходное положение – сидя, голова прямо. 1-крепко зажмурить глаза, сосчитать до 5; 2-открыть глаза, посмотреть вдаль, сосчитать до 5; 3- зажмурить глаза, сосчитать до 5; 4-открыть глаза, посмотреть на предмет вблизи, считая до 5. Повторить 5 – 6 раз.

Исходное положение – сидя, голова прямо. 1-посмотреть на кончик своего носа, сосчитать до 5; 2- перевести взгляд вдаль, считать до 5. Повторить 5-6 раз.

Исходное положение – сидя, голова прямо. 1-в среднем темпе проделать 5-6 круговых движений глазами в правую сторону; (вверх – вправо – вниз — влево) 2-в среднем темпе проделать 5-6 круговых движений глазами в левую сторону (вверх – влево – вниз — вправо) 3- расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль, сосчитать до 5. Повторить 1-2 раза.

Исходное положение – сидя, голова прямо. 1-посмотреть вправо; 2- медленно перевести взгляд влево, считать до 5. Повторить 5-6 раз.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Презентация составленная из комплекса упражнений для физкультминуток, проводимых во время урока. Комплекс упражнений направлена на улучшения мозгового кровообращения.Другая часть комплекса упражнений направлена на снятие зрительного утомления учащихся. Упражнения так эффективны и занимают так мало времени, что могут проводиться не только на обычных уроках, но и во время контрольных работ.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник